Эдвард Пейсон. Интерес к милости Божией
Эдвард Пейсон (1827)
http://articles.ochristian.com/article13590.shtml
О, удовлетвори нас рано милостью Своей, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши
Пс.90.14 KJV
Если бы все молодые люди в этом собрании могли выразить искренне их тайные желания и наклонности, вряд ли можно сомневаться в том , что многие из них сказали бы что-то вроде этого: я хотел бы прожить долгую жизнь, чтобы иметь возможность провести ее в погоне за мирскими удовольствиями, а затем, как раз перед ее окончанием, я должен обратиться и подготовиться к смерти. На самом деле очевидно, что именно таковы должны быть пожелания каждого человека, который, в то время как он убежден, что религия необходима, не слишком любит ее, ибо он считает религиозную жизнь несчастной, и, конечно же, будет хотеть отложить начало такой жизни, а до тех пор пожить в свое удовольствие. Мои юные слушатели, разве я не прав, полагая, что у вас есть такие пожелания? Разве я ошибаюсь, допуская, что если бы вам был предоставлен выбор уйти сейчас или не скоро, многие, если не большинство из вас, выбрали бы последнее? Если таков будет ваш выбор, ваши чувства, видимо, сильно отличаются от тех, о которых говорит здесь благочестивый писатель. Он восклицает: "О, удовлетвори нас рано милостью Своей, и мы будем радоваться и веселиться во все дни наши".
Речь идет, очевидно, о спасительной милости Бога. Но эта Божья милость не распространяется, как хорошо знал псалмопевец, ни на кого, кроме кающихся, кроме тех, кто действительно начал и ведет религиозную жизнь. И он знал, что никто не может получить такие проявления этой милости, кроме тех, кто будет вести ее с рвением и усердием. Когда он сказал: удовлетвори нас рано милостью Своей - он по сути сказал: призови нас как можно раньше войти в течение религиозной жизни и продолжать ее с таким рвением и усердием, что принесли бы нам убедительные доказательства, что мы действительно дети Божьи, стали причастниками Его милости, и наследниками Его спасения. Псалмопевец думал, что весьма желательно, чтобы люди искали и добивались Божьей милости, или, другими словами, начали свою религиозную жизнь как можно раньше. Причина, по которой он считает так, особенно примечательна. Удовлетвори нас рано милостью Своей: почему? Чтобы мы могли быть счастливы потом? Нет, но чтобы мы могли быть счастливы здесь, и так мы будем радоваться и веселиться во все дни наши. Этот язык, очевидно, намекает на то, что если мы в молодости начнем искать спасительную Божию милость и добиваться ее, то мы подготовим себя к тому, чтобы радоваться и веселиться до конца своих дней. И он намекает с той же ясностью тем, кто не начнут рано искать милости и не получает ее - что радость и веселие не смогут посещать их. Или, говоря иными словами: тот, кто в ранней юности начинает религиозную жизнь и тщательно следует ей, будет радоваться жизни, но тот, кто не сделает этого, не будет жить долго и счастливо , хотя бы он должен был впоследствии стать верующим. И все это совершенно согласуется с истиной: что каждый человек, который хочет радоваться и веселиться во все дни его, должен с самого начала искать спасительную Божию милость и добиваться ее. Я хотел бы показать здесь, почему это так.
1. Чтобы человек мог жить счастливо, чтобы он мог радоваться и веселиться во всю жизнь свою, необходимо, чтобы он был с самого начала избавлен от страха смерти. Человек, который подпадает под действие этого страха, который с ужасом воспринимает событие, которое постоянно приближается и к которому он становится ближе каждое мгновение, и от которого невозможно убежать, не может быть счастлив, и этого не стоит и доказывать. Но каждый человек, который не просил и не получил спасительную милость Божию, в большей или меньшей степени находится в зависимости от таких опасений. И это никоим образом не есть доказательство слабости. Вполне понятно, что он должен испытывать такие опасения, рассматривая смерть как величайшее и страшное для себя зло, ибо для такого человека она и должна быть величайшим из всех зол, так как она отделит его навсегда от всего, что он любит и чему придает значение. И чем более он процветает, чем больше у него друзей и имущества, тем больше у него оснований бояться события, которое лишит его всего его достояния. "Смерть, - восклицает один писатель, - как ужасна сама мысль от тебе для человека, который живет для самого себя!". В самом деле, если бы мы могли заглянуть в сердца людей, мы, вероятно, должны были бы увидеть, что ничто так не ожесточает их, как страх смерти. И как грешник, который не имеет никакого интереса к милости Божией, может освободить себя от таких опасений? Может ли он решить для себя отказаться думать о смерти? Я отвечаю: он никогда не сможет прогнать от себя мысль о ней в мире, где происходит так много вещей, способных напомнить ему об этом. Едва ли проходит и день, в который он не встретится с чем-то, что заставит его вспомнить о том, что он смертен, что он постоянно приближается к могиле, и в любой момент может впасть в нее. Но именно от этого несчастья человек, который рано получает достойные доказательства того, что он является предметом спасительной милости Божией, полностью освобождается. Спаситель, на Которого он полагается, избавил тех, кто от страха смерти всю свою жизнь были подвержены рабству. Это избавление Он предоставляет всем, кто получил милость Господа, и позволяет им торжественно воскликнуть: Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа? Благодарение Богу, дающего мне победу через Иисуса Христа Искупителя моего! И какое несчастье и какой груз снимается с человека, который может принять эти слова, когда он перестает рассматривать смерть как главное зло, которого следует бояться!
