17. Братья. Яаков-5

Как мы помним: наступило утро, и солнце появилось над горизонтом, когда Яаков уступив мольбам того, с кем он боролся всю ночь, отпустил его. «И поднял Яаков глаза свои и увидел: вот Эйсав идет, а с ним четыреста человек».

Яаков спешно готовится к столкновению и, возможно, сражению. Он лихорадочно расставляет людей своих в определенном порядке. Больше всего, естественно, он беспокоится о семье своей: женах и наследниках. Первыми он ставит рабынь Бильг;у и Зильпу и детей, которых они ему родили, затем Лею с ее детьми, последними Рахель и Иосефа. Сам же, не скрываясь, идет впереди всей колонны. Почему такие приготовления предпринял Яаков? Потому что, когда поднял глаза свои и увидел приближающегося Эйсава с войском, испугался. Слово из оригинального текста Торы (который, напоминаю, не огласован) принято читать, как "ваййар" – «и увидел», можно прочесть и как "вэйарэ" – «и испугался».

Приближаясь к Эйсаву, Яаков поклонился семь раз до земли. Комментируя это место Рамбан пришел к заключению, что Эйсав увидев большой почет, который оказал ему Яаков и то, как Яаков унизился перед ним, поклонившись издали до земли семь раз, пока не подступил к нему, почувствовал жалость к Яакову. Он решил, что Яаков признал первородство Эйсава и его главенство над ним и вполне утешился и удовлетворился этим. Ибо все сердца в руках Господа, куда захочет, Он склоняет их.
 
И потекли слезы из глаз Эйсава. «И побежал Эйсав навстречу ему, и обнял его, и пал ему на шею, и целовал его, и они заплакали».

Эйсаву и Яакову уже по 97 лет, и большая часть жизни уже прожита. Долгих 34 года, самых плодотворных и деятельных лет, времени расцвета жизни, времени свершений и достижений, зрелости и мудрости, больше трети прожитой жизни братья не видели друг друга. И этот «злодей» и «исчадие ада» Эйсав искренне радуется, что брат его жив и здоров, вернулся на родную землю в сопровождении большой семьи, многочисленных рабов и внушительного имущества. Возможно, его сердце и пылало гневом к нему, до тех пор, пока он не увидел его. Но увидев Яакова, все в душе Эйсава перевернулось. Все неудовлетворенные и неотомщенные обиды оказались мелочными и ничтожными перед тем фактом, что братья они, сыновья одного отца и одной матери. Он увидел страх его и волнение, раскаяние и сожаление, он увидел, как унижается брат его, и ему стало искренне жаль его. И растаяло сердце Эйсава.

Но ничуть не растаяло сердце комментаторов Торы, и нисколько не обрадовались они примирению братьев. Рамбан, мнение которого я только что приводил, не в счет.

Читаем мидраш. Увидев Яакова, решил Эйсав:

     – Не буду пускать в него стрелу. Лучше подпущу-ка его поближе да вцеплюсь в него зубами и высосу из него кровь.

Как решил – так  и сделал. Как только обнялись братья, вцепился Эйсав зубами в шею Яакову, стараясь перегрызть не то яремную вену, не то сонную артерию. Но произошло чудо: вдруг стала шея Яакова словно мраморная, а Эйсав едва не переломал все свои немолодые уже зубы. Увидели 400 воинов Эйсава позор полководца своего, плюнули да и разбежались кто куда.

А почему же в Писании сказано вдруг, что «они заплакали»? Да потому что, решили мудрецы, что один чуть зубы себе не попереломал, а у другого хоть шея и стала мраморной, но все же боль от укуса Эйсава он ощутил в полной мере.

А тут еще случилось так, что те, кто работали во время свое над огласовкой текста Писания, выделили совершенно необычным образом слово "ваййишшакегу" – «и целовал его». Над каждой буквой в этом слове в оригинале проставлены точки. Такие точки указывают на то, что текст требует особого рассмотрения и понимания.

