Дневник мамы. Девочки. Часть 2

  Когда Насте был 1год и 10 месяцев, мы отдали её в детский сад.( В те времена, в лихие 90-е ,с детскими садами было намного лучше, чем сейчас. Тогда не успели ещё распродать помещения, развалить систему дошкольного воспитания). В первый день разрешалось оставлять ребёнка только на полчаса. Ей очень понравилось. Доча сразу подбежала к пятилетним детям, стала играть в песочнице, насыпая песочек лопаточкой. Взрослые дети не стали прогонять малышку, наоборот, всячески угождали ей. Когда мы пришли за ней, чтобы отвести домой – кричала и вырывалась. Очень хотела остаться и дальше играть с детьми. Но правила пребывания ребёнка в первые дни в детском саду не позволял нам оставаться дольше, поэтому пришлось насильно уводить орущего ребёнка домой. Эта сцена испортила первое положительное впечатление воспитателей о нашем ребёнке. Они увидели, как резко поменялось поведение ребёнка.
  С 3 дня и до конца недели, для того, чтобы ребёнок смог адаптироваться и привыкнуть к новым условиям жизни, разрешалось оставлять ребёнка только на 2 часа.  Это время Настя играла с удовольствием, и уходить домой не хотела.
  Со 2 недели нам уже разрешили оставлять Настю в детском саду полдня. Теперь поведение Насти резко изменилось. Она стала понимать, что с мамой нужно прощаться на более долгое время. Настя не понимала, почему мама не может остаться с ней в детском садике. Когда мы подходили к воротам детского сада, Настя начинала горько плакать, успокаивалась она только на руках у воспитательницы. А ещё через 2 дня она наотрез отказалась идти в детский сад, но поскольку мы не могли прервать этот процесс, нужно было выходить на работу, то приходилось выдерживать целые истерики. А ещё через несколько дней мы уже стали оставлять доченьку в садике на полный рабочий день. Пожалуй, это сильнейшее испытание ,как для ребёнка, так и для родителей. Всё то же самое мы испытывали и со всеми последующими детьми. В этом отношении не менялось ничего. Сильнейший стресс для всех сторон и очень долгое привыкание к садику, длящееся около полугода.
  Мне было так жалко Настеньку, когда я слышала её жалобные крики, доносящиеся из садика, то бежала к забору, пытаясь разглядеть своего ребёнка через щёлочку, и всё, что там происходит. Иногда сердце моё не выдерживало этого ужаса, и я сама начинала плакать от того, что не могу помочь ребёнку, от того, что уже поздно что-то менять, ведь нужно немного потерпеть. Но сколько будет длиться это «немного»? Муж всегда говорил мне: «Нетерпячка – враг человека!». «Смотря, что терпеть», - думала я. Забор стал моим другом, точкой моего стратегического наблюдения, местом моего успокоения. Однажды, сидя за забором детского сада, мне пришлось наблюдать такую картину. Дети ясельной группы, в которой находилась моя дочь(детям от 1,9 до 2,5 лет!), гуляли одни без воспитателя и няни!!!!!!!!!!!????????? На скамеечке сидел мальчик, один, и громко-громко плакал, звал маму. Никто не обращал на него внимания, кроме моей Насти. Она подошла к малышу, погладила его по голове, обняла за шею. Но карапуз не переставал орать, а только ещё громче заголосил. Тогда Настя села рядом, взяла его за руку и… укусила! Мальчуган перестал звать маму, и закричал: «Вава!». Наконец, выбежала воспитательница, отругала Настю, немного успокоила малыша, и снова скрылась в неизвестном направлении. Дети снова остались одни без присмотра. Какой-то ребёнок и вообще оставался сидеть в коляске, по-видимому, он и ходить-то, как следует, не умел. К тому же он ещё и соску сосал. Моя Настя и ещё какая-то девочка заметили ребёнка в коляске одного без взрослых, подбежали к нему – и давай катать коляску. Немного покатав её, Насте надоело это занятие, и она побежала играть в песочнице. Другая девочка продолжала упорно катать коляску. Вдруг, девочка видимо чуть сильнее нажала на ручку коляски, чтобы повернуть её, коляска потеряла равновесие и упала! Ребёнок, находившийся в коляске, упал навзничь и закатился в плаче. Тут снова откуда-то выбегает воспитательница Татьяна Ивановна, жалеет упавшего ребёночка, ругает девочку, уронившую его. Мне становится жутко. Эмоции захлёстывают меня. Мне хотелось вырвать с корнями этот забор, выбежать и просто дать по морде этой воспитательнице. (Пардон за такое выражение, но в тот момент мне казалось, что эта воспитательница и не человек вовсе…). Больше она уже никуда не уходила. Я оторвалась от забора и с тяжёлыми чувствами гнева, тревоги, раздражения и полного разочарования, поплелась домой.
