Первое воспоминание

Это первое в моей жизни воспоминание...
Первое, что я помню из своей жизни - лицо этой красивой женщины, потом уже лицо своей мамы. Копия Кейкаутовой Тараса Шевченко, сделанная моим двоюродным дедом-художником Шурой, висела над моей кроваткой. Я просыпалась с ней и засыпала, часами рассматривала это необыкновенное и нежное лицо, лежа в своей колыбели или сидя на старом диване рядом с моей кроваткой. В моём старом Подольском доме на улице Дегтярной был пожар, и всё, что висело на стенах, стояло на полках: картины, иконы, книги, энтомологическая коллекция насекомых (одна из коллекций принадлежала семье Булгаковых), пианино, скрипка, альбомы со старыми фотографиями всё сгорело. Мама только успела вынести меня, мои детские фото, документы. Картину из моего детства не спасли... Я не знала кто на картине и кто её написал. Я даже не знала, кто сделал копию и кто повесил на стену, и потому не могла спросить маму о том, как мне найти хоть что-нибудь касающееся этого красивого лица из детства. В конце 70-тых мне подарили альбом Карла Брюллова. Я много о нём читала и с удивлением узнала, что он участвовал в выкупе Тараса Шевченко из крепостничества и то, что сам Шевченко был художником. В библиотеке нашла альбом с репродукциями самого Шевченко и тогда все пазлы сложились.

В 1847 году Шевченко получил заказ написать портрет молодой княгини Екатерины Кейкаутовой, нежная и юная женщина, которая страдала от деспотизма мужа, вызвала сочувствие и симпатию художника. Уже закончив свой портрет, он долго ее вспоминал и даже предсказал в повести "Княгиня" (уже написанную в ссылке) ее скорую смерть. Этот образ был его последним вспоминанием о свободе – при возвращении из имения его арестовали за активное участие в Кирилло-Мефодиевском обществе (созданном для борьбы против крепостничества) и за "возмутительные" произведения. Приговор был иезуитским, Шевченко отдано в солдаты с запрещением писать и рисовать. Ему было тяжело не писать и не рисовать... Екатерина Кейкаутова, её образ, её лицо долго спасали от страданий художника и поэта и в моей жизни тоже сыграло одну из  не последних  ролей.
Рим.Рим.


Рецензии