2. Чтобы человек мог радоваться и веселиться во всю жизнь свою, необходимо, чтобы он мог быть освобожден в начале жизни от порочной совести, и от опасений Божьего гнева. То, что человек, чья совесть мучает его, не может быть счастлив, не будет отрицать никто, знающий, что такое совесть. И то, что опасение Божьего гнева и его ужасных последствий должно мучить людей, также очевидно. Человек не может быть счастлив, когда его собственные мысли - неприятные спутники , которые не могут жить в его собственной груди без беспокойства. Когда он не может взглянуть на небо без страха, и подумать о вечности без опасений, он очень далек от того, чтобы его можно было рассматривать как счастливого человека. Если он когда-либо пользуется чем-то, подобным счастью, это может быть только тогда, когда он забывает, что он бессмертное существо, и что есть Бог, Которому он подотчетен. Но об этих вещах непомилованный грешник никогда не сможет забыть. Воспоминание о них вернется, чтобы нарушить его покой, и если он помнит хоть какое-то обучение религии, то оно будет возвращаться к нему часто. Понимание и совесть такого человека не могут не быть в состоянии войны с его темпераментом, со всем, чему он предается, и с жизненными целями, которые он преследует. И даже когда они фактически не упрекают его, и у него нет ясного опасения оскорбленного Бога, суда и вечности, он почти всегда чувствует неописуемую тревожность, беспокойство и неудовлетворенность, которые являются почти постоянными спутниками всех, кто не в мире с Богом. Мы читаем, что нечестивые как море взволнованное , которое не может успокоиться и которого воды выбрасывают ил и грязь, что они в муках от боли во все дни; что звук ужасов в ушах их, что они не верят то, что они должны спастись от тьмы. Но от этих причин несчастья человек, который удовлетворен спасительной милостью Божией, поистине свободен. Блажен человек, чьи беззакония прощены и чьи грехи покрыты! Он наслаждается миром совести и миром с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Он знает, что небеса ждут его и что он идет туда, что Бог его друг, и небеса его дом, и вечная слава и счастье будут его наградой. Поэтому он может быть счастливым в одиночестве , более того, в одиночестве проходят его самые счастливые часы. Он не должен искать общения ради ухода от собственных мыслей. Он не должен склонять лицо вниз, к земле, чтобы не видеть этого славного солнца, которое светит на небе, ибо его яркость причиняет боль его глазам. Нет, он может смотреть на это солнце не только без боли, но с восторгом, ибо он радуется радостью неизреченною, созерцая его незапятнанную и бессмертную славу. И при этом он не должен ограничивать свои мысли лишь узким кругом бытия вокруг него, ибо люди, сами не имеющие вечного мира, лишь вернут его к тревоге. Напротив, он готов с удовольствием посетить этот мир, он сосредотачивает на нем свое восхищенное созерцание, и ожидает тот час, когда он будет допущен войти в него, потому что он рассматривает его в качестве места, где находятся предметы его высших чувств, и где его счастье должно будет стать совершенным во всей полноте. Одним словом, все те невидимые и вечные реалии, каждая мысль о которых причиняет боль виновному, неповилованному грешнику, являются для такого человека источниками счастья. И в то же время, он получает больше удовольствия от временных благ, чем они когда-либо доступны грешнику, ибо он вкушает благость Бога в них, и потому, что когда он получает их, у него нет опасений, что они будут отняты. Конечно, тот человек , который хочет наслаждаться жизнью, радоваться и веселиться во всю жизнь свою, должен стремиться быть удовлетворенным Божьей милостью.
