Начало начал

Небольшое пояснение. Мне следовало бы начать размещать свои работы на портале с "Начала начал". Тогда стало бы ясно, почему это вдруг технарь по профессии, занимавшийся всю сознательную жизнь исключительно инженерно-техническими и менеджерскими вопросами, занялся писательством.

1
Начало начал

Я расставляю кресла и примериваюсь, насколько будет удобно вести беседу. Небольшой полированный столик, ваза из чешского стекла с пучком искусственной зелени, две тончайшие и невесомые фарфоровые чашечки персидской работы, доставшиеся мне в наследство от покойной бабушки. Чай или кофе? Впрочем, безразлично. Что захочет мой гость, то и будем пить. Немного подумав, ставлю в середину столика глубокое блюдце с сахарным печеньем. Пожалуй, картина завершена. Остается ждать. Я ложусь на диван, стараясь не помять брюки, и смотрю на замершие часы. Он скоро придет, этот мой странный гость. В доме тихо и тепло. Зимнее солнце щедро заливает комнату ярким белым светом. В его лучах плавно перемещаются миллиарды микроскопических пылинок. Я тоже пылинка мироздания, плывущая неизвестно откуда и куда. Мне хорошо от разлившегося вокруг спокойствия Вселенной. Такого долгожданного спокойствия.
В последние годы суета буден захватила меня и лихо несла по извилистой и своенравной реке, именуемой жизнью. Совершенно некогда было задумываться над тем, зачем я пришел в этот мир. Все мысли и силы уходили на преодоление обычных житейских проблем, которые, в основном, сам же и создавал. Я пытался, как и большинство знакомых мне людей, правильно строить свою жизнь: уютный дом, хорошая еда, стильная одежда, отдых на теплых морях и прочие добавки, навязываемые гламурными журналами и рекламой. Казалось, что это и есть тот самый идеальный способ существования, который и делает человека счастливым. Не буду скрывать, в такой жизни мне многое нравилось и доставляло немало удовольствий. Когда, хорошо позавтракав, едешь в дорогой машине на работу, всегда испытываешь некоторую эйфорию от осознания своего исключительного статуса, достигнутого в жизни собственным умом и трудолюбием. Не то, чтобы особенно задираешь нос, но в посадке головы, замедленных движениях тела и, особенно, в манере неторопливо и с нажимом говорить с подчиненными чувствуется твоя принадлежность к
2
некоторому кругу избранных. Но, удивительное дело, не испытываешь гармонии с окружающим миром. Скрытое напряжение прорывается наружу в виде неблаговидных поступков, срывов на подчиненных и разборок в семье с последующей бессонницей. А ведь еще помню, когда шестнадцатилетним юношей я лежал с закрытыми глазами на теплом песке волжской косы и ощущал, как вращаюсь вместе с землей и лечу вместе с ней в бесконечном пространстве! Пожалуй, одно из немногих истинных чувств, оставшихся в моей памяти. Если не единственное.
Раскрученный во мне маховик желаний с жадностью требовал новых жертвоприношений. Успешная карьера, должности и весьма неплохие деньги уже были недостаточны для него. Требовались исключительные усилия для поддержания скорости вращения прожорливого механизма. Все, что приобреталось, потреблялось сразу же. Не в смысле физического исчезновения, а как желание. Отменная пища, хорошие машины, путешествия по странам представляли интерес только до момента первого обладания ими. Стоило только прикоснуться к ним, и желание исчезало, оставляя в душе легкое разочарование от бессмысленно потраченных денег. Мозг лихорадочно искал новых стимулов, но не находил. Мое бедное сердце работало на износ, легкие отчаянно накачивали кровь кислородом, уставшая печень еще исправно пыталась очищать кровь от шлаков, но все говорило, что так долго продолжаться не может. Я стал задумываться над тем, куда же уходят все эти желания и страсти. Почему я не испытываю удовлетворения от обладания пятью десятками галстуков и дюжиной отменных костюмов от самых известных производителей? Почему меня не радует богатый стол, ежедневно накрываемый к ужину, на котором осетрина и телячьи языки соседствуют почти со всеми видами фруктов, растущих на земле? Почему не радует сверкающая машина, бесшумно несущая меня по улице? Тогда зачем всем этим обладать? И где, спрашивается, вся моя жизнь с ее событиями, радостями и горестями? Она тоже испарилась, как туман? А была ли она вообще, если я не могу увидеть и потрогать ее там, куда она ушла? И куда
3
она ушла? Только благодаря паспорту можно узнать, что прожито несколько десятков лет. Но доказать, что ты жил, - невозможно. Все втянула в себя безжалостная воронка по имени Время. В лучшем случае, моим смутным воспоминаниям о прошлой жизни будут деликатно внимать ближайшие родственники на семейных торжествах. И то непродолжительное время, пока не задремлют.
