Я и Россия

Я приехал на электричке. Вышел из вагона и по перрону, обгоняя спешивших людей и продавщиц семечек, прошел к насыпи. Спустился по насыпи и пошел по тропинке. Хорошо было. Солнце грело откуда-то сверху. Мычали вдалеке коровы. Над головой и перед лицом жужжали мухи. Дул слабый и теплый ветерок, принося с собою хвойный запах из далекого леса. Электричка заурчала и покатила себе. А я остался в этом широком поле. Шел и смотрел по сторонам. Птички. Навозные кучи. Трава вся в мелких белых цветочках. Тихо. Жарко. Глаз радуется. Россия.
 Давно я не был в России. С самого рождения не был. «Эх Русь – Матушка!..» - думал я про себя. Земля под моими ботинками хрустела. Прыгали кузнечики. А я шел вперед, по направлению к деревне. Низкие и редкие дома впереди. Речка сбоку. Вот туда я и шел.
 Пришел. Гляжу  - возле дощатого, покосившегося забора сидит дедушка. Милый старичок. С седыми волосами и длинной бородой цвета испачканного снега.
- Здравствуй дедушка!!! – сказал я умиленно, подходя к нему и протягивая руку.
Я ожидал что и он протянет руку мне на встречу. И я заключу в крепком рукопожатии его сухую, мозолистую, добрую ладонь старого человека. Но он только посмотрел на меня суровым взглядом из-под своих косматых бровей, и спросил недовольно: - Чего тебе?!
- Ну чего-чего?! – сказал я так же весело как и начал, - поздороваться с вами… прижать вас к себе… вас – Русского человека. Вот он какой – человек Русский (сказал я и развёл руками, будто и вправду призывая всех поглядеть на этого старика и насладиться этим небывалым зрелищем – РуСсКиМ человеком)!!!
 А он мне сказал: - Иди на … (вместо трёх точек он употребил совсем нехорошее слово, я его здесь писать не буду – на столько оно нехорошее), - сказал и даже указал своею заскорузлой рукою направление.
 Я посмотрел вдаль. Старик тоже посмотрел туда.
- Как же так дедушка, - сказал я, расстраиваясь, - я к вам так сказать… а вы - ?!
Он повторил то что сказал ранее (только ещё к тем трём точкам прибавил ещё шесть - … … …).
Я удивился и даже очень. Удивился не столько смачности и изощренности сказанных стариком выражений, удивился большей частью невозмутимости и небрежности, с какой старик рекомендовал мне следовать в определенном направлении.
- Но дедушка!!! – сказал я, - я приехал в Россию. В РОССИЮ!!! Посмотреть на вас – русских людей… ваши березки погладить по стволам гладким… прикоснуться так сказать к…
- Ты лучше к … (нехорошее слово) своему прикоснись!.. - сказал старик и сплюнул в пыльную траву под своими кривыми ногами. И опять он сидел и спокойно рассматривал горизонт.
 Я поднял и опустил в отчаянии руки. Потом поклонился (зачем-то?!!) в ноги этому старику и пошел дальше. А он так и остался сидеть в своей совершенной неподвижности.
 Я шел и смотрел на сверкающую речку. На темнеющий лес за медленно плывущей водою. На румяное небо. И тут я увидел двух людей. Они сидели на поломанной лавочке и смотрели себе под ноги. Между ними лежала большая стеклянная бутылка (пустая).
- Здорова мужики!!! – сказал я.
 Один поднял своё изнеможенное и красное лицо. Поднял и опустил. А второй даже этого не сделал. Рубашки на них были порванными. Нескольких пуговиц не хватало. На ногах – брюки.
- Где у вас тут берёзки!? – спросил я, - погладить их белые бока очень хочется. По-русски это очень!!! «Я в весеннем лесу пил берёзовый сок»!!! Помните как в песне поётся.?!
 Теперь другой мужик поднял своё плотное и налитое лицо. Поднял и уронил себе на грудь его.
 Они опять сидели и молчали. Только один из них поднял бутыль и потрусил ею. Потом посмотрел сквозь зеленоватое стекло на солнце, поднес горлышко бутыли к своему рту и облизал его розовым языком. Потом он кинул бутыль на землю. И опять они сидели и молчали. Не обращая на меня никакого внимания. Только раз тот второй (с красным лицом) посмотрел на меня и поднёс два пальца к своему рту, делая характерные жесты (будто закуривая). И вопросительно поглядел на меня своими водянистыми глазами. Я отрицательно покачал головой. Мужик опустил голову.
 Я присел к ним на лавку. Посмотрел на бутыль. На исплеванную землю. На грязные ступни мужиков, обутых в рванных домашних тапочках. Посмотрел и тоже загрустил.
- Но берёзки!? (мужики молчали) Но медведи? (мужики смотрели в землю) Но самовар и частушки под балалаечные трели?! (один из мужиков сплюнул и попал другому на коленку) Но бабы… (тут один вскинул голову и на его толстом лице я заметил какие-то признаки оживления. Но потом он опять бухнулся своим лицом в рваный воротник черной от пота и пыли рубахи, которая была разорвана с правого бока почти по всей длине) Но как же так?!! От чего же..?
  Но мужики молчали. Они сидели и смотрели. И что они видели -  я не знаю. Но иногда они чесали себе животы своими толстыми пальцами с поломанными ногтями.
- И что – всё время так?! – спросил я  (один мужик кивнул). – и давно?!!
 Второй мужик поднял голову и посмотрел на солнце. Потом он зашевелил губами и из его темного рта послышалось сначала невнятное шипение (как будто поливали из огнетушителя), потом - глухое бормотание, а дальше – несколько связных и четких слов: - и Половцев и Татар и Шведов… Немцев… Американцев – всех!!!
 - Что – «всех»?! – заинтересовался я (пытаясь уточнить и уяснить для себя смысл этого сказанного выражения, я наклонился и приблизил своё лицо почти прямо вплотную ко рту мужика).
- ЗаХУ…ли!!! – сказал он и дыхнул.
 У меня резко и мощно заволновалось в мозгах. «Что они пьют!?». Успел подумать я. Только и успел что подумать… Как сильный удар в плечё свалил меня на землю. Потом мужики стали драться между собою. Ожесточенно и часто вбивая друг в друга свои огромные кулачища. Про меня они  (Слава Тебе!!!) -  забыли. Лупили они друг друга долго и сильно. Но почти без эмоций. Потом устали. И просто сидели на лавке, тяжело дыша. Один попытался подняться, но не смог. Я отошел к обрыву и посмотрел на речку, что заворачивала внизу свое водянистое тело. Стоял и тёр ушибленное плечё. «Вот тебе и – Россия!!!».  Ни о каких березках я не думал. Подумал почему-то о Путине (вспоминая запах перегара, который оглушил меня) – чего-то навеяло…  Потом подумал о американцах. «А может так и надо!?» - мелькнула у меня вялая и бледная мысль. Лениво зевнул. Почесал себе живот. Пнул ногой камень. Плюнул в закат. Россия…


Рецензии