3. Чтобы человек мог быть счастливым в течение всей жизни, необходимо, чтобы он с самого начала был освобожден от многих забот и тревог, и особенно от опасений потерять то, что он больше всего любит. Чувство безопасности является непременно необходимым для нашего счастья. Но невозможно, чтобы непомилованный грешник смог почувствовать себя в полной безопасности, или чтобы он был свободен от забот, тревог и опасений. У него нет всемогущего Друга и Отца на небесах, на Которого он может возложить бремя его забот. Он не может скрыть от себя тот факт, что он каждую минуту рискует утратить все, что он ценит и любит, и он знает, что в момент смерти, если не раньше, он должен быть отделен от всего этого. Его сокровище стоит на земле, его жилье строится на льду, его друзья, как и он сам - хрупкие смертные существа, и он не имеет ничего, что он мог бы основательно назвать своим, ничего, на что он мог бы положить руку и сказать, что он владеет этим безопасно. Как же тогда он может быть свободным от тревоги и опасения, и как же он может тогда быть счастливым? Но от этой причины несчастья человек, который с самого начала получает достойные доказательства того, что он заинтересован в спасительной милости Божией. Его сокровище и его главный удел - на небе, а не на земле, и он знает , что это безопасно, и что это не может быть потеряно. И при этом он не имеет никаких оснований беспокоиться о своих временных проблемах, потому что он знает, что все они управлены посредством безошибочной мудрости и благости; что все вещи должны содействовать ему ко благу, и что это его привилегия и его обязанность - не заботиться ни о чем, но возложить все свои заботы на Отца Небесного, Который заботится о нем. Поэтому он может сказать: Господь свет мой и спасение мое, кого мне бояться? Господь крепость моей жизни, чего мне страшиться? "Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего". "Хотя бы поколебалась земля, и горы двинулись в сердце морей, и волны заревели и возмутились, но Господь Саваоф со мной, Бог Иакова прибежище мое".
4. Чтобы человек мог радоваться и веселиться всю жизнь свою, он должен знать с самого начала, чем он должен быть доволен. Недовольный и неблагодарный человек - это несчастный человек. Но необращенный грешник всегда будет недовольным, и иначе быть не может. Увещевать его быть удовлетворенным - самая нелепая вещь, какую мы можем себе представить. С тем же успехом мы можем призывать жаждущего не чувствовать жажду, пока не дадим ему пить. Причина тому очевидна. Пока душа пуста, она не может не чувствовать себя неудовлетворенной и недовольной. Но пока она без Бога, Источника воды живой, Единственного, Кто может наполнить душу, она обречена быть пустой. Она жаждет того и тоскует по тому, чего она не может найти. Положение человека без Бога, ищущего счастья - это то же самое, что положение того, кто ищет света, не зная, что есть солнце. Он может окружить себя светильниками, но его лампы часто горят тускло и постоянно гаснут, и даже в то время как они горят ярче всего , их бледный, болезненный свет - это все, что он сможет себе позволить, но это плохая замена для чистого, животворного сияния солнца, которое ничем не заменимо для глаз. Точно так же человек, который без Бога в мире, может окружить себя друзьями и земным имуществом, и найти себе некое утешение, которым он временно заменит утешение Божие и Его присутствие. Но это в лучшем случае неполноценная замена, которой душа не может удовольствоваться. Но совсем иначе обстоит дело для того, кто с самого начала удовлетворяется милостью Божией. К чему грешник стремится напрасно, то он нашел. Свет, который льется на его пути, исходит не от светильников, а от солнца, которое никогда не заходит. Вода, которая утоляет жажду его души, течет не из разбитых цистерн, но из неиссякаемого источника воды живой. Пьющий от этой воды, говорит Спаситель, не будет жаждать вовек, но это будет в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. У такого человека есть источник удовлетворенности в его груди. Он несет его с собой, куда бы ни пошел, и когда мы вспоминаем, что , в дополнение к этому, он облагодатствован от Бога кротким характером, мы не должны удивляться, услышав, что он скоро узнает: в каком бы состоянии он ни был, он будет благочестивым и довольным.