Но сегодня я выпал из житейской мельницы и остался на некоторое время один, сам с собой. Ощущение малости собственной персоны перед непознаваемым мирозданием совершенно не давит на мою психику. Я – сын Вселенной, моей огромной, бесконечно величественной Матери, создавшей меня. Мне уютно и спокойно в ее объятиях. Время замедлило свой бег, и я думаю о вечном его круговороте и изменчивости. Я знаю, что течение времени зависит от скорости, но оно еще зависит от того, кто его измеряет. Бабочка живет один день, и ей кажется, что так и должно быть. Утром она летает, упиваясь собственной красотой и свободой, а вечером сгорает в лучах заходящего солнца, оставив потомство от мимолетной любви на краю лепестка какой-нибудь полевой ромашки. Меня всегда интересовал вопрос: осознает ли бабочка ничтожную малость своего существования? Или господь бог и эволюция так устроили ее мозг, что она еще утром представляет свою жизнь бесконечной, а вечером смиренно подводит итог прожитому? Я посчитал, что жизнь бабочки приблизительно в двадцать пять тысяч раз меньше жизни человека. Поэтому нам и кажется, что жизнь ее так коротка! И удивляется существо разумное: как можно так мало жить? Ведь не успеешь всего испытать, всем насладиться за один то день! И забывает человек, что живет каких – нибудь в среднем 70 лет и по сравнению с Землей его жизнь не более чем миг, который она, Земля, и заметить то не успевает. В лучшем случае увидит кратковременную вспышку на своей поверхности. О, Сократ сгорел! А вот и Македонский, а вот и Пушкин! И когда они успели что-то там натворить?! Так устроен мозг Земли. Не понять ей нас. Для дальнейших рассуждений моих извилин явно недостаточно. Я в ступоре.
4
Но сегодня меня интересует больше другой вопрос: откуда я и куда иду?
Пожалуй, такая ясная картина человеческой жизни: от рождения и до смерти. Несколько десятков лет, отмеренных безжалостной и справедливой природой. Миг, наносекунда, ничто! А сколько страстей и переживаний! По крайней мере, так кажется. А были ли они, эти самые страсти, не придумано ли все несовершенным и возбужденным мозгом?
С некоторых пор вопрос прошлого стал для меня камнем преткновения в восприятии мира. Мне абсолютно непонятно, как и куда исчезают события, слова, чувства, действия людей после их совершения. Ведь только ничтожная часть жизни остается в памяти, а тому, что остается, не очень то и доверяешь! Мне нужен был хороший советчик и толкователь моих пространных рассуждений и страхов. Поэтому Он стал приходить ко мне на часик, раз в неделю, по воскресеньям после обеда.
Я всегда готовлюсь к его приходу. И та декорация, которую я тщательно выстраиваю, тому подтверждение. Вот и сегодня Он незаметно вошел в мой кабинет и привычно устроился в кресле. Между нами нет никакой разницы. Мы – почти близнецы, только Он немного старше и умнее меня. Не особенно, конечно, так, чуть-чуть.
- Как ты? – спросил Он.
Ничего не значащий вопрос, открывающий диалог. Я признаю его доминанту над собой, но мне немного неприятны менторские нотки в голосе гостя.
- Все в порядке. Начнем?
Мой ответ ни о чем не говорит. Порядок ведь тоже бывает разный. И беспорядочный в том числе.
- Пожалуй. Скажи мне, что тебя волнует сегодня?
- Память, - ответил я, хотя не был уверен, что правильно формулирую свои проблемы. – Наверное, память, - повторил я с нажимом.
- Поясни, - его голос несколько озабочен.
- Просто мне иногда кажется, что ничего не было в жизни.
5
- Ты не помнишь, или чувствуешь, что не было?
- Я бы сказал по-другому. Я не уверен, что что-то помню. А то, что помню, составляет такую ничтожную долю от всего произошедшего со мной! Не могла же моя жизнь быть такой скукоженной!
Мой ответ озадачил его.
- Да, серьезный случай.
- Страшный! – уточнил я и разлил по чашкам крепкий черный чай.
