Серафима 64. Ташкент. Поляки в Чарджоу

                Глава 87. Ташкент

Добрались мы до Ташкента. Игорь завербовался землекопом на строительство эвакуированного карборундового завода из Днепропетровска. Нам дали однокомнатный домик, но когда дело дошло до прописки, его не прописали. Сказали,  что нам нужны люди с высшим образованием не на земляных работах, и предложили ехать в город Чимбай Каракалпакской АССР.
В Ташкенте уже трудно было что-либо купить. К столику продавца нужно пробиваться, продаётся в основном рис. Цену не спрашивают. Всё забирают к себе в сумку и только тогда спрашивают цену.
За день до отъезда мне удалось купить 5 кг риса по 16 руб. за кг.
Выехали. Железная дорога довезла нас до Чарджоу. Дальше 700 км плыть по Амударье. Доплыли до Нукуса, столице Каракалпакии, затем продолжили по той же Амударье до Чимбая.


                Глава 88.  Поляки в Чарджоу

В Чарджоу столпотворение. Был уже октябрь. Городок забит поляками, высланными в лагеря ещё в 1939 году: женщины, маленькие дети.
В 1941 году заключён договор с правительством Польши, находившемся в Англии, по которому поляков освободили из лагерей и направили в Среднюю Азию.
Их выгрузили из поезда в Чарджоу под открытое небо на берег Амударьи, ничем не обеспеченных, под холод, дождь со снегом.
Небольшой посёлок забит ожидающими катера с баржами. Мы еле упросили местного жителя Субботина пустить нас к себе.
Через две недели нам удалось погрузиться в трюм баржи, которую буксировал катер. Перед отправкой выдали хлеб.
Плыли месяц. На ночь катер останавливался. Многие выходили на берег нагреть воды, вскипятить чай, сварить кашу или супчик.
Ещё в Чарджоу на вокзале я обратила внимание на двух мужчин. Один – осанистый, в макинтоше, второй одет попроще – в пиджачке, вместо пояса – бечёвочка. Оба пожилые. Уловила голодный взгляд одного на нашу трапезу. Указала на него Игорю:
-Положу каши на тарелочку и отнесу ему.
Я предложила ему нашу рисовую кашу, но он, прежде чем приступить к еде, попросил у меня разрешения разделить порцию со своим коллегой. Я хотела забрать тарелочку, чтобы положить вдвое больше, но он достал какой-то черепок:
-Тарелочку я отдам пану…(фамилию я не совсем разобрала), а мне положите в мою посуду.
Потом в дороге я их подкармливала, пока они не сошли в Ургенче, а мы ещё долго плыли до столицы Каракалпакии – Нукуса.


Рецензии