Театр в Древней Греции

               




Режиссёр – Древняя Греция… Афины. Именно здесь весною 534 года до нашей эры на празднике в честь бога Дионисия состоялось первое представление трагедии. Её автор поэт Феспид. Число актёров в этих пьесах не превышало трёх человек. Каждый актёр исполнял несколько ролей, применяя для этого различные маски. Полноценным участником представления был хор состоящий из двенадцати – пятнадцати человек. Представления давались под открытым небом при дневном свете.
 Сейчас мы покажем вам свою версию древнегреческой пьесы.
 (уходит)

                ......



(занавес открывается. На сцене на фоне древнегреческих декораций располагается хор в хитонах с венками на головах)
Хор – На свете место есть,
Что у подножья неба
                располагается.
Гора Олимп. Там боги обитают.
Их множество. Их имена известны.
Здесь мудрый Зевс. Здесь Арес – бог войны.
Здесь Посейдон – всех вод земных властитель.
Здесь Аполлон, здесь Гера, здесь Афина.
Здесь Афродита – кто любви богиня.
Здесь все другие…
                На горе священной
Они живут в согласии великом.
Их благородство, разум и терпение –
Для всех людей достойнейший пример.

(Выходят Зевс и его жена Гера. Они о чём-то спорят друг с другом)
Зевс – Я всё сказал! Не спорь со мною, Гера!
Жене верховного такой быть не пристало!
Покорной будь, как все другие жёны.
Гера – Покорной быть… Возможно ли такое,
Когда ты мне всё время изменяешь!
Да! Изменяешь! Это всем известно.
Зевс – Я главный бог! И ты мне не судья!
Ты за собой смотри. Ты тоже хороша!
Плетёшь интриги, ссоришь всех вокруг…
Я столько жалоб на тебя услышал,
Поверь мне Гера, если их сложить,
С горой Олимп сравняются они.
И хватит спорить! К нам сюда идут.
(подходит Посейдон)
Посейдон (усмехаясь) – У вас опять семейные разборки?
Зевс (обрывает) – То дело не твоё!
Зачем пришёл?
Посейдон – Не больно ты любезен, мой старший брат!
 А если не по делу, а просто так…
Проведать вас… и пожелать здоровья.
Зевс – В то верится с трудом.
Тебя давно я знаю, Посейдон.
Добра не жду и ко всему готов.
(Посейдон пытается что-то возразить, но в этот момент приходят Апполон, Дионис и Афродита)
Дионис (слегка склонив голову) – Великий Зевс, мы все к тебе:
Я Дионис, и Аполлон и Афродита,
Весть принесли о том, что никогда
Доселе не случалась.
Здесь человек! И он уже у входа.
Зевс (удивлён) – Здесь человек?! Как он сумел дойти?
В святилище для смертных нет дороги!
(хору) Что знаете о нём?
Хор (поёт) – Посланец он. Прошение принёс.
Он коз пасёт. Ничтожный из людей
Ленив не в меру. Разумом не блещет.
Жена его и пятеро детей
Все впроголодь живут,
В лохмотьях жалких ходят…
Зевс (возмущён) – В таком посланце вижу оскорбление
Я для себя… Неужто среди них
Достойных нет!
                Казнить его!
Пусть будет то наука для смертных,
Чтоб они не нарушали
 законов древних…
Посейдон -   Не спеши!
И выслушай его, раз он пришёл.
Ещё раз свою мудрость прояви.
(притворно кланяется)
Зевс (успокаиваясь) – Вот здесь ты прав!
Его принять я должен.
(принял горделивую позу) Зовите смертного!
(богам) Сейчас он восхвалять меня начнёт.
За этим и пришёл.
Известно мне заранее всё это.
(Входит человек. Худой в лохмотьях. Кланяется всем богам беспрерывно)
Человек (Зевсу) – Великий, Зевс,
От всех земных людей
К тебе пришёл я…
Зевс (милостливо) – Говори!
Человек – Прошение принёс.