Он отхлебнул пару глотков и закашлялся. Я не притронулся к своей чашке.
- Ты хотя бы помнишь, что делал за час до моего прихода?
- Надо вспомнить. Ну, расставил посуду, кресла. Потом прилег на диван.
- Ты схватываешь фрагменты. А надо прокрутить весь час в обратном направлении. Самое главное - вспомнить ощущения и зрительные образы в непрерывной динамике. Закрой глаза и попробуй.
Я закрыл глаза. Сначала было темно. Потом на фоне красноватого полотна появились причудливые синие круги и мелькающие белые шарики. Общую картину полной неразберихи прочеркивал конверсионный след пролетевшего самолета. Через пару минут появились два блеклых белых кресла. Рядом стоял столик, но без чашек. Сколько я не пытался мысленно поставить на него чашки, ничего не получалось. Они соскальзывали и исчезали в глубинах моих зрительных нервов. Ни образов, ни динамики. Я уже и не говорю о чувствах, которые безнадежно пытался воспроизвести. Все пусто.
- Плохо. Ничего конкретно вспомнить не могу, – неуверенно произнес я и тут же испугался диагноза, который поставил себе в следующую секунду. - Человек без прошлого – фантом, если не сказать, что мертвец!
- Нн, да! – Он поморщился, но на его лице я прочитал теплящуюся надежду на возможное выздоровление. – Ладно, давай ложись на диван.
Я беспрекословно выполнил его команду.
- Теперь отвечай на мои вопросы.
6
- Хорошо.
- Не все вопросы будут тактичными, но отвечать придется.
- Я постараюсь.
- Начали! – Он деловито потер ладони друг о друга и задал очередной вопрос. – Ты совершал когда – нибудь подлости?
Возникла небольшая пауза, в течение которой я попытался сманеврировать и ответить наиболее дипломатично, не впадая в самоуничижение:
- Нет. Скорее маленькие гнусности по недоразумению. Ничего страшного. Человек слаб.
- Почему ты думаешь, что не совершал ничего серьезного? Ты, значит, помнишь, что не совершал?
- Конечно.
- Как ты это помнишь?
- Помню и все.
- Родители тебя наказывали ремнем?
- Нет, я был мальчиком паинькой и любимчиком. Я бы такое запомнил.
- Как ты учился в школе?
- Почти на отлично.
- Смотри, как интересно! Ты помнишь конечные результаты процессов. Они словно зашиты в твоей памяти. Сами процессы тебе даются с трудом, если не сказать, что никак. Ну-ка, вспомни выпускной вечер в школе!
Я с силой зажмурил глаза, надеясь увидеть, что же там происходило в доисторическую эпоху моей юности. На фоне розово-синих мигающих и исчезающих кругов медленно и неуверенно выплывало здание, похожее на школу. Вот и вход с колеблющимися дверьми, ступеньки, покрытые чем-то белым, старая скрипучая и повидавшая миллионы пинков дверь. Но не такая, как была в школе. Другая, выдуманная, нарисованная моим мозгом, который я заставлял работать. Холл, лестница на второй этаж, мельтешащие двери классов. Внезапно появилась буква «Я», затем оранжевый кружок и ярлык
7
Яndex. Сегодня много пришлось работать с поисковой системой. Вот и спортзал, где проходил школьный банкет. Плохо знакомые лица и тела в неестественных позах. Ничего не говорят, только глупо улыбаются. Потом все замельтешило.
- Ну, как школьная вечеринка?
- Точно знаю, что была. Напились неслабо. Лезли к девчонкам. Но никакой динамики. Смутные пятна событий, надуманные мозгом.
- Знаешь, почему так? Дело в том, что из года в год по ТВ, радио, журналах рассказываются типовые истории выпускных балов. Эти истории вбиваются в твой мозг, и ты их запоминаешь, как стихотворение. Точнее, как умение кататься на велосипеде. И когда вспоминаешь свой вечер, видишь только усредненную типовую картинку. Если бы не СМИ, мог бы вообще забыть выпускной.
- Весело!
- Весело – невесело, а вот так! Все, что происходило в жизни один раз – для тебя вообще покрыто пылью столетий. Вспомни, когда ты начал обращать внимание на девочек.
- Давно, еще в первом классе.
- Помнишь ее?
- Рыжая такая, с копной волос и белыми бантами. Вроде, толстенькая. Мне понравилась.
-Подробнее можешь описать?
- Неа.
- Я тоже так думаю. Помнишь, что было, но подробности за кадром.
