2 О философе Г. С. Померанце
"Субъективный идеализм и объективный идеализм существуют, как сказала моя знакомая. Это было не совсем бессмысленной жизнью.
На фронте в первом бою меня захватила романтика, я ничего не боялся. Был ранен, контужен. После госпиталя я попал на поле боя. Я хромал, меня послали в медсанбат, который бомбили. Я был в двух км от места, я лёг, во мне был совершенно панический бессмысленный страх. Мне 24 года. Метафизическое пламя. Я захотел на другую планету или в утробу матери. 20 минут я пролежал. Мысль о том, что единичное ничто в сравнениии с бесконечным, преодолело страх.
Таким путём я постепенно начал выбираться из неуверенности в себе. Детство моё — не золотая пора — мучительное несоответствие того, что надо и того, что не надо.
«Записки из подполья» - я читал Достоевского всё. Достоевский меня опрокинул. Сомнения подпольного человека во всех ценностях.
Я написал труд о Достоевском. Глаголев сказал мне, что не так понимали Достоевского. Горький, Ленин и так далее. Я хлопнул дверью и ушёл. Мне поставили 4 и дали доучиться до конца.
(Григорий Соломонович учился на филологическом факультете)
«Медлительный стиль Гончарова имеет свои прелести», - сказал я после слов о скучном «Что делать?» Чернышевского.
Пинский много говорил интересного, никогда на меня не сердился. Гриб. (так у меня написано в тетради) работал со мной оригинальным образом, он молчал, потом мимикой, жестом он говорил мне, что я завираюсь.
Письма Пастернака и Цветаевой к Рильке. Это бесконечно интересно. Письма Пастернака это поток болтовни и вдруг — что-то гениальное. (я записала в тетради: п-а П-а)
Искусство мысли заключается в том, чтобы почувствовать, что ты начинаешь лгать.
Я понял цену молчания.
С войны начались влюблённости.
Бхагават Гита — сознание сидет в мозгу и ощущает всё тело. Расширенное сознание может почувствовать своим — всю Вселенную.
Идеи не спасают от чувства бездны... Из этого чувства рождается впечатление о безграничности духа и ничтожности сосудов, в которых мы находимся. Вдумайтесь в понятие тьмы внешней — это дурная бесконечность.
Мне было стыдно в Берлине и когда вешали немца-поджигателя. Он стоял, стиснцв зубы. Я думаю, что он не виноват, ему дали приказ.
Во время войны мы поглупели.
Во мне есть память об ошибках моих. Я думаю, что это нужно.
Война пробудила во мне вот эти чакры (показывает на грудь) — сердечный взрыв. Я начал влюбляться. Появилась жертвенность. Я убедился в сладости победы над страхом. Сначала страх, потом упоение полёта над страхом.
Война и лагерь оторвали меня от умственного труда, они сделали меня нормальным человеком.
Я читал книги разных вероисповеданий и одинаково наслаждался святым Силуаном и каким-нибудь японцем. Внешние оболочки не имели для меня значения.
Годам к сорока я почувствовал, что у меня исчезло чувство неуверенности. «Я хочу быть самим собой» -это оказалось очень непростым делом.
Чем дальше живёшь, тем больше чувствуешь глубокие пласты жизни. Стал ли я самим собой? До глубины своего существа я не дошёл.
Я растерял массу времени попусту. Я многое искал вслепую.
Вопрос: «Кто оказал на Вас духовное влияние?»
Померанц: «Моя жена. Мне однажды было дано в течение нескольких часов ощущение света Я чувствую людей интуитивно, не парапсихологически — через некоторое время после общения.
«Былое и думы» Герцена... Зина (Жена Померанца Зинаида Алексндровна Миркина — поэт) сложилась в 19 лет. Она почувствовала присутствие Высшей Силы. Потом она заболела, потому что у неё не было возможности это никому передать.
Тайна бытия не укладывается в логику.
Полуобразованность может оказаться разрушительной.
Сэлинджер - элементы восточной мудрости вносятся в христианство.
Метафора: мой богоизбранный народ — интеллигенция. В известной степени нет ни народа, ни интеллигенции.
Можно дать счастье двум-трём людям.
Жизненно получилось, что я стал интересоваться Востоком.
Некоторые догмы для меня, как бы иконы. Я ими любуюсь. Дзен мне по сердцу. Читал я Силуана, Мартина Бубера о хасидах.
Я верю, что в основе Свет, который в переводе на человеческий язык есть добро.
Мне не нравится гностика с её равновесием — Бог и дьявол.
Ошо — Бхагван Шри Раджнеш использовал хасидские темы. В Индии есть оскомина против христианства и ислама.
В рамках каждого вероисповедания можно учить Свету и Добру".
Дополнение (нашла в каком-то дневнике):
2004 г. "Я была в Доме меценатов на вечере Зинаиды Миркиной и Григория Соломоновича Померанца. Какой-то дядя спросил выступающих, к какой духовной ветви они принадлежат. Миркина отказалась отвечать на этот вопрос, заметив: «Вы плохо слушали то, о чём здесь говорилось». Померанц сказал: «Дух имеет много слоёв - от поверхностного к самому глубокому»."
