О кладах 2-14-7-2

Данное произведение распространяется в электронной форме с ведома и согласия автора на некоммерческой основе при условии сохранения целостности и неизменности текста, включая сохранение настоящего уведомления. Любое коммерческое использование настоящего текста без ведома и прямого согласия автора НЕ ДОПУСКАЕТСЯ.

О КЛАДАХ 2-14-7-2. НЕ НАЙДЕННЫЕ СОКРОВИЩА. ЗОЛОТАЯ БАБА. ИСТОРИЯ. ПРОДОЛЖЕНИЕ.


История Золотой бабы. Продолжение.


Эти предания, как и десятки других похожих легенд северных и сибирских народов, связаны с одним из самых загадочных явлений языческой культуры евразийского континента – Золотой Бабой.
Это — один из широко распространённых у разных народов типов богини-покровительницы человеческого рода, заведующей его размножением и судьбою отдельных людей и покровительствующей главным занятиям того народа, который поклоняется ей.
Таким образом, мы с некоторою степенью точности определили функции той богини, которую изображает Золотая Баба. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

По легенде, Золотая баба - отлитая из чистого золота фигура обнаженной женщины, около полутора метров высотой. (http://www.uralkosmo.ru/index.php/2...-11-08-09-27-42).

Точное происхождение Бабы неизвестно. Рассказывают, что когда-то она стояла на берегах Ладожского озера.
По самой распространенной версии, это была статуя древнеримской богини Юноны, которую из разграбленного Рима вывезли очередные варвары. Далее, как драгоценность, Баба передавалась от одних победителей к другим, пока лапу на нее не наложили викинги и не привезли на Ладогу. Но когда это произошло - не ясно. (http://www.uralkosmo.ru/index.php/2...-11-08-09-27-42).

Кто же она такая Золотая Баба? Юмала, Золотая Баба, Золотая Старуха, Калтась, Гуаньинь, Дьес Эмигет (Медная Статуя), Сорни Най (Золотая Владычица), Сорни Эква (Золотая Женщина), Злата Майя — вот сколько имен имел золотой идол, неизвестно откуда появившийся на капищах древней Биармии, Югры и Перми и неизвестно куда исчезнувший, как полагают, в конце XVI в. Спасая её от искателей наживы, идолопоклонники постепенно всё дальше и дальше увозили её в глухие края. (SLATA_BABA).

Юмала (фин. Jumala) — в карело-финской мифологии древнейшее небесное божество, божество грома, имеющее соответствие во многих родственных финно-угорских мифологиях(коми — Йомал, эстонский Юмал, саамский Юмбел), и соответствовавшее германскому Доннеру — Тору и славяно-литовскому Перуну — Перкуну; затем слово Юмала стало обозначать бога туч, потом бога небесного свода. Согласно скандинавским сагам, Юмала (Jomali) почитался в Биармии, на южном берегу Белого моря, где возвышалась колоссальная его статуя с серебряным кубком, полным денег, на коленях. Ему, как высшему божеству, приписывалось создание мира; ему род людской обязан и счастливыми днями весны, и правильной сменой дня и ночи; он же производит гром и посылает молнию. Люди — тоже создания Юмалы; в тяжёлой болезни его призывают на помощь. Его эпитетами являются Ylijumala — высший бог и Укко (фин. Ukko) — старец… Постепенно расширяясь в значении, это слово в конце концов стало обозначать вообще сильного и могущественного бога, и даже перенесено было на божество христианское, в то время как первоначальные черты бога грома были перенесены на Укко. (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/212405).

У вогуличей Золотая Баба называлась Калтась… Калтась-Эква ("Калтась-Женщина"), Калтась, Йоли-торум-сянь ("Нижнего мира [то есть земли] Мать"), Калтась-сянь-торум ("Калтась Мать-Небо") - Верховная Богиня Мать. (SLATA_BABA).

В представлениях манси Калтась - Жена или Сестра верховного бога Нуми-торума. Иногда указывается, что Йоли-торум-сянь принадлежала инициатива в сотворении мира. (SLATA_BABA).

Хотал-Эква (у манси), Катлими (у ханты), в мифологии обских угров женское божество солнца. Днём Х.-э. проезжает по небу на крылатом олене, пылающем золотым пламенем, а на закате купается в озере живой воды. Обычно считается, что Х.-э. - дочь Корс-Торума и сестра месяца-старика; в одном из хантыйских мифов выступает как жена последнего… В мифах упоминается и дочь Х.-э. - Хотал-аги, взятая в жёны Мир-суснэ-хумом или земным героем.
(http://de.academic.ru/dic.nsf/enc_myphology/4327/-).

