Колесо истории. Далматовский монастырь

Славен был в Зауралье духовный род Удинцевых. Свято почитал он традиции своего сословия. Одним из его представителей оказался Антоний. Появился он на свет в самом начале XIX века в селе Скородумском и крещен был в местной Спасской церкви. Стояла там в те времена вторая по счету деревянная церковь, возведенная еще в 1761 году на месте ранее сгоревшей. Служил в ней священником отец Антония – Андрей Гаврилов.
 
Расположилось село всего в 25 верстах от города Ирбита. Как повествуют старые документы, первыми поселенцами той территории оказались выходцы из великорусских губерний. Об этом свидетельствуют, например, существующие до сих пор фамилия Новгородовых и названия окрестных деревень – Ярославская, Костромина. Считается, что первые поселенцы пришли сюда в смутное время в поисках спокойной жизни. Вторые поток нахлынул в период царствования Петра Великого для укрытия от тяжестей налогов и от ненавистной солдатчины.

Коротким оказалось детство отрока. Отправили Антония из дома в возрасте одиннадцати лет для получения духовного образования. Согласно Послужному списку обучался он в течение одиннадцати лет: с 10 января 1813 года по 15 июля 1824 года. В тот период времени в Пермской Духовной  Семинарии (ПДС) преподавали словесность и математику, историю церковную и всеобщую, богословие и философию, а также языки – еврейский, греческий и латинский.

Трудно жилось Антонию. Нечего и удивляться, что не показал он особенно больших способностей при обучении. Предстал пред ним чужой город, находящийся далеко от дома. К тому же очевидно весьма скудной была родительская помощь. Последние три года продолжал он учебу, когда батюшка его отец Андрей уже отправился в мир иной. По всей видимости не получал он поддержки и от многочисленных родственников. Многое остается пока за гранью познанного.

Окончил Антоний ПДС по 2-му разряду и шестым по успеваемости из 16 человек третьего выпуска, к которому он относился. Об этом свидетельствует статья в  Пермских Епархиальных Ведомостях (ПЕВ) за 1870 год..

По решению правления Пермской семинарии и по утверждению Епархиального Преосвященнейшего направлен был Антоний учителем 2 класса в Далматовское приходское духовное училище. Не совсем понятно, с каких позиций стоит рассматривать данный факт: как признак доверия или изгнания? С одной стороны должность почетная и назначение последовало сразу в высший класс, а с другой – поселение Далматово было  довольно маленьким и находилось в далекой провинции.

                ***               

Заметки на полях. Далматово… Очень интересно рассказал об истории тех мест Павел Распопов. Так сложилось, что жизнь города Далматова всегда была тесно связана с Далматовским Успенским монастырем, который был основан около 1644 года, спустя чуть более полувека после легендарного похода Ермака. Связь с Ермаком у этих мест куда больше, чем может показаться. Ведь Далматовский монастырь основан прямым потомком одного из казаков ермаковской дружины – Дмитрием Ивановичем Мокринским. Ударившись после смерти любимой жены в веру, взял он себе имя Далмат. Первое время Далмат жил на берегу Исети в вырытой им пещере. Затем основал монастырь, возле которого вскоре возникло поселение – Служняя слобода. В 1691 году по названию возведенной в центре селения деревянной церкви Николая Чудотворца слободу переименовали в село Николаевское.

Раскинувшийся на высоком левом берегу реки Исеть Далматовский монастырь не раз сжигали дотла башкиры, татары и калмыки, пытавшиеся вытеснить русских со своих прежних земель.

С 1707 по 1720 годы здесь возвели первое в этих зауральских местах каменное здание – трехпрестольный Успенский собор, окруженный неприступными каменными стенами с двумя высокими башнями. Строительством руководил сын Далмата - архимандрит Исаак. Строили добротно, на века.
 
Многое пришлось испытать поселенцам. В 1762 году восставшие крестьяне почти полгода осаждали Далматовский монастырь, отрезали его от внешнего мира. Это восстание получило название «Дубинщина».

