О том, как я не узнала, что такое Любовь

Зима. Я сижу у камина, слушаю свое любимое радио, которое давно следовало бы заменить, но я же не умею выкидывать старые вещи. Сижу, сон медленно затуманивает моя разум,  как вдруг звонок в дверь.
 
- Кто бы это мог быть? – подумала я, - я ведь никого не ждала, да и кого может ждать старая развалина типа меня. Медленно пробираясь  к двери,  я гадала, кто мог прийти в мой дом в такое время. Звонок настойчиво повторился, и я поспешила. Открыв, ко мне на шею бросилась моя любимая внучка. Позади Амели стоял сын со своей женой. Все трое улыбались.

- Бабушка! – защебетала Амели, - я приехала к тебе на недельку в гости, ты рада?

- Конечно, дорогая, проходи скорее в дом.

Родители малышки не стали задерживаться и  вскоре после нескольких напутствий мне, удалились.

Зайдя в дом, я увидела, как Амели уже прыгает на кровати, чему я не была рада. Эта кровать и так еле – еле держится на своих четырех, а пружины давно выскакивают из матраца. Я все думала купить новую, но не решалась, по той же причине, что и не хотела выкидывать радио.  Пока эти мысли беспорядочно скакали в моей  голове, маленькая принцесса убежала на кухню, оставив кровать в покое. Я поспешила за ней.

Поставила чайник на плиту, вытащила яблочную шарлотку на стол, достала из холодильника малиновый джем и присела рядом с Ами. Внучка рассказывала про свой отдых в России. Как же она была впечатлена этой страной! Мой сын Рикардо, Ами и ее мама Бернадетт были в Петербурге. Малышка рассказывала об архитектуре города, о людях, об истории, о речке, которая больше всего поразила ее.
Мне этот город был также знаком. Волшебное место в России. Была я там еще в молодости. Внучка все рассказывала о прекрасном в этом городе, а я с головой погрузилась в воспоминания.

А на часах уже не детское время, и Амели должна была идти спать. Пока она допивала свой чай, я стелила ей постель, которая, кстати, очень вкусно пахла лавандовым порошком. Говорят, что лаванда успокаивает, а мне, с предельно расшатанными нервами, это было только на руку. Кровать застелена, можно ложиться спать. Я окликнула Ами, и она тотчас прибежала ко мне.

- Бабушка, расскажи мне историю, - попросила она.

- Да какую историю, деточка. Я ведь уже всего и не упомню.

- Как же! Расскажи, как ты была молодой.

И тут я вспомнила очень интересный случай, который произошел со мной как раз таки в Петербурге.

- Ну, хорошо, - ответила я, - слушай, дорогая.



       - Вся история была очень давно. Тогда я была еще совсем молодая. Было мне, наверное, лет двадцать, не больше. Я знала много языков, многого хотелось увидеть и посмотреть. Сама я из России, поэтому меня интересовали другие города и страны. Была я и в Италии, и в Германии, и во Франции, в общем, Европа была изучена мой досконально. Во Франции я познакомилась с Жюли, она стала моей близкой подругой.

Жюли очень хотела побывать в России. Сама я очень давно не была на Родине и решила, что надо бы навестить родные края. Мне хотелось чего – то нового, поэтому мы решили посмотреть Петербург, уж слишком все хорошо отзывались о нем. Жюли была только рада. Чтобы нам не жить в отеле, я отправила телеграмму своей давней знакомой, что переехала в Петербург несколько лет назад. Нина – человек с очень открытой, доброй, истинно-русской душой. Конечно, я не сомневалась, что Нина и ее муж Василий примут нас в своем доме.
В этот же день мы с Жюли собрали вещи и отправились в дорогу. Все время, что мы были в пути, Жюли расспрашивала о моей Родине. Больше всего мне нравилось рассказывать ей о русской природе, о больших цветочных полях, о лесах, мне очень нравилась русская холодная зима. Рассказывала ей о людях, об обычаях, обо всем, что только видела и помнила. Мои истории заканчивались, и мы как раз добрались до Петербурга. Только-только мы подошли к дому Нины, как она выбежала на крыльцо нас встречать. Василий забрал сумки, а мы зашли в дом. Жюли сразу оценила русский самовар, уют в доме, плетеные разноцветные коврики на полу, ничего подобного она раньше не видела.

Около месяца мы жили в Петербурге, ходили по городу, общались с людьми, бывали на балах вместе с Ниной и Василием. Нас с Жюли, безусловно, очень поразили архитектурные постройки, красавица-Нева, петербуржцы, история, атмосфера в этом чудном городе. Но больше всего из нашей поездки мне запомнилось другое – отношения Нины и Василия.

