Мёртвые дети

Мертвые дети

Часть 1

С начала времен «взрослые» требуют от младших уважения, а сами смотрят на детей свысока.

Почему возраст в обществе дает человеку более высокий статус? От «взрослых» – еще чаще от тех, кто только что распрощался с юношеством – можно слышать в адрес более молодого представителя человечества унизительные высказывания: ты, сопляк, не прожил столько, сколько я, поэтому помалкивай и не смей перечить мне! Конечно, не всегда смысл формулируется в таких грубых словах и, возможно, наоборот, (что неприятнее всего) обретает доброжелательный тон, но от того, в каких словах, жестах и интонациях выражается, суть такого отношения «взрослого» к ребенку не меняется.

Самым обидным для молодых людей, особенно детей, наверно то, что они не могут выразить в словесной форме несправедливость, ощущаемую по отношению к себе со стороны старших, которые, в силу своего невежества, не понимают, даже не стремятся понять, что именно происходит между ними и их детьми (ну, разумеется, есть дела куда важнее, деньги, еда, телевизор, а психология – черт с ней, к реальности она отношения не имеет абсолютно никакого).

Но именно дети интуитивно понимают смысл конфликта лучше, так как склонны прислушиваться к своим чувствам внимательнее – что уже делает их мудрее своих родителей.

Большая ошибка – идти на поводу у эмоций, размахивать руками, кричать и бросаться в крайности, переходя на экстремизм – либо анархическую (свойственную детям) сторону, отвергая уважение к старшим как таковое и воспитывая в себе и своих сверстниках иррациональную (но отнюдь не необъяснимую с точки психологии и обыкновенной логики) ненависть к «взрослым», либо уходя в другую ядовитую зону – страну тоталитаризма (свойственного старшим), отвергая некоторые этические права молодых (прежде всего, касающиеся собственного мнения, да и мнения и идеи ребенка в этой «темной стране» не имеет веса, младшие не имеют права спорить со старшими и по определению глупее их).

Может, прежде чем требовать уважения к себе, старшим стоит научиться уважать младших, хотя бы за то, что те еще не успели наделать стольких ошибок и глядят на мир честным открытым взглядом, не затуманенным злобой от осознания собственных неудач и ложной информацией, забившей сознание подобно мусору в мусорном контейнере?

Неверно, когда людей делят на «учеников» и «учителей».

Всегда один человек может найти в другом для себя что–то полезное, чему может у него научиться.

Случаи, когда такого не происходит, – редкое исключение. Но в общении старшего с младшим по умолчанию старший – только учитель, а ребенок – только ученик.

Все бы ничего, если бы не это «только». Почему «только»?

Тема банальна, и многие скажут: да, у детей есть, чему поучиться. Все так, но это только слова, люди только так говорят, в реальности только одна мать из 10 прислушается к ребенку, чтобы «чему-нибудь у него поучиться», только 1 отец из 10 сделает то же самое. Старших эти слова, скорее всего, заденут, и они вспылят: а чему у детей учиться? Они же ничего не умеют! Они – бестолочь! Только и умеют клеить аппликации, смотреть мультфильмы, играть в компьютерные игры, бегать во дворе по гаражам, мешать нормальным людям работать и думать!

Хотя бы с биологической точки зрения, у детей, подростков, даже юношей, тело, в особенности мозг, работает намного быстрее, чем у «нормального», «взрослого» человека. Поэтому младшая «бестолочь» с такой легкостью усваивает информацию, постигает компьютер и вообще технику, скачет по гаражам без риска сломать ноги, выигрывает олимпийское золото и придумывает абсолютно новые технологии, переворачивающие весь технологический мир.

Разве за это не стоит к детям относиться с большим уважением, чем к «взрослым»? Последние возразят:

"Какими бы милыми и чистыми, ловкими и легко обучающимися дети не были, они знают меньше нас, они совершили меньше поступков, чем мы, их опыт мизерный, следовательно, у них неправильный взгляд на вещи".

Разберемся со всем по порядку.

"Они знают меньше нас".

Справедливо, ведь они прожили на несколько лет, а иногда вдвое–втрое меньше. Но что такое те «знания», которыми так хвастаются «взрослые»? Большей частью – хлам, без которого можно обойтись.

