Aнна Вульф, любившая поэта

Aнна Вульф, - пишет Альберт Обгольц,- была единственной среди многочисленных женщин поэта, которая подарила ему настоящую любовь. Все остальные, включая жену, были к Пушкину лишь любезны и любопытны как к поэту. Таких проникновенных писем, как Анна, никто больше поэту не писал:

«Боже! Какое волнение я испытала, читая ваше письмо, и как я была бы счастлива, если бы письмо сестры не примешало горечи к моей радости.

Я была бы довольна вашим письмом, если бы не помнила, если бы не помнила, что бы писали такие же, и даже еще более нежные, в моем присутствии к Анете Керн, а также к Нетте».

Ровесница Пушкина, Анна Николаевна Вульф (1799 - 1857 )была старшей дочерью
П.А.Осиповой от первого брака, родной сестрой Алексея Вульфа.

Она познакомилась с  Пушкиным летом 1817 года, когда поэт, только что окончивший Царскосельский лицей, приехал в гости к своим родителям в Михайловское.

Во время написания  Пушкиным стихотворения «Я был свидетелем златой твоей весны» Анне Николаевне Вульф было двадцать шесть лет.

    Я был свидетелем златой твоей весны;
    Тогда напрасен ум, искусства не нужны,
    И самой красоте семнадцать лет замена.
    Но время протекло, настала перемена,
    Ты приближаешься к сомнительной поре,
    Как меньше женихов толпятся на дворе,
    И тише звук похвал твой слух обворожает,
    А зеркало смелей грозит и устрашает.

"Однако с чего начать и что сказать вам? Мне страшно, и я не решаюсь дать волю своему перу... Видите, всему виной вы сами; - не знаю, проклинать ли мне или благословлять провидение за то, что оно послало вас (на моем пути)",- писала Анна Вульф Пушкину.

«Пишите мне чаще, умоляю вас, письма ваши – единственное мое утешение,-  Анна Вульф поэту,-  я очень грущу. Знаете ли, как я хочу и как я боюсь вернуться в Тригорское. – Но я предпочитаю ссориться в вами, нежели остаться здесь. Места эти до крайности пошлы, и надо сознаться, что среди уланов Анреп – это еще самый лучший, а в общем весь полк стоит немного, да и здешний воздух для меня нездоров, так как я вечно болею Боже! Когда же я увижу вас?»

 Пушкин притворно разыгрывал роль ревнивца. Примечательно, что поэт во взаимоотношениях с женщинами постоянно выражал ревность даже в том случае, если он не испытывал к ним никаких чувств.
Этим письмом переписка Анны Вульф с Пушкиным прерывается.

 Пушкин был срочно отозван из Михайловского в Москву к государю, она вообразила, что это связано с декабристами и уже сама почти что предопределила свою судьбу.

 "... Я стала совсем другим человеком, узнав вчера новость о том, что вас забрали. Бог небесный! Что же это будет? Ах, если б я могла спасти вас, рискуя собственной жизнью, с каким наслаждением я пожертвовала бы ею и просила бы у неба, как единственной милости, случая видеть вас за одно мгновение перед смертью... Вы не скажете на сей раз, что мое письмо остроумно; в нем нет здравого смысла и однако я посылаю его к вам. В самом деле, что за несчастье любить каторжника! Прощайте. Какое счастье, если все кончится хорошо; иначе я не знаю, что со мною станется..." Это строки из письма Анеты Вульф, именно она была безнадежно влюблена в Пушкина, и именно она менее из всех привлекала его.

Зная содержание писем Пушкина к Анне Керн (дружба Анны Николаевны с Анной Петровной Керн выдержала все  испытания . Они с детства были неразлучны и научились понимать друг друга), Анна Вульф имела возможность сравнить чувства поэта к себе и к своей кузине. К последней он пылал любовной страстью...

Две женщины, две кузины из рода Вульф дали возможность Пушкину самому испытать любовь к одной и почувствовать силу любви к себе другой.

Анны Вульф сохранила свои чувства к Пушкину и, естественно, интересовалась всем, что касалось имени поэта.

В 1833 году, когда Прасковья Александровна Осипова вместе с дочерью гостила в Петербурге у Керн, Пушкин с женой нанесли им визит. Анна Николаевна никакой обиды на поэта не таила и, вероятно, пыталась быть максимально любезной с Натальей Николаевной.
Наталья Николаевна, видимо, почувствовала к ней определенное доверие и уж никак не могла подозревать в ней соперницу, поэтому решилась на поступок наивный,  выдающий ее светскую неопытность.

Знакомство с тригорскими обитательницами во время этого визита скорее всего вызвало у нее множество вопросов, и поэт рассказал жене о своих прошлых забавах, естественно, не предполагая, что это может ее всерьез обеспокоить.

Тревожной новостью для Натальи Николаевны оказались отношения поэта с младшей сестрой Анны Николаевны, Евпраксией. Поэтому она не нашла ничего лучшего, как написать Анне Николаевне в Тригорское письмо, где изложила и полученную информацию, и возникшие в связи с ней вопросы.

Анна Николаевна ответила с большим достоинством :

"Ваше любезное письмо я получила дорогая Наталья Николаевна, приехав сюда. Думаю, вы уже знаете, что моя сестра наконец разрешилась от бремени и действительно дочерью согласно заранее сделанному предсказанию. По вашему письму я предполагаю, что вы тоже накануне ваше разрешения, и от всего сердца желаю, чтобы все кончилось благополучно, и чтобы я могла вас вскорости поздравить...

По философской сентенции вашего супруга, которую вы мне приводите, я вижу, что со времени моего отъезда он начал посвящать вас в прошлое и что вы о нем уже весьма осведомлены, потому что вы уже после меня узнали эту истину. Боюсь, что когда мы с вами как-нибудь увидимся, мне больше нечего будет вам рассказать, чтобы развлечь вас.

Как можете вы питать ревность к моей сестре, дорогая моя. Если ваш муж даже был влюблен в нее некоторое время, как вам непременно хочется верить, то разве настоящим не поглощается прошлое, которое лишь тень, вызванная воображением и часто оставляющая не больше следов, чем сновидение? Но ведь на вашей стороне обладание действительностью, и все будущее принадлежит вам.

28 июня 1833" .

Прекрасный слог. Похоже, что Анна была прообразом Татьяны, написавшей Онегину письмо.

Сестер Вульф любили сравнивать с пушкинскими Татьяной и Ольгой. Анна Николаевна скорее была тип Татьяны, а Евпраксия - Ольга).

Пушкин до конца жизни сохранял дружеские отношения с Анной Вульф.

В конце 1835 года он делает запись фрагмента из 6 главы «Евгения Онегина» в альбом Анны. Анна Николаевна никогда не была замужем. Её жизнь протекала в родовых имениях Тригорское и Малинники.

В 1836 – 1837 годах Анна Николаевна переселилась в Петербург и могла быть вблизи поэта, наблюдать и помогать ему по мере возможности. Для Анны Николаевны  любовь к Пушкину оказалась главным содержанием и смыслом ее жизни.

Рисунок Nadine Shebunyaeva. Выставка "Мой Пушкин".


Рецензии
спасибо вам, что собрали воедино этот материал. Кто знает , что там творилось в сердце этого великого поэта? И кто его действительно любил? Да и нужно ли нам это знать? ведь он написал - "но ежели его рабыня прелестна- Господи, я слаб!
но ежели его подруга - нежна, как ангел во плоти, -
О Боже праведный! Прости мне зависть ко блаженству друга..."
Любовь- была его Музой

Галина Каган   15.02.2017 01:13     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.