Каждый день я видела их обычную жизнь. Уж поверь мне, внученька, это было, будто сюжет из самой доброй сказки на свете. У Нины с Васей была идеальная жизнь. Действительно, как говорится, две половинки нашли друг друга. Жили они мирно, понимали друг друга с полуслова, делали все вместе и вкладывали в это дело душу. У них всегда совпадали мысли и идеи, взгляды на все были одинаковы. Они договаривали друг за друга фразы, а порой и вообще не говорили ничего. Для них все было ясно и без слов. Каждое утро для них было действительно добрым утром. Мне нравилось наблюдать, как по утрам они вместе делали завтрак, как Нина провожала Василия на работу, каждый раз говоря душевные слова.
Удивительны были семейные вечера, когда Нина играла на рояле, а Вася наслаждался звуками, летящими из-под ее пальцев. Как каждый раз грел их вальс, который они танцевали по вечерам. Ах, как они жили! Да, деточка, жили. Я сидела и думала, что они живут, а я-то проживаю. Все, что я видела в их доме, пожалуй, не сравнится ни с какими Италиями и Парижами.

Как-то раз, в последний вечер нашего пребывания в Петербурге, мы снова все вместе собрались в зале, пили чай и размышляли о любви. Многие поэты и прозаики так красочно и прекрасно отзывались об этом чувстве, но также некоторые говорили о любви, как боли, вреде для человека. Тут-то я и спросила у Василия:

- А что такое любовь?

- Виточка, а ты сама – то веришь в любовь? Она есть?

И тут я задумалась. Я ведь и не знаю. Василий не стал дожидаться моего ответа.

- Есть любовь или нет ее – это выбор каждого. Каждый волен сам решать, существует ли такое понятие, как любовь и в чем оно проявляется. Я думаю, что все начинается с чувств. Чувства есть у каждого из нас, и со временем, каждый понимает, что есть то множество людей, что может задеть эти чувства, и то меньшинство, что их создает.

Нина поддержала мужа:

- Жизнь каждого из Вас идет своим чередом, но вдруг, в совсем обычный, ничем не приметный день, Вы, к примеру, знакомитесь с кем-то на ярмарке или же сталкиваетесь на улице. Это просто человек, но ведь может случиться и так, что это «просто» перерастет в такое состояние, которое мало назвать «много», такое ощущение, которому не подберешь никакого определенного термина или понятия, знакомого всем нам.

- Проходит время, этот человек становится намного важнее, больше, чем он был еще вчера, но он так мал по сравнению с тем, кем он станет завтра, - подхватил Василий.

- Этот человек тебе не человек, он для тебя больше, чем что-то человеческое. Он тебе больше, чем солнце, он тебе бесконечнее, чем время, он тебе жарче, чем пламя, он тебе больше, чем «больше», - не унималась Нина.

- И вдруг замечаешь, что ты уже не тот человек, который был несколько дней, недель, месяцев, а то и лет назад, а уже другой, уже в тебе не только плоть и кровь, а еще и что – то такое, что вытесняет собой все реальное. С каждым днем этой реальности все меньше и меньше. И обязательно наступит тот момент, когда она уже совсем на исходе, и вот тогда – то ты и поймешь, что же такое чувство. В тебе есть такое, что если оно дрогнет, ты начнешь падать, будто стоишь на краю обрыва, а внизу клокочут бурные соленые воды моря. А если оно упадет, то ты уже утонул, уже не дышишь без этого чувства, необходимого, словно воздух, уже давным-давно захлебнулся, хотя буквально минуту назад дышал полной грудью и видел мир. Вот тебе и чувства, Виточка.

Но Нина продолжила:

- Есть много чувств. Но для меня главное – это Любовь. Она ждет того самого человека, которого можно назвать «своим», который восполнит один, казалось бы, маленький, но, в дальнейшем, оказывается, такой огромный пробел в твоей жизни. Это почти как второе ты. Когда этот человек рядом, ты даже в бурных соленых водах моря можешь легко дышать. Вот это и есть любовь. 

Мы все молчали, задумчивая тишина поглотила каждого.

Нина вновь заиграла на рояле, а для меня все было как в тумане. В этом  состоянии отрешенности и я легла спать.

Утром мы проснулись рано. Выпили по чашке кофе и собирались. На этот раз мы с Жюли решили  уехать в Испанию с ее улыбчивыми людьми и атмосферой праздника и любви. Хотелось погреться на солнышке и увидеть море. Нина и Вася провожали нас. Именно такими: счастливыми, радостными любящими я и запомнила их, навсегда у меня в памяти остался тот вечерний разговор. Я видела их любовь. Бесконечную любовь.

Интересно, как там Ниночка с Василием. Хотя я больше, чем уверена, что у них все также волшебно, как и пятьдесят лет назад.


- Бабуля, а у тебя была любовь? – спросила Амели.

Молчание зависло в воздухе на некоторое время.

- Бабуля? – повторила Ами.

- Спи, принцесса, это уже другая история, - с грустью ответила я.

Выключила свет, закрыла дверь и спустилась со второго этажа к себе в комнату.
Долго я не спала в эту ночь. То ли вспоминала испанское солнце, то ли музыку, что играла Нина, то ли еще что-то…

Я смотрела в окно.

Светает. Снег блестит.

Зима.


Рецензии