Ты есть то, что ты есть на самом деле

(Из сборника «Календарь замечательных дат»)


«Кем человек себя представляет, тем он и будет, и он есть то, что он представляет».
                (принцип, сформулированный Парацельсом еще в 15 веке)


«Человек –  это не ответ. Человек –  это вопрос».
                (П. Тиллих)

Мы живём, практически, в карманном мире: нажал на кнопку и …телепортировался (пока только визуально, мысленно) куда-то далеко-далече.

У меня столько знакомых Учителей, которых хотелось бы поздравить с их профессиональным Праздником, но пока что они не покинули границ родного отечества, а День учителя 7 марта отмечать будут только в Албании… Dita e Mёsuesit! – дорогие мои учителя. Надеюсь, и ваше… учение покуда не закончилось, так что низкий вам от меня поклон и пожелания, соответствующие…

А вот Православная церковь в этот день чтит целый список мучеников, пострадавших за Веру. И среди них – Вавила-скоморох, да мученик Разумник… Вот вам, фомы неверующие, и доказательства: для Бога – всё едино – «ногами ли ты кренделя выделываешь» или формулу «времени-пространства» открываешь (до нужного часа, словно пологом прикрытую)… Это мы так себе людей обозначаем, ярлыки всяческие навешивая: мореходы, сторожа, исповедники… Только, разве ж, дело в этом? То-то и оно…
 
7 марта 1960  года в Тихом океане американцами были подобраны четыре советских солдата, дрейфовавших 49 дней на неуправляемой барже без запасов воды и продовольствия(!). И хотя об этом чуде написано множество статей и книг, не знаю, что в глубине души думал тогда (или после) каждый из 4-х наших ребят, но о чём подумали (обалдев от увиденного), не отягощенные просветительской режимно-советской культурой американцы, догадаться не сложно…

В этот же день (как будто случая с выжившими в океане солдатами было недостаточно), в СССР была сформирована первая группа космонавтов из двадцати военных лётчиков. Чем увенчался этот выбор – знает весь мир. (Может, кто из подрастающего поколения тоже догадается… о чём это я…).

В 1963 году, тогдашний глава государства (где солдаты дрейфуют на неисправных баржах без еды и воды и двадцать военных летчиков готовы улететь в неведомый Космос по первому команде-приказу Родины, оставляя родных и, собственно, «землю в иллюминаторе») – на встрече с советской интеллигенцией, которая, как известно, казарменных шуток не понимает, – ген.сек. Никита Сергеевич Хрущёв, мягко говоря, «предложил» поэту Андрею Вознесенскому катиться… то бишь, эмигрировать (нет, не в нейтральные воды Тихого океана или в созвездие из трех звезд…), но уж точно из единственной во всём мире волшебной, чудесной страны.

Не спешите, на этом чудеса в стране СССР не заканчиваются. Потому что Андрей Вознесенский, несмотря на… увещевания генсека, так никуда и не поехал (кто видел его (А.В.) фотографии тех лет, и сам всё поймёт: надеюсь, правильно). Зато, именно 7 марта, всего через 19 лет (!) из страны (куда-куда?.. на Запад, конечно)  всё ж-таки выехал Поэт Андрей. Правда, с другой фамилией – Тарковский. (Нет, ну может, это такое «жертвоприношение», очень стране нужное: надо было выслать Андрея непременно 7 марта, Андрей и выехал. (Кстати, Андрей – в переводе с древне-греческого – «мужественный». А быть Поэтом (Художником) и при этом, одновременно (!) смочь вступить в неравный бой не просто с отдельными представителями социума, а с государственной Системой (!) – одного мужества мало. Нужно очень остро чувствовать (осознавать) своё духовное преимущество. (Которое, кстати, не может гарантировать победы в мире социума, но, довольно часто, в таких случаях, обрекает человека на путь мученичества(в глубоком смысле слова).

