Правила жизни для школьника

                Размышления о жизни вместе с растущими детьми

Правила для жизни – это как таблица умножения в математике. Считать легче, зная таблицу умножения. И жить по правилам – горя не знать!
Сначала правила жизни тебе подсказывают родители, взрослые опытные люди … Но и самому надо ДУМАТЬ. Иначе учить жизни тебя будут уличные вожаки. Причём, так, как нужно им – вожакам, а не тебе! И ты не сможешь стать хорошим, неповторимым человеком. Таких людей называют личностью.

Жить ПРАВИЛЬНО – это, одновременно, и ИНТЕРЕСНО, и ХОРОШО.
А когда живёшь неправильно, тогда со временем становится ПЛОХО и даже СТРАШНО.

(Правильно жить надо и взрослым людям. Но многим из них всегда некогда. Поэтому живут они – как получится. А их дети растут – как трава – сами по себе. И когда они вырастают, вся семья становится, будто чужие люди, которым любить друг друга не хочется. Но когда не любишь – жизнь становится без радостей и счастья).
Так что учиться ПРАВИЛЬНО ЖИТЬ – надо ВСЕМ и ВСЕГДА. Мне, например, очень нравилось слушать лекции различных учёных в передаче «Академия» на телеканале «Культура». Конечно, понимал не всё. Но каждая умная лекция – будто окошечко в незнаемое! Сейчас этих передач не стало.

А что если мне – человеку уже пожилому – провести несколько уроков? Глядишь, что-то и вам пригодиться?

                УРОК №1. Для младших школьников.

Правила жизни, конечно, важнее, чем таблица умножения. И помогают они чаще.
Но как появились эти Правила? И у кого можно спросить: как правильно жить?
Оказывается, есть у кого! У тех мудрых людей, кто учил ещё наших дедушек и бабушек.

-- Ха, они же давно умерли!
Да, их уже нет, но их ОПЫТ и лучшие мысли, проверенные временем, остались жить в головах их детей и внуков. А потом в написанных книгах. Таким способом «наука жизни» передаётся следующим поколениям. Поэтому всё лучшее и много раз проверенное  будет продолжить свою жизнь и УМНОЖИТЬ науку жизни..

Но сейчас главная задача для тебя – вырасти и стать взрослым.  Для этого надо выполнять главное ПРАВИЛО ДЛЯ ДЕТЕЙ: «Никогда не делай то, ЧТО УГРОЖАЕТ ТВОЕЙ ЖИЗНИ».

Часто жизнь сама бережёт тебя, и ты чувствуешь, что тебе страшно. И уходишь в сторонку от опасности. Для детей это очень ПРАВИЛЬНО! Но иногда друзья смеются над тобой. Дразнят: мол, эй ты – «бояка». Особенно мальчики.

                ПРАВИЛА  РИСКА
Знай, что пока дети растут, мальчики погибают чаще девочек, потому что лезут, куда нельзя или боятся выглядеть «трусом». Вот станешь взрослым, сильным и ловким, тогда можно рискнуть. Но только ради чего-то очень важного. Например, спасая жизнь любимых людей, детей…
Так что, когда тебя дразнят, знай: им хочется посмеяться над твоей неловкостью. Но ведь ты ещё не вырос!
Другое дело – рискнуть в чём-то не очень важном. Ну ладно, упадёшь, ушибёшься… Но даже при таком небольшом риске надо СНАЧАЛА ДУМАТЬ, а потом делать. Иначе скажут, что ты не трус, но глупый. Так что чаще всего РИСК – ЭТО ЛЕНЬ ПОТРУДИТЬСЯ И ПОДУМАТЬ.
Интересно жить – куда лучше, чем казаться храбрым на глазах у насмешников.
А насмешничать и дразнить малышей – подлое дело! И если они не перестанут так делать, из них вырастут плохие люди.

Избегая опасностей, – ты позволяешь маме и папе быть спокойными. У них забот станет гораздо меньше! Так что ты, научившись осторожности, поможешь им в их самом главном деле – не бояться за тебя! Значит, Правила Жизни не только НУЖНЫ, но они учат ДУМАТЬ и ЗНАТЬ, что БУДЕТ, если ты сделаешь вот так. Или иначе. А это уже очень ИНТЕРЕСНО.