Калтась-эква (манс. Калтась-женщина) Калтась, Йоли-торум-сянь (манс. Нижнего мира мать), Калтась-сянь-торум  (манс. Калтась мать-небо) — верховная богиня-мать в мансийской мифологии. В этом образе реализуются такие темы архаичной мифологии, как милосердие и сострадание, опека и поддержка. В представлениях манси Калтась – жена или сестра верховного бога Нум-Торума. Иногда указывается, что Йоли-торум-сянь принадлежала инициатива в сотворении мира. У Калтась есть две сестры: Хотал-эква (богиня солнца) и Най-эква (богиня огня).
Отождествление данной мансийской богини (Куальтыссан-торум в старых источниках) с легендарным идолом «Золотая баба» стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета сорни «золотая», прилагаемого к ее имени… Одна из ипостасей Калтась в мансийском фольклоре – красивая молодая женщина. Когда золотая Калтась распускает свои волосы, «они развеваются как семикратная Обь вместе с устьем, из кос расходится дневной свет, и в них возникает лунный свет»… Косы богини, спускающиеся с небес до земли, могут быть уподоблены «железной цепи», на которой Нум-Торум спускает и поднимает на небо персонажей мансийской мифологии…
Калтась устойчиво связывается и с землей. «Нижнего мира мать», «Земная мать» – это устойчивые эпитеты Калтась. В мифологии манси известен мотив низвержения Калтась с неба ее божественным супругом. Опущенная на землю богиня поселяется в горе, что отражено в одном из ее локальных имен: «Вершины реки Сакв горная Женщина». Калтась – типичный персонаж женских культовых мест манси. В мифологии манси часто говорится о способности Калтась превращаться в зайчиху, известный эпитет Калтась – «покровительница, в шапке из зимнего заячьего меха, наша мать». (http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/592905).

У Калтась есть две Сестры: Хотал-Эква - Богиня солнца, и Най-Эква - Богиня огня.
Отождествление данной мансийской Богини ("Куальтыссан-торум" в старых источниках) с легендарным идолом "Золотая Баба" стало возможным благодаря прямому переводу ее эпитета "сорни" ("золотая"), прилагаемого к ее имени. (SLATA_BABA).

Сорни Эква. В переводе с мансийского это – Золотая баба. Крайний Север считался в легендах древних народов, населявших Евразию, средоточием неслыханных богатств и чудес. Главный герой угорских мифов… Мир-сусне-хум именовался «Золотым богатырем», «Золотым богом» — Шорни-торум, а в песне манси говорится об озере с золотыми берегами, расположенном на горной вершине…  Венгерское и обско-угорское обозначение золота считается при этом заимствованием из древнего иранского языка. (http://sv-scena.ru/athenaeum/
Обдорский край имел своих идолов: Золотую Бабу, которую почитали пермяки до своего крещения. В 70 верстах ниже Обдорска находились два идола: один в мужском, а другой в женском одеяниях, с особенными украшениями в остяцком вкусе. Одежды их обложены были разными мелкими металлическими фигурами; на головах же было по серебряному налобнику. Каждый идол стоял в особом капище при одном избранном дереве. Остяки, проезжая водою мимо них, старались держаться середины реки, чтобы веслом не коснуться до берега и тем не разгневать божества. Томимый жаждой не осмеливался ни напиться воды, обтекавшей обожаемое место, ни вырвать близ него травы, ни сломать деревца. При народных бедствиях, как, например, при повальных болезнях, при неулове рыбы или зверя, при падеже оленей и проч., были общие жертвоприношения. Главный шаман предварительно отправлялся к одному из идолов, входил в капище и вопрошал его о жертвах, после чего объявлял волю божества»… 
Из приведенного отрывка можно заключить, что в треугольнике между Кондой, Иртышом и Обью еще недавно процветала богатая языческая культура и приносились обильные пожертвования кумирам. В этот район и заманивал меня Сургучев на поиски Золотой Бабы… Следовало попытаться разузнать подробнее об этом таинственном и тщательно оберегаемом божестве обских угров, известного под именем Золотой Бабы… (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней». 
Золотая баба (коми Зарни ань; коми-пермяцк. Зарни инь; хант. Сорни най) — легендарный идол, предмет поклонения населения Северо-Восточной Европы и Северо-Западной Сибири. Большинство ученых считают, что Золотая баба - это мансийская богиня Сорни-Эква, имя которой переводится на русский язык как "золотая
Калтысь, или Сянь-Торум, упоминаемая Гондатти. «Жена Нуми-Торума (верховный, небесный бог) и мать всех его семи сыновей, — говорит он, — называется Сянь-Торум, или Калтысь- Торум. После того, как она подарила своему мужу 6 сыновей, он стал замечать, что она начала вести жизнь нехорошую и близко сошлась с одним из небесных прислужников; рассердившись на это, он бросил её на землю, и она при падении родила Мир-Сусне-Хума (Мир Охраняющий Муж). Упала она вблизи Калтысьянских юрт, где и поселилась, воспитывая своего сына, который затем перешёл в Троицкие юрты. В наказание за дурное поведение, Нуми запретил ей подниматься на небо и сам решил к ней не ездить; но, помня её прежнюю хорошую жизнь, он поручил ей следить за родами и назначать по собственному выбору, кому жить много, кому мало, кому быть богатым, кому — бедным; вообще, поручил ей следить за будущностью каждого человека отдельно; вследствие этого её очень почитают и на поклонение к ней приезжают из самых отдаленных мест». Функции этой богини совершенно те же, что и у той богини, которую изображает Золотая Баба, и поэтому, я думаю, не будет рискованно предположить, что обе эти богини одно и то же, то есть, другими словами, что Золотая Баба есть идол богини Калтысь, или Сянь-Торум. Это предположение подтверждается тем, что, по словам Гондатти, Калтысь жила прежде со своим сыном, который родился при падении с небес, а Золотая Баба, по свидетельству многих иностранных путешественников (например, того же Гваньини), держит на руках ребёнка (по Герберштейну, даже двух), который считается её сыном. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

