Голоса эпох

                Продолжение

  С Кафкой не так давно в Израиле тоже произошла история. Не с ним лично, поскольку он умер еще в 1924 году, а с его архивом.
  Архив свой он перед смертью завещал уничтожить, но его друг, душеприказчик, поэт и композитор Макс Брод, приложивший титанические усилия, чтобы литературный мир признал Кафку гениальным, волю покойного нарушил. У него не поднялась рука, чтобы так поступить с творческим наследием  такого великого творца.
  В 1939 году Брод эмигрировал в Палестину, увезя с собой и архив Кафки и как будто собирался завещать его Национальной библиотеке государства Израиль, поскольку в этом государстве, провозглашенном в 1948 году, он прожил еще двадцать лет, покинув этот мир в 1968 году.
  Но почему-то так и не передал. В итоге архив оказался у дочери его секретарши, которая считает его своей собственностью.
  Какие-то ушлые люди залезли к ней в дом и какие-то бумаги из архива сумели похитить. Полиция кражу раскрыла, а в бумагах попросила разобраться специалистов Национальной библиотеки:действительно ли они принадлежат Кафке?
  Процесс изучения, видимо, еще не окончен, новых известий о судьбе архива пока нет, и расстанется ли с ним, наконец, старая дама, неизвестно.
  Вот так Кафка с того света продолжает гневаться за то, что его волю о сожжении архива не исполнили.
  Сам он, кстати, вовсе не считал себя гением, да и, думаю, с ним многие читатели согласятся. Не уверена, что есть любители перечитывать книги Кафки, смотреть на мир из-под стола, испуганно забившись туда.
  Я, конечно, несколько утрирую, но в литературном мире как порою создают гениев? Кто-то один провозгласил, потом создается группа "единомышленников", которые "искренне" удивляются:"Как, ты его еще не читал?".
  И вот уже кому-то стыдно, что не читал, а потом и прочел, и не понравилось, но говорит обратное, не умеет и не смеет идти против общего мнения.
  В общем, Кафку одели в пурпур и мрамор. И не только его, а и писателя, родившегося на год позже Кафки, и прожившего на 19 лет дольше,- Джеймса Джойса. Его "Улисс" тоже превозносится как гениальное произведение, а, по- моему, скучнее и нуднее книги нет.
  В связи с этим я вспоминаю одного моего бывшего коллегу, которому очень хочется быть писателем. И вот, чтобы выделиться среди других, он стал писать "в манере Джойса":одно предложение - на целый лист страницы. Честно признаюсь, когда я впервые прочла его опус из таких страниц, я долго хохотала.
  Одна книга его была представлена на презентации. Поскольку по службе он занимает важное информационное кресло, то презентацию вели его подчиненные, а приглашены были люди, которые от его рук тоже частенько кормятся, и они с трудом, крутясь и так, и эдак, пытались сказать о его книге какие-то хорошие слова.
  Ловчее всех выкрутился Поэт, кстати, очень талантливый. Он пришел с бутылкой водки, сказав, что брал ее с собой к стоматологу. Пока ждал своей очереди, стал читать эту книгу. Уже первая страница ее настолько удивила его своим одним (!) предложением на всю страницу(!), что у него перестал болеть зуб, водка не понадобилась, и он вручает ее автору.
  Лицо у автора заалело, но он сделал вид, что ничего не произошло.
  Не знаю, продолжает ли он после этого писать "в джойсовской манере".
  Если же вернуться к Броду и Кафке, то Брод как писатель мне куда интереснее, особо его книга "Реувени, князь Иудейский". Существует легенда, будто часть племен Северного(Израильского) царства поселилась за некой мифической рекой Самбатион. И вот ее представитель, Давид Реувени, прибыл в 1524 году сначала в Венецию, а затем Испанию и Португалию, чтобы заключить союз с христианскими властителями против Османской империи.
  История эта документальная. Спустя несколько лет Реувени арестовали, и он умер в португальской тюрьме.