                УРОК №2. ГЛАВНОЕ Правило жизни.

Ну ладно. А какое Правило самое ГЛАВНОЕ?  ДЛЯ ВСЕХ, кто живёт?!
Мы с тобой потихоньку к нему подошли. Правило это помещается в одно слово – ЖИТЬ !
Такой ЗАВЕТ был дан в глубокой древности, когда создавался весь Мир!

-- Хм, но разве я против того, чтобы жить?
-- Понимаешь, головушка твоя ясная, ЖИТЬ – это не просто ХОТЕТЬ, но и стараться ДЕЛАТЬ всё правильно! Вот, например, подумать, прежде чем рискнуть, или сделать что-то непонятное.
Делать жизнь – для малыша означает СЛУШАТЬСЯ, СТАРАТЬСЯ и ТРУДИТЬСЯ.

Когда я пошёл в школу, у меня были тройки, а реденько даже двойки. Значит, тогда я ещё не умел стараться и трудиться. Но мне от этого было ПЛОХО и стыдно.
-- Почему так, думал я? Кто сидит внутри меня и СЛЕДИТ за мной?

Чтобы это легче понять, надо поверить, что всей нашей жизнью правит очень мудрый Бог. Он всё устроил: и солнце, и землю нашу, и нас самих. И всё вокруг заставил ЖИТЬ! Значит, Жизнь – это часть Бога. А заветы Жизни – это заветы Бога. Его не видно, но Он находится всюду! Даже в каждом из нас. Внутри нас живёт НАША СОВЕСТЬ, и следит, как мы себя ведём.

Не все взрослые люди верят, что Бог есть. Но когда неверующие люди пытаются понять, почему им плохо, они придумывают ОПРАВДАНИЕ  НЕПОНЯТНОМУ, которое сегодня одно, а завтра – надо придумывать другое, новое. Потом они запутываются в своей жизни. Тогда и ЖИЗНЬ не может понять, что им нужно. И они становятся ненужными и сами себе, и Жизни. Это самое СТРАШНОЕ.

Так что давай мы с тобой будем думать так, чтобы было ПРОЩЕ и ПОНЯТНЕЕ. И пусть везде будет очень мудрый Бог. А внутри нас – совесть – частица Бога. Тогда мы с тобой всегда будем нужными и себе, и тем, кто нас любит. Они нам и расскажут о тайных правилах жизни, которые передали нам любящие нас предки. И мы научимся обходить горе.

                УРОК №3. ЖИТЬ – это не только ХОТЕТЬ. А что ещё? Подробнее.

Итак. Надо ЖИТЬ и надо ЛЮБИТЬ жизнь. Это немножко тайна. Но она ХОРОШАЯ! Поэтому она нравится нашей совести и ПОМОГАЕТ нам! А люди, которые совесть потеряли, всё время озабочены, куда надо бежать, чтобы обмануть жизнь. Они любят только себя, а их никто не любит.
И ещё мы говорили, что ЖИТЬ – это не просто ХОТЕТЬ, но и ДЕЛАТЬ!

Что же надо делать? И зачем что-то делать? Ничего не делать – вроде бы, проще?
Снова вспомним Бога. Чтобы создать весь Мир и нас с тобой, Богу надо было трудиться. Очень долго и очень старательно. А нас с тобой он создал, чтобы мы, вместе с другими людьми смогли стать хоть немного похожими на Бога. (Не завтра, но когда-то ПОТОМ).
Но для этого надо привыкать ТРУДИТЬСЯ, как трудился Бог, создавая Мир.

Что замечательно, когда трудишься? Если ты сделал что-то очень хорошее и полезное, внутри тебя появляется какая-то УВЕРЕННОСТЬ. Ведь ты САМ что-то СДЕЛАЛ. Пусть даже игрушку, но сам! И это сегодня. А завтра поможешь маме и даже папе. Что-то поднять, куда-то сбегать, что-то принести… Ты начнёшь приносить ПОЛЬЗУ в ОБЩЕМ деле. А когда вырастишь, сможешь стать МАСТЕРОМ. И тебя будут УВАЖАТЬ.
МАСТЕР - это тот, кто ещё в юности отвык от лени. И ему противно выполнять ДЕЛО НА ТРОЕЧКУ, абы как.

