МэриЭнн
Тут надо сделать короткое отступление и рассказать, отчего, собственно, меня так возбудил этот случай. Когда- то, в другой еще жизни, мне довелось поучиться игре на флейте несколько лет, и даже с отличием поступить в консерваторию. А потом какое- то время, до рождения дочери была череда маловразумительных " работ": в театре, в музыкальной школе, какие- то фестивали и поездки с разными коллективами и ансамблями различных направлений...
С одной стороны, это было увлекательно и разнообразно. С другой- доля музыки , как таковой, просто терялась среди шума и беспорядка разъездов, каких- то полупустых сельских клубов без отопления, общежитий, населенных всевозможной фауной, столовых, в которых были только хлеб да кисель, безденежья , сплетен, нелепых " планов" ," отчетов", " заявлений"...росло и накапливалось недоумение от всего увиденного и услышанного вокруг, а вместе с ним и уверенности, что этот стиль жизни- не для меня.
Последней каплей стали слова скрипачки из " симфонического " , сидевшей рядом со мной в очередном дребезжащем автобусе, посреди ночи и каких- то зимних пространств за окном. Мы ехали в Москву. Из Сибири. Так что автобусных эпизодов было раскидано немало даже в эту одну поездку, не считая дней в поезде. Так вот- ежась в своем буром пальтеце фабрики " Большевичка" и елозя по полу замерзшими ногами в сапогах типа " прощай, молодость" эта женщина говорила: "Сыночку с соседкой оставила на неделю, а он как узнал, что в Москву, просит- привези мне, мама, Сникерс из Москвы. Так что буду бегать искать- привезу сыночку Сникерс настоящий, пусть порадуется". Эта замученная женщина , выглядящая на пятьдесят в свои тридцать пять водила часами смычком по струнам - на трех официальных работах , не считая " халтур"...
Уйдя в декрет, я вздохнула с облегчением: наконец- то в жизни стал ощущаться какой- то смысл. Но по инструменту, по процессу репетиций и даже по сценическому волнению- скучала, да.
Прожив три года в Америке я так и не понимала, что, собственно, со мной происходит. Каждый день был наполнен монотонными обязанностями и похож на предыдущий. Когда я тихо начинала сходить с ума- придумывала себе новые дела по дому и занятия с детьми. Между болезнями, отсутствием денег и определенности, стиркой - готовкой и прогулками жила в состоянии " ночь простоять, день продержаться" .
Однажды наш телевизор поймал программу " Время" на русском языке, случайно , с шумом и помехами... внутри у меня что- то треснуло, хлынули слезы и телевизор пришлось выключить... Как- то в библиотеке в субботний день, заслышав знакомый тембр, пошла на звук и вышла на трех приятных дам- флейтисток, исполняющих трио Гайдна. Снова что- то треснуло, и снова слезы...
Словом, в этот раз я приняла решение перестать прятаться и рыдать и испробовать линию поведения, более соответствующую взрослому человеку, у которого с головой все в порядке. А именно- пойти и познакомиться с этим таинственным исполнителем в доме напротив. И будь что будет.
Дверь мне открыла крошечная женщина, сногсшибательно красивая, с абсолютно седыми длинными волосами.
В России таких женщин не встретишь. То ли они полнеют после определенного возраста, то- ли волосы красят и подстригают короче, то ли на флейте не играют. Вообщем , для меня это было неожиданное зрелище. Как и для нее. В свое оправдание я что- то пролепетала, и была неожиданно радушно впущена в дверной проем.
Мэри Энн...Я вошла в комнатку, где стояла подставка для нот рядом с невысоким комодом, а на нем- рамки- рамки- рамки с фотографиями.
Вот еще то, чего в России не увидишь: десятки разностильных рамок с фотками . Красавица на сцене. Красавица в ресторане. Красавица на пляже. Красавица выходит из волн, едва прикрытая купальником... Я упомянула, что Мэриэнн была- красавица? И лет ей- за пятьдесят, как минимум..?
Ну тогда- дальше.
Мы посидели. Я рассказала свою незамысловатую историю.
МэриЭнн рассказала свою.
Она закончила Джулиард, самую престижную музыкальную школу страны. А дальше?...
Дальше пробовала преподавать, но разочаровалась и бросила.
- Но почему?! , - изумляюсь я. Во мне еще живут отголоски мифов, услышанных в России. Кто- то когда- то уехал в США и " преподает" . Жизнь налажена, студия, ученики, деньги текут потоком... Я таких пока не встретила, но где- то ж они есть! Эти востребованные, уверенные в своей необходимости учителя музыки, берущие по восемьдесят долларов за часовой урок! Или - больше....
- Это было ужасно,- отмахивается МэриЭнн,- надо быть роботом, чтобы не замечать наплевательского отношения к себе- как родителей, так и учеников. Встречались , конечно, приятные люди- но в основном тебе достаются в ученики избалованные лентяи, которых родители тянут за уши на эти уроки, а они детям совершенно не нужны... Приходят те, кто может платить. О способностях речи нет. Соответственно, прогресс тоже невелик. Одни бросают, приходят другие и все повторяется. А ведь хочется видеть результат... а иначе- зачем? Так что я вышла замуж, родила дочь, развелась и работаю секретаршей в страховой компании. И так всю жизнь- двадцать пять лет.