Наконец, только тот человек может радоваться и веселиться во всю жизнь свою, который будет господином над своими желаниями и страстями, и будет защищен от зла, к которому они могут его привести. Вряд ли нужно говорит о том, что это за зло, ибо оно слишком широко преобладает среди нас. Посмотрите вокруг, и вы увидите со всех сторон молодых людей, чьи аппетиты и страсти погрузили их в невоздержанность, чувственность и любого рода пороки и излишества, и таким образом разрушают их не только для будущего, но и для нынешнего мира. Вы видите, что у них формируются привычки, чьи сети будут чрезвычайно тяжелы для них, их будет почти невозможно разорвать, но если этого не сделать, они утянут их в погибель. И ни один молодой человек не может иметь каких-либо ценностей, он окажется предоставлен лишь сам себе в формировании таких привычек, если он не получит той безопасности от них, которая дается лишь благодаря освящающей благодати и спасительной милости Божией, и если он не примет завет этого великого и доброго Пастыря, Который намерен спасти всех овец Своих. Пока это не будет сделано, он находится во власти каждого порыва искушения, каждой внезапной вылазки аппетитов и страстей. Тщетно в трезвые минуты решает он не поддасться искушению. Как мало значат его решения, как ничтожны установленные человеком границы, чтобы оградить его - показывают наблюдения, способные довести до меланхолии. Сколько мы видели молодых людей, которые, в то время как они оставались под родительской крышей, были на вид высоконравственными и укрепленными против искушений, но уйдя из-под нее, оказались их легкой добычей и потонули в объятиях порока! А сколько мы видели тех, кто, пройдя благополучно через опасный период юности, стал жалкой жертвой невоздержанности в зрелые годы! Молодой человек, не полагайся на свою силу! Где пали многие, можешь пасть и ты. У тебя не может быть гарантий от такого падения, пока ты не призовешь Бога. Пусть Он поведет тебя, и только тогда ты сможешь быть в безопасности. Этой безопасностью пользуются все, кто удовлетворен Его милостью. По благодати Его они научены распинать свои страсти и похоти, и подчинять свои аппетиты и влечения. Ибо у них есть могущественный Спаситель и Заступник, Который молится за них, чтобы не оскудела их вера; они находятся под защитой Его крепкой руки и часто имеют все основания сказать Ему: "Когда моя нога соскользнула, милость Твоя, Господи , поддерживала меня". Одним словом , хотя они , возможно, будут время от времени впадать в какие-то конкретные грехи, за которые Он будет смирять и наказывать их, они несомненно защищены от формирования любых порочных привычек, ибо залог тому власть и истина Божия, что никакой грех не должен господствовать над ними. На их настойчивость в добродетели, их друзья могут, таким образом, смело положиться, и можно с уверенностью ожидать, что и в частной, и в общественной жизни , они будут счастливы, и смогут радоваться и веселиться во все дни свои.
Здесь можно было бы сделать вывод из наших замечаний, но есть еще один момент, очень важный для христиан. Надо спросить, насколько счастье христианина после его обращения может быть затронуто тем, что произойдет потом. Другими словами, будет ли человек, который удовлетворен Божией милостью, пользоваться всю жизнь тем же блаженством, что и тот, кто обратится позже. На самом деле вряд ли можно сомневаться, что так будет. Человек, который не стал верующим, пока он молод, конечно же, проведет лучшие годы жизни в грехе. А что будет следствием этого? Он будет совершать много грехов , воспоминание из которых должно будет остаться болезненным для него, пока он жив , он потеряет много времени и много драгоценных возможностей для улучшения своей жизни и не сделает много доброго, о чем впоследствии будет сожалеть, он даст своим греховным наклонностям возможность стать сильнее, и ему, конечно же, будет труднее победить их, и его будущий конфликт будет более серьезным. Его воображение будет загрязнено, и воспоминания об этом будут беспокоить его, пока он жив. В какой-то мере он, скорее всего, станет искушением для других, и воспоминание об этом будет горьки, как полынь и желчь. Он никогда не сможет быть удовлетворен тем, что отдал Богу свои первые и самые ранние и лучшие чувства ; что, когда мир был все свежее и все улыбалось ему, он бодро оставил все, чтобы следовать за Христом. Напротив, ему будет больно думать о том, что он не оставил мир, пока тот не доказал свою пустоту; что он не следовал за Христом , пока опыт не научил его, что нет ничего иного, чему стоит следовать. Мы можем добавить, что человек, который не обратится почти до конца жизни, будет больше, чем возможно, предаваться порокам или обыденным привычкам, которые принесут ему множество несчастий. Даже если они не разрушат целиком его здоровье, ему будет нечего принести Богу, кроме больного тела и ослабленного ума. Мы находим Иова восклицающим: "Ты напишешь горькие вещи против меня и отдашь мне грехи юности моей", то есть заставишь вспомнить их горькие последствия. Давид молится, чтобы Бог не поминал грехи его молодости, и намекает, что он страдает оттого, что боится зла, которое они принесли. Но такого рода зла человек может избежать, если он начинает религиозную жизнь в ранней юности. Он не испытает многих тягостных падений, не сформирует вредных привычек, его воображение будет менее загрязнено, его жизнь не будет омрачаться воспоминаниями о том, что он совратил в грех других, что он безвозвратно потерял многие возможности стать лучше, что он изранил свое здоровье и репутацию, практикуя порок. Как только он вступил на узкий путь, он может возрастать в святости, собирать себе сокровище на небесах и богатеть добрыми делами. И тогда на старости лет он сможет сказать: Господи, Ты был надеждой юности моей, теперь, когда я стар и сед, не оставь меня. Разве не ясно, что тот, кто вступает на путь благочестия с начала жизни, будет пользоваться много большим счастьем, чем тот, кто вступает на него позже? И разве не столь же очевидно, что если человек будет радоваться и веселиться во все дни его, он должен стать религиозным в ранней юности ? Я завершу эту тему несколькими выводами.