Гордость, которая появляется внутри нас где-то рядом с совестью, приносит радость. Правда, когда ты сам себя начинаешь хвалить, гордыня сразу надувает твои щёки, задирает твой нос вверх. Друзья смотрят и отворачиваются. И тебе снова становится неловко и плохо.
Значит, ГОРДОСТЬ – хорошо, а ГОРДЫНЯ – плохо!

А теперь давай вместе с тобой расскажем совсем маленьким первоклашкам о двух простых Правилах жизни:
«Что-то натворил, сломал? Значит, ты ещё маленький!»
«Хочешь стать взрослее? Тогда научись что-то делать! И тебе станет противно что-то ломать»

                УРОК № 4. Как уберечься от Зла?

Бывает день. Бывает ночь. Вот и добро, как свет иногда сменяется тёмным огорчением, даже мрачным горем.
Почему бывает зло? Даже очень умные люди просто ответить на этот вопрос не могут.
Но есть Правила, как уберечься от зла или уменьшить его. Об этом мы и поговорим.

Всяких угроз для жизни тем больше, чем ты дальше от родителей или учителей. В это время к тебе подкрадывается хитрое ЗЛО. Оно – хуже той лисы под деревом, на котором сидит ворона с сыром. Тогда лиса хитрила, чтобы отнять еду. Нынешнее зло стало подлым и, ради своей выгоды, ради денег, готово принести другим боль и даже смерть.

В школе Зло начинает рассказывать малышам что-нибудь такое, о чём не говорят ни дома, ни в школе. И что, вроде бы, так легко сделать.
Например, Зло предлагает: на, вот, попробуй, покури или понюхай! И ты станешь, как взрослый и получишь «кайф»!
И ты уже почти поверил и задумался: а, может быть, надо попробовать?

Но вдруг ты вспомнил, что когда не знаешь, как правильно поступить, надо посоветоваться со старыми испытанными Правилами жизни. Так вот, они говорят, что почти всегда …ПРАВИЛЬНЕЕ то, что даётся нелегко, с ТРУДОМ!  И, наоборот, – то, что даётся легко – таит в себе скрытую угрозу. И надо спросить у взрослых, как поступить правильно?

(Потом ты узнаешь, чем обычно заканчивается этот кайф. На лице возникает глупая улыбка, текут слюни, глаза становятся дурными. Злу на это плевать, лишь бы получить деньги без труда! И Зло радостно потирает руки.)
Коварное Зло не хочет, чтобы ты знал правду об угрозах лёгкой жизни без труда? Ему скучно с осторожными детьми. И оно уходит к тем, которых можно обмануть.

Запомни! Растут не всегда медленно. Иногда – будто подпрыгивают на целый сантиметр. Так вот. Когда Злу с тобой становится скучно – и оно от тебя отворачивается, в этот момент ты становишься заметно взрослее. И тебе будет легче понять новые коварные замыслы Зла.

                УРОК №5. О НАСМЕШКАХ.

Лиса – это для начальных классов. А ты учишься уже в пятом. Но даже теперь тебе иногда приходится решать очень непростые задачи, когда вокруг только приятели, которые так интересно рассказывают, о чём дома и в школе не говорят.

Знай: «лиса» спряталась среди тех приятелей, что уже постарше, и которых очень забавляет «вешать малышам лапшу на уши»!
Зачем им надо это? Да просто посмеяться над тобой. Сами они когда-то попались на хитрость старших. Над ними посмеялись. Громко, противно, обидно. Посмеяться в ответ над старшими обидчикам не получится. Тогда хоть посмеяться над малышами. Иногда насмешки бывают не очень обидными. Тогда ещё – куда ни шло. Но иногда…!
И надо запомнить очень серьёзный завет-Правило:   ПРАВИЛЬНО ТО, что по твоим замыслам – ДОБРОЕ и ЧЕСТНОЕ.

