С чего начинается хорошая жизнь?

С чего начинается хорошая жизнь?
Когда в 17м году преследовали аристократов - моя прабабушка как и многие оставшиеся на улице дети бывших дворян - попала в детдом. Она выучилась, вышла замуж и по распределению попала в Крым.
В большом доме, который построил прадед, она жила с семьей моей бабушки. Когда немцы начали бомбить Крым - и деда с прадедом мобилизовали - она ждала пока закончится бомбежка (что длилась от силы час) - а потом выходила на улицу. В 42м году прабабушка с бабушкой садили вишневый сад.
"Все пройдет, война пройдет, будут люди - они будут есть вишни"- говорила она. ей предлагали бежать. но она отказывалась: "А как же земля? Она каждый день ухода просит!" Каждую весну сад цвел. К дню победы у прабабушки с бабушкой был самый ухоженный двор. А когда вернулся с войны дед - они помогали восстанавливать деревню.
Я застала прабабушку, когда мне было лет 6 или 7. Она дожила до глубокой старости. Я ни разу не видела, чтобы она сидела без дела. Она шила, вышивала, крахмалила белье или белила большую печь во дворе. Она говорила, что хорошая жизнь - это труд. Это мы сами. То, что есть внутри нас.
В 90е прабабушки уже не было. Я пошла в школу. я мало понимала, что происходит вокруг. понятно было только одно, то, что происходит - не есть нормальная жизнь. Но моя мама приезжала в большой бабушкин дом и мы работали в саду. Белили печь, ухаживали за двором. А потом поспели вишни. Много-много вишен. И я помню, как мы сдали их на рынок и получили за это деньги. Мои первые деньги в жизни.
К окончанию школы я поняла, что вокруг меня много людей, которые все эти годы делали добро просто так. Все эти годы люди старались сохранить то, что оставила им система. До сих пор в моем подъезде многоэтажки люди легко организовываются сделать ремонт. До сих во дворе люди сами садят цветы и подстригают кустики в красивые квадраты. Они не пишут писем в жэк и не выходят к местной администрации с воплями. Они не требуют - они делают. А год назад скинулись и обновили аллею героев в микрорайоне.
Конечно, мой райончик не выглядит идеально. Но с каждым днем я вижу как он становится все лучше и лучше. на площадках играют дети. Умельцы делают из старых покрышек поделки. людям нравится строить маленький позитив вокруг себя. Ведь жизнь - она должна начинаться с вишневого сада. С того, каким ты сам видишь этот мир вокруг, с того, каким ты его делаешь. Потому что это твой мир, твоя земля.
Если ты любишь свою землю - то на ней не надо убивать, сквернословить, бросать мусор. На ней надо садить деревья и цветы. прежде чем сказать гадость - промолчи. Прежде чем мусорить - вспомни о том, что до тебя здесь было чисто. Просто потому что нормальная жизнь начинается с нормальности в себе. С позитивного отношения к миру. К людям. И если ты патриот - люби сначала свою землю. Люби ее не на словах - а так - чтобы другие заметили - ты поешь славу своей земле делами и поступками. И в какой бы уголок мира не забросила тебя жизнь - будь прежде всего человеком, о котором люди могут говорить с искренним теплом и уважением. давай, не требуя. будь выше чужой глупости. Начни новую жизнь с самого себя.

(Фото - Евгений Халдей - один из известнейших советских фотографов, корреспондент "Фотохроники ТАСС", представлявший редакцию ТАСС на фронтах Великой отечественной войны. Севастополь, детский сад после войны.)


Рецензии