Банные дела

Банные дела

       Сегодня снова иду в баню. Замечательное это занятие – париться в бане в конце рабочей недели. Собственно я уже много лет как на пенсии, но банную традицию чту свято. Как же может быть по-другому, когда это стало уже неотъемлемой частью моего образа жизни! В предбаннике ты быстро снимаешь одежду и остаешься совершенно голый в одних банных тапках. Все проблемы и заботы остаются там же в предбаннике вместе со снятым и аккуратно уложенным шмотьём. В парилке можно сосредоточенно молчать или говорить со знакомыми, малознакомыми и совершенно незнакомыми людьми. Говорить можно о чём угодно, даже о тех самых наиболее злобных и острых проблемах, но они всё равно на время посещения бани остаются где-то далеко и уже не кажутся такими злыми и острыми.
       Банные же разговоры – это вообще особая тема и, конечно же, отдельный аспект русской коммуникативной культуры. Когда-нибудь какой-нибудь филолог разработает её и посветит ей отдельную монографию или даже целую диссертацию. Материала много, знай только собирай. Вся штука в том, что в бане, как известно, все равны и всякий может сказать что-то, что вдруг накатило и стало казаться достойным того, чтобы сделать публичное заявление. Даже если ты вдруг сморозил нелепейшую и очевидную глупость, никто не станет тебя за это осуждать и всегда найдется кто-то, кто захочет эту мысль творчески развить. А там и дискуссия вдруг вспыхивает азартно, и только очередная доза пара может чуть-чуть пригасить её. Частная беседа в бане возможна, но собеседники всегда готовы к тому, что в их неторопливом разговоре может поучаствовать кто-то третий, сидящий неподалёку и ставший невольным свидетелем этой беседы. В ином месте и в иной ситуации такого пассажира игнорируют или даже просто посылают прямиком на хер, но не в бане!
Здесь по неписаному правилу не только тазы на скамейках, но и разговоры становятся предметом общественного достояния! Ты можешь сидеть в парилке где-нибудь тихо в уголке, неторопливо почёсывая мокрые от пота затылок или задницу, слушать внимательно чужие разговоры и делать вид при этом, что ничего тебя в этом мире в этот момент не интересует более вышеупомянутых собственных затылка или задницы. При желании ты можешь в любой понравившийся тебе момент внезапно для окружающих отпустить реплику или даже сделать собственное высказывание по существу обсуждаемой проблемы или явления. В бане это нормально. Нормально для нормальных банщиков, пришедших сюда попариться и помыться, но совсем ненормально для гэбистов-контрразведчиков, находящихся здесь совсем для других целей. Те не станут вклиниваться в разговор, а напротив продемонстрируют полное своё безразличие к происходящему. Чем более интересен для них разговор, тем индифферентнее их поза, взгляд, манера держаться.

       Как известно, госбезопасность следит за настроениями граждан, собирает и анализирует об этом информацию, докладывает её своему центральному начальству, а те подают её в правительство и даже президенту. Так было всегда. Информация же должна поступать регулярно и быть свежей, просто наисвежайшей. Спрашивается, где взять? О, методам несть числа! Можно анализировать бездонные чаши бесчисленных веб-ресурсов. Несомненно, это делается. Можно получать искомое, проводя опросы населения, перлюстрируя переписку граждан и ещё многое другое. Наверное, это тоже делается. Но наиболее эффективные методы - это те, которые самые простые. Где можно послушать разговоры простых людей, оставаясь при этом незамеченным? Поучаствовать в них, сохраняя своё инкогнито? На востоке, наверное, надо чаще бывать в чайхане или на базаре, в гуще народных масс. Для этих дел там условия наилучшие. У нас же есть одно место – баня!

       Поэтому когда я вновь в пятницу – субботу прихожу в общественную парильню я знаю, что «хорёк» из гэбэ обязательно будет сидеть где-то рядом и незаметно подворачивать ухо в сторону беспечных говорунов. Гэбисты ребята незаметные, ничем себя особо не проявляют, но их нужно уметь разглядеть! У меня же на них чутьё особое. Вот в позапрошлый раз человек был, ну самый что ни на есть из народа. И наколка на плече какая-то неизящная, даже вульгарная, но взгляд! Его выдал взгляд! Досужий бюргер, обыватель, делец средне-мелкого пошиба так не посмотрит, не говоря уже о пролетарии, ну или интеллигентике местного розлива. Там всё другое. Этот же сидел себе тихонько в уголке. Голову в плечи вжал, глаза пустые, оловянные. В общем, отдыхает мужик. Ничего примечательного. Я уж было его совсем из общего расчета исключил, как вдруг компания рядом начала азартно обсуждать какие-то там свои бизнес проблемы и на очередном витке горячего разговора закономерно вышла на тему экономического положения в стране и регионе. Как можно обойти комментарием столь животрепещущую тему? А «наш» с потухшим оком тут как тут! Заёрзал, отвернулся. Вроде и не интересно ему совершенно, но только глаза его уже совсем другие стали – смысл в них появился, заинтересованность оперская. Ему бы впору очки тёмные надеть, чтоб не выдавать себя, но кто же в бане в тёмных очках сидит? Бывают такие клиенты с причудой – парятся в трусах. Посмеиваются над ними, конечно же, но чтобы кто-то в солнцезащитных очках! Нет, таких не бывало. Так вот, я ему даже подмигнул. Дескать, всё понимаю: тут народ расслабляется, отдыхает, а тебе работу свою делать надо. Что ж вы думаете, он в ответ мне тоже подмигнул, наглец. Как дерзко работает «Контора», а?