В середине февраля 1774 года практически весь Урал охватила «пугачевщина». К стенам Далматовского монастыря подошло огромное пятитысячное пугачевское войско под руководством атамана Пестерева. Защитников монастырской крепости было на порядок меньше – всего около 400. Ожесточенная борьба за Далматовский монастырь
продолжалась почти месяц.

Этой осаде выдающийся уральский писатель Д.Н. Мамин-Сибиряк посвятил одну из своих интереснейших повестей – «Охонины брови». Прототип описываемого там Прокопьевского монастыря – это и есть Далматовский мужской монастырь.

Но вернемся к истории этих мест. За заслуги в подавлении пугачевского бунта Екатерина II в 1781 году пожаловала селу Николаевскому статус уездного города, названного по имени основателя монастыря Далматовым. Однако вскоре Далматовский уезд объединили с Шадринским и город превратился в обычный, заштатный. В начале XX веке его и вовсе преобразовали в село.

Тем не менее, жизнь в Далматово кипела. Проходившая здесь ежегодно 6 декабря богатая Никольская ярмарка была широко известна. В Далматово жило немало купцов. В центре города и сейчас сохранилось много старых купеческих домов, служащих украшением города.

До революции монастырь располагал богатой библиотекой и ценнейшим архивом. В революционные годы, когда дорвавшиеся до власти крестьяне уничтожали малейшие напоминания о прошлом, известному краеведу В.П. Бирюкову немалыми усилиями удалось спасти уникальный монастырский архив и часть старых книг. Переживший немало тяжелых испытаний и восстаний, Далматовский монастырь прекратил свое существование в окаянные дни революционных событий.

Однако история совершила очередной поворот. С 1994 года в церкви «Всех Скорбящих Радость» хранится рака с мощами основателя монастыря – старца Далмата, а сам он был причислен к лику святых, правда, по церковной иерархии лишь местного значения.

                ***               

Далеко отошла я от основной темы повествования. Но ведь это история нашей страны, преломленная через судьбы множества людей.

К середине 19 века (1856 год), когда Антоний Андреевич прочно обосновался в городе, население его насчитывало около 4600 человек. Важно, что построил он для семьи деревянный дом, как именовали ранее «благоприобретенное имение». О семье его известно мало. Жену величали Ксения Ивановна, и была она на год моложе мужа. Неизвестно, когда они венчались. В возрасте 31 года записан при нем единственный ребенок -  одномесячная дочь Анна. Позднее, в 1837 году рождается наследник – сын Мартиниан.

Служба проходила относительно спокойно. В Формулярном списке Удинцева нет указаний на штрафы и подследственные дела.  Количество учащихся как обычно колебалось в довольно широких пределах. Попадались умные ученики. Из общего ряда можно выделить самых известных и почитаемых – это изобретатель радио А.С. Попов, писатель и путешественник К.Д. Носилов, основатель Томского университета В.М. Флоринский, глава русской миссии в Иерусалиме архимандрит Антоний. Наряду с ними оказывались и нерадивые. Слабоуспевающие ученики исключались из Духовного училища с выдачей им свидетельства. Об этом можно узнать из копии следующего документа:  «Свидетельство. Объявитель сего Далматовского Духовного Уездного Училища нисшего отделения ученик Александр Загуменный Шадринского уезда Теченского села Введенской церкви былого пономаря Льва Загуменного сын, имеющий от роду 19 лет, поступив в Далматовское Духовное училище в 1842 году сентября 3 дня обучался в оном: При способностях и прилежании — слабых. Языкам латинскому, греческому — слабо, Пространному Катихизису — мало, Грамматикам Российской и Славянской — мало, Церковному уставу и церковному пению — мало.