  Вечером оказалось, что моя Настя успела укусить того мальчика целых 5 раз, причём сильно, что следы от укусов оставались ещё и на следующий день. Мне показали эту руку. Я очень ругала свою Настю. Но где же была воспитательница?! Ведь всего этого можно было бы избежать, будь она всё время рядом с детьми… Теперь этот мальчик очень боится Настю и не хочет ходить в детский сад из-за неё. Откуда в ней такое поведение зверушки. Ежедневные беседы не помогают. Невольно возникла мысль – отшлёпать по попке или тоже укусить, чтобы прочувствовала…
   Наконец-то мы окрестили Риточку. Ей уже почти 5 месяцев. Немного намучились с транспортом, но всё равно остались очень довольны. Ритуле очень понравилось. Как только батюшка вытащил её из купальни, чем очень обрадовала батюшку. Обряд был долгим. Длился около часа. Моя малышка всё выдержала, ни разу не заплакала. Даже некоторое время сама держала свечку и своё свидетельство о крещении.
  После крещения батюшка читал над нами молитву. Настенька тоже присутствовала на обряде. Батюшка помолился за моих деток, дал им  и мне поцеловать крест. Потом я должна была взять на руки обеих девочек. Одну посадила на правую руку, а другую на левую. Тяжеловато. От тяжести я аж присела. Но прижав девочек к себе, я почувствовала огромную радость и умиротворение. Втроём в этот момент мы были в гостях у Бога! Господи, спасибо тебе, что ты мне дал этих деток. Храни их, Господи! Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу. Аминь.
  Риточке 5 месяцев. Она уже говорит : «Папа, мама, да-да, тятя, ай-яй-яй, ляля, вава». Я повторяю за ней слова, поощряю разговоры. Всё-таки, с Настёнкой я что-то упустила.Ей год и 11 месяцев, а она толклм ещё не разговаривает…
  Рита девочка с характером. Если ей чего-нибудь хочется, то она не плачет, а начинает возмущённо пищать, пока не добьётся своего. А уж если долго не обращать внимания на возмущённый писк, то она начинает плакать, да так, что аж закатывается.
   Если уж смеётся, то хохочет!
   Очень любит папу и маму. Но папу больше. Скучает за папой, когда он на работе. Если он, придя с работы, не берёт её на руки по какой-то причине, то она громко и обиженно плачет. А вообще приход папы с работы – праздник для нас с дочурками. Всем хочется его обнять, поцеловать. Девчушки вдвоём залезают к нему на руки и начинают что-то щебетать. Однажды получилось очень смешно. Папа взял их на руки, а Настёнка, по-своему, стала что-то рассказывать, поднимая руку вверх. Папа, улыбаясь, смотрел на них, а Рита внимательно слушала Настю. Тут Настя прервала свою «речь» и, повернувшись к Рите, сказала: «Да,Рита?». На что Рита недоумённо ответила: «У!». Папа чуть не упал со смеху.
  Уходим с Настенькой из детского сада. Я говорю:
- Настенька, скажи воспитательнице до свидания!
Настя помахала ей рукой. Воспитательница назидательно говорит Насте:
 - Настенька, скажи язычком.
Настя показала ей язык. Воспитательница удивилась, подняла бровь и снова говорит:
 - Настя, скажи, до свидания, язычком!
Настя снова показала ей язык. Воспитательница недоумённо переводит взгляд с настии на меня. Я говорю:
- Настя, скажи словами.
Настю осеняет и она произносит: « П-ка!» (пока).
  Насте 2 года.
Она заболела. В 5 утра у неё поднялась высокая температура. Я забираю её к себе в кровать и говорю:
-  Настенька, сегодня мы не пойдём в садик! У тебя температура.
Она в слёзы и говорит: «А Коля?» Оказалось, что это мальчик, который вместе с ней ходит в детский сад. Мы успокоили её и сказали, что когда она выздоровеет, то снова пойдёт в детский сад и увидит Колю. Папа спросил у Насти: «Это твой жених?» «Да!», - услышал он в ответ.
 
