Таблица умножения

Таблица умножения

Много лет, я работаю инженером механического цеха машиностроительного завода. Работа очень ответственная, требует знаний по физике и математике. Как-то меня одна учительница Клавдия Ивановна пригласила в класс, на сбор, чтобы рассказал ребятам, как я учился в свое время тоже в школе. На этом сборе мне запомнился парнишка худощавого лица, высокий, звонкоголосый, с внимательными круглыми глазами, задал мне вопрос:
-Скажите, Иван Иванович, как вы учились в школе свое время?
-Долго, Вася, рассказывать, многое уже забыл, - ответил ему.
-Тогда расскажите, как вы изучали математику?
-К великому несчастью я не любил математику, которую тогда называли
арифметикой в начальных классах.
-Почему не любили?
-Считал очень трудной наукой. Дедушка как-то мне сказал, не горюй внучок, люди и без математики ходят в магазины, берут продукты и считают деньги. Я не изучал твою математику, но деньги считать умею. На другой день этим разговором я поделился с Клавдией Ивановной. Она выслушала меня, заметила:
-Твой дедушка начинал жить, когда, в самом деле, математику можно было не знать, так как в домашнем хозяйстве она сильно не требовалась, хотя арифметику нужно было знать, чтобы уметь торговать мясом, яйцами, молоком, курами, зерном на рынке. Главное надо было уметь считать, делит умножать, прибавлять. Без применения действия умножения и деления невозможно было ему торговать. Значит, он хорошо знал таблицу умножения.
А ты до сих пор не можешь выучить таблицу умножения до ста. Без знания таблицы умножения твой дедушка никогда тебя не возьмет торговать на рынке.
-Но я не люблю математику, - ответил учительнице.
-Знания всей математики я с тебя не буду требовать, но знать таблицу умножения до ста я буду с тебя требовать, так как она входит в науку арифметику. Ломоносов прекрасно знал арифметику и сумел поступить в греко-латинскую академию.
-Не могу судить о знаниях Ломоносова, а вот Пушкин тоже не любил арифметику, да еще кажется и Бетховен.
-Но тебе-то до них далеко. Я тебя не переведу в пятый класс, пока ты в начальной школе за четыре года не выучишь наизусть таблицу умножения. Мои слова передай своему дедушке..
-Передать-то я передам, только чем он может мне помочь?
-Наберись терпения и ежедневно учи таблицу умножения. Вот мой совет!
Придя домой со школы, рассказал дедушке о моем разговоре с Клавдией Ивановной про арифметику. Дедушка прослушал меня, сказал:
-Слушай, внучок, все, что тебе говорила учителька, правильно. Учи таблицу умножения и не капризничай. Она в жизни пригодится!
-Пришлось, дорогой, Вася, переламывать свой упрямый характер и душевную волю подчинить самого себя научению арифметики.
-Как же вы переламывали себя. Учить таблицу умножения, это же не палку переломить?
-Долго я мучился, в моей начальной школе. Бывало, ведет Клавдия Ивановна урок по решению задачи, неожиданно даст вопрос, а сколько будет мешков зерна на восьми машинах по девять в каждом кузове, скажи, Петя.
А я никак, не могу сообразить, что это же в таблице умножения в столбике на девять есть цифровая арифметическая строчка девятью восемь - семьдесят два.
-Не знаешь. Петя, таблицу умножения на девять! - слышу голос учительницы. Стань в угол и учи таблицу умножения на девять!
-Ну и все же одолели вы таблицу умножения? - спросил Вася.
-Сколько раз за четыре года в начальной школе за незнание несчастной таблицы умножения мне пришлось стоять в углу, уже даже не помню. В пятом классе, зная таблицу умножения на зубок, все задачи решал быстро, без запинки на удивление сокласников. С отличием по физике и математике окончил среднюю школу и поступил на учебу в институт машиностроения и конструирования. Вот где мне пригодилась арифметика и вообще математика.
-Как вы сейчас относитесь к математике?- спросила Катя - круглая отличница класса.
-Очень серьезно, - ответил ей. - Сейчас все расчеты проводятся на электронных аппаратах, а в мое время были некоторые механические счетные аппараты. Сейчас Катя, в ходу компьютерная техника для вычисления сложных математических расчетов. С одной стороны это хорошо. С другой плохо потому, что не участвует математический вычислительный аппарат головного мозга. Он не развивается, как бы дремлет, не пополняется новыми математическими знаниями, потому что современные ученики и студенты не читают трудов выдающихся современных математиков по внедрению электронной математической мысли. Современная электронная математическая это бездушная машина, она выполняет только волю человека. Но этой вычислительной машине нужны высококвалифицированные электронные математики, обучение которых начинается с зазубривания простейшей таблицы умножения по арифметике, которую нынче называют общим словом, математика - уроками математики.
-Что вы нам посоветуете?
-Только одного лучше учите математику, которая с самих древних времен - того же Архимеда - была, есть и будет одной из важнейших наук, на электронной основе в дальнейшем развитии человеческого общества. Знайте, что начало математики начинается с Таблицы умножения.

Татаренко И. П.
2014 г.


Рецензии