Распятьем и железом...

РАСПЯТЬЕМ И ЖЕЛЕЗОМ…


                Но именем Христа в родимый край
                Пришли ксендзы — и мир наш возмутили,
                Терзали нас, пытали, жгли, казнили —
                И морем слёз и крови стал наш рай,
                И казаки поникнули уныло,
                Как на лугу помятая трава.
                Рыданье всю Украйну огласило.
                За головой катилась голова;
                И посреди народного мученья —
                Те-деум! ксендз ревел в ожесточеньи.

                Тарас Григорьевич Шевченко


   Я далек от того мнения, что в нашем мире все делается идеально и правильно, то есть целесообразно.
   Я не скажу, что я искренне верю в царство Божье, как известно, никто не доказал , что оно существует, но никто и не опроверг этот постулат. Но, при своем частичном, и иногда полном неверии, я не мешаю никому верить, ибо, как говорил Андрей Миронов –
« Позвольте, разве я мешаю ? Я верю в кружочек на карте мировой и вас с собою не приглашаю».
   В некоторые буйные головы основы религии закачивались корешком катехизиса, оплеухами с использованием требника, камчой или плеткой с упоминание имени Аллаха и так далее. Розги, горох, плетки… Арсенал велик.
Но чтобы священник с парабеллумом на поясе под распятием или с отрезанной головой неверного в руках ?
   Но коль скоро сказка сказывается…
Итак, встречайте –
Алоизие Степинац (хорв. Alojzije Stepinac; 8 мая 1898, Брезарич, родился в Королевство Хорватия и Славония, Австро-Венгрия —  умер 10 февраля 1960, Крашич, Югославия) — хорватский кардинал. Титулярный архиепископ Никопсиса и коадъютор Загреба 28 мая 1934 по 7 декабря 1937 .Архиепископ Загреба с 7 декабря 1937 по 10 февраля 1960.
Поддерживал усташское правительство Независимого государства Хорватия; выступил с осуждением некоторых действий пришедшего в 1945 году к власти коммунистического режима Иосипа Тито; в октябре 1946 года был приговорён к 16-и годам заключения по обвинению в государственной измене и военных преступлениях.
В 1998 году причислен Римско-католической церковью к лику блаженных.
Итак, он родился в 1898 году в деревне Брезарич (близ Крашича), в 40 километрах от Загреба, в очень большой семье, где он был пятым ребенком из восьми. В Загребе он закончил гимназию, по окончании которой его «загребли» в австро-венгерскую армию дряхлого императора Франца-Иосифа Первого, в составе которой он пытался проявить себя на итальянском фронте. Однако, скоро попал в плен и, вдоволь наевшись пасты, в 1920 году возвратился на родину. Там же, в Загребе, столице автономии Хорватии, в университете, начал изучать теологию и вскоре был направлен в Рим, где в 1931 году получил степень доктора теологии и пристроился на работу в епископат Хорватии. Пробыв некоторое время в роли технического директора, подсидел архиепископа Антуана и вскоре, в 1937 г., занял его место.
    Весной 1941 года после вторжения вермахта в Югославию было образовано прогерманское Независимое государство Хорватия под фактическим управлением усташей.  Архиепископ Степинац приветствовал усташей и восстановление хорватской независимости.
    Вот его слова этого периода –
« Хорваты и сербы из двух разных миров, два разных полюса; они никогда не найдут общего языка, если только не произойдет чудо Божие. Эта схизма величайшее зло в Европе, может быть, даже большее чем протестантизм. Тут нет морали, нет принципов, нет правды, нет справедливости, нет честности»…
    Дальше – больше –
По мнению обвинителей Степинаца при этом Степинац продолжил публично восхвалять усташское государство и его главу поглавника Анте Павелича.  Затем, Степинац (вместе с 10 другими представителями католической церкви) получил в 1942 году место в хорватском парламенте, и  21 марта 1944 года приняли из рук Павелича одну из высших государственных наград - "Velered".
   А затем уж вообще средневековая жуть – добрый прихожанин Анте Павелич однажды показал итальянскому корреспонденту целую корзину, наполненную чем-то слизистым. «Это устрицы?» – спросил его корреспондент? «Нет – с доброй улыбкой ответил Павелич – это сербские глаза, двадцать килограмм, дар моих верных усташей». Также известно, что один усташей носил бусы из сербских глаз, а другой – ремень, с которого свисали сербские языки.
    Такие вот нравы были у добрых прихожан, отпусти им грехи их, архиепископ.
