командировочные у мастера

Было осень. Конец октября. Я еще помню, как одевал ветровку. Я тогда был занятий по паре. Я тогда не подозревал что будет через неделю. Я же не экстрасенс, чтобы увидеть что будет вперед. Тогда и сейчас ходят разговоры о нашем мастере. Наш мастер по хакаской национальности, ходил всегда быть может сейчас в работе, в коричневой костюме. И говорил на русском языке. Наша преподовательница по электро-технике, русская женщина, мои однокурсники ее называют " йошкин-диис " за то, что она любила кошек. Когда-то она побывала в Саяно-Шушенском ГЭЦ, уезжала отдыхать в Аляску по ее словам. Она всегда собой берет ноутбук и показывала нам фотографии где была на Аляске. Красивые пейзажи гор, снег вокруг. И она любила рассказывать нам " сказки " про мутантов, про сталкеров, утверждает что они есть, и даже читала такие " сталкерские " книги. Мы потом долго обсуждали про сталкеров, про аварии на Чернобыль. Как она сказала про нашего несчастного мастера " умный мужчина, на рассвете сил ". После окончании занятии по парам, я как-то ходил за продуктами в магазин. Встретил нашего мастера по дороге, посмотрел на меня и говорит :
- ты на следующей недели занят ? - я тогда ничего не понял и ответил нет - поедем в район ? - мне тогда было скучно, я ответил не задумывая :
- да, а какой район?
- это далеко, будем неделю там, Чеди-Холь - он посмотрел и ждал что я еще скажу, но сделал вид что слушаю его  и он продолжил - надо тепло-трассу сварить. Расскажи родителям.- и он ущел по делам. Разговор длился коротко. Я пришел домой и ничего не рассказал родителям. Чеди-Хольский район находится от моего района 289 километров. Красивый район, окружен снежными горами, рядом находится тайга, леса, просто смешанный тип. Я тогда слышал и видел в новостях что там произошло авария, после землятресения произошло взрыв котла и населения Чеди-Хольского района замерзает. Но это произошло прошлой зимой, говорят строительство нового ТЭЦ еще не закончили. Наступил понедельник, собрался на техникум, сижу на паре, мастер тогда был на занятиях. Я сидел и вспомнил про наш разговор прошлой недели о Чеди-Холь. И ждал когда он появится. Прозвучил звонок и все мы однокурсники вышли на улицу, покурить. И вот явился. Говорит после обеда соберемся. Пообедали в столовой. Все расходились по домам и я тогда собрался. Увидев меня мастер, сказал до завтра. Хорошо до завтра, тогда я ответил себе. Я помню как в Чеди-Холье как наш мастер ходил на улице пьяным. Искал сварщиков-сантехников. Я тогда был сильно разочарован, и мы ничего не делали на нашем тепло-трассе. Но об этом все по порядке. Наступил вторник. Утром собрался в техникум. Сидел на занятиях. Мастер явился в коричневой костюме. И он разговаривал с одним из моих однокурсников. Мой однокурсник хорошо варил на сварочных электродах. Я мало варил. И как я сейчас помню слова мастера, который запамню навсегда " ты хорошо варишь, нужно всего лишь желания ". Однокурсник оказался дальним родственником мастеру по материнской матери. Однокурсник, ростом 60 красными глазами, не здоровым лицом, распухший веки, мешком глаза. Однокурсник не соглашался начало :
- неделя это долго стипендию прибавит ? - спросил он.
- за неделю поднимешь навык, стипендию прибавит, поедешь? - спросил мастер. Он согласился. Как оказалось наш мастер водил за нос студентов, " начислим десять процентов стипендии , за каждую выполнение работ " мы тогда слушали мастера, убирали мусора, занимались мелкими работами и говоря друг другу " у меня пятьдесят процента , у  тебя? ". Но оказалось мастер про меня вообще забыл. Как-то сидя на столовой, я посмотрел на мастера. Он обедал и рядом сидел парень, 50 роста размера, прыщи на все лицо. Покушав, я не находил себе места. То смотрел на мастера, говоря себе " забыл " , " нехочет", " как же разговор на прошлой неделе? ". То ходил однокурснику спросить его " про меня не спросил? " . Я ждал его у коридоре. Они вышли. Стали продолжить разговор :
- не поедешь ?- спрашивал мастер у того парня.
