Ра
я вовсе не чуждый людям изгой,
а только неясное воплощение совершенства человеческой души?"
Майя возвращалась с работы, как обычно, в десять часов вечера, когда во всех нормальных домах уже пьют вечерний чай и собираются отходить ко сну. Она же шла, словно разлохмаченная веревка: нервная, жалкая, злая - на все вокруг, но главным образом – на себя! В голове хаос, в жизни хаос, и дома – хаос. Когда работаешь пять дней по двенадцать часов, едва ли достанет времени и желания делать ещё что-то по дому. Шеф опять наорал, здоровье – ни к черту, на улице темно и сыро, собственно, как и на душе. Спонтанно пришла мысль - зайти к Артуру на огонек. Он жил в доме напротив, её старинный друг, - художник, поэт, музыкант.
Арт, как обычно, взлохмаченный , в какой-то драной майке и серых полотняных штанах, открыл дверь и расплылся в улыбке.
- Господи, вот счастье-то! – обрадовался он. – Нормальные люди так себя не ведут, но именно этого ненормального Майя и любила больше всего за его ненормальность. – Маечка, радость моя, дай я тебя поцелую! - и Арт потянулся к подруге своими измазанными в краске руками. Майя не позволяла себя обнимать и целовать нелюбимым мужчинам, (теперешнюю моду обниматься и целоваться со всеми подряд Майя строго обходила стороной, ценя свои чувства, свое тело и своё личное пространство). Но Арт – Арт был не мужчина, он был сын божий и этим все сказано. Неловко обнявшись, друзья посмотрели друг на друга, каждый думая о своем. Майя думала: « Вот псих же, а люблю как родного». Арт, казалось, дегустировал Майю по глоточку, он умел так смотреть на человека, что у того тело начинало дрожать или дымиться. Наконец, оценив что-то, ему одному только заметное, пройдясь по лицу и плечам Майи, словно накладывая мазки, «растушевывая», что-то отметил и наметил акценты, - создавалась иллюзия, что на ваших глазах с вас пишут портрет, портрет живой и настоящий. Причем пишут его прямо на вашем теле. Арт объяснял, что он, словно вампир, впитывает так сущность человека, всеми порами старается его запомнить, как будто втиснуть в себя. Собирая с твоей кожи атомы радости, забирая кальку твоей души.. . Но, словом, это было Арт, и объяснять тут нечего.
Майя прошла в комнату, обозрела веселенький бардак; по всему выходило, что на Арта снизошло очередное вдохновение. По углам валялись разнообразные вещи. (Арт любил таким образом обращаться с предметами. Если сейчас вещь не нужна, он без сожалений отпускал её в свободный полет, лишь бы под руками не мешалась, ибо в эту секунду им владело НАСТОЯЩЕЕ. Это настоящее могло настигнуть его где угодно, - на кухне, в туалете, в магазине или по дороге на работу. Тогда он хватал первый попавшийся под руку листок и набрасывал схематично пришедшую в голову мысль, - будь то линия, фраза или ритм. Такие творческие порывы имели и отрицательную сторону. Иногда по нескольку дней он не мог найти свои носки или подготовленную к печати статью, свои книги, свой завтрак, свои часы или мобильник. Впрочем, ни тем, ни другим он почти не пользовался).
Вот и сейчас пол был захламлен разнообразными предметами, зато пространство перед окном было расчищено и освобождено от лишней мебели, перед окном находился стояк с холстом, на котором сильными уверенными мазками смотрел на Майю солнечный свет. Абстракции, это нечто такое, что не нужно понимать, а нужно просто чувствовать. Они либо доходят, либо нет. Данная работа была явно ещё не закончена, но основное, главное, выпукло ясное на ней уже было! Казалось, из сплетения ярких спиралей, превратившихся в искрящийся клубок, вот-вот вырвется наружу, разорвав путы, разбив скорлупу материи, родится криком и брызгами, вечно живое и вечно побеждающее дитя солнца. Ра!
- Здорово! – кивнула на холст Майя.
- Правда нравится?
- Правда. Глядя на это хочется жить.
- Вот и славно! – улыбнулся Артур, явно отметив про себя, что до « этого» жить Майе как будто не хотелось.
- А это все, - показывая на окружающий беспорядок, сказала Майя - непременный атрибут художника? Для того чтобы создать гармонию необходимо сотворение хаоса?
- Красиво мыслишь, если Хаос понимать как беспорядочное состояние материи, а гармонию – как упорядочение материи. – Арт поднял с пола какую-то замызганную тряпицу и принялся об неё вытирать руки. Затем он также поднял с пола стул и поставил его перед подругой. – Садись.
Стул в комнате был один. Мебель практически отсутствовала, в житейском плане Арт был минималистом, презирал все мещанское, он любил жить, а не наживать (то или иное добро). Майя села на предложенный стул, задержала взгляд на яркой и живой картине, а Арт принялся расхаживать перед ней, размахивая кистью, словно указкой.
- Античным философам Хаос представлялся как величественный, трагический образ космического первоединства, где расплавлено все бытие, из которого оно появляется и в котором оно погибает, поэтому Хаос есть универсальный принцип сплошного и непрерывного, бесконечного и беспредельного становления. – Арт оглянулся по сторонам, развел руками, словно иллюстрируя свои слова. - Античный Хаос всемогущ и безлик, он все оформляет, но сам бесформен. Он - мировое чудовище, сущность которого есть пустота и ничто, это - бесконечность и нуль одновременно. Все элементы слиты воедино, в одно нераздельное целое.
