Глава 10. Сокровища подземных пещер

ТАЙНЫ БОЛОТНОГО КОРОЛЕВСТВА (Повесть-сказка)
ГЛАВА 10.
СОКРОВИЩА ПОДЗЕМНЫХ ПЕЩЕР
(Начало см. на авторской странице)


Коридор уводил ребят всё дальше и дальше от мест, помеченных на карте деда Лапотки. Неожиданно впереди замерцал свет.
- Что это такое, интересно? – спросила Светланка и прикрыла ладошкой фонарик, который держал Саня.
Все остановились и начали вглядываться вдаль.
- Да это же светильник с бабочкой, - радостно возвестил Стаська. – Я их столько повидал, ни с чем не спутаю.
- Рядом с фонарём никого не видно, - задумчиво произнёс Саня. – Но я всё же пойду на разведку один. Ждите меня здесь.
Через несколько минут ребята увидели, что их друг машет рукой, приглашая подойти. Значит, опасности нет.
Саня стоял у светильника и внимательно разглядывал ещё одну дверь в стене, которая словно звала их войти неведомо куда. В очередную ловушку или в таинственную сокровищницу? Эта дверь была очень красива: деревянная, резная, с узорчатыми листьями и цветами, выполненными искусной рукой м астера.
- Смотрите-ка, а вот здесь, в самом центре узора, под стеблями папоротника, вырезан сундук, - заметила Светланка. – Значит, за дверью и правда лежит клад…
Она посмотрела на Саню и неуверенно спросила:
- Будем открывать?
- Я попробую, - ответил он. – Но осторожно, не как Димка. А вы отойдите подальше.
У этой двери, как положено, была ручка. Саня с некоторой опаской взялся за неё и потянул. Дверь бесшумно, как в сказке, открылась, и ребята увидели недлинный светлый коридор, по обе стороны которого стояли резные фонари с бабочками-пленницами внутри. В конце коридора была видна следующая красивая дверь, у порога которой лежало что-то чёрное, бесформенное, но, похоже, живое.
- Как будто собака! – тихонько ахнула Светланка. – Я же говорила, что они стерегут клад. Стоит нам подойти – собачища сразу вскочит и накинется.
- Нет, это не собака, - возразил Димка. – Пойду гляну. Если что – отпрыгнуть успею.
И он крадучись двинулся по светлому нарядному коридору. Ребята ждали напряжённо: вдруг опять придётся спасать бесшабашного Димку. Но он весело замахал им рукой, призывая скорее присоединиться к нему. Когда друзья подошли ближе, они увидели, что около двери на полу лежит и похрапывает бяка-стражник. Его плётка небрежно валялась рядом с хозяином и будто приглашала ребят: «Возьмите меня скорее да всыпьте этому соне парочку горячих, чтобы лучше стерёг свою подземную тайну». У мальчишек, как видно, мелькнула такая идея, но Светланка сказала решительно:
- Я придумала! Давайте свяжем этого стражника его же плёткой, чтобы он нам не мешал.
- Сокровища хватать, да? – весело спросил Стаська.
- Какие сокровища? Мы же за спицами идём, - осадила его девочка.
Саня с Димкой тем временем ловко скручивали часового, заткнув ему рот носовым платком, чтобы не кричал и не звал на помощь. Тот только хлопал круглыми недоумевающими глазами, в которых плясали искорки страха и обиды.
- Ну и охраняют они свои богатства, - хмыкнул Димка. – Курам на смех.
- Наверно, просто не думают, что кто-то отважится сюда сунуться, -  откликнулся Саня. – Беспечные глупцы.
Вторая дверь поддалась так же легко, как и первая. За нею вновь открылся коридор с бабочками-светильниками, только совсем короткий. И у следующей двери стоял, растопырив мохнатые лапы, и смотрел на пришельцев зло и ехидно ещё один часовой – в полной боевой готовности, с плёткой-страшилкой, которая не болталась у колена полудохлой змеёй, а свистела и пела в руках мастера-виртуоза, выделывая в воздухе умопомрачительные кренделя и завитушки. Она казалась оружием столь грозным, что ребята замерли, не представляя, что же им теперь делать. Идти под удары плети с шипами было безумием и могло закончиться увечьями. Выходит – отступать?
Но Саня сказал решительно:
- Димка, ты его отвлеки на себя, а я попробую применить один приёмчик - наш, особенный. Помнишь, Пётр Андреич недавно показывал?
- Сбивание с захватом ног?
- Точно! Силёнка-то у меня есть, сам знаешь. Может, получится…
Друзья двинулись к часовому, сверля его глазами. Светланка и Стаська пока оставались на месте. Часовой взревел, осознав всю глубину наглости неизвестно откуда взявшихся пришельцев, и удвоил свой яростный пыл.