  Но вначале его принимали очень благосклонно и на весьма  высоком уровне.  Уж не знаю, какие там планы вынашивались и вообще строились ли, но сам факт появления такого персонажа не может не поражать. На что он надеялся и какое войско мог предложить в случае заключения договора?
  Через сто два года произошла еще более фантастическая история:в Иерусалим в сопровождении 12 учеников въехал Шабтай Цви и объявил себя мессией, а местные евреи с восторгом приветствовали его. Потому что до этого "мессию" горячо прорекламировал молодой пророк Натан из Газы. И хотя раввины вскоре изгнали "мессию" из города, Натан продолжал заваливать своими письмами чуть ли не все еврейские общины мира. И многие ему поверили и даже собрались в путь на Святую Землю, продав все свое имущество.
  Этот Шабтай родился  в турецком городе Измир, с детства страдал душевными расстройствами, которые умел лечить Натан из Газы:с ним Цви встретился во время путешествия из Египта в Иерусалим.
  Именно Натан убедил Шабтая, что он - мессия, и должен начать действовать.
  Закончил "мессия" плохо:когда он вернулся в Турцию, его заключили в тюрьму и потребовали выбирать между смертной казнью и принятием ислама.
  Принявший ислам Цви был выслан в Албанию, где и умер.
  Даже если просто пробежаться по событиям, происходящих на Земле Обетованной, не можешь не признать, что она всегда была какой-то неспокойной, вечно здесь что-то происходило и бурлило. А ведь я еще не упомянула про иудейские войны с римлянами.
  Поскольку речь зашла о мессии, то расскажу о более раннем претенденте, которого мессией провозгласил не какой-то там Натан из Газы, а сам Рабби Акива, который считается одним из самых выдающихся основоположников раввинистического иудаизма. 
  В 132 году против римлян поднял восстание некий Бар Кохба, о котором якобы не сохранилось никаких сведений:кто он , откуда был, как ему удалось повести за собой людей.
  Полагаю, что всё это было известно, иначе как бы его поддержал сам Рабби Акива, но поскольку результатами войны (она длилась до 135 года), иудеи остались недовольны, то они постарались изгладить Бар Кохбу из памяти народа, хотя целиком сделать эо было невозможно. Из-за того же Рабби Акивы, который в 135 году погиб мученической смертью от рук римлян:с него живого содрали кожу.
  Результат же этого восстания, начавшегося весьма успешно, так что восставшие захватили Иерусалим, был таков:погибло около 580000 иудеев. И если раньше вождя повстанцев называли "сын звезды"(Бар Кохба), то потом - Бар-Козива - "сын лжи".
  Но как же Рабби Акива мог объявить его мессией? Кто-то считает, что жестокий вождь силой заставил  провозгласить его мессией, а кто-то,- что Акива решил, будто это о Бар Кохбе было сказано:"Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова и восстанет жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых"(Числа, 24:17).
  Похоронен Рабби Акива почему-то в Тверии:якобы сам завещал похоронить его здесь.
  Первый год репатриации я жила в Тверии на улице Рабби Акивы, понятия не имея кто это такой. И не знаю, когда бы заинтересовалась, если бы в какие-то дни недели под окнами не стали бы останавливаться автобусы, а из них выпрыгивать шумная религиозная молодежь. С чего бы это?
  Оказывается, это паломничество на могилу Рабби Акива, которая недалеко от моего дома. После этого и я к ней сходила и стала интересоваться им самим. Легенда гласит, что он был из бедняцкой семьи, нищий и неграмотный, пас скот у одного богача под Иерусалимом, влюбился в его дочь, она - в него, они поженились вопреки отцовской воли, и дочь была отлучена от дома.
  И что вышла она за Акиву с условием, что тот станет образованным человеком.
  Ну а что было дальше , уже известно.
  Кстати, войну Кохбы против римлян назвали Иудейская война два. Так что пора вернуться к первой Иудейской войне, тем более, что она не обминула и Тивериаду.
                Окончание
 


Рецензии