  А вот и священники. Призыв священника Дионисия Юричевича к жителям г. Стаза, куда он прибыл для насильственного крещения православных: «Мы все прекрасно знаем, куда будут высланы те, кто откажется от крещения. Эти южные области я уже очистил от всех, от младенцев до стариков. И, если будет необходимо, я сделаю это и здесь, потому что сегодня не грех убить даже семилетнего ребенка, если он мешает нашему усташскому режиму. Не обращайте внимания на мое священническое облачение. Знайте, что я, при необходимости, возьму в руки автомат и истреблю всех, кто будет противостоять государству и усташским властям». Всего насильственно было перекрещено 2 400 000 человек. Но и перекрещивание не всегда спасало от гибели. Часто усташи убивали новообращенных, объясняя им: «Нам нужны не ваши тела, а ваши души». Каково же было отношение главного героя книги Алоизия Степинаца, архиепископа Загребского к преступлениям подведомственного ему духовенства и паствы? В основном – нейтрально-благожелательное. Он приветствовал «поглавника» и его программу, принимал его милости и награды, всеми средствами укреплял новую власть и добивался дипломатического признания Ватиканом Независимого Государства Хорватии, которое и было получено de facto. Он раздавал палачам иконки и кресты, вместо того, чтобы отлучать от Церкви, публично одобрял все то, что совершалось в Хорватии. Как глава военного духовенства, он не сделал ничего, чтобы удержать своих подчиненных от преступлений.      Священникам разрешалось носить огнестрельное оружие и они зачастую щеголяли с портупеями немецких «вальтеров» и «парабеллумов» поверх католической ряс и сутан  посланца Господа.
    Воистину, неисповедимы пути…
   «Вы ж сами его и предали»…
                Александр Розенбаум ( «Вальс 1937 года» ).
     Затем Степинац не особо успешно интриговал против Павелича в 1944 г., но, в отличие от других, не пострадал. Перед своим бесславным бегством в Испанию, под бочок Франко, Анте Павелич доверил Степинацу часть награбленного у жертв золота.
    18 сентября 1946 года он был арестован. В вину ему вменялись составы преступлений -коллаборационизм и сотрудничество с усташами, организация насильного обращений в католицизм православных сербов, ответственность за этнорелигиозный геноцид, так как он был апостольским викарием усташских вооруженных сил, отсутствие с его сторон санкций к тем священникам, которые участвовали в массовых убийствах, политическая деятельность и сокрытие архива МИДа НГХ в архиепископстве Загреба и поддержка подрывной деятельности «крижаров» и усташей Лизака и Гулина, которые занимались подпольной организацией восстания хорватского национализма. В результате судебного процесса 10 октября 1946 года Степинац был приговорён к 16 годам тюрьмы. Многие как в Хорватии, так и за пределами страны, однако, считали этот приговор местью режима Тито за критику. Осуждение Павелича на процессе 1946 г. было более чем обоснованным. Потом его сделали «мучеником коммунизма», хотя просидел он всего 5 лет. В 1998 г. папа Иоанн-Павел II беатифицировал его, причислил к лику святых. Это – плевок в лицо сотням тысяч жертв геноцида и, одновременно, признание сопричастности Ватикана к этим преступлениям. Ибо папа Пий XI практически никак не реагировал на террор в Хорватии, хотя знал о нем все и он не отлучил усташей-палачей от Церкви, хотя в 1949 отлучил всех коммунистов.
    Итог –
    Осужденный 5 лет провёл в тюрьме Лепоглава, затем был переведён под домашний арест в родное село. В 1953 году Папа Римский Пий XII возвёл Степинаца в звание кардинала. 10 февраля 1960 года Степинац скончался от болезней, полученных им в тюрьме. В 1998 году кардинал Алоизие Степинац был беатифицирован папой Иоанном Павлом II во время визита в Хорватию. Беатификация Степинаца вызвала протест со стороны многих сербских организаций.
А затем, маленький комментарий -«Бенедикт XVI представляет Степинаца страдальцем от коммунистов. Между тем, сомневаться в обоснованности приговора, вынесенного хорватскому архиепископу коммунистической властью, оснований нет. Его мученичество ограничилось тем, что он умер под домашним арестом, находясь в нормальных человеческих условиях, несравнимых с тем, как погибали жертвы его подчиненных в Ясеноваце, когда перед смертью им приходилось пить воду, смешанную с испражнениями. Нельзя не отметить духовного мужества Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви, который выступил с протестом против канонизации Алоизия Степинаца и отказал Римскому папе во встрече в 2013 году. Естественно, что при таком циничном отношении к истории, к страданиям сотен тысяч невинных, разговаривать с ним не о чем», – заключил диакон Владимир Василик (кандидат филологических наук, доцент исторического факультета Санкт-Петербургского университета ).Итак, милость Божью можно втолковывать не только проповедями, но и свинцом…
Берите пример с блаженных, церковники с Западной Украины, это уже скоро вам понадобится….Автоматы и  пистолеты можно попросить у Саши Белого и К.
Грустно…


Рецензии