материал из интернета:
Как указывает в своих воспоминаниях Г. С. Померанц, «практически никто мной не руководил. Раз в две недели я приезжал в редакцию (помыться в тыловой баньке)». Дивизия в это время воевала под Сталинградом — 4 мая 1943 года за проявленный героизм она стала 96-й гвардейской стрелковой дивизией. 5 мая 1943 года, в День печати, награждён медалью «За боевые заслуги». До весны 1944 года служил в редакции литературным сотрудником. Во время доформирования дивизии в Белоруссии формально зачисляется сержантом в 291-й гвардейский стрелковый полк, а затем переходит на лейтенантскую должность комсорга в стрелковый батальон и становится младшим лейтенантом — после Сталинграда партработникам не рекомендовалось поднимать цепи в атаку.
Летом, получив младшего лейтенанта, перешёл на должность парторга в 3-й батальон 291-го гвардейского стрелкового полка и вновь начал участвовать в боевых действиях. Дивизия в это время участвовала в освобождении Белоруссии, дойдя до Бреста и вступив на территорию Польши. 15 сентября 1944 28-ю армию, в состав которой входила 96-я гв. с. д., вывели в резерв Ставки ВГК, а 13 октября она была передана 3-му Белорусскому фронту, в составе которого участвовала в наступлении в Восточной Пруссии. В октябре 1944 года получил второе ранение в левую руку (осколки повредили палец и ладонь). Во время пребывания в госпитале был награждён орденом «Красной Звезды»[13]. Выписавшись из медсанбата был направлен литературным сотрудником дивизионной газеты в 61-ю стрелковую дивизию, где вскоре получил второй орден от начальника политотдела и звание лейтенанта. Описывая обстоятельства получения ордена в своей автобиографии, Г. С. Померанц приводит монолог начальника политотдела: «„Что ж тебе за три года ничего не дали?“ (глядя на мою пустую грудь, — медали „За боевые заслуги“ я не носил) и выписал мне орден».
В декабре 1945 года Г. С. Померанц был исключён из партии за «антисоветские разговоры», демобилизован и возвратился в Москву, где работал в «Союзпечати». В 1949 году арестован по обвинению в антисоветской деятельности, осуждён на 5 лет.[4] В лагере до 1953 года, после освобождения три года работал учителем в станице Шкуринской в Ставропольском крае, а после реабилитации в 1956 году (так и не восстановившись в партии) — библиографом в отделе стран Азии и Африки в ИНИОН РАН.
Участник диссидентского движения. Как публицист Померанц стал заметен в диссидентских кругах после его антисталинистского доклада «Нравственный облик исторической личности», прочитанного в Институте философии 3 декабря 1965 г.; впрочем, доклад, из цензурных соображений, был по выражению автора намеренно составлен «на марксистском языке»; в настоящее время Померанц считает его устаревшим.
«Записки гадкого утёнка»: «Наконец, хлопнуло по заду, как бы палкой. Я встал и пошел на перевязку. На медпункте залепили царапину. Вдруг раздался ужасный грохот, одна из потолочных балок рухнула, голову моего напарника сразу залило кровью, он дико закричал; а меня стукнуло по обеим рукам и по ноге. И вот теперь навалился страх. Показалось, что сейчас непременно крыша обрушится на голову. Судорожным рывком, как обезглавленная курица, я выскочил из избы, схватился за столбик крыльца и больше не мог сделать ни шагу. Онемела раненая нога».
Первая кандидатская диссертация (курсовая работа) была написана Г. С. Померанцем ещё до начала Великой Отечественной войны; в ней рассматривались произведения Ф. М. Достоевского. Но в 1949 году, после ареста по обвинению в антисоветской деятельности, диссертация была ликвидирована «как документ, не относящийся к делу»[15].
Вторая кандидатская диссертация «Некоторые течения религиозного нигилизма» была написана Померанцем в 1968 году. На 500 страницах текста рассматривалась по большей части буддийская школа дзэн. Диссертация стала первым советским научным текстом, описывающим данную школу настолько подробно. Но перед самым началом защиты в Институте востоковедения Академии наук Померанц поставил свою подпись в защиту участников демонстрации 25 августа 1968 года против введения в Чехословакию войск СССР, состоявшейся на Красной площади. После этого защита не состоялась по формальной причине «отсутствия кворума в Учёном совете», фактической причиной стал «приказ сверху». Автореферат диссертации, однако, был уже опубликован и позднее его активно использовал Андрей Тарковский при работе над «Сталкером».
Г.С. Померанц и его жена Миркина З.А.
Свидетельство о публикации №214030800117
С уважением,
Александр Карасёв 19.05.2014 13:03 Заявить о нарушении
Галина Ларская 19.05.2014 23:15 Заявить о нарушении