Саня чуть отстал, а Димка подобрался очень близко к разбушевавшемуся часовому и начал его дразнить:
- Ну что, чудище мохнатое, слабо тебе меня достать? Не получится: я ловкий!
Видно было, что часовой страстно желал броситься на мальчишку, но чей-то строгий приказ не позволял ему отойти от двери. Он изрыгал проклятия, делал один или два прыжка-выпада вперёд, пытаясь достать Димку плёткой, но у него ничего не выходило: мальчишка, действительно, оказался более подвижным и проворным, чем стражник. Бяка, злобно рыча, возвращался к двери и визжал на весь коридор:
- Никому и никогда не удастся попасть за эту дверь! Сколько бы вы ни пытались – вам не пройти!
Димка хохотал в ответ, снова приближался к часовому и кричал ему дерзко:
- Мы пройдём!
Бяка так увлёкся своими попытками достать плёткой увёртливого мальчишку, что позабыл про Саню, который стоял чуть поодаль совершенно спокойно и молча смотрел на поединок друга с лохматым чудищем. И вот, когда никто уже не обращал на него внимания, Саня вдруг молниеносно и решительно бросился к стражнику, ловким приёмом захватил его правую голень и бросил бяку на пол. Бяка взвыл, перевернулся, но успел-таки схватить Саню сильными лапами, затем опрокинул его, и они покатились по полу, желая подмять друг друга, лишить силы и сопротивления. Бяка был куда мощнее и толще Сани, но мальчишка владел приёмами вольной борьбы, и кто из них окажется победителем в этой схватке, было совсем не ясно. Неожиданно Саня почувствовал, что ему не хватает воздуха. Мохнатый уродец давил на шею обеими лапами и, похоже, не собирался давать пощады.
«Задушит до смерти», - мелькнула мысль и помогла собрать все силы воедино, вывернуться, вздохнуть. А тут ещё и Димка ввязался в драку, бежали на помощь Светланка со Стаськой. Через несколько минут второй стражник, как и первый, лежал на полу у двери со связанными кнутом руками. Только этому рот не заткнули, и он выкрикивал ребятам всё, что о них думает. Жёлтые злые глаза горели словно бы адским пламенем, и столько ненависти читалось в них, что ребята старались не смотреть в лицо своего пленника.
Мерзавцы! – бушевал связанный стражник. – Думаете, победили меня и добрались до сокровищ? Как бы не так! Если даже сейчас вы и наберёте золота в свои драные мешки, то всё равно не успеете вынести его из наших подземелий.
- Это ещё почему? – с вызовом спросил Стаська, возликовавший было от того, что он всё-таки оказался перед дверью в настоящую сокровищницу.
- А потому, что я послал очень сильные мысленные сигналы к воинам нашего короля. И через малое время они будут здесь с оружием, пострашнее моей плётки. Тогда вас ожидает арест и казнь на площади!
- А мы постараемся ваших солдат опередить, - звонко сказала Светланка. – Пошли, ребята.
И она без колебаний открыла узорчатую дверь, которую уже никто не стерёг.

Друзья вошли в огромный зал, освещённый множеством живых светильников, и замерли в изумлении. Они увидели сотни сундуков и сундучков, стоящих на полу в причудливом беспорядке, громоздящихся на широких скамьях вдоль стен, красующихся в многочисленных каменных нишах этой поистине богатейшей из сокровищниц мира.
Возбуждённый  Стаська бросился к ближайшему сундуку, с трудом поднял тяжёлую крышку и застыл в восхищении. Россыпь золотых монет празднично засверкала, заискрилась под фонарём, словно призывая брать скорее эту красоту, богатство, эту вечную земную власть. Стаська откинул крышку следующего сундука и увидел украшения из драгоценных камней – колье, броши, диадемы, ожерелья. Не в силах сдержать свой восторг, он начал жадно хватать сверкающие драгоценности и бросать их в свой серый мешок, приговаривая лихорадочно: «Скорее, скорее, скорее…».
- Стаська, ты что, с ума сошёл? – бросилась к нему Светланка. – Вспомни-ка, что говорил нам дед Лапотка. В мешки мы должны положить спицы, а не драгоценности. Иначе мы не спасёмся, не выберемся отсюда.
- Наплевать мне на эти спицы, -  как в бреду бормотал Стаська. – Я лучше богатства себе наберу, а потом пущусь через болото пешком. Раз бяки там ходят и не тонут, значит, и я выберусь. Не пропаду. Найду выход! Богатым стану! А вы любуйтесь на свои спицы веки вечные!
- Но ведь спиц не хватит для дела, если ты не наберёшь их в свой мешок, - продолжала увещевать Светланка.
- Мне-то что. Да и где они, ваши спицы?
А верно, где?