У меня был шок. Ну уж если после Джулиард - в секретарши, то для остальных, получается, вообще надежды нет работать по " специальности"? А где оркестры? Где эти многочисленные ансамбли- группы- дуэты- дуплеты? Как у нас?
- В больших городах есть профессиональные оркестры,- объясняет мне МэриЭнн, но сама посуди- сколько нас, флейтистов, в оркестре -надо? " Первая" , " Вторая" и Пикколо, так? Ну вот и сидят эти трое там всю жизнь...Раз в двадцать лет место освобождается, и приходит кто- нибудь из " запасных" , которые рядом крутятся. Да и потом- посмотри, кто в оркестрах играет на первых ролях... азиаты. Китай, Корея, Япония. Поди посоревнуйся с ними...
- Что ж, вот так все безнадежно?,- спрашиваю я. А вот все эти ноты стопкой,- это так, хобби для себя?
- Ну почему, есть местный оркестр-ик... Денег там не платят, репетиции дважды в неделю, концерты иногда- для публики платные, для исполнителей- бесплатно. Играй в свое удовольствие. Я вот в таком - Первая флейта. Приходи.
И я стала приходить на репетиции вместе с Мэриэнн. Оркестр был- кто в лес, кто по дрова... Более- менее приличные эпизоды сменялись фальшью и откровенной несуразицей. Но дирижер очень деликатно обходил все углы , а как иначе, в бесплатном- то оркестре? Вцелом коллективчик этот звучал, как наши - на похоронах- жмурах,уже бухие...
Я своими неожиданными отсутствиями по вечерам внесла смуту в семейный уклад. Возвращалась поздно, частенько безбожно плутая по улицам ( репетиции назначали в разных местах, а я только научилась водить). Семья терпела, и даже в полном составе явилась на концерт, который, по моему мнению, прошел хуже некуда. Потом оркестр распустили до осени.
А я стала активно придумывать, как же проявить наши с МэриЭнн таланты. Мне прислали кипу нот из России. Мы перелопатили все и начали готовить " репертуар" . Помню, как я бегала по каким- то паркам, узнавая, не надо ли им музыкантов для мероприятий? Все улыбались и говорили- конечно, оставьте запись. Может , и пригодитесь. Записи у нас не было. Следовало что- нибудь до блеска разучить и заплатить профессиональной студии звукозаписи за качественный образец нашего исполнения.
Мы пытались разучивать. Вернее, я. Как- то вдруг оказалось, что У Мэриэнн всегда было время, а у меня нет. То муж на работе задержится допоздна, то самой выучить было некогда какой-нибудь особо трудный пассаж в течении дня- ведь стирки- уборки- прогулки- готовки никто не отменял...
Вечером я понимала, что не продвинулась ни на шаг с нашей прошлой репетиции, и честно говоря, было стыдно в таком " сыром" виде предстать перед МэриЭнн, тратить ее время на досадные бесконечные повторы и исправление моих промахов. Я звонила и переносила наши встречи. Было неудобно...
А тут еще новое обстоятельство : мне подкинули двух трехлетних мальчиков, ровесников моего сына, с почасовой оплатой. Этот мини- детсад визжал и носился с утра до ночи, а соответственно- и я с ними.
Водила всех троих на детскую площадку, кормила, читала, укладывала среди дня- все, как полагается. Сыну такая компания была в самый раз, это я понимала, а маленькая денежка за услуги няни тоже была как нельзя кстати.
Репетиции с МэриЭнн забуксовали. В какой- то из дней мы все- таки договорились поиграть дуэтом у меня. Ожидалось, что детей уже разберут, и муж придет с работы пораньше.
Но получилось все не так. Муж задержался, детей вовремя не забрали. Усадила их смотреть " Винни Пуха" , когда МэриЭнн позвонила в дверь. Я вышла в коридор открыть, краем глаза видя, как один из мальчиков стал напевать и под музыку кружиться. Секунда- и он врезался со всего маху в косяк двери, рассек затылок, хлынула кровь... Ой, что началось...
Я подхватила пострадавшего малыша, успев открыть дверь. МэриЭнн застыла на пороге. На руки мне лилась кровища, хотя ранка была невелика, пацан дико верещал, двое других присоединились. Я отнесла раненого в кухню, липкими кровавыми руками шарила в шкафчиках, добывая гидропирит, йод, пластырь... В это время появилась мама второго мальчика и включилась в действие.
Про МэриЭнн я вспомнила, когда уже все разошлись, закончились длинные разговоры и объяснения, и я сидела обессиленная на полу со щеткой, оттирая бурые кляксы со светлого ковра.
Наверное, МэриЭнн постояла, посмотрела на весь этот бардак и окончательно убедилась, что из нашего творческого союза ничего не выйдет. И тихо вышла, прикрыв дверь. Еще какое- то время я слышала звуки флейты из ее окна, потом окно закрылось. Осень пронеслась, как день, а в первых числах декабря мы переезжали. " Ну что ж ,- думала я , упаковывая флейту и пачки нот в коробки,- " вот и еще одна страница закрыта. Что там- впереди?..."
Свидетельство о публикации №214030700725