Ныне на основании § 26 устава Духовных Уездных Училищ из ведомства училищного по малоуспеваемости исключен, с таковым об нем, Загуменным, показанием, что он может быть определен не более, как только в низший разряд церковнослужителей... Июля 15 дня 1848 г. Подписи: Смотритель Далматовского училища Игумен Мефодий, инспектор Гаврил Лаврентьев, учителя Антоний Удинцев, Василий Боголепов».

Перечислены все изучаемые предметы и полный штат преподавателей. Среди них указан Антоний Удинцев. Отрадно читать такие строки.

Если рассматривать службу Удинцева в хронологическом порядке, то можно увидеть следующие изменения:
= 1828 год: перемещен учителем греческого языка в высшее отделение;
= 1829 год: за усердную службу назначено квартирное пособие по 21 рублю 45 копеек в год. Значит, собственный дом был построен позднее указанной даты;
= 1838-1839 годы: временно преподавал в низшем отделении славянскую грамматику, устав церковный и нотное пение;
= 1843 год: по определению Св.Синода согласно желанию уволен из духовного звания в светское. Весомое изменение в жизни 41-летнего Антония Андреевича. Сложно сказать, чем был обусловлен данный поступок, поскольку оставался он и далее на прежнем месте службы;
= 1852 год: «по собственному прошению уволен от училищной службы и тогда же за свыше – 25 летнюю училищную  службу Святейшим Синодом назначена ему пенсия, состоящая из годового оклада училищного жалованья, 185 руб. 90 коп. в год».

Долгую жизнь прожил Антониан Андреевич. Сохранились указания, что скончался он в возрасте 81 года в 1883 году.

Известно, что сын его Мартиниан обучался в ПДС вместе со своими двоюродными братьями – Аристархом и Антиохом Дмитриевичами. Вышел он из стен семинарии в 1856 году по 2-му разряду 44 по счету из общего количества учеников в 47 человек. Нет сведений о его дальнейшей судьбе. Согласно книгам, издаваемым епархиальным начальством некий Мартиниан Удинцев служил диаконом вплоть до 1870 года в селе Антоновском Ирбитского уезда. Там же в 1882 году числилась просфорней его жена вдова Агриппина Григорьевна. Не могу точно сказать – о нем идет речь или это просто совпадение фамилий и имен. Если это сын, то рано скончался Мартиниан Антониевич – в возрасте 33 лет.

                ***               

Колесо истории. Лежит передо мной рукописный вариант Воспоминаний Бориса Дмитриевича Удинцева (1891 - 1973), сына родной сестры писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка.

Доводился ему  Антоний Андреевич двоюродным прадедом. Не убеждена, что знал Борис Дмитриевич о существовании своего столь отдаленного предка вообще. Но есть в его труде упоминания о Далматовском монастыре: «Более интересными были для дяди Николы (Г.М. - старший брат писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка) выезды его в Далматовский монастырь, игуменом которого был архимандрит Агафон, в миру Александр Петрович Колесников, муж Александры Семеновны, сестры Анны Семеновны Маминой (Г.М. - мать писателя)».

Позднее удалось установить следующие данные об архимандрите Агафоне. Колесников Александр Петрович окончил  ПДС в 1852 году по первому разряду и 15 по успеваемости из 53 выпускников. По всей видимости,  сразу был направлен священником к Сретенской церкви города Ирбита. По крайней мере, в 1877 -  1882 годах числится он настоятелем данного храма, имея качестве награды камилавку. Вместе с ним при этом храме служил священником некий Александр Иванович Удинцев, окончивший курс  семинарии в 1862 году. За штатом числился его отец – священник Иоанн Александрович Удинцев, пребывающий в возрасте 65 лет. Не могу сказать имели ли они отношение к описываемому роду. Важно то, что в этом же городе, но только при Воскресенской церкви служил Аристарх Дмитриевич, дед автора Воспоминаний Бориса Дмитриевича. Однако в 1885 году отец Александр числится уже в Шадринском уезде селе Широковское при Предтеченской церкви. Там же он записан и два года спустя. По всей видимости, после смерти жены перемещается он к Далматовскому монастырю. В Епархиальном Адрес-календаре за 1899 год сделана следующая запись – «Далматовский Успенский мужской монастырь. Настоятель – игумен Агафон, казначей (вакансия), штатные иеромонахи Иннокентий, Досифей, Иероним, Николай и Палладий. Служил архимандрит Агафон настоятелем монастыря срок недолгий: с 1898 по 1904 годы. Епархиальные власти посчитали, что не сможет настоятель Агафон «своими силами перевести монастырь на общежитие».