Сказал раби Шимон бен Элиэзер: «Во всяком месте в Писании, где ты находишь, что написано больше, чем огласовано – ты толкуешь то, что написано; там, где точек больше, чем написано – ты толкуешь точки. Здесь ни написанного больше, чем огласовок, ни огласовок больше, чем написанного, – это значит, что проникся  Эйсав милосердием в тот час, и поцеловал его от всего сердца». Сказал ему раби Янай: «Если так, то почему точки над словом? Не по иной причине, как чтобы научить, что он хотел не поцеловать, "ленашко", а укусить, "леношхо"; но сделалась шея Яакова как мрамор, и притупились зубы этого злодея».

Или вот Мидраш Танхума дополнительные точки над словом "ваишакегу" – «и целовал его» толкует так, что был это не настоящий поцелуй. А слезы их похожи на слезы волка, который хотел загрызть оленя, да застрял зубами в рогах его. Тот плачет и этот плачет. Волк плачет, что не может ему ничего сделать, а олень плачет, как бы тот не попытался снова его убить. Так и Яаков с Эйсавом: Эйсав плачет оттого, что шея у Яакова стала как камень, а Яаков плачет, как бы Эйсав снова его не укусил.

Справедливости ради нужно сказать, что не все комментаторы видели в Эйсаве законченного злодея и негодяя в связи с этой историей их встречи.

Дадим слово рабби Шимшону Рафаэлю Гиршу (1): «Слово "и они плакали" со всей определенностью свидетельствует о том, что перед нами – проявление настоящего, чистого человеческого чувства. Бывает, что человек целует кого-то, но сердце его в этом не участвует. Но слезы, внезапно прорвавшиеся в такие мгновения, – они, несомненно, исходят из глубины сердца. Поцелуй и слезы показывают, что и Эйсав – потомок праотца нашего Авраама, что он не только охотник, дикарь – ведь иначе он не смог бы достигнуть столь высоких степеней власти в истории человечества. Одной только силы меча, одного лишь голого насилия для этого недостаточно. Эйсав постепенно складывает оружие и все больше проникается духом человеколюбия. И не кто иной, как Яаков, дает Эйсаву возможность доказать, что принцип гуманности тому не чужд. Когда сильный уважает права сильного – это только разумно; но когда сильный – Эйсав, – отбросив меч, бросается на шею слабому Яакову, – тогда мы видим, что и в нем возобладала правда и человечность» (2).

Итак, искренен ли был Эйсав или нет, решать вам, мой дорогой читатель. А нам важно попробовать разобраться, а что происходило с Яаковом, что испытывал он во время встречи этой, и были ли его слезы искренни. Точнее даже не так: слезы его, скорее всего, искренни были, только вот о чем, на самом деле, пролил слезу Яаков?

Внимательно еще раз читаем момент встречи двух братьев. Это Эйсав, не Яаков, побежал навстречу брату своему, побежал, а не пошел лениво и вразвалочку, и не стоял, в ожидании с высоты и выгоды положения своего, пока кланяющийся и унижающийся Яаков не приблизится к нему на достаточное расстояние, а он протянет холодно и снисходительно свою руку ему, чтобы припал он к ней губами, в знак особой милости господина рабу своему.

Это именно Эйсав подбежал и обнял Яакова и упал ему на шею. А что же делал в этот момент Яаков? Разве сказано, что обнял он брата своего в ответ? А может он просто стоял как истукан, как вельможа, едва сдерживающий себя от докучливых нежностей и ласк прислужника своего, которому по случаю неведомой блажи барина вдруг позволили приблизиться и прикоснуться к повелителю всей жизни его?

Это Эйсав целовал его братскими, многолетней разлукой разгоряченными поцелуями. А что же Яаков? Он даже не притворился, даже вид не сделал, поцеловав воздух у щеки брата своего, как принято это сегодня по нелепой новой моде. Пытаясь как-то объяснить необычность поведения Яакова, отдельные комментаторы стали уверять, что не целовал Эйсав Яакова, а шею намеревался перегрызть ему по извращенности натуры своей.

Но, правда, в Торе читаем, что плакали оба. По поводу этого сказано в одном комментарии: то, что плакали оба, учит нас, «что и в Яакове пробудилась на миг любовь к Эйсаву». Обратите внимание на это «на миг», выделенное мною. Это в благочестивом-то и добродетельном Яакове любовь вспыхнула к брату его лишь на миг, так что же тогда ожидать от «злодея» Эйсава? Комментарии, как говорится, излишни.