Зевс – Читай!
Человек – Читать я не умею.
Зевс (усмехаясь) – Неграмотный посланник.
Это странно! Прочти мне, Дионис.
Там поначалу будут восхваления.
Их не читай все. Только половину.
Дионис (берёт письмо в руки) – Прости, великий, но в послании этом
Нет похвалы. Здесь кое - что другое.
Послушай сам: «Богам от всех людей
Претензии свои мы выставляем.
Там, на Олимпе, на горе высокой
Сидите вы, безделием страдая.
Вам на людей свой взор бы обратить
И помощь им в делах их оказать…»
Зевс (перебивает)
 – Что слышу я!Возможно ли такое!
Казнить посланца за такие речи!
(человек испуган)
Посейдон – О! Брат мой, не спеши!
Дослушаем.
Дионис – Он дело говорит.
Чтобы судить, нам выслушать их надо.
Читаю дальше: «… вы должны нам дать:
Погоды лучшей, чтоб на каждый день.
Ещё еды… побольше. Чтобы мы
В трудах больших её не добывали.
Ещё нам зрелищ дайте для услады духа.
Что дать ещё, придумаем потом.
Исполните нам это для начала.
А если не исполните, то мы
Другим богам начнём здесь ставить храмы
И вас забудем раз и навсегда»
Зевс (в бешенстве человеку) – Да вы…
Да вы… да вы совсем людишки обнаглели!
Убью вас всех! Потопом смою землю!
Брат Посейдон, исполни мою волю!
Посейдон – А если в этом смысл?
Убью одних – появятся другие.
А будут они лучше или нет
Никто не знает…
Афродита – Мудрый мой отец, позволь сказать мне!
Знаю я, что делать.
Пусть красота спасает этот мир!
Ещё любовь! Любить я научу.
Их сделаю добрее я.
Ты дай мне сделать это!
Зевс – Аида брата лучше позову!
Пусть в царство мёртвых всех их заберёт.
(человеку) О, жалкий червь, ничтожный из рабов,
Как смел ты мне такое принести?!
Человек (в страхе) – Прости, великий! Трудности у нас…
Им нет числа. И войны беспрестанно
Идут меж нами… Арис в том виновен.
Устали мы!
Аполлон – Вот видишь, брат!
Какие тяготы!.. Давай я их искусству
Всех обучу.
                Они тогда забудут
О трудностях
                И станут лучше жить.
Зевс – Учил уже! А толку ни на грош.
Что ни давали – всё им было мало!
Грозят ещё… Кому грозят! Богам!!
Посейдон – А вдруг и правда люди отвернутся
От нас… от всех?
Зевс – Я всех их уничтожу!
Дионис – Убить людей – не лучшее решение!
Позволь уладить всё.
Ты знаешь, я сумею.
Зевс – Ты для себя стараешься, я знаю.
Торговец и хитрец, ты дело так устроишь,
Что станешь главным богом для людей.
Забыл! Забыл ты участь Прометея!
Дионис – Опять меня в измене обвиняешь!
Тебя свергать мне надобности нет!
Гера (подходит к ним) – Спокойнее! Зачем при человеке
Так спорить нам! Что он подумать может
О нас… богах. Зачем все эти споры?
(никто её не слушает. Спор продолжается. Человек посмотрел на всё это, покачал головой и ушёл. Боги этого даже и не заметили)
Зевс – Вы все! Да все! Я это точно знаю
Меня сместить хотите, сев на моё место.
Не выйдет! Знайте, я ещё силён!
(боги спорят. А в это время хор поёт)
Хор – На свете место есть,
Что у подножья неба
                располагается.
Гора Олимп. Там боги обитают.
Их множество. Их имена известны.
Здесь мудрый Зевс. Здесь Арес – бог войны.
Здесь Посейдон – всех вод земных властитель.
Здесь Аполлон, здесь Гера, здесь Афина.
Здесь Афродита – кто любви богиня.
Здесь все другие…
                На горе священной
Они живут в согласии великом.
Их благородство, разум и терпение –
Для всех людей достойнейший пример.




               





               



               


Рецензии