То же сообщает английский путешественник того времени Антоний Дженкинсон. На его карте России около изображения З. Б. помечено: «Золотая Старуха пользуется поклонением у обдорцев и югры. Жрец спрашивает этого идола о том, что им следует делать или куда перекочёвать, и идол сам (удивительное дело) даёт вопрошающим верные ответы, и предсказания точно сбываются). (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

На древних картах России Золотая Баба также иногда изображается с младенцем: так, например, на картах Вида и Герберштейна — с двумя детьми, а на картах Дженкинсона и Меркатора — с одним. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Первоначально её имя было Калтыс-Сянь-Торум (придерживаясь написания Гондатти), так что формы Калтысь-Торум и Сянь-Торум являются только сокращениями этого длинного имени. Что же касается до этимологии этого слова, то я считаю его чисто вогульским и предлагаю этимологию Колтысь-Сянь-Торум     («Оживляющая (Рождающая) Богиня-Мать», от глагола «куалтат» = «поднимать, помогать, оживлять, воскрешать, увеличивать», и слова сян = «мать»). (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Новгородская летопись и митрополит Симеон (в своём послании к пермякам) говорят, что и Пермь поклонялась Золотой Бабе. Многие (Карамзин, Михайлов, Арсеньев, Попов) даже думали, что это была исключительно пермская богиня. Теперь это мнение оставлено, но многие учёные полагают, что Золотая Баба могла быть известна и в Перми. Таково, например, мнение проф. Смирнова… Золотая Баба называлась Йомалой, — мысль совершенно нелепая, высказанная впервые вологодским местным «учёным» Михайловым и основанная на совершенном невежестве в области угро-финской этнографии); …при расспросах всего более обращали внимание на Золотую Бабу как на идола, а не как на богиню, изображаемую этим идолом. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Со времён путешественника Георги этнографы и путешественники постоянно упоминают о вотяцкой богине Кылдысин-Муму. Капитан Рычков говорит про неё, что она заведывает родами, а Георги — что от неё вообще зависит плодородие — как людей и животных, так и земли. Это, следовательно, такая же богиня плодородия, как и вогульская Калтысь-Сянь. Вот в ней-то, в этой вотяцкой богине, я и вижу воспоминания о Золотой Бабе… (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Самый факт заимствования богини пермскими народами у северных угров представляется мне весьма возможным. Вогулы и сейчас живут в Пермской губ. по р. Чердыни, а есть свидетельства, что прежде они жили гораздо далее на юг и на восток. Преподобный Трифон Вятский застал вогулов и остяков по рекам Тулве, Обве и Сылве.  В указе царя Алексея Михайловича воеводе Семёну Толстому они упоминаются, как живущие в Кунгурском уезде. А если территория северных угров действительно простиралась прежде южнее и восточнее, чем теперь, то они могли постоянно приходить в соприкосновение с пермскими народами, особенно с вотяками. Понятно, что последние быстро узнали от них о чудодейственной силе идола вогульской богини и стали ездить к нему на поклонение. Золотая Баба, может быть, и находилась первоначально по сю сторону Урала; по крайней мере, господин Носилов сообщает слышанное им от одного вогула предание, что её когда-то откуда-то перевозили на Обь, при чём и было отлито в виде копии изображение Серебряной Ба6ы. Во всяком случае, сношения вотяков с северными уграми, вследствие исторических причин, должны были прекратиться. Прекратилось также и поклонение вотяков вогульской богине, но память о ней всё же осталась в образе Кылдысин-Муму, которая скоро сделалась национальною вотской богиней… Однако эта богиня значительно уклонилась от своего вогульского оригинала. В некоторых местах из богини-покровительницы рожениц и помощницы при родах она обратилась в покровительницу женщин вообще… В других местах она, перейдя от охотничьего племени (вогулов) к земледельческому (вотякам), перестала быть покровительницею охоты и стала помогать земледелию, смешавшись, может быть, с какой-нибудь местною, чисто вотской богиней земного плодородия, которая, без сомнения, существовала у вотяков, как у всех земледельцев