Димка и Саня уже суетились возле сундуков, приподнимали крышки, заглядывали внутрь, но каждый сундук встречал их только сиянием подземных сокровищ.
- Что же делать? Где же искать? – жалобно воскликнула Светланка. – Вдруг и вправду прибегут сюда королевские солдаты и схватят нас? А мы не нашли того, что хотели, и все наши старания – зря, впустую…
- Погоди, - прервал её Саня. – Мне кажется, спицы должны лежать в сундучке, не похожем на все остальные. Посмотрите: эти – как кубики, только размером разные. Может, где-то стоит сундук длинный, узкий, изготовленный специально для серебряных спиц?
- Правильно! – загорелся идеей Димка. – Все на поиски!
Ребята разбежались по огромному залу, внимательно разглядывая всё, что попадалось им на глаза. Сундуки как будто издевались над друзьями, подставляя им абсолютно одинаковые бока идеальной геометрической формы. Не было здесь никакого особенного ларца, где покоились бы серебряные спицы. Сколько же времени понадобится ребятам, чтобы поднять каждую из тяжёлых крышек этих сотен и сотен ларцов – хранителей чужих сокровищ?
- Мне кажется, бяки уже бегут сюда, - прошептала Светланка в отчаянии. – Эти мерзкие твари помешают нам!
Но тут  Димка радостно крикнул:
- Есть! Нашёл! Особенный сундук!
В узкой нише стоял деревянный ящик без всяких внешних украшений, зато с большим ржавым замком на крышке. Димка начал ковырять замок ножиком, но у него ничего не получалось.
- Дай-ка мне, - сказал невозмутимый Саня и отобрал у друга нож. Через пару минут замок поддался, и ребята увидели наконец чудо-спицы – тонкие, светлые, очень похожие на шпаги.
- Вот теперь нам надо торопиться, - заметил Саня и первым начал загружать свой мешок только что обретённым оружием против всех злых чар Болотного королевства. Ему не пришлось повторять дважды: ребята последовали его примеру.
А вот Стаська… тот, кажется, не видел вокруг себя ничего, кроме драгоценностей, блестевших перед ним в раскрытых сундуках и сундучках этой необъятной сокровищницы. Мешок мальчишки был уже нагружен доверху. Тогда Стаська принялся набивать карманы золотыми монетами. Светланка подбежала к нему и закричала, чуть не плача:
- Выбрасывай всё обратно, бессовестный! Грузи в мешок серебряные спицы! Ты же всех нас подведёшь!
- Ерунда! Если вы боитесь, что спиц не хватит, берите их в охапку, как дрова, авось донесёте! А меня не трогайте.
Светланка безнадёжно махнула рукой и побежала к мальчишкам. Саня выслушал её. Снял свою ветровку, связал рукава (получилось что-то вроде торбочки) и начал складывать в самодельную сумку недостающие спицы – долю предателя Стаськи. Пусть он больше не лезет к ним, пусть подавится своим золотом, которое никому не принесёт свободы.
- Ребята, слышите шум? – вдруг насторожённо спросил Димка. – Кажется, кто-то топочет по коридору – там, где мы проходили недавно.
- Побежали в другую сторону, - решил Саня.
- Но мы же не знаем лабиринтов, - опасливо заметила Светланка.
- Ничего, вдруг да и повезёт, - ободрил её Саня. – Главное, не попасться бы в лапы «шерстяных».
Ребята выскочили в большой неосвещённый коридор и сразу увидели вдалеке  приближающиеся огни. Наверное, бяки несли в лапах фонари с бабочками. Это, к счастью, замедляло их движение. Королевские солдаты громко ругались и бряцали чем-то металлическим, похожим на холодное оружие.
Друзья бросились в черноту неведомого коридора, всё время ощущая за спиной злую погоню лохматых бяк. Стаська бежал последним, еле волоча за собой мешок с тяжёлыми золотыми слитками, монетами и прочими драгоценностями. Ребята старались не обращать на него внимания.
Повороты, изгибы, разветвления чередовались, как в калейдоскопе, и некогда было ни запомнить путь, ни перевести дух, ни подумать о том, найдут ли они выход из потёмок лабиринта. Погоня, кажется, не отставала. И вдруг ребята наткнулись на глухую стену. Тупик? Вот что значит блуждать наобум в неизведанном подземном мире. Уж теперь-то бяки поймают их наверняка. Некуда спрятаться, некуда больше бежать. Обидно. Все труды и страхи – зря. А впереди -  гибель, плен?
- Смотрите, дверца! – вдруг радостно сообщил Димка.
- Опять? – удивилась Светланка.
А Саня, не раздумывая о том, что за нею – новая бездна или дорога к свободе – сильно нажал на ручку, отворил дверь и первый шагнул в просторный зал. Луч фонарика выхватил из мрака огромную каменную статую льва, стоящего на трёх лапах, с чуть приподнятой четвёртой, которая указывала на дальний тоннель в стене.