- нет, мне надо заходить к полиции, отметится - ответил парень. Мастер подумав, оставил его. Этот парень учился у мастера, сварочных делах он отличник. Победил Республиканской конкурсе сварщиков " Лучший по профессии ". Поехал в Москву Всероссийский конкурсе сварщиков. Потом рассказывал что его подвел китайские электроды. Вот такой парень учится техникуме. Потом я было хотел пойти домой, мастер переоденутый в куртке увидел меня и сказал :
- сегодня после обеда, придешь, машина будет ждать.  Я подумал " значит не забыл " . Прихожу после обеда, стоит машина марки Газель дизель. Там один мужчина, таскал сварочный аппарат, ацетиленовый генератор, я понял что поеду с ним и принялся помогать, то ли брал шланг, удлинитель. Пришел однокурсник, тоже стал помогать, грузить аппарат, генератор. Все инструменты собрали. Я стою и что-то забыл про себя говорил, точно я забыл вещи доме. Я живу недалеко от техникума. Взял вещи. Смотрю машина едет ко мне. Внутри сидел мастер, однокурсник, шофер и тот мужчина. Этот мужчина был коллегой по работе мастера. Добрый мужик, он разгадывал мне, про химические элементы таблица Менделеева. Про все это потом, дорогой читатель. Мы во вторнике, теплой погоде, пятеро человек поехали в Чеди-Холь. Заехали на АЗС. Заправились, шофер забыл купленный масло для мотора. Заехали обратно и забрал забытый вещь. Это пришествовало мне не хорошую вести. Мужскую интуицую не подведешь. Я на это не обращал внимания. Потом магазин, где купили сигареты и СПИРТНОЕ напиток! С этого все начинается. Командировочные у мастера.
                **** день первый ****
Мы едем по дороге. Пейзажи, леса, облака, машины, мост. Мастер и его коллега стали выпивать. Шофер, добродушный человек, громко включил магнитофон. Весь салон Газели гремел песню Виктора Цоя. Потом попросили шофера поехать в другой город. Чтобы заправит кислородный баллон. Шофер послушал, и они начали разговаривать. Однокурсник приоткрыл окна, начал закуривать. После чего не понравился коллеге мастера. Коллега говорил что курить в салоне нельзя, здесь карбид, ацетиленовый генератор, после чего произойдет взрыв. Однокурсник не стал смотреть на сторону коллеги. Коллегу тогда прозвали " Великим сварщиком " . Приехали в другой город. Заправили и оправились в район. Приехали вечером в этот район. Тогда коллега сказал нам что с мастером и той парнем победителем конкурса сварщиков, были здесь еще прошлой зимой . Остановились у администрации. Мастер возвращается. Выяснил все, где мы будем работать, где ночевать. Поехали в гостиницу. Гостиница расположен в первом этаже. Во втором и третем этаже были не номера гостиницы, а квартиры жильцов района. Это даже не было городом, это было сельское место.
Забрали инструменты и вещи. Ночь прошел.
                **** второй день ****
Утром первым мыслей, работать, оделся, позавтракал тущенками. Все переоделись в рабочую вещь, отправились в участок, где должны были работать весь день. Пришли, смотрим разорванные краны труб. Начинаем открывать краны, мастер и коллега все еще были пьяном состоянии. И разговаривали с жильцами домов, что трубы прорвало прошлой зимой. И один из жильцов оказался нашим земляком, он рассказывал что после армии женился, работал в оборонном заводе и приехал в этот район. Хороший мужчина. Мы пока возились кранами трубы, наш заправленный баллон, оказался пустым. Мастер и коллега повздорили. Я с однокурсником стояли в стороне. Потом остановились работать. Я и однокурсник возвратились в номер гостиницу. Рядом нашей номеры, тоже есть номер. Там жили русские. Они были сварщиками. В числе четыре челвека. Они работали в другом участке. Как оказалось это были земляками нашего мастера. Мастер,коллега и наш земляк пошли выпивать у дома земляка. Наш мастер пришел работать в наш техникум еще пять лет назад. Тогда он работал в Хакаской Республике. День и ночь прошел. Они прошли ночью и улеглись.
                **** день третий****
Следующий день мастер, пошел к соседям познакомится. Они долго разговаривали о чем-то. Я и однокурсник и коллега играли в шахматы. Мастер с коллегой ушли поговорить с начальством, есть ли у них запасной баллон. Оказалось нет. Они вдвоем пошли к другим рабочим выпить. Мы стпли осматривпть село. Село маленькое, есть больница прошлой веки постройки, есть школа, есть училище где обучают программистов и портных. Вот так третий день прошел. Работать как я думал наверно не будем. Про электросварку думать тоже не могли из-за его огромного веса, электропитании которое требовалось 380 ВТ.
          **** день четвертый ****
 Проснувшись утром, я услышал музыку у соседей, они собирались на работу. Позавтракали, вышли покурить. Мастер переоделся и велел нам никуда не уходить. Мастер ушел к начальникам. Возвратился с начальством и пошли на участок. Начальник посмотрел и сказал что надо будет выкопать яму для труб, сначала срезать трубы. Мастер и коллега согласились. Начальник спросил где мы обедаем. Мы сказали что у нас мало осталось пайков. Начальник выписал нам бумашку где мы будем обедать в столовой. Я и однокурсник пошли обедать, так как утром они пошли "похмелится" а мы прогуливались по селу. Выяснилось, здесь больше живут прекрасные половины человечества - женщины и девушки. Где мы куда не смотрели, везде много девушек. И мы даже мечтали брать их в подружек аж до семь девушек. Но мы простые парни, нами девушки не интересуются потому что сварщики есть сварщики. Им бы просто подать богатого жениха, может они бригадой будут за него следить. После обеда однокурсник рассказывал мне что он сирот, где он служил в армии. " Саперы всегда везде идут первыми " говорил он. Потом он куда то, ушел. Я пошел осматривать другие участки где возможно работают другие сварщики. Я узнал местного сварщика в нашем городе. Они трудились и работали. Таскали огромные трубы. Тяжелая у них работа. " быть может мне тоже придется таскать железо " подумал я. Возвратился в номер гостинице. Оказалось никого нету. Вахтерша то ли, очень обеспокоена, то ли смотрит на нашу сторону. Все возвратились вечером. Мастер и коллега были сильно пьяными и вошли комнату земляков мастера. Коллега вошел в нашу комнату и говорил нам " далеко никуда не ходите " . Потом вошел мастер и обращается к коллегу :
- они зарабатывают по пятьдесят тысячами - улыбнулся мастер.
