Мне б о Родине светлое петь

         поэма
из цикла "Подслушанные монологи"
               
Давным-давно задумал я
Узнать: для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы…»
«Мцыри» М.Ю.Лермонтов

            1.

Разве можно судьбу изменить?
Или это могло б не случится?...
Из клубка расплетается нить
В ресторан, где на время забыться.

Там, за столиком, «пташка» сидит,
Глаз с меня любопытных не сводит,
Трезвый – даже не верится вид,
О плохой рассуждает погоде.

Ты же видишь, подруга, я пьян –
И не строй мне лукавые глазки.
Расскажу я про сельскую рань,
Когда был разудалым подпаском.

С ног бычка я валил просто так,
Нёс его на плечах ради смеха,
Двухпудовкой играть был мастак
Деревенским парням на потеху.

Вечерами в избе при свечах
Детективы читал я с волненьем.
С грустью звал я любовь в чутких снах,
Вслед за ней шёл незримою тенью.

Был по жизни я весел и прост.
Я с девчонкой купался ночами,
Где под шёпот мерцающих звёзд
Месяц плыл по реке вместе с нами.

И судьбу моей лодки несло,
И влекла неуёмная сила.
В чуждый берег уткнулось весло,
Песнь чужая к себе поманила.

Там, я слышал, гремела попса –
Дискотек одуряющих рёвы…
На рассвете мне снилась роса,
Звон косы да мычанье коровы.

Запах скошенных трав на лугах,
В полдень солнцем согретая липа…
А теперь моя жизнь, как впотьмах,
Как на кадрах бредового клипа.

            2.

Я из армии в город пришёл,
В пахоте чуть не стал я горбатым…
На кого я работал, как вол,
Месяцами, не зная зарплаты?!

«Человеком в труде можно стать» -
Долго верил я в истину эту.
Но взяла оголтелая рать
Власть в стране – и ни дня, ни просвету!

И мужицкая правда-полынь,
Словно дым, разбежалась по полю.
Я, земли своей любящий сын,
Уходил от неё поневоле.

Заиметь бы удачу сполна,
Чтоб со мною повсюду ходила!
В одну фирму в охрану меня
Привела богатырская сила.

С молодым «новым русским» крутым
Едет шеф обмывать иномарку.
Я, Отчизны вдохнув горький дым,
За деревню хочу выпить чарку.

Но нельзя: за рулём. Не за страх
Я в ночи, как ПМ*, без осечки.
После мальчик является в снах,
С ним и месяц, плывущий по речке.

К белой кипени яблонь вернусь,
К той девчонке, которую знаю.
Всей душой я с тобой, моя Русь,
Гимн пою я родимому краю.

Бьётся памяти чистый родник,
Где бы ни был, во мне, не стихая.
Я его, моей юности миг,
Пью из кубка цветущего мая.

С росных трав льётся свет на заре,
Среди светлого жить бы покоя!
...Я им нужен был в тёмной игре
Знатоком рукопашного боя.

На работе себя отдавал….
На меня появились намётки.
Я для них должен быть, но не стал,
Верным псом, разрывающим глотки.

Мне бы во время их распознать!
…Заплатить обещали немало,
Чтобы шефа везде охранять
От разборок крутых криминала.

…Им, хозяевам жизни, идти
С обнажёнными в битвах клыками.
Тех, кто стал поперёк их пути,
Убирают чужими руками.

Нет дороги любому назад,
Кто был с мафией кровью повязан.
Мне подставили, молча, ребят,
Проверяя мой опыт спецназа.

И, доверчив в людской суете,
Я ловлю смертоносные пули.
Одиноким кричу в пустоте:
«Обманули меня! ОБМАНУЛИ!

Не дано жизни знать своей срок.
Лучше сразу меня бы убили:
За мишенями видеть не мог
Их троих, что беспомощны были.

Я привык сразу бить наповал –
Они это давно просчитали.
Что есть силы ножи я метал
По щитам, что в подвалах стояли.

Им узнать мою удаль пришлось,
Что ключом из меня так и била.
Был для них я, как пойманный лось
С необузданной дикою силой.

