Бюрократы-волокитчики

     Пошел я лучшего друга Лешу навестить, который почему-то неожиданно исчез и целый месяц не появлялся у меня дома. Я подумал, что он заболел.
Леша действительно лежал в своей комнате на диване, с полотенцем на голове и приподнятыми на спинку дивана ногами.
     -У тебя что, мигрень? – спросил озабоченно я, увидев обвязанную полотенцем голову друга. – Почему ты пропал? Где ты был все это время?
     -Справки собирал, чтобы улучшить жилищные условия.
     -Ну, и что? Собрал?
     -Нет, не собрал!
     -Почему?
     Леша сморщился, как от зубной боли, застонал и взялся за повязанную полотенцем голову.
    -Бюрократы! – с горечью в голосе сказал он и отвернулся.
     Я присел к нему поближе на краешек дивана, заглянул в его серые, обычно веселые, с искоркой глаза. Они были грустными и совсем потухшими, без привычной веселой искорки. Один глаз его заметно пульсировал и сильно дергался.
     Честно признаюсь, мне было трудно представить себе этого самого бюрократа, которому удалось уложить в постель моего никогда не унывающего друга.
     Бюрократ сидел за большим полированным и блестящим как зеркало столом, любуясь своим отражением в нем. Тучный, неподвижный, с обрюзгшим от жирной еды лицом, он чем-то напоминал бегемота с толстой грубой кожей, лениво выплывающего из грязного водоема.
     Как правило, подобные лица наделены полномочиями и прекрасно об этом знают. Поэтому умело используют их в своих целях. А физиономия у них может быть самая разнообразная. И вовсе не обязательно бюрократу быть именно мужчиной с волосатыми руками.
     Если обратиться к толковому словарю, то буквально с французского и греческого языков слово «бюрократ» означает: сила, власть, господство канцелярии, а в переводе – это должностное лицо, выполняющее свои обязанности формально, в ущерб делу, волокитчик.
Формалист, волокитчик хорошо знает о своих правах и полномочиях, а вот о правах тех, кто к нему приходит, знает плохо или делает вид, что совсем не знает. Поэтому и устраивает волокиту, рассчитывая на неосведомленность обращающихся к нему граждан.
     Вот посудите сами. Если бы бюрократ знал, как правильно заполнять ту или иную справку и был бы ответственен, он не допускал бы в ней неточностей и ошибок, и люди не возвращались бы к нему несколько раз за одной и той же бумагой.
     Возьмите моего друга Лешу. Почти все справки он переделывал по два-три раза. Например, справку с места жительства ему выдали на специальном бланке со штампиком, а там, где ее требовали, не приняли, так как на ней не было круглой печати.
     Леше с большим трудом удалось получить новую справку с круглой печатью, для чего потребовалось особое разрешение  Главного управляющего компанией.
 Но и ее тоже вернули, так как в ней не было указано, что Леше не принадлежит на правах собственности никакой дом.
     -Переделайте, пожалуйста, справку и укажите в ней, что на мое имя не зарегистрировано частного дома, - попросил Леша солидную сотрудницу.
     Не могу! Зайдите за разрешением к Главному, - порекомендовала она.
Главный с непроницаемым лицом, восседавший в уютном просторном кабинете, за зеркально полированным столом, долго рассматривал справку и, наконец, нахмурившись, сказал:
     -Я не могу написать, что у вас нет дома.
     -Почему? – спросил оторопелый Леша.
     -У нас в городе нет частных, а имеются только многоквартирные дома.
     -Ну, вот и укажите в справке, что нет дома! – обрадовался мой друг.
     -Может, у вас есть дом в соседней деревне, в районе, а мы этого не знаем.
     -У меня нет нигде дома! Я живу в квартире с подселением.
     -А у других есть! – многозначительно повысил голос надутый, похожий на огромный резиновый мяч начальник, начиная заметно нервничать и вытирая со лба проступившую обильную испарину и пот.
     -У меня прописка!.. Вот!..  - попробовал снова защититься Леша.
     Дело с чиновником-бюрократом оборачивалось точно так же, как в знаменитой миниатюре сатирика Аркадия Райкина, персонаж которого умолял подобного чинушу: «Дайте мне справку для того, что мне нужна справка!..»
     Наконец там, где Леша предоставлял бумаги, требовалось уточнить его семейное положение. Ему велели отксероксить соответствующую страничку паспорта.
     Леша был холост, и эта страничка оказалась чистой, без всяких пометок.
Волокитчик долго смотрел на чистую страничку и потребовал у Леши справку из бюро ЗАГСа, подтверждающую его холостое положение.
Еще долго обхаживал Леша различные коноторы и учреждения, но все справки собрать так и не смог.
И теперь он лежит на своем диване беспомощный, с туго обвязанной полотенцем головой.
     А бюрократ-волокитчик по-прежнему сидит за своим большим полированным, блестящим как зеркало столом и любуется своим отражением в нем, даже не догадываясь о том, скольким людям он уже отравил и еще отравит жизнь подобным формализмом и канцелярским отношением к делу.


Рецензии