«Эрудиция – пыль, вытряхнутая из книг в пустую башку», – Амброз Бирс.

«Знание» ограничивается микроскопическим кусочком мира, который только и могут разглядеть и удержать в своем закостенелом сознании «взрослые». Ничего другого, кроме того островка, в котором решили существовать, они «знать» не хотят (что кроется за этим нежеланием – страх познания нового?).

В то время как растущий, развивающийся человек, которым является ребенок (младенец, подросток, юноша – неважно), с огромным рвением желает узнать больше о чем–то конкретном или о жизни вообще, из–за чего «достает» своих родителей постоянными вопросами про Вселенную, бога и смысл жизни – короче, про то, про что «взрослые» не знают ровным счетом ничего, так как в своем большинстве лишены самого важного элемента восприятия – интуиции, а также – храбрости признаться в этом, прежде всего самим себе.

Разумом мир не воспринять: разум - слишком грубый и недостаточно развитый, на данной ступени эволюции, инструмент познания. Разумеется, многие, в особенности ученые в областях психологических наук, скажут, что это не так и автор этих слов невменяем, но спросите их, что такое разум и как он устроен, – и не услышите вменяемого ответа.

"Дети совершили меньше поступков".

Следовательно, совершили меньше ошибок и глупостей.

"Опыт детей мизерный, следовательно, у них неправильный взгляд на вещи".

Действительно, картины мира ребенка и «взрослого» человека отличается не только масштабом, но и особенностью восприятия.

В первом случае, это бескрайний лист бумаги, на котором каждое мгновение появляются различные линии и краски, напоминая работу импрессиониста, во втором – обрезанный со всех сторон клочок мятой бумажки, на котором что–то намалевано и который как законченное произведение уже подписан и повешен на стену.

С годами у человека по естественным причинам пропадает желание стремиться к новым открытиям: слишком много мрачного, непонятного, сложного и удручающего в этом поиске таится.

«Взрослый» смотрит на мир через окно в стене дома, который сам построил, и часто на стекле решетка, защищающая от незваных образов реалий действительности.

Во взгляде ребенка нет ни стен, ни окон, он находится посреди пространства и оглядывается, впитывая все, что видит и слышит без исключения, не стараясь (пока еще) выстроить определенную конструкцию, чтобы в ней спрятаться.

Мир в детском представлении рисуется таким, каков есть, – неуловимым. Лишь закрыв глаза, его можно увидеть, лишь зажав уши, его можно услышать.

Если же пытаться впихнуть мир в ограниченную территорию разума, целостный образ мира порежется на кусочки, и в голове останется только мятый клочок бумаги. Интуитивно ребенок понимает эту особенность восприятия и подвергает рациональному анализу только поддающиеся логическому осмыслению стороны действительности, остальное же мудро оставляет инстинктам и интуиции.

И последнее: именно взрослые взяли на себя право определять, как должны вести себя дети, не оставляя им выбора, а значит сужая рамки развития психологии и мировоззрения растущего организма.

Дети и подростки говорят что думают, а взрослые часто бояться думать и предпочитают БЕЗОПАСНО воспринимать на веру "проверенную кем–то" информацию о мире. Поэтому логично напрашивается вопрос: кому у кого поучиться? Ребенку у взрослого, чей «богатый» жизненный опыт состоит из череды ошибок и лишь крохотной доли осмысленных действий, или взрослому у ребенка, который еще не умеет лицемерить и который не собирается верить на слово о том, что Земля круглая, не увидев ее всю из космоса своими глазами?

Зададим «взрослому» человеку вопрос о мире, зная заранее, что тот не знает ответа. В большинстве случаев услышим: либо то, либо другое, один из тысячи честно признается: не знаю, я не имею представления. Не иметь представления на самом деле очень сложно, не зарисованные участки на картине мира словно вакуум вытягивает из человека силы, и разум, естественно, стремиться заполнить пустоту, неважно чем. Поэтому у «взрослых», в меньшей степени, чем детей, способных терпеть вакуум, всегда на все готов ответ. И, кстати, потому, с одной стороны, «взрослые» получают удовольствие, отвечая на расспросы детей, потому что чувствуют себя всезнающими, а с другой – нервничают, когда дети задают вопросы, на которые у них нет ответа и на которые ответ приходится выдумывать. Если задать тот же вопрос ребенку, тот оставит его без ответа, открытым, отважно смотря в неизвестность. На вопрос, почему так происходит, ответить нелегко, просто оно так, просто молодое сознание более эластично.