Не все, конечно, согласны, что прослезился Яаков от вспыхнувшей – пусть и на миг – любви к брату своему. Но может он сильно скучал по брату своему? Или слезы вызвали оказавшиеся необоснованными страхи Яакова? Он увидел, что напрасно боялся брата своего? И как часто бывает в подобных случаях, когда человек вдруг избавляется от смертельной, угрожавшей ему опасности, он разражается и психологически разряжается невольными и неконтролируемыми слезами? Нет, все это пустяки. Нашлись комментаторы, которые придумали еще один вариант – им никак не хочется видеть ни одной человеческой черты в Эйсаве. Яаков рыдал, потому что много претерпел от руки брата своего!?

Вот так-так! Это какие-такие страдания терпел Яаков от рук Эйсава? Да разве не сам Яаков обманул отца своего Ицхака и украл благословение, предназначавшееся Эйсаву? А затем, испугавшись мести брата своего, бежал из дома на тридцать четыре года, двадцать из которых провел на чужбине в трудах тяжких. Не Эйсав принудил Яакова к воровству и побегу. Не будь всей этой сомнительной истории с приобретением первородства и кражей благословения, какие бы опасности представлял для Яакова Эйсав? Довольствуйся положением своим и не будет нужды бегать и прятаться в страхе. Так кто же виноват, на самом деле? О чем слезы?

И действительно, что уж тут слезы лить? Но так просто комментаторы не сдаются. Иные посчитали, что слезы Яакова были не о личных его сиюминутных страданиях, а о будущих, которые сыны Яакова терпеть будут от сынов Эйсава. Четыре тысячи лет Эйсав подавляет и притесняет Яакова, который якобы беззаветно трудится ради его благополучия, в ответ получая лишения и страдания.

Так-то оно, может быть и так, конечно. Да вот только не очень ясно, за что ж сынам Эйсава испытывать любовь к сынам Яакова, в то время как сам Яаков никакой любви к брату своему никогда не питал, исключая, разве что, тот самый «миг».

Однако читаем дальше. Вся семья Яакова – жены и дети представляются Эйсаву. Каждый, по очереди, подходит и кланяется ему. А он лишь удивляется и восхищается. И трудно себе представить, что был Эйсав неискренен в этот момент.

Эти поклоны, которые сам Яаков семь раз и семья его совершили перед Эйсавом, опять-таки не оставили комментаторов равнодушными. Это признаки раболепия, заявили одни. Другие твердили, что поклониться, конечно, можно было, но только один раз. Третьи полностью защищали и оправдывали Яакова.

Еще совсем не так давно в России было принято встретив знакомого, а часто и мало знакомого или незнакомого вовсе, раскланиваться или, в знак приветствия, чуть приподнимать шляпу. И никому и в голову не могло прийти, что такое поведение является признаком раболепия. Просто так было принято и отличало человека получившего хорошее воспитание от человека мало культурного и необразованного.


Но продолжим. Первыми к Эйсаву подошли служанка Бильга с сыновьями Даном и Нафтали и Зильпа с Гадом и Ашером. Служанки поклонились, приветствуя Эйсава, а вот дети их и не подумали это сделать. Возможно, решили они, сыновьям Яакова не престало кланяться. А то, как кланялся сам Яаков, они, как видно, пропустили. И продемонстрировали свое плохое воспитание. За это ли или по другим важным причинам, но именно колена Израиля, происходившие от этих сыновей служанок, первыми ушли в изгнание, сошли с исторической сцены и затерялись в веках.

Затем подошла Лея и ее сыновья: Реувен, Шимон, Леви, Йегуда, Исахар и Звулун. А Дину, как мы помним, спрятали в сундуке. И Лея и сыновья ее низко до земли поклонились Эйсаву. Последней подошла Рахель, держа за руку шестилетнего Иосефа. И они поклонились Эйсаву. И только последний сын Яакова, который как раз уже находился в чреве у Рахели (3), не кланялся Эйсаву.