Это очень простое и мудрое правило. Помогает оно и детям, и взрослым!
И когда тебе не очень понятно, как правильно поступить, вспоминай этот мудрый завет!
Те дети, кто выполняет это Правило, не позволят себе ЗЛУЮ и ОБИДНУЮ насмешку над товарищами. И даже над котёнком!

Знаешь, почему?
Тайна в том, что наш УМ всегда чего-то до конца не знает. Кое-чего он «нахватался», но полностью не усвоил. Но у людей есть ещё и СЕРДЦЕ, которое хоть и не может знать так много, как УМ, но оно прекрасно чувствует правду и ложь. Потому что рядом с сердцем живёт совесть. И от взрослых ты не однажды слышал выражение: «сердцем чую!»

И вот получается так, что если УМ и СЕРДЦЕ не понимают друг друга, то человек не знает, как правильно поступить. Но если оба они действуют СЛАЖЕННО, то очень помогают друг другу и решают любые задачи правильно.
Об этом мудрый поэт С.Маршак  сказал так: «Пусть будет добрым ум у вас, а сердце – умным будет!»

(Правило проверять любое намерение: «ДОБРОЕ ли оно?» – часто помогает даже взрослым. Правда, они немного по-своему записывают это ПРАВИЛО. Им почему-то понятнее такие слова:
«Воспитание доброты и чистоты помыслов – должны быть первичны в сравнении с развитием ума». Ещё они говорят о какой-то ЧИСТОТЕ поисков познания.
Но взрослые пусть думают по-своему, а мы, отдохнув, двинемся своим путём.)

                УРОК №6. Живёшь сам, ПОМОГАЙ ЖИТЬ всем вокруг! Многое вокруг нас  тоже – ЖИВЁТ.

Не причиняй вреда ни животным, ни деревцам, ни травинке. Все они – ЖИВЫЕ!
Да, зимой мы чаще едим мясо, из брёвен мы строим свой дом, мы косим траву для скота. Но без всего этого мы не можем обойтись. Значит, если НАДО спилить дерево, скосить траву, пойти на охоту за зверем – тогда Жизнь позволяет это делать. Но если тебе просто захотелось посмеяться над котёнком, кинув в него палкой, сломать ветку дерева, сорвать цветок и сразу бросить его под ноги – ты нарушаешь главную заповедь Жизни – ЖИТЬ! И тогда следует подумать, захочет ли Жизнь помогать, когда тебе будет трудно?

Если ты нарвала небольшой букетик цветов (когда их много на полянке), принесла их домой и поставила в вазочку на стол маме – это хорошо: ты несёшь в дом радость красоты жизни. Если же ты, увидев одинёшенький красивый цветок, сразу кричишь: «мой!», а через минутку бросила на землю – это плохо. За сорванный цветок, Жизнь может наказать тебя укусом осы. Не поняла? Тогда Жизнь может не позволить тебе самой стать красивой. Или – ещё хуже: твою красоту кто-то сорвёт, а потом бросит на землю.

                УРОК №7. Чем ОТЛИЧАЮТСЯ баловство и шалость от хулиганства?

Когда балуются мальчики, надо чувствовать грань, за которой шалость превращается в хулиганство. Малыши эту грань не чувствуют. Не зная меры и границы, баловство набирает обороты и может принести беду. Да, нечаянно, но беда-то настоящая! По-взрослому грозная!
Поэтому баловаться детям без присмотра взрослых очень опасно! Уходи от этого!
Лучше всего баловство перевести в спортивное занятие. Там есть Правила. Там – тренер!

Когда подростки долго находятся без присмотра, им тоже хочется баловаться. Баловство почти всегда – новое. Правил в нём нет! И всё зависит от случая.
Бах!!
И оборвалась детская забава. И случилось непредвиденное: иногда грубое и страшное. Взрослые называют это преступлением. И ничего уже не исправить. И вместо «я всё могу» – появляются слёзы и сопли. И горе для других людей. Ты прячешь глаза. Тебе ОЧЕНЬ плохо!
Хотим мы этого? Нет, этого никто не хочет! Значит, чем старше подросток, тем Правила жизни становятся СЕРЬЁЗНЕЕ. И выполнять их уже не желательно, а ОБЯЗАТЕЛЬНО!