Часть 2

Кто такой «взрослый» и кто такой ребенок?

Ребенок – растущий, развивающийся индивид, который честно признает себя не доросшим и не созревшим, это человек, который смело смотрит вперед, в завтрашний день, веря, интуитивно зная, что все хорошее у него впереди и что вершины физического, интеллектуального и духовного роста еще не достигнуты.

Теперь объясню, почему «взрослый» в кавычках: «взрослый» – тот же ребенок, но с погрубевшей плохо осязаемой кожей, практически остановившимся развитием, тучей приобретенных болезней и иллюзий, убежденный в том, что все хорошее (здоровье, молодость, надежды) позади, потому глядящий в будущее с испугом, а назад оглядывающийся с тоской, завистью, обидой и отчаянием и при этом гордо называющий себя «сформировавшейся личностью». Последняя фраза вызывает печальную улыбку, и чем сильнее печаль, тем шире улыбка, поскольку «сформировавшаяся личность», «взрослый» – центральное действующее лицо в трагикомедии Жизнь, забывшее, кто оно на самом деле, или сознательно решившее обманывать себя и своё окружение, приняв страшные правила жестокой игры обезличенного общества. Чтобы на него смотрели как на «взрослого», чтобы ему присвоили статус «сформировавшейся личности», человеку приходится избавляться от детских свойств и приобретать новые, приемлимые обществом. В противном случае, люди, уже принявшие правила игры, будут смотреть на него как на неадекватную личность и, прямо или за исподтишка, навешивать нелестные ярлыки.

Очевидно, что общей возрастной границы нет. Кто–то «взрослеет» в четырнадцать лет, кто–то убивает в себе ребенка чуть позже или значительно позже. Очень немного тех, кто хранит свою детскую душу, лишь притворяясь членом «взрослого» общества. И лишь единицы тех, кто защищает свои нравственные права на «несформированность», на постоянные развитие и рост, кто идет на открытый конфликт с общественными моральными стандартами, не скрывая своей сути и не придавая своих нравственных начал.

В жизни почти каждого человека есть период, в который детская суть сопротивляется игре «взрослых», не желая вливаться в нее, но вместе с тем понимая, что будет сложно отстоять свою законную, подаренную природой детскую суть.

И тут наряду с рождением и смертью в существовании личности происходит третий, промежуточный, переломный момент - миг или череда вспышек, а может, плавное затухание одного и ровное нарастание яркости другого, – в который умирает ребенок, но взамен умершего ребенка никто не рождается, лишь остается мертвый ребенок, называющий себя «взрослым».

Напрашивается, на первый взгляд, мезантропический вопрос, но задается с глубоким гуманистическим чувством: так ли «продвинуто» и в достаточной степени «развито» человеческое общество, если до сих пор, после стольких тысячелетий эволюции, человек не способен (без определенных желания и умственных усилий) видеть суть конфликта между ним и сородичами, в частности между старшими и младшими?

Впереди – много миллионов лет развития такого неоднозначного, сложного существа, как человек. Будет ли когда-нибудь достигаться понимание между существами той же крови, но совершенно другой души? Пока вопрос остается открытым.

Научиться уважать других или себя по справедливости, а не в силу кем–то придуманных правил или самодовольства так же сложно, как понять, что любишь, а не временно влюблен.

Непонимание между старшими и младшими есть в силу объективной причины – психологии, и оно будет если не всегда, то очень долго. Нельзя пытаться уничтожить это непонимание как нечто отдельное, иначе придется уничтожить психологию в человеке.

/ Вивиан Цельс /


Рецензии
совсем напротив, редкое исключение когда один человек
может у другого чему то научиться. Истина должна быть
пережита а не преподана см Герман Гессе Игра в Бисер
У обычного человека НЕТ потребности в знании Есть
потребность ПОНЯТЬ, а для этого никаких знаний не нужно.
Можно все понимать, как хорошая собака, при этом ровно
нгичего не узнавая, в массе люди так и поступают.
И вранье что человек произошел от обезьяны, он до сих
пор обезьяна без подлиннного разума

Астахов Сергей   23.03.2014 14:50     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.