Одиннадцатый вопрос. Почему исчезает мечта?

Поздним вечером Сережа сидит за своим столом и записывает желания. Он самозабвенно включился в игру со своими мечтами и крыльями воображения. И главное – не жалеет времени на то, чтобы закрывать глаза и переживать удовольствие, которое получается от их осуществления… Просто какая-то захватывающая игра получилась!
– Папа! – вдруг задумчиво говорит Сережа. – А когда я не умел писать, я мечтал?
 – Конечно, мечтал, еще как! – отвечаю я удивленно. – Ты, как и любой малыш, только и делал, что летал на своих крыльях воображения куда хотел!
– А как же я знал, куда лететь, если не мог свою мечту словами записать? Как же я мог мечтать – без слов?! Даже поговорка такая есть: «Вначале было слово»!
– Это не поговорка, а первые слова самой читаемой книги за всю историю человечества – Библии. Но ты прав: это очень интересный вопрос!
– Если вначале было слово, то как же мечтают и думают малыши, которые вообще не умеют говорить? Разве не наоборот: сначала мысль, а потом слово?
– Замечательный вопрос, Сережа! И чтобы на него ответить, надо вначале разобраться: а что такое «слово»?
– Я готов!
– Тогда послушай. Много лет назад в одном из интереснейших журналов того времени «В мире науки» была напечатана статья об интеллекте животных и языках символов. В ней говорилось о том, что мозг и животных и человека мыслит не словами, а символами.
– А как это было доказано?
– С помощью экспериментов. Первую шимпанзе, выучившую не просто язык символов, а компьютерный язык, звали Лана. Лет сорок назад ее начали обучать читать и писать на искусственном языке, слова которого изображены на клавиатуре компьютера просто символами. А через три года у Ланы в запасе было 120 слов, и она могла попросить чашечку кофе 23 разными способами!
– Здорово!
– А вот первую шимпанзе, общающуюся с помощью слов, звали Уошо. Уошо обучали амеслану (это такой язык знаков для глухонемых). После трех лет обучения Уошо умела изображать больше сотни знаков и строить самые разные фразы из трех и даже четырех слов. Мало этого. Уошо начала учить амеслану своего детеныша!
– Вот это да! А как ты все это запомнил?
– Просто это удивительные факты, сами запоминаются. Кстати, оба случая занесены в книгу рекордов Гиннеса. Так вот, и в том и в другом случае экспериментаторы начинали со слов, которым сопоставляли разные символы. Вот эти символы и становились основой языка общения, а слова так и остались недоступны для шимпанзе.
– А почему?
– Скажи, Сережа, как ты думаешь, что лучше описывает для человека солнце: слово «солнце», слово «the sun» или символ ;?
– Наверное, рисунок. Символ.
– А в каком виде представляет солнышко ребенок?
– Конечно, как картинку!
– А знаешь, почему?
– Почему?
– Скорее всего, потому что подсознание («великий айсберг») мыслит образами, картинками. А сознание («орешек») мыслит, видимо, словами.
– А, я догадался! У шимпанзе же нет сознания! Или почти нет. Вот поэтому для них понятны только языки картинок и символов!
– Молодец! А для нас с тобой – что понятнее?
– Наверное, слова… Мы же разговариваем друг с другом словами, общаемся – выходит, это наши сознания между собой общаются?
– А картины? Музыка? Природа? Разве там есть слова? А когда тебя близкий человек просто обнимает – так много сразу понимаешь…
– Это уже подсознания наши общаются! Безо всяких слов.
– Наверное, так и есть… А вот мечта твоя – на каком языке ты с ней общаешься: сознательном или подсознательном?
– Ну, записана-то она в моей «тетради желаний» словами… А вот представляю я себе свою мечту безо всяких слов – просто чувствую и как будто вижу. Сознательно записал, а подсознательно общаюсь!
– Это когда ты к своей мечте летаешь на крыльях своего воображения? Взлетаешь над своим огромным бесконечным деревом разных вариантов своей жизни?
– Да… Я как раз так и мечтаю!
– А что же ты там, в своей мечте, видишь, слышишь, чувствуешь? Слова – или смех, музыку, пение птиц?
– Спрашиваешь! Нет там никаких слов!
– Значит, получается, что мир твоей мечты,  мир изобилия – это мир образов и символов! Это мир, который умещается в твоем подсознании, и которого нет в «грецком орешке».
– Класс! Папа, а почему же тогда мы все-таки говорим: «вначале было слово»? И почему общаемся словами?
– А наверное, Сережа, для этого нам с тобой надо понять: а «вначале» чего? Что началось, когда появилось слово?
– Так… Раз слова живут в сознании, а образы –  в подсознании, значит, получается, что это сознание началось – когда появилось первое слово.
– А что еще размещается в подсознании?
– Там находится мир изобилия!
– А в сознании?
– А в сознании, то есть «грецком орешке», мир нищеты! Там всего ограниченно или вообще мало!
– Смотри, как интересно: выходит, что когда у человека впервые зародилось сознание, в этом сознании «вначале» было осознано первое слово. Тут и произошло сотворение мира! Точнее, разделение одного мира – мира изобилия – на два. В одном мире нет оценок и суждений, только образы, там все принимается так, как оно есть. А в другом мире есть еще и слова. Для того чтобы ставить оценки: хорошо или плохо, добро или зло, и правильно или неправильно.
– Получается, что из-за этих оценок словами всего вокруг и появился мир нищеты? То есть сотворился?
– Получается, что так. И с этого момента сознание, осмысливая слова и оценки других людей, звучащие во внешнем мире, сдает  их на хранение подсознанию уже в виде ярлыков, наклеек и символов к образам внешнего мира. «Без нас запретов в чистом поле нет. Сужденьем нашим строится запрет»…
– Значит, когда слов вовсе не было…
– Было только бесконечное многообразие образов мира, которое после рождения сознания человека стало называться его подсознанием!
– Папа, а может быть, подсознание и есть то самое море, откуда мы все сюда пришли?
– Наверное, подсознание каждого из нас – часть этого единого моря, в которое умещаются все наши бесчисленные мечты. Из них потом и соткался мир, окружающий людей на Земле.
– Папа, значит, подсознание – это не только часть головного мозга человека, но и такой специальный канал связи с этим бесконечным морем, откуда все мы сюда пришли?
– Скорее всего, так оно и есть. И разных  мечтаний в нем – в изобилии!
– Значит, моя мечта не может никогда погибнуть или исчезнуть! А как же мы раньше говорили, что мечта может исчезнуть, сгореть?
– Что же ее может сжечь, Сережа, помнишь?
– Помню, конечно! Пламя сомнения! Вот я скажу слово сомнения: «а вдруг?», «не смогу», «лень», как будто зажгу спичку – и от него это пламя загорится!
– А где у тебя лежат эти спички-слова?
– В сознании, конечно! Они лежат, как в кладовке, а сознание эти спички достает и зажигает!
– Да, похоже. Значит, подсознание спичек никаких не зажигает. Чиркнуть спичкой (то есть вслух или мысленно повторить слово) – это действие сознательное. Хотя, может быть, и неосознанное. А вот зачем повторять слова сомнения и зажигать пламя, в котором может исчезнуть любая мечта?
– Только затем, чтобы мечта не сбылась. А больше ни зачем.
– А кому это надо?
– Миру нищеты, кому же еще? Чтобы я оттуда не убежал в мир изобилия! И не начал творить свой мир безо всяких слов!
– Так почему же исчезает мечта?
– Потому что я сам начинаю сознательно повторять про себя или вслух разные слова сомнения!
– А зачем?
– Да затем, чтобы я не творил сам свой мир изобилия без всяких слов оценок!
И тут пришла пора нашей ответной тетради!