Пока суть да дело, и  кто-то славит своих учителей, а другие (вслед за другим же поэтом) «не проклинают изгнание»*, – шотландцы отмечают день рождения местного Робин Гуда – не Андрея по имени, но априори, типа, мужественного (и справедливого!) – по своей «профессии» – знаменитого мужика-разбойника Роб Роя (по крайней мере, так его величают в различных сказаниях, песнях и прочем фольклоре). Мда…Вера в то, что «добро должно быть с кулаками», по-видимому, неискоренима у большинства народов мира…

Но лично я вспомню добрым словом не шотландского, а совсем даже наоборот (если посмотреть на географическую карту): японского писателя и национального народного героя в одном лице (хотя никого не грабившего и с властью ведущего себя толерантно (или полит корректно?), короче, по-японски вежливо, – драматурга, известного под именем Кобо Абэ, который бы отмечал в этот день, день своего рождения. Полагаю, в народе-то он точно любим, судя по «мешкам писем», приходивших бог весть откуда, и которые ему (как истинному народному герою) приходилось читать, а прочитав,– отвечать (Ох… вот оно, побочное явление народной любви!..). Причем, восторженные читатели не столько благодарили в письмах «за счастливые минуты», сколько (натурально) просили совета, как у настоящего Учителя (очевидно, что «поэт… который, больше, чем поэт» – не только наше, отечественное достояние…). Герой!.. Знаменитый, мудрый, любимый… И это несмотря на то, что: в космос не летал; в нечеловеческих условиях в безбрежных просторах океана не выживал; по детски-молодецки молодежь под памятником забронзовевшего поэтища: «…айда, в кино!»** – не призывал. 

Человек в восточной философии – органичная целостность, без жесткого разделения на внешнее и внутреннее. Его состояние и функции не дифференцируются. Так, согласно установкам китайской медицины, плохое настроение может быть следствием переизбытка влажного начала (инь) в организме. Речь идет не столько о «физической природе эмоций», сколько о закономерностях существования целого, в котором все переплетено. Подобный взгляд на Востоке сохраняется и до наших дней. Если знать об этом, совсем не кажутся странными размышления персонажа романа Кобо Абэ «Женщина в песках»: «Уровень цивилизации пропорционален степени чистоты кожи. Если у человека есть душа, она, несомненно, обитает в коже. Стоит только подумать о воде, как грязная кожа покрывается десятками тысяч сосков, готовых всосать ее. Холодная и прозрачная, как лед, мягкая, как пух, - великолепное вместилище для души...» // Кобо Абэ. Женщина в песках. Чужое лицо. М., 1988. С. 90.
 
Весьма скромные по объему, форме и содержанию (не «Война и мир», конечно, - «авангардистские» по форме, но современные по сути) – романы Кобо Абэ «Женщина в песках» или «Чужое лицо», это, словно надиктованное нам, сегодняшним, нечто – от «телепортировавшегося» в недалекое будущее (сколько-то там лет назад) исповедника (не зря же ведь, говорят, что поэты – а Кобэ Абэ, безусловно, Поэт – живут, немного «не здесь»…). При этом Будущее, куда довелось заглянуть японскому драматургу, приоткрыло ему не формулу всемирного физического закона или как получить (клонировать) живую овцу, минуя все промежуточные и всем известные этапы, а…. то, как человек отчаянно мучается (в этом недалеком Будущем) в поисках своей же Идентичности. «Кто я!?» – изумленно спрашивают себя его… негерои.  И однажды, после «прохождения пути» (тоже не очень похожего на героический),  слышат в смущении и замешательстве: «ТЫ?!? Да, кто угодно… Какая разница!..))))».

Психотерапевты, бьющиеся над способами уменьшения душевных мук, плодящихся, словно клоны овцы Долли, сказали бы, что подобный ответ – одна из психических защит. Эдакая «псевдо-амнезия»: начал жизнь с Чистого листа и… снова жизнь прекрасна и удивительна! (Но, кроме психотерапевтов, между прочим, есть и другие, существовавшие задолго до них, врачеватели душ...). Ну так, а что там было-то в…. прошлой жизни?  А «пёс его знает…».*** Да и была ли она, та жизнь, если «меня» (спрашивающего об этом теперь) в ней не было? …

Так что «привет из будущего», на поверку, оказался и не ответ вовсе, а… бааальшой такой Вопрос...




*) А. Ахматова

**) А. Вознесенский

***) М. Булгаков «Собачье сердце»


Рецензии