Болгарский дневник

4.03 (утро). Варна. Утренняя прогулка вдоль пустынного пляжа перед завтраком под дождём.
Написала и подумала -- какое подходящее название для произведения в стиле импрессионизма или даже сюрреализма. Но рисовать некогда, надо гулять, наслаждаясь, и наслаждаться, гуляя, пока не наступил сезон. Поэтому гуляю и делаю снимки несезонных видов утреннего побережья.

4.03 (день). Варна. Первые впечатления от города.
Чем мне уже (хоть я здесь всего второй день) нравится любой диалог с местными жителями, так это уникальным сочетанием радостной готовности помочь, уверенности, что именно это они и делают (помогают, то есть) и абсолютной неверности выданных сведений и рекомендаций.

Утро после завтрака. Стойка портье моего отеля в пригороде Варны. Милая улыбчивая, чуть напряжённая девушка встаёт при моём приближении и приветствует меня.
— Подскажите мне, пожалуйста, каким автобусом я смогу доехать до бульвара Княгини Марии Луизы, — улыбаюсь я ответно.
— 409-ым — не задумываясь, с готовностью советует она мне. — Остановка прямо возле отеля...
В общем, хорошо, что я не жду транспорт больше, чем 5 минут, тем более в дождь. Конечно, я доехала до заветного адреса, но на 31А номере. А заодно и выяснила, что на рекомендованной мне остановке останавливается ещё только один номер, крайне далёкий от 409-го...

А как я добывала ценную информацию о том, что нужно знать и уметь, чтобы посетить SPA-зону отеля, я записывать не буду — думаю, я и так это не забуду.

Но эти мелочи, естественно, нисколько не мешают радостному восприятию этого замечательного города. Сегодня днём я прошлась по его центру, по узеньким улочкам, заставленными разными, но в чём-то неуловимо одинаковыми домами. Может, тем, что они впитали в себя терпкую атмосферу этого старого приморского города...

Вот старый дом в центре -- улица Фредерика Шопена (интересно -- не  знала, что Шопен бывал в Варне).

А этот новый -- стилизован под стиль модерн, но с большой натяжкой.

Это -- отремонтированный старый дом, которому повезло с архитектурой -- к нему нельзя надстроить уродливый пентхауз с низкими потолками и продать квартиры там втидорога.
Смотрю на эркер с башенкой, да ещё и угловой -- мой взгляд всё время выхватывает привычные питерские детали в архитектуре Варны.

5.03 (утро) Варна. Утро туманное как предвестник сумасшедшего солнечного дня.

Оказалось, что отсутствие разнообразия в повседневной жизни может служить источником светлой радости, если эта самая повседневная жизнь — правильная... Важнейшими составляющими правильной жизни я считаю отсутствие всякого рода забот (даже о хлебе насущном), тёплый климат и море под боком. А когда на берегу этого доступного синего моря оборудован открытый и не менее общедоступный бассейн с горячей минеральной водой — жизнь предстаёт перед вами во всём своём совершенстве, которое когда-то (до того, как вы приехали в это благословенное место) казалось вам чем-то никогда недостижимым...

6.03 Варна. Пассивный отдых на берегу весеннего моря, следствием которого стали размышления на свободные темы, но почему-то в основном исторической направленности.

Первая большая партия русских беженцев (более 1000 человек) в Болгарию (Варну) отбыла из России на пароходике «Витязь» 24 декабря 1919 г. Она состояла преимущественно из представителей русской интеллигенции: профессоров и ученых Петербургского, Московского, Киевского, Новороссийского университетов, инженеров, юристов, сенаторов, политиков, писателей, актеров, музыкантов, учителей, инспекторов Одесского учебного округа. Эту первую группу беженцев болгарская общественность встретила с искренним воодушевлением: прибыли носители русской культуры. В тот момент и правительство А. Стамболийского было благосклонно к русским эмигрантам.
"Носители русской культуры" — понятие в наше время почти утраченное. Когда я читаю имена из списка тех первых русских эмигрантов, я не могу сопоставить их ни с кем из нынешних деятелей (другого термина не подберу) не только по формальным признакам (количество публикаций, индекс цитирования, блестящий слог, степень влияния на умы и пр.), но и по какому-то удивительно здравому взгляду и отношению к Мирозданию.
Среди этих людей были — Глеб Волошин, Александр Федоров, Любовь Столица, Н.Мазуркевич, Юрий Рапопорт, Татьяна Кондратенко, Иван Бунин, Константин Бальмонт, Александр Стоянов, А.Булацель, И.Бутов, Н.Долинский, Б.Калинников, Н.Лотвин, Ф.Мельников, Н.Плавинский, М.Саевский. Многие (почти все) эти имена не на слуху. А ведь такого уровня журналистов и писателей нынче нет и не предвидится в ближайшее время. Утрачены не только имена — утрачены целые направления и школы художественного слова и публицистики.
Все прибывшие в Болгарию русские эмигранты продолжили на чужбине полноценную творческую жизнь. Вот, например, ежедневно выходившая в Варне "Русская газета", пишет в 1920 году:

Русские на болгарской службе

7 апреля, № 30. Многие русские профессора, видные чиновники и инженеры обратились с ходатайством в разные учреждения об использовании их специальных знаний. Совет министров назначил русского артиста М.Златини главным управляющим государственной оперы и артиста П.В. Иванцова – главным режиссером. Инженер С.Т. Коломцев поступил в водный департамент министерства земледелия. Использованы в болгарских университетах также и русские ученые силы. Академик Н.П. Кондаков получил кафедру археологии, академик А.А. Бунин – современной русской литературы, приват-доцент К.В. Мочульский – латинского языка и философии.

Размышления в исторической тональности на сегодня закончены — пора совершить вечерний заплыв в бассейне. Только сначала приведу в порядок фото улиц сегодняшней Варны. Не могу удержаться от того, чтобы не сделать хоть несколько ежедневных фото этого, такого живого и прекрасного, города.

08.03 Варна. Прогулка в Унивеситетском Ботаническом саду в ознаменование весеннего праздника, во славу нашего женского начала и... просто захотелось;)

Ботанический сад в Варне принадлежит, как ни странно, Софийскому университету "Св. Климент Охридски" (пока загадка для меня, как в столь удалённом от места учёбы саду проводятся занятия со студентами) и расположен в 5-и минутах пешего хода от места моего нынешнего обитания в Варне.
Сегодня туда пускали бесплатно и вообще пускали — потому что пока не сезон, и он закрыт для посторонних посещений. Но пару дней назад я забрела туда и активно пообщалась со скучающим охранником — красивым породистым болгарином лет 60-ти. Результатом нашей беседы было его предложение прогуляться по парку. Как женщина во всех отношениях благоразумная и предусмотрительная, я отклонила эту возможность проникнуть внутрь заповедника, но, как женщина в высшей степени любопытная и местами даже настырная в том, что касается исполнения своих желаний — пообещала вернуться. Сегодня я выполнила обещание, не без удовольствия погуляв по только-только просыпающемуся весеннему саду, а заодно приобщилась к местной традиции отмечать в этот день праздник под названием Тодоровден. Было много музыки, народа, лошадей, детей и простой человеческой радости. И никаких пьяных, матерящихся, развязных и непристойных особей рода человеческого! Мне понравилось. Очень!


Рецензии