Одиннадцатый вопрос:

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗАЕТ МЕЧТА?

Ответ:

ПОТОМУ ЧТО Я САМ НАЧИНАЮ ПОВТОРЯТЬ СЛОВА СОМНЕНИЯ!

А зачем?

ЧТОБЫ Я НЕ НАЧАЛ БЕЗ ВСЯКИХ СЛОВ  ОЦЕНОК ТВОРИТЬ СВОЙ МИР ИЗОБИЛИЯ!
 
Новая игра.    Почему исчезает мечта?
Потому что я сам начинаю
повторять слова сомнения!

Вроде бы все ясно. Все, да не все. Откуда берется у человека привычка сознательно повторять за кем-то слова сомнения? Зачем человеку это нужно? И как от этой привычки можно отучиться?

– Сережа, ты хорошо помнишь, какие слова заставляют тебя начать сомневаться, что ты свою мечту осуществишь?
– Помню, папа, помню! Вдруг, если, как бы, «блин»… Можно, я не буду их перечислять, а то даже неприятно!
– Раньше мы с тобой отжимались от пола каждый раз, когда такое слово случайно произносили. И помогло!
– Правда, помогло! Труднее всего было отучиться говорить слово «давай!». Как будто все время что-то просишь…
– А теперь пойдем дальше. Когда слова сомнения не произносятся, а просто звучат в голове, как от них отделаться? Кроме тебя самого, их же никто не слышит!
– А я знаю! Надо научиться играть в игру с самим собой. И у самого себя учиться выигрывать!
– Отлично! А как?
– Например, когда я сам начинаю в чем-то сомневаться, это как будто я в футболе стою на воротах, а на меня идет в атаку один на один центральный нападающий противника. Забьет он мне гол или не забьет?
– Хорошая идея! Ты как будто разделил сам себя на две части: тот, кто атакует, и тот, кто стоит на воротах твоей мечты и защищает их!
– Ну да, нападающий играет за «грецкий орешек», то есть мое сознание, а вратарь – за «айсберг», то есть мое подсознание.
– И теперь вопрос только один: кто сильнее – вратарь или нападающий? Изобилие или нищета?
– Значит, надо мне теперь учиться стоять на воротах моей мечты!

И с сегодняшнего дня мы с мамой вовсе не удивляемся, когда Сережа вдруг вскакивает с места и начинает, как голкипер в воротах, скакать из стороны в сторону, а потом ловит «мяч» сомнений.
И команде нищеты все реже и реже удается забить ему гол!

   ___________
1. Библия, Новый Завет, Евангелие от Иоанна
2. «Проект ЛАНА», http://ru.wikipedia.org/wiki/ ЛАНА_(шимпанзе). 
3. Дипак Чопра, «Семь духовных законов успеха»,


Рецензии