По этому случаю в мидрашах есть такая история. Через много-много лет, между Аманом, первым министром персидского царя Ахашвероша, потомком Эйсава и злейшим ненавистником евреев, с одной стороны и Мордехаем, ведущим происхождение свое от колена Биньямина, с другой стороны, состоялся такой диалог:
 
     – Почему ты, нечестивец, не кланяешься и не падаешь ниц передо мной? – потребовал Аман объяснений у Мордехая. – Ведь твой праотец поклонился отцу моего отца, Эйсаву.

     – Ты ошибаешься, – вежливо ответил ему Мордехай. – Биньямин не мог поклониться Эйсаву, ибо в то время он еще не родился.

Эйсав идет навстречу Яакову с отрядом в четыреста человек. Намерения его не могут вызывать никакого сомнения. Если он соскучился и хочет встретить любимого брата, зачем брать с собой такой вооруженный отряд? Что же случилось? Почему Эйсав кинулся обниматься и целоваться с Яаковом?

И вот комментаторы решают, что действия Эйсава вынуждены. Он все также зол на Яакова, и гнев застилает глаза ему. Но накануне произошло важнейшее событие: духовный покровитель Эйсава, его ангел, не смог одолеть Яакова и потерпел поражение (4). И на какое-то время Эйсав лишился его поддержки. В этом основная причина его миролюбия и вспыхнувших братских чувств. Комментаторы уверены, что Эйсав не намерен отказаться от своего давнего желания разделаться с Яаковом, но понимает, что сейчас момент не самый благоприятный и необходимо немного подождать.

     – Давай же пойдем, – предлагает Эйсав Яакову, – и я пойду рядом с тобою.

Каким бы злодеем не представляли Эйсава комментаторы, здесь трудно заподозрить в неискренности его. Он действительно рад встрече с братом, он хочет идти вместе и рядом с ним, защищая его, как это и подобает родным братьям. Он предлагает Яакову соучастное и совместное сосуществование. А что же Яаков?

Увидев, что страхи его были необоснованны, и Эйсав, в настоящий момент ничем ему не угрожает, он тут же потерял к нему всякий интерес. Зачем ему Эйсав? Он никогда не испытывал к нему никаких добрых чувств. Тридцать четыре года он не видел его, и еще готов не видеть столько же. И, вполне естественно, что он хочет как можно скорее избавиться от его присутствия. Поэтому он продолжает врать Эйсаву, оправдывая имя свое.

     – Ты же видишь, – объясняет ему Яаков, – со мной маленькие дети, женщины, стада молодняка. Мы двигаемся очень медленно, и будет лучше, если ты отправишься в Сеир впереди меня, а я непременно, обещаю тебе, приду туда несколько позже.

Но Яаков никогда не придет в Сеир навестить своего брата и не сдержит своего обещания. Так любит ли он брата своего? А за что же его должен любить Эйсав?

Эйсав ни с чем отправляется к себе домой в Сеир. Яаков же селится и проживает восемнадцать месяцев, как подсчитал Раши, в Суккоте, где строит себе жилище, а для скота устраивает шалаши (5). Затем он со всем семейством перебирается в уже знакомый нам город Шхем. Он раскидывает шатер свой с восточной стороны города, где до сего дня сохранился колодец, носящий его имя (6), на поле, которое приобретает в собственность у одного из сыновей Хамора, правителя Шхема, за сто серебряных монет, имевших широкое хождение в то время.

Яаков не хотел видеть и не рад был видеть брата своего Эйсава, – и это как-то можно понять. Но удивительно то, что и отца с матерью он не стремится увидеть, познакомить их с женами своими, дать насладиться внуками, хотя находится уже совсем-совсем рядом. Оправдание поведения Яакова комментаторами смехотворны: Яаков де опасался, что Эйсав передумает жить в мире с ним, придет к отцу и там с ним разделается. Ну а в Шхеме, очевидно, никак его найти не сможет.

И чтобы закрыть тему противостояния Эйсава и Яакова необходимо сказать еще пару слов вот о чем.