угро-финнов. Имени этой богини, однако, не сохранилось. Сообразно со всем этим изменились и мифы о Кылдысин-Муму. Если вогульская Калтысь- Сянь была сброшена с неба и живёт на земле, то вотская Кылдысин-Муму тоже представляется живущей на земле. Вотяки некоторых местностей приписывают ей прогулки по межам и встречи с людьми. Мотив этот, распространенный и у черемис, у которых эти прогулки приписываются богине земли Мланд-Ав, я склонен отнести к влиянию славянской Полудницы. Хождения по полям в полдень, встречи с запоздалыми работниками и разговоры с ними — всё это можно найти в преданиях лужичан, богемцев и чехов… (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Но одно чрезвычайно интересное обстоятельство не имеет себе параллели… в классической мифологии. Это — существование у вотяков бога Му-Кылдысина, Колдышина, Кылчина или Колчина. Функции его совершенно тождественны с функциями нашей богини: он заведует плодородием земли и, как видно из свадебной молитвы к нему, записанный Бухом, — плодовитостью женщин. Мифы о нем те же, что и о Кылдысин-Муму: те же прогулки по межам, те же встречи с людьми. Наконец, имена совершенно тождественны. При этом, однако, следует заметить, что богиня Кылдысин менее известна, чем её «тёзка» бог. Во многих местах, где знают последнего, Кылдысин-Муму уже забыта. (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).

Сказать что-нибудь верное и определённое об этом боге и об его отношении к нашей богине чрезвычайно трудно по недостатку материала. Мне думается, что богиня древнее бога. Он явился уже позднее, когда образ вогульской богини вследствие прекратившихся сношений с вогулами стал блекнуть в умах вотяков. Тогда стало возможным сделать из богини бога. Какими причинами обусловливалось это изменение представлений — трудно сказать…
Вышеизложенное приводит нас к следующим основным положениям:
1. Золотая Баба изображала какую-то богиню плодородия, судьбы и богатства (в вогульском смысле этого слова — удачного промысла).
2. Эта богиня — вогульская Калтысь-Сянь-Торум.
3. Она была известна и пермским народам под именем Калдысин, а воспоминания о ней остались у современных вотяков.
4. На вотской почве она слилась с туземной богиней земного плодородия и со славянской Полудницей, а сама обратилась в богиню земли Му-Колчъну (или Кальцъну).
5. Под влиянием не вполне ещё выясненных причин (может быть,
соприкосновения с христианством и магометанством) она стала богом Му-Кылдысином…
Пока не будет найдена сама Золотая Баба и её культ не будет изучен на месте, всё это — только гипотезы… (Князь Н. Трубецкой «К вопросу о Золотой Бабе»).
Космогонические мифы коми сообщают, что Зарни инь (Золотая баба) является прародительницей Ена (божество верхнего мира) и Куля (божество нижнего мира), иногда Солнца и Луны…
Рядом с Золотой бабой изображались сын и внук или, в крайнем случае, сын и муж. И об этом можно узнать в мифах. У Ена был сын Войпель, один из самых почитаемых богов коми. По одной из легенд Войпель (Пера) взял в жены Заринь (по коми "зарни" - золото, а "инь" – женщина), и от этого брака пошёл коми народ.
Если рядом с Золотой бабой изображались Ен и Войпель, то, с одной стороны, это сын и внук, а с другой - сын и муж.
Нет ничего удивительного в том, что легенды о Золотой бабе связывали и с коми, и с угорскими народами. Когда-то в далёком прошлом это был единый народ или родственные народы, и самый древний миф о сотворении мира (земли, неба и всего живого) должен быть у них одинаков, что и есть на самом деле.
Зарни инь по коми-пермяцкой мифологии - Великая мать-прародительница. Эти же мифы так рисуют сотворение мира. Вначале была только вода, безбрежный океан Саридзь. По нему плавала утка. Из снесённого ею яйца образовалось: из верхней части - небо, из нижней - подземное царство, а центр - земля. Что же получается? Что утка и есть Зарни инь? В одном из преданий она прямо названа уткой - "Матерь солнца, мать луны - та божья утка".
Но почему именно утка стала образом для Великой матери-прародительницы, олицетворяющей Вселенную? Это объясняется тем, что утка умеет летать по воздуху - верхнему миру. Представители среднего мира ходят по земле, нижнего - ныряют под воду…

