Король считает звёзды 7

Роман «Признание Короля-звездочёта»
Часть 2. «Король считает звёзды»
7.

Утром умывшаяся дождём природа приобретает свежесть и блеск. Перелесок так и манит прогуляться ему навстречу. Из покосившейся избушки выходит уже немолодая женщина в платке и белом балахоне. Судя по одежде и кроткому выражению лица, это послушница местного монастыря. Женщина приближается к поляне и видит неожиданную картину: на могиле Чёрного ангела кто-то лежит. Она подходит ближе, склоняется над лежащей и тихонько треплет поникшее плечо. Иштар приподнимает голову. Мокрые волосы её прилипли к лицу, и вся она дрожит в сырой и обляпанной грязью одежде.

Сестра-послушница молча поднимает обессилившую женщину и ведёт под руки к своей избушке. Там она усаживает несчастную у печи и выходит за дровами. Иштар понемногу приходит в себя. Она озирается по сторонам и рассматривает убогую келью: свечи, иконы, лампадка, молитвослов на столе. Заходит Сестра с охапкой дров и кладёт её у печки. Потом послушница подходит к стоящему в углу сундуку, достаёт из него сухую одежду и подаёт Иштар.

– Вы служительница монастыря?
Сестра и глазом не ведёт в ответ. Она принимается растапливать печь и некоторое время сидит спиной к своей гостье. Иштар снимает с себя мокрую одежду и надевает серое льняное платье до пят и шерстяную шаль. Потом она вспоминает, что в походном узелке хранится её сарафан, который наверняка тоже пострадал от ливня. Сестра, не произнося ни слова, забирает у Иштар всю её одежду и вывешивает на солнце во дворе. Снова войдя в избу, она мычит что-то невнятное себе под нос.

– Благодарю, но кашу я не буду, только чай, – говорит Иштар.
Сестра замирает, потрясённая. С малых лет её никто не слышит, а тут, стоило промычать про себя «Кашей надо накормить бедняжку», как измученная ночными страданиями женщина догадалась о сути непроизнесённых слов. А ещё большим удивлением для Сестры стал её собственный слух, внезапно проснувшийся от многолетнего сна.

«Ты что, слышишь меня?» – вновь промычала послушница.
– Конечно, слышу. Уж если я со звёздами и животными разговариваю, разве я не смогу понять, что хочет мне сказать человек?
«Странно, но и я тебя слышу, хотя уже давно страдаю от глухоты. А почему же меня другие люди не слышат?»
– Наверное, потому что ты молчишь, Сестрица. Ты ведь даже не открываешь рта, чтобы что-то сказать. Ну-ка, иди сюда, будем пробовать.
Иштар берёт женщину за плечи и усаживает на табуретку, а сама садится на стул напротив, придвинув его к послушнице почти вплотную.

Бережно взяв ладони Сестры в свои руки, Иштар просит:
– Скажи мне что-нибудь, не бойся. Ты можешь верить мне, я пойму тебя и никому не скажу того, что услышу.
Сестра с внутренним напряжением готовится к непривычному для себя действию. Её губы дрожат, и рот слегка приоткрывается. Она видит, что гостья сочувствует ей, и обнаруживает в себе желание довериться, отдаться в руки заботливой подруги. В какой-то момент барьер безмолвия преодолевается.
– Я очень устала, – произносит она медленно и совсем тихо.
– Твои слова звучат! – радостно сообщает Иштар. – А теперь скажи, чем я могу помочь тебе?
Глаза послушницы наполняются слезами, но на лице появляется благодарная улыбка. Женщины, обрадованные чудом, обнимаются.

– Получается, меня никто не слышал, потому что я молчала? Это же так просто, – уже громче и увереннее звучит голос Сестры. – А я-то думала, что говорю, но меня не хотят слушать, потому что я никому не нужна. Поэтому и ушла от людей, поселилась тут, у монастыря. Страждущие приходили ко мне со своими проблемами, ведь я считаюсь приближенной к Богу. Но постоянно слушая других и не имея возможности поделиться своими переживаниями, я не выдержала и в одну из тёмных ночей оглохла. Наверное, я устала от одностороннего общения. Много лет я была послушницей при монастыре, но что-то меня удерживало от того, чтобы постричься в монахини. Наверное, я ждала этого дня, когда ты придёшь и научишь меня говорить и слышать. Спасибо тебе за это! А ещё – ты первая, кто поинтересовался, чем мне можно помочь. Как твоё имя?
– Иштар.

Женщины садятся за стол пить чай с пряниками. Радость события этого утра понемногу снимает печаль с сердца скорбящей путницы. Сестра просит свою собеседницу рассказать, почему та пролежала всю ночь под дождём на могиле Чёрного ангела.
– Я знала его, – отвечает Иштар.
– Нет, ты не просто знала его. Теперь и ты доверься мне и не скрывай правды от себя.
– Мы любили друг друга. Я знаю, это грех. Бог покарает меня.
– Бог милостив, сестра. А так как Он живёт внутри каждого из нас, то тебе только остаётся помиловать себя саму.
– Я корю себя за то, что не смогла сделать его счастливым на земле.
– Почему ты решаешь за него, был он счастлив или нет? Этот вопрос нужно задать ему.
– Но ведь он погиб, и погиб из-за меня!
Сестра всем телом разворачивается к Иштар, и теперь уже она берёт свою гостью за руки, и тепло ладоней послушницы несёт успокоение. А затем и её слова:
– Он не погиб.
И она рассказывает продолжение истории Чёрного ангела.