  Однажды мы с Настей поссорились. Она психовала, вредничала, а потом топнула ногой и сказала: «Мама – кака!».Я говорю: «Мама не кака, это Настя кака!»Она плачет, бежит ко мне и замахивается. Я говорю: «Нельзя маму бить!» Тогда она меня ущипнула.
- Нельзя щипаться!, - говорю. И расстроилась. А мама сказала, что ябыла такая же, и говорила в таких случаях: «Мама – психа!».Эх, яблочко от яблоньки…
  У Насти вся математика состоит из числа 7. Для неё больше никаких чисел не существует И правда, зачем?
- Настя, сколько время?
- СЕма.
- Сколько тебе лет?
- Сема.
- Сколько яблок на столе?
- Сема.

  Рита хорошая ласковая девочка. Любит целоваться и умилительно класть на нас свою головку. Засыпает рядом со мной. Лежит на бочке и крутит пальчиком мой чуб. Не любит, чтобы её на руках укачивали. Да и нам легче. В свои 7 месяцев она весит больше, чем Настенька в год.

  Ура!!!!!!!! Настенька заговорила. Резко. В один день! Это случилось 3 октября 1996 года. Настеньке 2 года и 1 месяц.
  Рита умнеет на глазах. Сейчас она осваивает игру, в которой нужно вынимать и складывать в коробочку предметы, снимать и одевать кольца на пирамидку. Может долго возиться, но от того, что у неё не получается, начинает психовать. А психует интересно. Сжимает кулачки и выгибает дугой спину. Потом садится, опускает головку на грудь, сгибается в животе, потом поднимает плечики, втягивает голову в эти плечики, руки при этом болтаются, и качаясь вверх-вниз, сильно сморщив личико, начинает плакать.  Её становится жалко-жалко. Мы спешим на помощь.

  Рита пытается ползать. На кровати, подальше от неё, мы кладём какой-нибудь новый предмет, который ей так хочется исследовать. Рита замечает наше движение и глазами начинает искать, что же мы положили. Руками и глазами она начинает хватать этот предмет, но не тут то было! Тогда она становится на коленки, начинает раскачиваться. Но качание не приводит к желаемому результату. Тогда она плюхается на живот, лицом вниз и начинает отталкиваться ногами.  Ползёт, кряхтит, и вот она уже у цели! Игрушка в руках. Мы на чеку. Игрушку забираем и кладём в противоположный угол. Рита разворачивается и начинается всё сначала. Она не психует, а терпеливо выполняет эту задачу снова и снова. А мы восхищаемся этой маленькой труженицей.
-Да здравствует Маргарита Садовникова! Ура!

  Настя с Ритой подружки  Всё делают вместе. Вместе сидят на горшках, вместе купаются, вместе играют. Рита стояла в своей кроватке, а Настя прыгала в манеже. Рита смеялась от души, глядя на Настю, и пыталась тоже прыгать(приседала и поднималась на ногах). Она подражает нам, и особенно Насте. Повторяет за Настей звуки, копирует её жесты, участвует в её играх. А я на них обеих не нарадуюсь! Доченьки мои, как же я вас люблю! Иду с ними по улице ,и мне делается так приятно, что словами  не передать. И не только нам самим приятно. Однажды мы гуляли вчетвером. Мы с мужем и девочки. Нас остановила какая-то женщина и сказала: «На вас так приятно смотреть, ведь в наше время такая картина – редкость! Невозможно не умилиться!».

   Был вечер. Папа пришёл с работы. Он соскучился за доченьками и взял их на ручки. А потом они втроём пошли пить чай к бабушке Оле. Про меня совсем забыли. Мне стало грустно и одиноко. Сижу одинёшенька, и вдруг заплакала. Через 5 минут вбегает Настенька с возгласом: «Мама!».И вдруг замечает, что я плачу. Опешила и спрашивает: « Мама, чё?» Я говорю: « Никто меня не позвал пить чай…» Она стала тянуть меня за руку и говорит: «Идём, чай!». Я упёрлась и говорю: «Не пойду!» Тогда Настя бежит к папе и говорит: «Папа, иди, мама!». Папа пришёл и говорит: «Ты меня звала?», - и видит, что я плачу. Мы разобрались.  Настя подходит и спрашивает: «Папа кака, да?» Я говорю: «Нет, Настенька, папа не кака». Настя подумала, почесала в затылке и утвердительно изрекла: «Папа кака, да.»

  Серёжа целый день был на работе. Мы как всегда за ним соскучились. Он пришёл, прилёг на диван. Я обняла его. Настя увидела, прибежала и говорит: «Мой папа!», - и начала отдирать мои руки от папиной шеи. А я говорю ей: «Правильно, твой папа, а мой муж. Поэтому давай вместе его обнимем!».Настя оттолкнула меня и говорит: « Нет, мой муж!».

  Мы пили чай. Настя уже выпила свой и теперь стоит кривляется перед зеркалом. Я стала ей подражать, строя рожицы. Настя строго посмотрела на меня и сказала: « Мама, нет!». Я продолжаю кривляться. Настя говорит: « Всё, пей чай!».

  Одеваю Настеньку в детский сад. Ей так не хочется то куртку надевать, то варежки, то сапожки. Я ей всегда говорю: «Настенька, уже осень на дворе, холодно!».Эту фразу приходится произносить каждый день. А сегодня я купала Настю в большой ванной. Стала вытаскивать её, она дрожит, бедненькая и говорит: « Мама, ды-ды-ды,осень!».

