О развитии сознания. Расширенная версия

При рождении человек подобен зёрнышку растения, чей потенциал роста практически неисчерпаем, чья духовная мощь так сильна, что он, пожалуй, и правда может горы свернуть при желании.
И это не удивительно, ведь его природная суть – поиск истины. Истина же и достижима, и не достижима. Любой, остановившийся на пути развития одновременно прав и не прав. Прав он потому, что на самом деле уже достиг цели, ведь зародыш истины находится в любом при рождении. Не прав потому, что увлёкшись иллюзиями, он не может раскрыть глубину данного и силы его уходят на пустое.
Каждый человек рождается первооткрывателем мира. Он увлечённо изучает всё вокруг, начиная и исходя из естественной точки в пространстве и времени – самого себя. Опираться в развитии на самого себя – вполне естественно, ведь иной точки на начальных порах просто нет. Человек, находящийся в точке одномерности, провозглашает собственное благо как истинное. И в этом он, безусловно, прав. Почему? Об этом – несколько позднее.
Одномерное сознание не знает противоречий. Это точка вакуумного пространства вступившего в мир ребёнка. Человек, владеющий одномерным сознанием, достаточно гармоничен, ведь не знает иного мнения, кроме своего собственного.
Но если человек не находится в изоляции (что бывает, согласитесь, крайне редко), он неизбежно столкнётся с «другим». Желания «другого» изначально воспринимаются враждебно, ведь столь гармоничная и уравновешенная картина собственного блага рискует порваться по швам. Это первая ловушка-головоломка, правильный выход из которой позволяет человеку открыть этот мир на новом уровне.  И здесь существует несколько способов защиты, самый простой из которых в грубой форме выглядит как посыл окружающих в увлекательное эротическое путешествие.
Человек «возводит баррикады» защиты, замыкается на собственном благе, воспринимая любое вмешательство достаточно агрессивно, и останавливается, становясь «прожигателем жизни». Концентрация сил происходит в иллюзорном поиске удовлетворения (форма истины в данной мерности).
Если личность достаточно сильна, то в процессе решения первой головоломки происходит переосмысление и переоценка блага, подбирается необходимая база аргументов и сторонники. Здесь человек впервые начинает поиск самого себя, ему впервые приходится выбирать и, сделав выбор, он может остановиться на этой точке, категорично защищая её. Это момент перехода в двумерное сознание, где рождается монохромность восприятия и ярость защиты «добра» от «зла», «правды» от «неправды». 
Монохромность – вторая ловушка-головоломка. Если в этот момент происходит «возведение баррикад», то человек уходит в суеверия и идеологию - защиту выбранного понятия блага (по сути - лишь развитая форма эгоизма). Личностное Эго переходит в социальное, а всё, что находится за его пределами, объявляется враждебным с приписыванием всевозможных негативных черт и тенденций. Остановка здесь рождает фанатика. Концентрация сил происходит на иллюзорной попытке изменения окружающего мира в негативной тенденции разделения, часто – в агрессивной форме его разрушения.
Если замкнутость удаётся преодолеть, то личность переходит к точке следующей мерности. К трёхмерному сознанию человек приходит в тот момент, когда он становится способен к тому, чтобы услышать и чужое мнение тоже. У него появляются сомнения и способность к самокритике. Это - момент перехода, опасность которого состоит в том, чтобы не уйти снова в двумерность, сменив позицию на противоположную. Здесь происходит разрешение агрессивности к восприятию "другого" и осознание того, что противоположное - не всегда плохое. Здесь человек раскрывает всё многообразие и яркость мира и начинает понимать, что право каждого на благо – священно.
Многоликость и пёстрость человеческих взглядов, которые на этом этапе раскрываются равноценными, приводят личность к следующей ловушке-головоломке – потере ориентиров. Замкнутость в этой точке приводит к тому, что свобода от ограничений фанатизма перерастает во вседозволенность и анархию. Расширение области познания без глубокого подхода приводит к синкретизму, духовному и социальному («крем-брюле с оливье»). Социальный эгоизм не преодолевается и оттого наблюдается тенденция общественного переустройства, где и видится решение всех проблем – построение социальной утопии. Отсутствие опоры рождает нигилизм, безразличие и – как выход – выпадение в предыдущие мерности. Остановка здесь рождает либералиста. Концентрация сил происходит на иллюзорной попытке изменения окружающего мира в позитивной тенденции объединения.
Если личность достаточно сильна, то в процессе решения головоломки, она задаётся поиском первоосновы, отделяя существенного от несущественного. Человек становится способным к постановке сложных вопросов и открытию глубины самого себя и окружающего мира, где и происходит переход в следующую мерность. Он вдруг осознаёт, что то, что ранее виделось противопоставленным - параллельные пути, направленные к одной цели. Не просто сбор и хранение знаний, но построение картины мироздания, в цели в едином благе. Благодаря открытию перспективности мышления человек становится способным не только к тому, чтобы увидеть скрытое в человеке, но и, обращаясь к прошлому, предугадывать будущее. В этой мерности происходит преодоление социального эгоизма и концентрация на индивидууме в процессе стремления к идеалу. Осознание равноценности жизни, любой жизни, приводит к ответственному отношению к собственному миру и миру, что вокруг.
Своеобразная лестница развития, которую личность умозрительно выстраивает в этой мерности приводит к следующей ловушке-головоломке – подобно двумерному сознанию, которое делит мир вертикально на «добро» и «зло», сознание четырёхмерное разрезает его горизонтально на «низкое» и «высокое», «достойное» и «недостойное». Попытки социального переустройства в стремлении к совершенству могут варьироваться от либеральных до довольно агрессивных, что приводит к выпадению в предыдущие мерности. Несовершенство общественного мироустройства и человека в частности, мелочности его забот, приводит личность в точку замкнутости без возможности изменения чего-либо и посвящению жизни заданному идеалу - отшельничество. Остановка здесь рождает мудреца. Концентрация сил происходит на стремлении к личностному совершенствованию (здесь благо – чистый идеал).
Разрешение конфликта головоломки четырёхмерности происходит только в том случае, если человек оставляет всякие идеалы, как конечные цели пути, осознав, что представленное развитие не имеет завершения. И более того – что эти цели были изначально достигнуты. В точке пятимерного сознания человек начинает ощущать незримые связи между тем, что виделось параллельным. Раскрытие Вселенной в каждой капле воды и невыразимой глубины в каждой мелочи, осознание отражения всего во всём (и самого себя в каждом живом существе) наполняет новым смыслом жизнь человека. Связь и слитность наконец приводит его к единству и гармонии с самим собой без замкнутости на самом себе. Здесь - точка начала духовности.
Таким образом, личностное эгоистическое благо удовольствия проходит довольно долгий путь развития. По мере развёртывания личности расширяется и сфера блага, меняя форму, но сохраняя суть. Подобный, длительный путь развития позволяет человеку достигнуть истинной формы любви к другому, как к самому себе (без отказа от самого себя, без жертвенности как извращения сути). Зёрнышко, изначально взгляду незаметное, постепенно вырастает в дерево при должной заботе и внимании. Человек вырастает в личность при таких же условиях, если потенциал, может, малоприметный изначально, словно почки на ростке, будет вовремя замечен, оценен и развит.


Рецензии