Ч. 7 Десять негритят

Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/03/23/2154


В сентябре 1916 года Брусиловское наступление в Галиции окончательно захлебнулось. Немцам и австрийцам оно обошлось более чем в 600 тысяч жертв, включая 400 тысяч австрийских пленных. Русская армия понесла ещё более тяжёлые потери – свыше миллиона человек, к тому же упал моральный дух войск, а в стране назревала революция.

Ободрённые успехами на суше, немцы решили провести операцию на море. В ночь с 10-го на 11 ноября 1916 года одиннадцать новеньких эсминцев 10-й флотилии, последнее достижение немецких  кораблестроителей, вышли в море для поиска и уничтожения русских судов. Взяли курс в Финский залив. Эсминцы шли кильватерной колонной. Видимость была никакая. На затянутом тучами небе ни звёздочки, вокруг совершенный мрак.

Первым подорвался эсминец V-75, который замыкал строй. К нему подошёл эсминец S-57, чтобы взять на буксир. Но его командир увидел, что это пустое дело: V-75 набрал много воды, буксировать его не представляется возможным. Тогда он распорядился снять команду, и когда все перешли на эсминец, приказал выстрелить торпедой, чтобы потопить V-75.

Но как только стали отходить от добитого торпедой тонущего эсминца, произошёл новый взрыв, да такой силы, что V-75 развалился на три части, которые мгновенно исчезли в воде, а S-57 тряхануло так, что у него лопнул паропровод в машинном отделении. Эсминец лишился хода. На этом его неприятности не окончились.  S-57 столкнулся с миной, раздался взрыв и он стал тонуть.

К нему подошёл эсминец G-89  и принял к себе уже две команды. Только успели перебраться на корабль, как тонущий эсминец скрылся под водой. Двухчасовой поиск русских кораблей у входа в Финский залив оказался безрезультатным. Тогда командир отряда, капитан 2 ранга (фрегатен-капитан) Франц Витинг приказал следовать к Балтийскому порту.

С тремя эсминцами  он ворвался порт, а пять других оставил на внешнем рейде в качестве группы поддержки. По команде Витинга включили прожектора и осветили город и порт. Никаких судов в порту не оказалось. Три эсминца стали обстреливать объекты, которые командиры кораблей сочли военными.

Нигде в литературе не упоминается, была ли береговая оборона, подвергались ли эсминцы ответному обстрелу. Судя по всему, они спокойно израсходовали сто шестьдесят два снаряда, после чего командир отряда, отдал приказ на отход. Единственным результатом набега стали двадцать четыре повреждённых здания и паника в городе, которая быстро улеглась.

Эсминцы шли в кромешной тьме, не включая прожекторов. Помня, где подорвались их коллеги, штурманы по команде с мостика проложили курс севернее. Внезапно на следовавшем предпоследним, эсминце  V-77 услышали сильный взрыв. Это подорвался шедший последним в кильватерной колонне эсминец V-72. Он глубоко погрузился в воду, поскольку оказались затопленными четыре отсека. Командир  V-77, видя, что корабль не спасти, снял с него команду и артиллерийским огнём в упор потопил V-72.

Когда капитан 2 ранга Витинг услышал артиллерийскую стрельбу, то посчитал, что на эсминцы, идущие последними в кильватерной колонне, напали русские суда. Он приказал всем повернуть назад, чтобы идти на выручку своим товарищам. В момент поворота на обратный курс подорвался на мине эсминец G-90. Она взорвалась под машинным отделением. G-90 стал быстро тонуть. Подошедший эсминец  S-59 едва успел снять команду с тонущего судна.

В четыре часа утра мина взорвалась под эсминцем S-58. Стало светать, благодаря чему увидели, что подойти к гибнущему собрату невозможно – повсюду плавали мины. Спустили уцелевшие шлюпки с  S-58, а так же с ближайшего эсминца S-59, который принял на борт уже вторую команду с погибших кораблей.

Но спасённым беднягам предстояло тонуть в очередной раз. В пять часов двадцать четыре минуты подорвался S-59.  Все три команды поступили на уцелевшие эсминцы. Но и на этом несчастья, которые преследовали немцев не оставили их в покое.  В шесть часов одиннадцать минут подорвался и пошёл ко дну эсминец V-76.

На флагманском корабле Витинга, S-56,  вышли от сотрясения при взрывах мин котлы и система подачи пресной воды. Механики, прибывшие с других уцелевших судов, помогли устранить повреждения и четыре эсминца легли на обратный курс в свою базу. Потери на всех подорвавшихся и затонувших кораблях суммарно составили семнадцать человек погибших и двадцать раненых.Столь малые потери при гибели семи судов объясняются умелыми действиями личного состава и отсутствием паники.

