Асылтас Тасымова. Маленькая, да удаленькая

    "Маленькая, да удаленькая". Так за глаза отзывались старшие коллеги о сегодняшней героине нашей рубрики. Правда, было это более пятнадцати  лет назад, когда выпускница Алма-атинской консерватории Асылтас Тасымова начала работать в Кокшетауском музыкальном колледже. Сейчас Асылтас Исмурзенова -  известный в нашем городе хормейстер, руководитель  казахского хора и ведущий педагог отделения хорового дирижирования Кокшетауского музыкального колледжа.
    Хор. Для кого-то это просто символ массовки, неважно какой. Для других – слово из детской песенки. «И, конечно, припевать лучше хором», - бодро выводят  персонажи советской мультипликации, и всем действительно хочется запеть. Но поскольку природа не ко всем одинаково щедра, кому-то кажется резонным желание влить свой далекий от совершенства «вокал» в созвучие, которое его преобразит, улучшит и сделает частью  гармоничного целого. Хоровое пение приятно и вполне отвечает извечному стремлению человека примкнуть к какой-либо группе, которая избавит его от ощущения собственной слабости и беззащитности. В европейской музыке хор издревле символизировал единение верующих в своем обращении к Богу. Потому почти вся религиозная музыка основана на хоровом звучании. В советское время хоры стали неотъемлемой частью культурной жизни страны, так как идеально соответствовали несложной эстетике того периода: будь как все, хором воспевай счастливое настоящее и прославляй светлое будущее. Этим объясняется феномен стремительного развития хоровой традиции там, где ее никогда не было. Например, в Казахстане. Удивительно, что хоровое пение, отсутствовавшее в традиционной культуре, прекрасно прижилось и продолжает существовать и на новом историческом витке.
- Асылтас,  есть ли у хоровой музыки в нашей республике будущее?
-  Это каверзный вопрос, на который я затрудняюсь ответить. Если не задумываться о таких  глобальных проблемах, а спуститься на землю и проанализировать реальную ситуацию, можно отметить некоторые моменты. Например, нужно изменить отношение к хоровому пению хотя бы на уровне общеобразовательных школ. Ведь у нас какой к этому подход? К нам, профессионалам, обращаются за помощью буквально за месяц до очередного смотра художественной самодеятельности, когда срочно требуется разучить с хором несколько произведений. И дети справляются, показывают хорошие результаты. Смотр проходит, и хор распускают до следующей острой необходимости. А почему бы не поставить это дело на более прочные «рельсы»?
- Кажется, к десятилетию Независимости создавался  хор мальчиков под Вашим руководством, который собирались сделать постоянно действующим…
- Да, было такое интересное начинание. Но, к сожалению, оно не нашло нужной поддержки.
- А как обстоят дела у казахского хора, идейным вдохновителем которого Вы были?
- Здесь требуется уточнение. Инициатором создания этого уникального хора был Манарбек Касымович Бексеитов, первый директор нашего колледжа. Недавно хор принял участие в авторском концерте Ермурата Усенова, исполнив пять крупных произведений. Сейчас мы активно готовимся к премьере оперы Дж. Верди «Травиата», где исполняем пять хоров. Этот совместный с филармонией проект – большая ответственность для нас. Впереди – мероприятия, связанные с празднованием 60-летия Победы, к которым нужно подготовить шесть произведений. Приоткрою секрет: планируется создание грандиозного «сквозного» общегородского хора, костяк которого составят наши учащиеся. 
-  Ваш хор был создан, если не ошибаюсь, в начале 90-х годов…
- Хор был организован в 1991 году. По замыслу М. Бексеитова он был сформирован из учащихся отделения казахских народных инструментов колледжа, что само по себе уже было авантюрой. Таких хоров не было ни в одном музыкальном учебном заведении Казахстана. Мы экспериментировали, объединив ансамбль «Окжетпес» с хором. Получилось неплохо. Я, по глупости (смеется), сразу взяла хор из оперы «Биржан и Сара» М. Тулебаева. Замахнулась, так сказать. Но не зря, как потом оказалось. По сей день это произведение является нашей «визитной карточкой». В 1994 году хор принял участие во II Республиканском фестивале хоровой музыки, проходившем в Павлодаре. Мы привлекли всеобщее внимание своим репертуаром, в который включили и казахскую музыку, и «Ave Maria» Дж. Каччини, и «Yesterday» Биттлз. Честно говоря, не ожидали такого успеха. Никто из представителей других регионов не верил, что возможно существование хора учащихся народного отделения такого профессионального уровня. Доходило до смешного: моих ребят по одному отводили за угол, давали в руки домбру и требовали сыграть, подтвердить свою специализацию. Докажи, мол, что ты не дирижер-хоровик, а действительно народник. До сих пор греют душу слова известного карагандинского хормейстера В. П. Пилипенко: «Как приятно, что вы пропагандируете национальную музыку». Как реликвию храню афишу фестиваля с росписями и пожеланиями участников и гостей, среди которых есть даже автограф Ермека Серкебаева. Потом начались сложные годы реорганизации колледжа, нестабильности… Конечно, мы постоянно участвовали в мероприятиях местного значения. Но только в 2000-м году хор вновь выехал на гастроли. Это была поездка в Москву  на фестиваль «Созвездие дружбы», в рамках которого прошли выступления в концертном зале «Россия» и культурном центре «Отрадное».
- Можно ли сказать, что этот хор стал Вашей самореализацией?
- Да, я нашла себя, не ошиблась в своем выборе. Я очень люблю свою работу, своих студентов, без которых не представляю дальнейшей жизни. Хотя они забирают все мое личное время, которого почти не остается на семью.
- Ваши мечты и надежды тоже связаны с хором?
- Отчасти. Профессиональные интересы – это важнейший компонент жизни. Но главная мечта связана с моей двухлетней дочерью. Я хочу, чтобы Гульсина выросла хорошим человеком. Не обязательно музыкантом. Вот если этот проект удастся, я буду действительно счастлива.

«Курс», №13 (305) 31.03.2005


Рецензии
Как педагогу и матери дочери-музыканта, мне близки и понятны проблемы, затронутые автором.Рассказ очень актуален и интересно написан в виде живого диалога-интервью.Не все имена знакомы, но зная автора по стихам.ру, доверяю полностью. Рена музыкант профессионал и не только слышит все нюансы, но и чувтвует их.Новых высот в творчестве, дорогая Рена!

Инесса Митина   13.03.2014 21:08     Заявить о нарушении
Спасибо за внимание к моим статейкам, Инессочка.
Простите великодушно за поздний ответ,
не заходила на Прозу давно.

Рена Жуманова   19.03.2014 15:31   Заявить о нарушении