Речь в рассказе этом идет не о событиях седой древности, которые то ли были, то ли не были, и не о людях, которые то ли жили на самом деле, то ли выдуманы были любителями составлять сказки. Все что рассказывается в Торе, чему мы удивляемся, в чем сомневаемся, чему просто не верим, рассказывается и о нас с вами, о сегодняшнем дне, о том, что происходит с каждым из нас и со всеми нами вместе. "Маасе авот – симан леваним" – «Деяния отцов – знак для потомков». Противостояние Эйсава и Яакова – противостояние Духа и материи. Мы ныне живущие, как и те, что жили до нас и те, кто будут после нас, – свидетели этой борьбы и этого противостояния. Самые кровавые события, беспощадные войны, непримиримые идеологические разногласия и споры, словесные баталии и непрерывная борьба на беспощадное уничтожение, как в прошлом, так и в настоящем – результат этого противостояния. И хочет он того или нет, задумывается об этом или гонит мысли прочь, серьезно относится к этому или считает полной чепухой, пережитками и историческим бредом – каждый, в ком еще хоть немного теплится жизнь, будет вести эту борьбу помимо своей воли до последнего издыхания. И пока стоит мир. Такова действительность. И изменить ее мы не в силах.

Иллюстрация: полотно итальянского живописца Франческо Айеца (Francesco Hayez, 1791 – 1882) «Встреча Якова и Исава» (Incontro tra Esa; e Giacobbe, 1844).

(1) Гирш, Самсон Рафаил – раввин и писатель, выдающийся поборник ортодоксального иудаизма; род. в Гамбурге в 1808 году в родовитой семье, ум. во Франкфурте-на-Майне в 1888 г.
(2) Цитата по Н.Лейбович. «Новые исследования книги Брейшит в свете классических комментариев».
(3) Но скорее всего его еще и в проекте не было.
(4) Яаков ясно дал ему это понять, заявив: «Увидел я лицо твое, как видят лицо ангела ("элогим" – в оригинале, «лицо Божие» – в синодальном переводе), и ты благоволил ко мне».
(5) "Сукка"  – «шалаш, шатер».
(6) Колодец Яакова – одна из главных достопримечательностей Шхема (Наблуса). Над колодцем возведена христианская церковь, которая неоднократно разрушалась и восстанавливалась. В настоящее время находится под управление Греческой ортодоксальной епархии (см. на фото). Сам колодец расположен под церковью, его глубина около 40 метров. Воду можно пить.


Рецензии
Добрый день, Кот! Господь побудил меня помолиться за Израиль:"Израиль, Очистись!Израиль,помирись с братом.Израиль, перестань получать помощь от нечестивых!Мир на Израиля!" Я никогда не думала об этом.Я понимаю, что вы можете скептично отнестись к этим призывам. И я вас пойму.
То, что вы пишите, мне интересно.

С уважением, Татьяна

Татьяна Роман   17.02.2018 17:48     Заявить о нарушении
Спасибо, Татьяна, за неугасающий интерес к моему скромному творчеству.
Что касается Израиля: думаю с ним все будет в порядке.
А вот за Россию действительно нужно волноваться.
А "нечестивые" - это кто, Татьяна?
Кот.

Кот Базилио 2   17.02.2018 22:28   Заявить о нарушении
Добрый вечер,Кот! Мир привыкает к нечестию. Но у Бога не так.Он не может привыкнуть к нечестию. Например, если Господь создал мужчину и ему помощницу "жену", то только так, но не по другому. А если государство регистрирует однополые браки, то это уже не по - Божьему. А что не по - Божьему, то и есть мерзость в глазах Бога. Господь сказал,чтобы не принимали от нечестивых ничего, дабы не иметь с нечестием ничего общего.Я верю, что если в Израиле будет, хотя-бы, 10 человек праведных, то будет все с ним в порядке, как было сказано Аврааму. Это касается любого государства.Дело не в том, как государство называется, а дело в том, что мерзость - она без границ, ибо оккупирует очень незаметно и тихо всех. Праведные и неправедные - они в любой стране. Молиться нужно за всякую страну, но, особо,за Израиль!

С уважением, Татьяна

Татьяна Роман   18.02.2018 18:31   Заявить о нарушении