Голоса эпох

                Продолжение

  Электронная еврейская библиотека утверждает, что " в годы, предшествовавшие арабским завоевателям(636 г), Тверия стала наиболее важным, наряду с Иерусалимом, христианским центром".
  Признаться, это было открытием для меня, нигде раньше не доводилось читать об этом. После арабского завоевания, продолжает автор статьи, Тверия превратилась в административный центр Галилеи и значительный еврейский город,  с преобладающим еврейским населением.
  Он пишет, что в 8-11 веках Тверия была центром греко-православной и сиро-яковитской епархий. По удтверждению автора, в городе жили еврейские ученые и поэты, работали масореты - те, кто строго следил за соблюдением правильной переписки канонизированных библейских текстов.
  Получается весьма благодушная картина жизни Тивериады, но в других источниках я читала, что арабы вырезали все христианское население, да и евреям немало досталось. Хотя я могу ошибаться, и речь идет о других арабах - 16 века, обративших древнюю церковь в конюшню.
  В 1099 году Тивериада была захвачена крестоносцами, и их предводитель Танкред стал называть себя князем Галилеи и Тивериады. В 1187 году город был разрушен в ходе сражения между мусульманами и крестоносцами. И оставался в развалинах аж до 1560 года, когда правитель Османской империи Султан первый Великолепный решил восстановить город.
  С этих пор город, собственно, и стал приобретать еврейский характер. И случилось это не столько по воле Султана, хотя без его одобрения, этого не произошло бы, сколько одной женщины по имени Наси Грация.
  Каждый раз, идя к озеру Киннерет, я прохожу мимо улички Грация. Помню, в первый год репатриации, я ломала голову:откуда здесь улочка с музыкальным итальянским именем?
  Если приостановиться, а потом подняться по лестничке вверх, окажешься на холме с домом-музеем в ее честь. И, пройдя дальше, увидишь "итальянский" дворик, с "утонувшим" в нем домом.
  Все это возвели благодарные израильтяне в память о Грации, видимо, не очень вдаваясь в детали ее биографии, и полагая, как и я, что она была итальянской еврейкой.
  Она дествительно одно время жила в Венеции, но на самом деле была из семьи испанских евреев, которых насильно заставили перейти в христианство.
  После разных перепитий судьбы,  осела в Венеции, и тут на нее написала донос родная сестра: Грация продолжает тайно соблюдать традиции иудаизма. Грацию арестовали, но благодаря связям ее мужа-банкира, тоже крещеного еврея, удалось избежать казни и эмигрировать.
  В конце концов, семья оказалась под защитой Сулеймана, муж Грации руководил банкирским домом, а когда умер, руководить им стала сама Грация.
  Помогал ей в этом племянник, тоже вернувшийся к своим корням, сменив христианское имя Жуан Мигес на еврейское Иосиф Наси, и женившийся на дочери Грации.
  Почему Грация заинтересовалась именно Тверией, неизвестно. Может, кто-то из ее предков жил в ней, а потом вынужден был бежать в Испанию, но никогда не забывал о родном городе и часто вспоминал и рассказывал о нем.
  И вот, то ли в 1558, то ли в 1559, Грация за тысячу дукатов в год, выкупает концессию на Тверию. А ее племянник-зять обращается к итальянским евреям (не смогла Грация забыть об этой стране) с призывом - селиться в Тверии.
  Тверия лежала в руинах, и откликнулся ли кто-то из них, неизвестно.
  Но потихоньку  город отстраивался, и в него возвращалась жизнь. Грация даже открыла здесь иешиву - учебное заведение для изучения Торы.
  Самое поразительное, что ни сама Грация, ни ее племянник, которому Султан "подарил" город, ни разу здесь так и не побывали! Наверное, другого такого примера заочной благотворительности больше не сыщешь.
  Хотя  на личном уровне в жизни нередко завязываются самые неожиданные союзы  и деловые связи. Кто бы мог подумать, к примеру, что уроженец Тверии, Менахем Голан, став голливудским режиссером, будет продюсером американских фильмов Андрея Кончаловского?  Это какой же жизненный крюк нужно сделать и как выстроиться обстоятельствам, чтобы эти двое затеяли дело?
  В Тверии, замечу, и своих сценариев для кино хватает. Вот я почти каждый день вижу Сашу из соседнего дома, типичного русского мужика (он действительно коренной русак, из Краснодарского края) неопределенного возраста. Он как будто застыл в этом возрасте, не стареет, хотя вижу - покрасил волосы в какой-то цвет детской какашки, в следующий раз, правда, выкрасил в более темный.
  "Я буду жить вечно",- вполне серьезно заявил он мне почти сразу, как мы познакомились, а с тех пор прошло уже больше десяти лет.
  Познакомились мы на набережной Киннерета:в ту пору еще разрешалось рыбакам ловить рыбу с удочкой. Вот Саша и был одним из этих рыбаков.
  Я же приходила  посидеть у моря с книжкой. И уж не помню, с чего вдруг этот мужик заговорил о Библии и молитвах, и о вере Христовой, и о церкви, в которую ездит по определенным дням.
  Я удивленно смотрела на него. "А знаете, почему я вам все это рассказываю?- спросил  он.- Потому что я буду жить вечно, мне знак был".
  "Сумасшедший",- мелькнуло у меня в голове. Но вроде не похож на такого. Когда заговорили о житейских вещах, вроде рассуждает вполне нормально.
  К тому же выяснилось, что он живет по соседству. Но что интересно, свои откровения он рассказывал исключительно, когда удил рыбу, а на улице мы просто здоровались - и все.
  И мало-помалу этот Саша рассказал мне свою историю. Правда, с явными купюрами, которые не позволяют прояснить некие темные стороны. Например, как его совершенно русская семья (жена тоже русская) оказалась в начале девяностых годов прошлого века в Израиле, в Тверии, да еще с двумя маленькими детьми? Сестра жены уехала в США, а они оказались в Израиле. "Так вышло".- объяснил Саша.
  Поскольку ни с какой стороны семья не подходила под Закон о возвращении, им долго не выдавали документы, и, естественно, деньги. Они поселились у озера.
  Это привлекло внимание социальных служб, и они забрали детей, поскольку им не обеспечивается нужный уход.
  Опять темный пробел в рассказе, и вот семье выдают документы (наверно, из гуманитарных соображений), и даже социальную квартиру, в которой Саша живет до сих пор.
  Но детей  в семью не вернули, а отдали в семью евреев - выходцев из Германии.
  Жена же Саши много лет назад попала под машину и погибла. И с тех пор он живет один. Дети живут в Иерусалиме, у них свои семьи, но они говорят только на иврите и немецком, русского не знают. Как с ними общаться Саше?
  А теперь и рыбалку на озере запретили, что-то там, в озере, нарушается, какой-то баланс жизни, твердят специалисты(где вы, времена Христа, когда рыбу ловили сетями, а теперь и удочкой не разрешают?).
  Вот Саша и хозяйствует целыми днями по мелочи:то порядок во дворе наводит, то что-то подбирает, складывает.
  А в последние года два по вечерам одевает шляпу, похожую на сомбреро, перекидывает через плечо гитару, и куда-то отправляется.
  Как-то давно он сказал мне, что видится с...женой. Могила раскрывается, и он с ней встречается и беседует. Ну, конечно, услышав такое, я сразу подумала ясно о чем.
  А теперь, дописав эти строки, подумала о Кафке. А он был нормальным? И не "его" ли эта история?
                продолжение
 
 


Рецензии