Интересно, что в Коми-фольклоре не обнаружено ни одного, даже косвенного, упоминания о существовавшем некогда женском божестве Золотой Бабе, или, по-коми, Зарни Ань. Может быть, говорить о ней… было просто не принято. Тем не менее, известный писатель М. Лебедев в исторических очерках о Перми Великой писал, что «некоторые исследователи религиозной жизни Коми народа культу Золотой Бабы придают особое значение, и от ее имени склонны производить даже самое название зырян как людей, почитающих Золотую женщину, или, по-коми, Зарни Ань».
В древнем шумерском мире на территории Двуречья овца, коза и бык служили символами небесных божеств. Не случайно эти животные увековечены знаками Зодиака. Человекобык Апис символизировал бога-луну и считался верховным божеством. Имя одного из братьев в сказке «Ош-яс» не только созвучно с Апис, но и означает быка. По-видимому, в упомянутом мифе коми мы находим отголосок древнеиранских мифов, периода угасания культа Аписа и зарождения новой религии бога солнца Йима, ставшего на Урале Йомалем, а потом и Йома-Бабой. Культ Йома-Бабы существовал в Прикамье вплоть до начала христианизации Пермского края, когда под давлением миссионеров он начал ослабевать и вытесняться на северо-восток за Урал, где сохранился в виде великой казымской богини Вут-Ими. (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней».
Чтобы понять, почему бог Йомаль вдруг становится Йома-Бабой, придется припомнить, что в иранских и тюркских языках слово «баба», или «бобо», добавляется к имени собственному в знак особого уважения при обращении к мужчине, старшему по возрасту (например, Али-баба), и переводится с санскрита как «отец». Перенятое славянами у тюрков слово «баба» приняло у них смысл противоположный и стало означать пожилую женщину.
Из мифологии пермян видно, что изначально Йома-Баба был мужским божеством, постепенно изменившим свой пол под влиянием преобладающего у уральских угров поклонения женскому началу. Положительный герой Йима сменил не только пол, но и характер. Возможно, в связи с тем, что его идолу в старину приносились человеческие жертвы, у коми есть поговорка: «Йома-Баба кодь льок» — зла (зол), как Йома-Баба. (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней».
Давно позабытый Ираном, Йима-Баба продолжал долго еще почитаться на финно-угорском Севере под именами Юмы, Йомы, Йомалы, Юмалы, Вут-Ими. А от иранского Йима-Баба добавку к своему имени унаследовали Золотая Баба и Йага(Яга) — Баба. Впрочем, последняя унаследовала от бога огня еще и мужской родовой признак хранителя очага. Именно поэтому она всегда возлежит на печи… (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней».     
На ограниченной территории одновременно сосуществуют миф коми о Яг Морте, былина остяков о богатыре Яге и остяцкий родовой союз (очаг) Яги, возможно унаследовавший имя былинного героя. (А. Захаров «Вслед за Великой Богиней». http://www.nnre.ru/istorija/vsled_za_velikoi_ boginei/index.php).

Продолжение: http://proza.ru/2014/03/15/628.


Рецензии