Этот трагический для немецких моряков поход напомнил мне старинную считалку: «Десять негритят пошли купаться в море, десять негритят резвились на просторе. Один из них утоп, ему купили гроб, и вот вам результат – их девять негритят и т.д».
Особенно, когда расположил в столбик названия эсминцев и поочерёдно исключал их после каждого подрыва на мине.

 Только в нашем случае «негритят» было одиннадцать.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/23/2283


Рецензии
Прочитав эту часть понял, что терял германец свои корабли и при попытках бездумного, без предварительной разведки и контрольного траления, прохождения по участкам, где были поставлены загодя оборонительные минные заграждения. Это надо же! Так неумело воевали!

Интересно, что это были за эсминцы, которые тонули, однократно подорвавшись на мине, причем массово? Или у них детонировал запас мин на борту, если они шли на минные постановки, до предела загруженные? Но, вроде, цель операции была другая...

Игорь Абросимов   03.04.2014 18:36     Заявить о нарушении
Игорь,
тогда это были небольшие суда, водоизмещением порядка тысячи тонн. Им много было не нужно, чтобы затонуть от взрыва мины, особенно, если она взрывалась в уязвимом месте, вроде машинного отделения.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   03.04.2014 20:22   Заявить о нарушении
Владимир, но эсминцы старой постройки, которые вошли в сосав КБФ и участвовали в войне 1941 г. - "Яков Свердлов", "Володарский" и т.д. (типа "Новик") тоже имели водоизмещение около 1,3 т. Однако, живучесть их была такова, что однократный подрыв на мине не мог в большинстве случаев привести их к гибели. А тут целая пачка новейших по тому времени эсминцев гибнет... Конечно при неблагоприятном стечении обстоятельств может погибнуть корабль подобного класса, но чтобы случилась такая массовая гибель...

Тут что-то было, напр. возможная загрузка большим количеством мин, предназначенных для постановок, которые детанировали. Или еще что-то...

Игорь Абросимов   03.04.2014 22:03   Заявить о нарушении
P.S. Конечно, не 1,3 т, 1,3 тыс. т.

Игорь Абросимов   03.04.2014 22:08   Заявить о нарушении
Игорь, Эсминцы, как и другие корабли, во время войны у немцев постоянно совершенствовались. То были старые проекты. В русском флоте тоже были подбные французского проекта. Они едва возвышались над водой.

Владимир Врубель   04.04.2014 00:11   Заявить о нарушении
Это меня и удивило! Вы написали: "В ночь с 10-го на 11 ноября 1916 года одиннадцать новеньких эсминцев 10-й флотилии, последнее достижение немецких кораблестроителей, вышли в море для поиска и уничтожения русских судов." Это как раз одно "поколение" с эсминцами типа "Новик". Я потому и сравнил их. (И водоизмещение подобное - 1 тыс.т и 1,3 тыс.т). И я не думал, что "последнее достижение немецких кораблестроителей" отставало от русских эсминцев.

Игорь Абросимов   04.04.2014 00:50   Заявить о нарушении
Игорь,
наш "Новик" был тогда ещё непревзойдённым. Я сканировал толстенную книгу, которую мне прислали из морского музея, по межбибу. В ней фотографии и ттд каждого корабля, находившегося в составе каждого флота, участвовашего в первой мировой войне. Эсминцы шли не на минную постановку, а для торпедирования русских судов. Поход тот был полнейшей авантюрой, потому так и окончился.
А почему они так успешно тонули? Наверно, всё же, из-за конструкции корпуса.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   04.04.2014 11:58   Заявить о нарушении
Забыл добавить, построенный корабль мог быть новым, но строили по старым чертежам, внося изменения, которые могли не коснуться корпуса и отсеков.

Владимир Врубель   04.04.2014 12:09   Заявить о нарушении
Спасибо за разъяснения, Владимир. Германец-то воевал на море в Первую мировую не только несовершенной, причем новой техникой, которую, вероятно, выпускал по устаревшей документации, но и плохо чисто тактически воевал. Кригсмарине во время Второй мировой получше действовала.

Хотя тоже бывали подобные "проколы". В декабре 1944 г. отряд в составе трех новейших эсминцев и двух миноносцев вышел на постановку мин в центральной части Балтийского моря. Ошибки в навигации, а также плохая погода и связанные с нею трудности с ориентировкой привели к катастрофе. На походе к месту постановок отряд вошел в минное поле, два эсминца Z35 и Z36 взорвались с полным запасом мин и тут же затонули вместе с экипажами. В результате погибло около 650 моряков. Эсминецу Z43 и миноносцам удалось выйти из опасной зоны и, не выполнив поставленной задачи, вернуться на базу.

Война ошибок не прощает...

С лучшими пожеланиями - Игорь Абросимов.

Игорь Абросимов   04.04.2014 15:18   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.