- Может, фантазирую?
- Возможно. Давай еще попробуем.
- Давай.
- Вспомни, как мать кормила тебя грудью.
- Ты хочешь истощить мой мозговой потенциал.
- Попробуй.
8
Я снова закрыл глаза. Сначала сверхдальняя история моей жизни не совершенно не просматривалась. Потом изменилась цветовая гамма. Появился желтый свет, тусклый и раздражающий, который медленно концентрировался в одну точку и превратился в лампочку под старым абажуром. Как в тумане, выплыла большая пахучая женская грудь и стала тыкаться мне в рот. Было неприятно, но я присосался и жадно зачмокал. Когда я открыл глаза, Он пристально смотрел на меня.
- Видел кормление. Не уверен, что это был я. Скорее всего, обобщающий образ.
- Нет, мой милый, ничего в нашей голове нет такого, чего бы не произошло в жизни. Ты не безнадежен.
- Знаешь, собственно вопрос не в памяти. Вопрос ставится другим образом: куда все делось? Как могут исчезнуть мои слова, поступки, мысли. Кто создал закон исчезновения всего настоящего. Прошлое существует, или нет? Почему уходят в никуда близкие люди? Я могу догнать прошлое, если не хочу в будущее?
Я и так знал, что нашему мозгу не дано понять глубинной сути Времени. Свет звезды летит к нам миллионы лет, хотя звезда уже давно умерла. Представим, что я лечу вместе со светом. Я – житель звезды. В этом случае буду думать, что звезда жива. Ведь я вылетел вместе со светом. Я ее вижу и ощущаю. Значит, я остался в прошлом звезды! А чем отличается моя земная жизнь? Я сижу с приятелем на солнечном берегу реки, нам хорошо и тепло, и мы излучаем отраженные солнечные лучи. Каждое мгновение наше настоящее переходит в прошлое. Но, если нестись со скоростью света за этим отраженными лучами, можно ли постоянно видеть один и тот же кадр? То есть, растянуть настоящее во времени. Понятно, почему люди любят фотографироваться. Это их контрудар по безжалостному времени. Хоть так суметь остановиться и лицезреть, сколько пожелаешь, тот миг, когда ты был счастлив. Нет, можно лишиться разума, рассуждая на такие темы. Настоящее тоже не легче. Миг, и оно уже прошлое! Растворилось, исчезло и
9
только память старается задержать, зацепиться, но все слабее и слабее. К будущему лучше и не подступаться.
- Знаешь, есть только один способ остановить время, - Он внезапно нарушил ход моих мыслей.
- ?
- Писать. Закрыть глаза, запомнить кусочки событий, а потом писать.
-Ты думаешь, что это выход?
- Да, а между кусочками пытаться встроить динамику и чувства.
- Наверное, я последую твоему совету.
- Запомни, в твоей голове нет ничего, чего бы не было в жизни.
- Пожалуй.
- Сумеешь быть искренним?
- Нет, конечно. Я же только человек. Я буду щадить себя и других.
- Но, все-таки постарайся, как можно более правдиво.
- В меру возможного, ведь мир держится на лжи.
- Но, в чем тогда величие правды? – Он посмотрел на меня с нескрываемым интересом.
- Правда – это факт. Мы все соизмеряем с ним. Правда нужна для того, чтобы каждый знал, когда он лжет. Без горького мы не можем почувствовать сладкое.
- Многие осудят тебя за ложь, - предостерегающе и назидательно произнес Он, однако в его голосе я не почувствовал особого осуждения.
- Многие свернули бы мне давно голову за правду.
- Странное дело, я должен помогать тебе, а ты начинаешь вразумлять меня.
- Я расту прямо на твоих глазах.
- Тогда мне нечего больше тебе сказать. Прощай!
- Ты еще вернешься, когда я снова попаду в тупик?
- И то верно! До встречи.
- Я буду тебя ждать, пока! – я вяло помахал на прощанье рукой.
10
Он исчез также внезапно, как и появился. Его недопитый чай давно остыл. Некоторое время я еще молча смотрел на входную дверь, надеясь услышать звук удаляющихся шагов. Но тишина поглотила все пространство. Я остался один в самом начале пути почти в конце жизни. Ну, и что же? Не в первой! Возьму с собой только то, что необходимо: веселый нрав, насмешливый взгляд, остатки памяти о дорогих мне людях, стопку хорошей писчей бумаги и ручку - мой любимый золотой паркер.
Январь, 2008г.


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.