Глянув на Майю Арт сказал:
- Помоги себе ладошкой, поставь на место свою челюсть. Ладно, давай проще, – он сел прямо на пол рядом с холстом, и выглядело это совершенно естественно. - Принято считать, что разрушение гармонии - цель хаоса. Но это не совсем верно, так как сама возможность гармонии заключена в хаосе. Платон под Хаосом понимал свою "всеприемлющую природу", то есть то, что обычно называется у Платона материей. Это - то невидимое и неосязаемое, лишенное всяких физических качеств начало, которое получается после исключения из физического тела всех его реальных свойств, то, что нельзя даже назвать каким-нибудь именем, ибо всякое имя предмета всегда приписывает ему то или иное свойство. Это - чистая материя, самый факт существования тела, не зависимый ни от каких его реальных качеств. Хаос - не какое-нибудь тело, но принцип непрерывного становления тела. Поэтому ты права. Хаос необходим для создания гармонии, и перестань смотреть на меня как на психа. Сама спросила, я тебе ответил.
- Угу, - кисло пробормотала Майя.
- А что, по- твоему, является атрибутом художника? Как говорили в эпоху марксизма-ленинизма , традиционный атрибут Художника — честь, совесть, долг. А ещё наверно неизменный атрибут художника – борода и засаленный шарф в клеточку, да?! – Арт рассмеялся, вытаскивая из под кучи хлама ещё одну кисть. Он её погладил и трепетно положил себе на колени . – Ладно, теперь ты вещай. А то смотрю, я тебя заморил. А то хочешь, пойдем на воздух?!. Хотя не хотелось бы, если откровенно. У тебя сейчас такое лицо, мне хотелось бы повпитывать минут десять.
- Впитывай, да смотри не отравись, - ответила Майя . – А насчет хаоса, знаешь, хоть и заумно, но здравое зерно я уловила. Научиться бы ещё это применять в жизни. Мои мысли – это дети хаоса (звучит почти как дети дьявола). Точно! Они разрушают целостную картину, разбивают на составляющие, на мелкие частицы – а главное не несут никакого созидания. Арт, что надо сделать, чтобы этот хаос заткнулся уже?! Сил моих больше нет.
- Что на сей раз вас расстроило, мой милый Ватсон?
- Отсутствие жизни как таковой. Все суета…
- И от этого ты киснешь?
- Я не кисну. Мне опостылела моя пустая жизнь. Чего я уже 34 года маюсь и покоя себе не нахожу, если все это не имеет никакого значения?!
- Мда, тяжело тебе. От радости восприятия Ра до суициидальных заскоков путь чересчур центробежный, так и разбиться можно. Слышала о Бритве Оккама?
- Краем уха, при чем это здесь?
-В современной науке под бритвой Оккама обычно понимают более общий принцип, утверждающий, что если существует несколько логически непротиворечивых определений или объяснений какого-либо явления, то следует считать верным самое простое из них.
- То есть?
- Самое простое объяснение скорее всего и есть правильное. Какое самое простое объяснение существует для оправдания твоих мучений ? Что это – физиология, психиатрия, мистическое отрабатывание кармы?! Может, ты просто устала девочка моя, у тебя скоро месячные, ты сто лет не была в отпуске, тебя достал хам-шеф, тебе не хватает солнечного света, вот и вся твоя трагедия?! Какая версия тебе представляется наиболее простой и поэтому – верной?! Бритва Оккама (кстати, вроде говорят, сам Оккам никогда такого не утверждал) советует: не нужно множить сущности без необходимости. Например, если доводов психологии-физиологии достаточно для объяснения такого феномена, то на нем и следует остановиться.
Майя задумчиво смотрела на друга.
- Когда мы говорим «хаос», то подразумеваем беспорядок, бессистемное движение, поток… А гармония ассоциируется с покоем, тишиной и красотой. Но космос – это и хаос и гармония, красота и движение, нет разделительной черты.
-Кстати, лишь в раннехристианские времена этому слову стали приписывать значение беспорядка.
Майя усмехнулась. Как много всего возникло с появлением христианства – и стыд, и беспорядок, и грех… А ведь мы живем в христианском мире, с христианской моралью, вот оно может где собака зарыта.
- Выпей молока! – ни с того, ни с сего предложил Артур.
- Что?
- Выпей стакан молока!
- Почему молока?
- А у меня другого ничего нет. Говорят, эмоциональная боль длится 12 минут, все остальное это самовнушение! Даже если что-то нехорошее у тебя произошло, оно уже прошло. Отпусти!
- У меня пустота и хаос внутри, Арт!
- Вспомни, «сама возможность гармонии заключена в хаосе». А пустота – пустота – это прекрасно! Вот белый холст. На него можно нанести любой мазок, использовать любые краски, рисуй свою жизнь по своему усмотрению. Нет ничего более богатого по своим возможностям, чем пустота! – Арт поднялся с пола и пошел, шаркая шлепанцами, на кухню. Через миг он вернулся со стаканом молока в руке.
- Пей!
Майя смотрела на картину, на дитя солнца, выбивающегося из мирской суеты. Оно там было – солнце, оно находилось повсюду, вот вроде его и нет на картине, но оно есть, им дышит все вокруг, оно есть везде! ОНО ЕСТЬ ВЕЗДЕ! – вдруг осенило Майю. И в этом сером вечере, и в этом молоке, все есть во всем, нет разделительной линии. Она молча взяла стакан из рук Арта, и стала пить молоко. Арт улыбался. Он уже придумывал новую картину….
Свидетельство о публикации №214030802149