Когда раненую Всадницу увёз её верный конь, чёрный воин остался лежать на поляне один. С каждой минутой он терял силы, изнемогая от невыносимой боли, но Сестра-послушница не дала ему умереть. Она наблюдала за грозой из окна своей избушки и видела, как на землю, вместе с упавшей с коня Всадницей, рухнула чёрная птица.
Когда же Сестра подошла к месту падения, то сначала не поверила своим глазам, увидев на земле падшего ангела. Но потом, недолго думая, решила перенести его в свою избушку, да так, чтобы никто из монастыря не обнаружил этого. Она принесла из дома прочную ткань, перевалила на неё покалеченное тело и перетащила его к себе.

Всю зиму Сестра молча ухаживала за Чёрным ангелом: поила его отварами из трав, кормила мёдом, укрывала тёплым одеялом. Он был обессилен полностью, сознание возвращалось к нему редко. Однажды послушница заметила в его крыльях белые перья. С каждым днём их количество росло, он белел на глазах. Даже одежда превращалась из тёмной в светлую. Сестру это радовало, ведь иметь у себя дома белого ангела было куда лучше, чем чёрного.

Ангел стал поправляться, даже иногда вставал с постели. Ухаживающую за ним глухонемую женщину он благодарил нежным взглядом и улыбкой, которая уже не была соблазнительной: она была доброй и милой. Став почти белым и каждый день любуясь новым цветом своих крыльев, он размышлял о сути такого преображения:
«Получается, что снова стать светлым можно, лишь перестав вырывать белые перья! И мне для того, чтобы осознать это, потребовалось пасть на землю второй раз и покалечится?! Какой же я глупый! Но что заставляло мои крылья менять цвет? Какие такие хорошие дела я мог совершать, будучи представителем тёмных сил? Наверное, это то, о чём говорила мне Иштар».

И вот в одно весеннее тёплое утро в крыле ангела осталось последнее чёрное перо. Тогда же он почувствовал, как его призывают на небо. Сестры-послушницы в это время не было дома, но зная, что женщина она грамотная, её подопечный решил оставить ей записку. Он взял лист бумаги, безболезненно вырвал из крыла оставшееся чёрное перо и с его помощью написал прощальное письмо.
Сестра вернулась домой к вечеру и вместо ангела обнаружила лишь его послание. Она давно догадывалась о том, что этот день когда-нибудь настанет, и её вечерняя молитва накануне была произнесена за упокой души чёрного скитальца, хотя, как правильно поступать в этом случае, послушница не знала.

Иштар, дослушав рассказ, облегчённо вздыхает:
– А что было в том письме?
Сестра подходит к сундуку, достаёт из него деревянную шкатулку и ставит её на стол. Из шкатулки она вынимает листок бумаги и читает:
«Сестрица, я возвращаюсь на небеса. Прощай! Благодарю за оказанную помощь и прошу выполнить мою последнюю просьбу. Пусть на земле в память обо мне останется могила и надгробная надпись гласит, что тот, кто лежит в ней, так и не постиг значения белеющих крыльев. Пусть здешние люди помнят, что целых шесть лет гостил в их местах Чёрный ангел».
Женщины некоторое время молчат.
– Той ночью на поляне, – произносит Сестра, – я осуществила ритуал похорон и положила в могилу вместо тела его последнее чёрное перо. А был ли он счастлив на земле, мы, наверное, так и не узнаем.
Иштар задумывается о том, что погребённое перо не последнее: где-то есть ещё одно, которое она пока не нашла.

– Господи Всемогущий! – охает Сестра. – Я лишь сейчас поняла, что, только обретя голос, смогла рассказать тебе это! Иначе ты бы всю свою жизнь думала, что он скончался.
Сестра встаёт с табуретки и выходит на крыльцо, вдыхая воздух полной грудью:
– Всё, довольно тишины! Я хочу не только слушать, но и слышать этот мир, и рассказывать всем, как он прекрасен! Я пойду к людям... прощай, одиночество!..
Она снимает с верёвки высохшую одежду и возвращается в избу, а потом с умилением наблюдет, как расцветает Иштар, надевая свой ярко-зелёный сарафан и подвязывая медные волосы оранжевой лентой. Сестра тоже готова преобразиться. Она снимает с головы платок и теперь выглядит гораздо моложе и красивее. Её растерянный взгляд сменяется ясным взором, а тёмные, гладко зачёсанные назад волосы подчёркивают благородные черты лица. Иштар вдруг понимает, что Сестра ей кого-то напоминает... Но кого?..

Бывшая послушница кладёт письмо обратно в шкатулку, в которой среди остальных вещиц хранится большое серебряное кольцо. Иштар вздрагивает, заметив его, и просит посмотреть. Взяв перстень в руки, она понимает, что не обманулась: изображение чёрной молнии отчётливо видно на серебре.
– Откуда у тебя это кольцо? – вновь обретя надежду на успешные поиски пера, спрашивает Иштар.
– Эта вещь принадлежит моему брату. Он навещает меня в тёплое время года. Весной, в один из своих приездов, он зачем-то снял кольцо с пальца и оставил у меня. Но поскольку я была тогда глухонемой, то не смогла выяснить причину такого поступка.
– Умоляю, скажи, кто твой брат!
– Я много лет храню это в секрете от местных жителей, но тебе откроюсь. Я теперь всем могу это рассказать! Я – сестра Короля.

Продолжение следует.


Рецензии