1. Позвольте мне применить сказанное к тем среди молодежи, которые хотят отложить начало религиозной жизни, потому что они полагают, что позднее обращение даст им большее счастье. Из замечаний, которые были сделаны, вы можете узнать , мои юные друзья, что вы допускаете большую ошибку. Помедлив с тем, чтобы искать и получить милость Господа, вы не только можете потерять гораздо большее счастье, но подвергнете себя многим бедствиям и найдете самый верный способ сделать ваше будущее менее счастливым. Если вы хотите радоваться и веселиться во все дни свои, необходимо, поверьте мне, начать религиозную жизнь без промедления. Если человек хочет засеять поле, разве разумно будет отложить начало его трудов , пока время сева не закончится? Если человек призван стать ученым, не будет ли неразумно тратить свое детство и юность в праздности? Не менее неразумным будет откладывать начало духовной жизни до того, пока не пройдет молодость. Это неразумно было бы, даже если бы вы могли быть уверены в том, что обратитесь позже. Но вы не можете быть в этом уверены. Напротив, опыт и наблюдения в сочетании с Писанием учат нас , что те, кто не стал религиозным в начале жизни, с высокой вероятностью, никогда не смогут стать религиозными вообще. О, если вы никогда не слышали голос Бога - услышьте его сегодня, и не ожесточите ваших сердец!
2. Что обретут те, кто были обращены и довольны милостью Божией с начала жизни? Если так, то у них есть все причины для благодарности и радости. Те, кто помилованы в любую пору жизни, получили невыразимую причину для благодарности. Но никто не может быть столь благодарен, как те, кто получили милость Божию в начале жизни. Они вряд ли могут себе представить, как много зла, опасности и страдания они избежали. Пусть они явят свою благодарность, ибо у них есть больше времени, чтобы стать лучше, чтобы богатеть добрыми делами и достичь в благочестии большего, чем многие. И пусть они поймут, как позорно это будет , если , проведя долгую жизнь в школе Христа , они останутся младенцами в познании и блаженстве.
3. Те христиане, которые не стремились к милости Божией в начале жизни, узнают, что у них не будет никаких оснований для удивления или жалоб, если они должны будут всю жизнь продолжать чувствовать некоторые из злых последствий их пренебрежения религией, и их юношеских безумств и грехов. Есть некоторые пороки такого рода, которые не удалить без религии, и этого не следует ожидать. Если молодой человек, предавшийся какому-то пороку, потеряет руку или глаз, а потом раскается, то можно ли ожидать, что религия позволит ему восстановить потерянное? И будет ли разумным с его стороны жаловаться на этот счет? И если человек тратит свое детство и юность в грехе , а потом становится христианином, он может по праву жаловаться, хотя он все равно должен пострадать за свою глупость, на то, что он думал, что его греховные наклонности и привычки должны дать ему что-то иное, чем скорби, или что с ними он сможет меньше наслаждаться счастьем, чем без них. Конечно, это не так. Пусть же он усвоит свои страдания их истинной причине и поймет, к чему привели грехи его юности, и будет молить: Господи, не взыщи с меня за мои беззакония то, чего они заслуживают; я буду нести гнев Господень , потому что я согрешил против Него.
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn
Свидетельство о публикации №214030801016