Ещё надо помнить, что дети живут не одни, а с взрослыми, с пожилыми и старыми людьми. А дом в городе  один, большой. Значит, каждому надо учиться думать обо всех.
Пожилые и старые люди любят тишину, покой, поэтому – сам понимаешь… И малышей одёргивай, когда они громко кричат во дворах домов и на улице. Это – неприлично и ПЛОХО.
А пугать взрывами петард – и говорить нечего. Это – совсем не шутка! Баловство и хулиганство – мы уже решили – очень разные понятия.

И вот простая заповедь: "Правильно то, что исходит из честных и добрых намерений" – помогает отличать – шутка это или хулиганство. Жизнь некоторое время терпит. Потом хмурит брови и говорит: не хотите отличать, что можно, а что нельзя, – тогда вот у этого хулигана-насмешника петарда оторвёт палец.

(Взрослые думают, что детям серьёзные рассуждения не понятны. Очень понятны! Да, ум ребёнка – ещё не искушён. Зато у него очень чуткое сердце и чувство!)

Так что давайте запомним: "Хулиганство – не шалость, а преступление!" Это очень важная заповедь для школьников 6 – 8 классов.

Шуметь можно на пустыре, на полянке, в спортивном зале…
А как интересно в лесу? Но даже там излишний шум – совсем не нужен. Вдруг где-то рядом птичке надо покормить своих маленьких птенцов? Когда ты чутко оберегаешь жизнь вокруг себя, Жизнь тоже старается тебе помочь.


                УРОК № 8. Правила жизни ДЛЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ.

В жизни много Правил. Подробно обо всех рассказать трудно.
Так что для старшеклассников – только перечислим некоторые каждодневные Правила жизни. Остальное они ДОДУМАЮТ САМИ. Жить, не думая, может трава, но не человек.

Читаем в Интернете: «Особенностью переходного возраста у мальчиков является потребность доказывать всем и себе, что он уже не ребенок, а взрослый мужчина». Что ж, доказывайте, но…
«Мужчина – тот, кто может взять на себя ответственность. Особенно, в нелёгкие моменты жизни». А ответственность – уже после-школьный период жизни.
«Соблюдай дисциплину жизни и удерживай себя от недостойных желаний и поступков!»
«Сила, взрослея, становится спокойной, уверенной и доброй!» «Мудрая сила может быть только созидающей!»
Ещё выдержка из Интернета: «Сущность заболевания «переходным возрастом» одна: страсти захватывают ум и заставляют ум себе служить».

Теперь – без Интернета:
«Взрослым ты станешь тогда, когда своим поведением и своей жизнью сумеешь успокоить всех, кто тебя любит!»
«Внешняя красота зажигает сердца. Мудрая красота – повелевает жизнью!»

Из восточной мудрости: «Не делай другим того, что не хочешь получить от них».
«БУДЬ ВСЕГДА САМИМ СОБОЙ, СТАРАЯСЬ СТАТЬ ЛУЧШЕ».
«У каждого должно быть своё дело, полезное для себя, окружающих и природы».
«Лень – тихое зло! Трудолюбие, старательность – тихий героизм! Творчество – благословенно Богом!»
«Дисциплина жизни – основа всех успехов! Она требует усилий, но и обеспечивает нужный результат».


«ЧЕЛОВЕК не имеет права БЫТЬ ЗВЕРЕМ даже ОДИН РАЗ В ЖИЗНИ !»

Это правило уже для взрослых. Но ведь ты – почти взрослый.  Вступай в жизнь, радуйся ей, но и заботься о ней ВСЕГДА.


Рецензии
Богатый материал для воспитания младших! Да и старшим всё это знать бы не помешало...

Мила Садко   16.07.2014 20:39     Заявить о нарушении
Спасибо! А теперь (если вас эта тема интересует) в подборке "Отдельные размышления" читайте "От Заповедей к Нормам жизни".
С наилучшими пожеланиями,

Юрий Анников 2   17.07.2014 16:27   Заявить о нарушении
Я провела со своими детьми 4 урока. Всё понятно, большое спасибо, Юрий!

Мила Садко   17.07.2014 17:51   Заявить о нарушении