Далее Борис Дмитриевич пишет: «Большой монастырь с громадными крепостными стенами был выведен Маминым-Сибиряком в повести “Охонины брови”. У монастыря было большое хозяйство: посевы, промыслы. Отец Агафон был прекрасный хозяин, но славился своей суровостью, за что и был удален впоследствии на покой. Я был в монастыре вместе с бабушкой, еще до гимназии. Старик игумен мне даже, пожалуй, нравился, ко мне он относился очень хорошо, но мистики и таинственности богослужений, которые привлекли меня впоследствии у о.Василия Гагинского здесь не было. Мужские хоры мне тогда показались несколько грубоватыми и резкими, но громадное впечатление оставили у меня вериги преп. Далмата, который в 1644 г. положил начало этой обители. Николаю Наркиссовичу, должно быть, не особенно нравилось долго жить в монастыре, где был строгий распорядок всей жизни, и он с охотой возвращался в Екатеринбург».

Повесть «Охонины брови» впервые была напечатана в журнале « Русская мысль» в 1892 году. Охватывает она события по времени совпадающие с восстанием Емельяна Пугачева.
Повесть эта в первую очередь о силе и слабости духа. Трогательно описана судьба глубоко верующего дьячка Арефа, который иногда по совершаемым поступкам напоминает юродивого. Заканчивается она словами: « Сейчас от Прокопьевского монастыря, Дивьей обители и Служней слободы остались одни пустыри. Только по-прежнему высоко поднимается правый гористый берег Яровой, где шумел когда-то вековой бор. Теперь торчат одни пни, а от прежнего осталось одно название: народ называет и сейчас горы «Охониными бровями».  Именно  там была убита красавица Охоня, дочь дьячка Арефы.

Очень удачно запечатлел Далматовский монастырь в 1912 году фотолетописец С. М. Проскудин-Горский (1863-1944). Белоснежным красавцем раскинулся он на берегу речки Ирсети среди окружающего его зеленого обрамления из деревьев, кустарников и трав. Возле самой воды приютились избенки с замшелыми крышами. Тихое течение речки как бы указывает на неспешный и размеренный уклад жизни обитателей монастыря. Богоданное место.

В очередной раз убедилась, что представители разных поколений единого рода и сопричастных с ним фамилий могли служить в одном и том же месте или храме, не ведая об этом факте. Судьба как бы возвращает в историческое место новых лиц рода с совершенно иными целями, одна из которых, несомненно, заключается в сохранении памяти для потомков.

--------
Далматовский монастырь на берегу реки Исеть. Фото Прокудина-Горского. 1912 г.
 


Рецензии
Здравствуйте, Галина. Интересная история. Спасибо Вам.
Чудные фотографии Прокудина-Горского узнаются с первого взгляда. Где находится Скорбященская Церковь и что осталось от монастыря сейчас?
С благодарностью,

Татьяна Вика   11.04.2014 07:23     Заявить о нарушении
Утро доброе, Татьяна! Спасибо за отзыв. В настоящее время монастырь действующий. Там находится и Скорбященская церковь. Передан он РПЦ. Однако восстановлен еще не полностью. Медленно происходит его возрождение. Много еще таких святых мест осталось, которые требуют к себе должного внимания.

Галина Магницкая   11.04.2014 08:12   Заявить о нарушении