Я – одна из козырных тех карт,
Что иметь под рукою охота.
Мою меткость – весёлый азарт
Им снимать захотелось на фото.

Словно молния, нож - в ДВП.
Завели за щиты – и смеются.
С ними вижу себя я в купе –
Вместо лиц их качаются блюдца.

Поезд памяти! Он средь полей,
Где ему вслед уносятся тени
Тех несломленных ими парней,
Тех, что были живые мишени.

Шевельнулся один их троих –
Чуть живой… Рядом слышу: «Короче,
Сопляка, что остался в живых,
С лёгким сердцем его ты прикончи».

Кляп во рту. Обжигал его взгляд.
В нём тоска безысходно кричала.
Как во сне, за спиной говорят:
«Что ты сделал, для нас это мало.

Ай, да друг, в доску наш – молодец!
Поддурился попасть к нам в ловушку.
Знай, повязан ты с нами вконец.
Уважаем спецназ… На-ка «пушку!»

Сатанея, я понял: война!
Их в ладони ПМ* – он мне дорог…
От того, что купили меня,
Замочил я в упор всех «шестёрок».

Будет всё так, как я захочу!
Паренька я унёс с толковища.
Кредиторам своим заплачу,
А потом с ветром пусть меня ищут.

…Кто крадётся за мной по пятам? –
Я в спокойствие ночи не верю.
Пасти рву я двуногим волкам.
В этот миг я подобен был зверю.

Барсом вдруг становлюсь. Зол и дик...
Я, теряющий хлопьями жалость
Им, врагам, в устрашающий миг
Без оглядки дарю свою я.

Лязг клыков – их у горла оскал.
Но я клятвы своей не нарушу:
Тех давлю, кто вдруг сзади напал,
Точно пыль, выбиваю им души.

Всё равно в их глазах я медведь,
Что без правил хорошего тона…
Видно, песню любви не допеть:
Для кого-то я стал вне закона.
               
              3.

В ночь иду я по бликам ножей,
Окружённый звериною стаей.
Принимаю я свет фонарей
За цветенье ушедшего мая.

Вновь я чувствую их за собой,
Ждать враждебный бросок мне привычно,
Видеть, как подступает толпой –
Кружит моль в человечьем обличье.

Я вступить с ними в схватку готов.
Не утратил свой пыл и отвагу.
Позади я оставил любовь,
Без которой не делал ни шагу.

С ней гулял я до самой зари…
Эх, родимая сердцу сторонка!
Тебя лапают, «пташка» - смотри,
Как начнётся крутая разборка.

Ты не Мальвина, я не Пьеро…
Разметал я шпану без оглядки…
Кто-то в спину всадил мне «перо» -
Смерть играла со мной ещё в прятки.

Вой сирены в ночной тишине –
Прочь уходит рычащая стая…
Я как будто стою по весне
Посредине цветущего мая.

…Из неона ты вышла в огнях –
Я у входа в кабак лёг без стона.
Вдруг из сумочки ты впопыхах
Уронила пенал диктофона.

Я то думал, что ты как и все.
К чёрту прессу! Несут в неотложку.
Твои слёзы ловлю на лице
И слова: «Потерпи, друг немножко».

Ты газетчица ходишь в народ…
Может, завтра меня и не станет...
Ты меня не бери в оборот –
Никогда никого не подставлю!

Ни за что гнить годами в тюрьме –
Горше нет в нашей жизни той доли!
Я кричу, пробираясь во тьме:
«Я, КАК ВЕТЕР, РОДИЛСЯ ДЛЯ ВОЛИ!

Я эпохи своей не «герой».
В криминале мне быть?! – Не заставишь!
Зов деревни во мне стал судьбой.
Распахнул я души ему ставни.

Как встаёт из берлоги медведь,
Так и боль моя рвётся и стонет.
МНЕ Б О РОДИНЕ СВЕТЛОЕ ПЕТЬ –
ДЛЯ МЕНЯ ТОЛЬКО ЭТО В ЗАКОНЕ!»

И откуда взялась эта новь?
Эх, Россия, родная сторонка!
Про большую на свете любовь
В изголовье шептала девчонка.

1997г. г.Апшеронск
*ПМ – пистолет Макарова               


Рецензии