-не верю, сказки - смеется.
-серьезно говорю, земляки же живут.
Они долго шумели споря про история Монгольской нашествии на Руси. И ночь прошел. Они играли в шахматы двоем. Мастер лег спать. Но коллега не спал. То ли кричал на стул, то на соседей.
           **** день пятый ****
Утро выдалось скучным. Позавтракали, вышли покурить. Мастер и коллега ушли " похмелится " . Мы попросили ноутбук у соседей. Смотрели фильм. День все время стал скучным. Спрашивали друг друга. Пообедали. Я осматривал вокруг города, то на участки, то на рабочих. Все было одно и тоже. Вечером когда стоял на крыльце и курил, пришел за мной коллега и начал интересоватся моей жизни. Родители нормально живут, детей у меня нет. Окончил одиннадцатый класс. Подружки нет. Куда ты будешь собираться учится? :
- в медицинскую
- ты знаешь как открыл таблицу Менделеев?
Я ответил не знаю. Он усмехнувшись ответил :
- он открыл во сне - потом он добавил про свою жизнь - я учился медицинском, хирургом, мать заболела, бросил учится - у него поткли слезы произносив слово " Мама " - вот твоя мама есть. Береги ее, мама это святое, если мама уйдет, то ты будешь слушать только свою жену - посмотрел на меня - твой возраст годится по девушкам ходить - немного улыбнувшись, любил произносить эти слова когда в первым днем приехали в это село " года годные к разврату " - как называют алюминию химическом таблице?
-Аллюминиум
-да а как серу кислоту? Я ответил что не знаю, потом он ответил :
- Аш два се о четыре. Так продолжалось несколько минут.
          **** день шестой ****
Проснувшись утром, я услышал голос коллеги и мужчины. Они громко говорили :
- ты приехал, сюда выпивать?
- нет работать
- так работай,не пей, не шуми.
Мой однокурсник решил уехать домой, снял деньги из банка. Сказал мне :
- мастер пьет, работать не будем, скажи им я уезжаю домой, деньги на дорогу есть. Передай. - и сунул мне сто рублей. Я сначало было не хотел взять. Но взял, так как он мне дает. Вы бы тоже взяли если вам бесплатно что-то отдает, например деньги. Он уехал. Я остался один. Пошел к другим участкам, работают сварщики усердно и пел себе маленькие стихи
" Сварит все, в момент, как надо
Дружных сварщиков бригада " ..
Наступил вечер. Они возвращаются пьяными. Они сидели в другом номере и выпивали в другой бригаде, которые я узнал на участке местного сварщика. Я рассказал им что однокурсник уехал домой, что у него собой есть деньги. Коллега пришел в недоумении, если потеряется им придется отвечать головой перед всеми. Мастер тоже говорил :
- придется нам круто .
 Наступил ночь. К нам комнату вошел наряд полиции, и говорили хватить выпивать, работайте. Сделали замечание и вышли. Они играли шахматы другие партии.

На следующий день когда отдыхали в комнате, где мастер проводил время в соседнем комнате * Саянскими земляками * к нам в комнату вошел, худой мужчина сидевший в тюрьме, татуировками в руке, поздоровался, сказал из соседней города и коллега спросил есть что выпить, он ответил что торопится к баню где ждут его коллеги. Сказал что будет жить в этом номере вместе с нами. Вот так прошел день. Гулял по улице. В то время в клубе показывали фильм рабочим. Фильм о любви советской кинофильма " Москва " . В вечером за нами приехал Газель дизель. Внутри сидели учителя. Я кажется обрадовался их приезду. Собирали вещи. Коллега все время твердил что " МЫ ПОПАЛИ историю " . Учителя и работники техникума немного ругали, потом они сказали что звонили родственники однокурсника. Все молчали. Судьба однокурсника для меня стало шоком, что он не поехал домой, а оптправился в другой город и неизестно где он сейчас. Мы уехали домой. На утро после приезда было собрание учителей, нашему мастеру пришло приказ от правительство " Уволить " . Вот так о нем ходит слухи что приказ отдал сам министр труда, известный нам по имнени Дамба-Хуурак. А наш однокурсник явился в то утро в новом куртке, костюме и ботинках и говорил что уехал в другой город иза покупками. Мы не думали о серьезных последствиях. Берегите себя. Светлого и удачного дня, дорогой читатель! С уважением Арапай Сыдым-оол.


Рецензии