  Настя каждый раз пытается урвать себе у бабушки Люды хоть какую-нибудь мелочь. С пустыми руками никогда не уйдёт. Увидит что-нибудь и спрашивает: «Это мой?». Я, бабушка и мой средний брат всегда смеёмся. Но младшему брату не до смеха. Он собирает коллекцию киндер-сюрпризов. А Настя особенно неравнодушна к его коллекции. Иногда ситуация заканчивается слезами.

  Настя быстро позавтракала и убежала на диван. Ей вдруг срочно захотелось посмотреть фотографии в альбоме. «Мама, дай альбом!», - говорит Настя. Я отвечаю:
- Сейчас, поем, и дам тебе альбом.
 - Нет, мамочка, вставай, - говорит доча.
Я не реагирую. Тогда она подошла ко мне, взяла за руку, стала тянуть, говоря: «Вставай, мамочка, пора, пора!».

  Настя рассказывает стих: (2 года и 3 месяца)
Настя: Перевод:
Дет Моёз
Касинь нос.
Бода и аты.
Ады    буряты. Дед Мороз
Красный нос.
Борода из ваты.
Рады все ребята.


  Слово конфетки Настя почему-то произносит как «тетиськи». Подходит утром к бабушке Оле. Бабушка  ей: « Настенька, ты в садик идёшь?»
- Да, там детки, отвечает Настя.
- Скоро к вам Дед Мороз со Снегурочкой придут.
 - Да, и беичка, и тетиськи.
 - И детишки?
- Нет!, - махнула Настя рукой и отошла от непонятливой бабушки. Невдомёк ей, что это белочка конфетки принесёт. Только мама её и понимает.

  Настя проболела целую неделю, а ей так хотелось в садик. Вот в воскресенье, она проснулась в 5 утра и больше спать не хочет! Пришлось и мне вставать. Мы перемерили с ней все её платья, она немного отвлеклась и я занялась своими делами. Папа и Рита мирно спали. Настя пробралась к папе и стала дёргать его за ногу со словами: « Папа, всталяй, пора в сад!» Я ей говорю: «Нет, Настенька, сегодня садик не работает, выходной.» А она: «Пусть встаёт просто!» я говорю: «Посмотри в окошко, ещё темно, ночь, и папа спит. Вот когда за окошком будет светло, наступит утро, тогда и папа встанет». Настя успокоилась на время. Взяла свой стульчик, подвинула его в изголовье папы, села и стала обнимать и целовать папину голову. Я спрашиваю: «Настенька, ты любишь папу?».
 - Да!
- Я тоже люблю.
Настя совсем успокоилась и стала помогать разбирать мне бельё. В 7 утра на улице заметно посветлело. Настя заметила это и говорит: « Мама, солнышко, а папа спит-спит!» Я говорю: «Значит скоро и он проснётся». А Настя: «Мама, бай-бай!».
- Спать хочешь?, - спрашиваю.
- Да,- отвечает Настя.
- Ну иди, ложись рядом с папой и спи.
Настя легла и обняла папу. Но этого ей показалось мало. Она немного залезла на него, устроилась поудобнее, положила свою головку на его лицо)), перекинула через него ногу, ручонками обняла его шею и сладко заснула. От умиления слёзы выступили у меня на глазах! Всё-таки дети так любят своих родителей, пока маленькие! Все мои родненькие: папа,Настя и Риточка проспали до 10 часов утра.За это время я успела переделать кучу дел: постирать, приготовить еду, помыть посуду, разобрать чистое бельё и подмести пол. Когда они проснулись я спросила у папы, чувствовал ли он, как его обнимала и целовала Настя? Он сказал, что нет. Но был очень доволен моим рассказом. А мне казалось, что чувствовал, т.к. когда доча его обнимала и целовала, он улыбался во сне и был очень красивый.
  Утром Настя уже забыла, что была так нежна к папе. Я ушла вешать бельё на улицу, а она устроила истерику, хотела к маме. Папа говорил ей ласковые слова, пытался обнять её, но от этого она только ещё больше психовала.

  Насте 2 года 4 месяца, Рите 10 месяцев.
С Ритой случилось то же, что и с Настей. Она просто перестала говорить. И снова все родственники завели старую песню: «Рита, пора говорить, здоровая уже!» А у меня в душе всё протестует. Ведь как Бог захочет, тогда и заговорит…

  Настя нарвала дождик с ёлки и играет. Взяла одну блёсточку и говорит: «Это Боженька идёт, а это кресты».Взяла другие дождинки и стала делать из них крестики.
  Научилась Настенька креститься. Правильно складывает пальчики, крестится с удовольствием, после чего кланяется. Повторяет за мной молитву «Отче наш».
Как-то поела и говорит: « Исибо, Боженька!». Любит наши иконы. А ещё любит пить святую воду и держать свечи.


Продолжение следует.

фото из интернета.


Рецензии