- Ребята! Я знаю этого льва! – радостно воскликнула Светланка. – Он же нарисован на карте деда Лапотки. Этот зал там отмечен!
Саня быстро вытащил из кармана чуть помятую карту, развернул её, и все увидели, что зал со львом, действительно, был изображён дедом весьма тщательно. Лапотка, как видно, попал в это место совсем с другой стороны. Он указал на карте четыре коридора, ведущих в разные стороны, и красной стрелкой прочертил путь к ближайшему выходу – через тоннель, на который указывала лапа каменного зверя.
- Ура! Выход почти рядом! – обрадовалась Светланка. – Здорово помогла нам дедушкина карта! Он как в воду глядел, что пригодится.
- Не радуйся раньше времени, погоня близко, - осадил её Саня.
И они бегом припустились через зал к нужному коридору. Молчаливый Стаська со своим мешком семенил за ними.

Выход из пещеры встретил ребят прохладой и небывалой свежестью. Захотелось вздохнуть полной грудью и улечься на траву – отдохнуть от всех пережитых волнений. Но где-то совсем близко по-прежнему шли по пятам неутомимые бяки, не желающие ни с кем делиться своими тайными богатствами и секретами.
- Ребята, куда же спрятаться на этом острове?  - растерянно спросила  Светланка. – «Шерстяные» нас везде найдут, их много.
- Знаете что, - сказал Саня. – Бяки ведь не медведи, когтей у них нет. А значит, лазить по деревьям они не могут -  слишком уж толстые и неуклюжие. А мы-то умеем, и неплохо. Давайте заберёмся вон на тот большой дуб и спрячемся в его густых ветвях.
Ребята начали карабкаться на дерево, благо нижние ветви находились не очень высоко от земли. Подняли наверх и мешки со спицами. Только Стаська понуро стоял у ствола, не решаясь попросить о помощи и сжимая в руках свой раздувшийся от сокровищ мешок. Алёнка хотела было протянуть ему руку, но он вдруг угрюмо и напористо сказал:
- А я через болото пойду! Выберусь, богатым стану…
- Скатертью дорога, - напутствовал его Димка. – Желаю здравствовать.
Шурша травой, Стаська скрылся в темноте.
Несколько минут ребята молчали, прислушиваясь к звукам ночного леса, но ничто не нарушало тишину: ни голоса их преследователей, ни Стаськины шаги. И вдруг вдалеке, там, где болото вплотную примыкало к острову, послышался зловещий всхлип трясины. Будто она раскрыла свою огромную жадную пасть и заглотнула очередную жертву: «Ам!». И в ту же минуту ребята услышали отчаянный зов:
- Тону! Помогите! Тону!
- Ребята, это ведь он, Стаська тонет. Жадина противная,  - прошептала Светланка. – Что же делать-то теперь? Надо спасать…
- Надо, - вздохнул Саня и примерился слезать с дерева. – Мешки на ветках оставляйте. Выручать пойдём налегке. Теперь уж для нас дело привычное – кого-нибудь из беды спасать.
Быстро пробирались друзья сквозь высокую, почти в рост человека, траву. Шли на плачущий голос, который молил, захлёбывался, становился всё глуше. Вот и край трясины. Вон виднеется Стаськина голова среди тины и осоки. Сам он барахтается и плачет, и зовёт. Но что это? К нему ползком движутся по болоту две тёмные, неуклюжие фигуры. Кажется, это бяки, но точно не видать: фонарик зажигать опасно.
- Опоздали! – тихо сказал Димка. – Они его вытащат и уволокут в плен.
- А почему бяки не тонут в болоте? – спросила Светланка.
- Смотрите, у них под животами какие-то подстилки или матрасики, - заметил Саня.- Вот они и не проваливаются.
Бяки тем временем подобрались к несчастному Стаське, начали его вытаскивать, злобно ругаясь. Когда мальчишка был уже почти извлечён из трясины, он вдруг оттолкнул одного из своих спасителей, размахнулся и бросил вдаль, в темноту, тёмный тяжёлый узел.
- Мешок с сокровищами кинул, - догадался Димка. – Так ведь они всё равно достанут – не дадут золоту утонуть. Такие же жадины, как и Стаська.
Но бяки не поползли за мешком, будто даже и не заметили его. Или просто им было глубоко наплевать на такую малость в сравнении с сотнями сундуков подземных сокровищ. Они потащили мокрого, грязного, плачущего Стаську прочь от трясины – в свой некрасивый злой город. И неизвестно было, что они собираются сделать там с этим жалким маленьким воришкой, который возжелал нарушить давно устоявшиеся традиции Болотного королевства и его обитателей.

           (Продолжение следует)


Рецензии