       В последний раз вообще интересный экземпляр попался. Долго я его вычислял, и всё же вскрыл, подлеца такого! Вот на кого угодно думал, но только не на этого. И всё же он оказался. Как я это понял? О, это было совсем не просто! Никто из тех, кто в парилке отдыхал, не был похож на скрытого гэбиста. Никто в чужую болтовню не лез, скользких тем в разговор не вбрасывал, а этот, который подсадным оказался (а я всё потом понял окончательно! Уж меня-то нет, не проведёшь!) вообще, кажется, спал. Посапывал себе спокойно на нижней ступенечке. Тоже, конечно, ненормально в парной спать, но я видал и тех, кто, поддав в каменку, на трезвую голову «Варяга» хором исполняет. А этот никому не мешает и как бы ни в чём и не участвует. Ну, поняли сейчас-то мою мысль? В том-то и суть, что шпионом всегда оказывается тот, кто на него менее всего похож. Это закон контрразведки. Может быть не самый первый закон, но один из наипервейших. Когда нет причин и оснований для подозрений, всегда следует подозревать того, кто менее всего под подозрение подпадает. Такая вот философия. Странно звучит? Да ничуть не бывало! Враг умён и хитёр. Врага надо уважать и не думать, что он готов подставиться и дать себя за мягкое ухватить по лёгкому. Так-то вот! Ну что же дальше с этим чудаком, как будто спящим? А я, мимо проходя, толкнул его тихонечко в плечо. Тот встрепенулся, покосился на меня красным глазом и даже пробурчал что-то там про себя невнятное. Каков чертяка, как хорошо в образ вошёл! Очень натурально свою роль сыграл. Так я ему тоже, как и тому предыдущему с прошлой недели подмигнул в одобрение и ободрение, но он даже и не подумал отреагировать. Вот выучка!  Какой изощрённый гэбэшник! С таким ухо востро держи! Такие вот дела...

       Сегодня я снова в бане. Всё как полагается: пришёл, разделся, зашёл в парную и начал наблюдение. Ох, люблю я это дело! Народу не много, пригляделся ко всем основательно. И ещё раз пригляделся и ещё раз.... Странно. Не вижу подсадного. Вот компания красномордых животастых мужиков вениками себя охаживает. Как стараются молодцы! Залюбуешься, но они не те. Вот ещё группка нестарых ещё мужичков. Треплются помаленьку о пустом. Не интересно, не те. Три одиночки на самом верху. Ни по одному признаку не подходят. Один так, кажется, вообще батюшка из церкви Трифонова монастыря. Точно. Один в один он, только без рясы. Забавно – попа в бане встретить. А что, они тоже люди. Вот двое встали, вышли из парной, а один новый зашёл. Поднялся наверх, сел на дощечку, чтобы задницу не ошпарить. Нет, не похож, не мой. Нет сегодня никого! Совсем захирела «Контора». Работой уже заниматься некому стало. Беда! Мужички наверху тему беседы своей банной поменяли, обсудили массовые беспорядки в Киеве и коснулись вопроса грядущих губернаторских выборов. Любопытно. Люди о деле говорят, а гэбиста рядом как не было, так и нет. Непорядок! Ладно, пойду-ка я к ним поднимусь, да послушаю. Я хоть и на пенсии давно и удостоверение своё служебное сдал, но телефоны коллег «конторских» помню хорошо. Помогаю им от случая к случаю. Главное, не привлекать к себе внимание и делать вид, что кроме твоего веника тебя сейчас ну ничего не интересует. Вот встал мужик и прямо перед носом парится отчаянно, разговор слушать мешает. Здесь же детали важны, нюансы, приходится напрягать слух. А вот снизу один смотрит на меня, улыбается. Странно, не знакомы мы, а он улыбается. Вот даже подмигнул мне. Идиот какой-то! На гомика не похож, чего хочет – не понятно! Ладно, пойду в бассейн занырну, охолонусь. Жарко уж стало невтерпёж!      

   

Февраль 2014


Рецензии