4. Анатолий Джугаш Иду за паном Гашеком, Повесть

             (Продолжение.Начало № 1-3)

    Итак мне предстояло сыграть на сцене в спектакле "Без вины виноватые" Григория Незнамова,жизненная судьба которого была схожа с судьбой Павла Заливина,сыграть не хуже,чем это делал на сцене  Павел,а самое главное самому не запить на сцене и в жизни,как это сделали Незнамов и Заливин.
   После одного из показов спектакля,когда публика уже устала нас вызывать на "бис" и кричать "браво" за кулисами сцены Дворца культуры железнодорожников появился Павел Заливин с красноватым своим лицом,но трезвый.Сказать о том,хорошо или нет я сыграл Незнамова,он не мог,только горя своими черными ,персика цвета глазами,пожал мне крепко руку и сильно обнял.Старый артист благодарил меня за то,что своей игрой,своим рассказом на сцене я вернул ему страницы молодой его прежде жизни...Однако увиденное им в нашем спектакле не возвращало ему путь обратно в театр,так как Павел болел уже раком горла.
   -Павел не пьет теперь,шепнул мне на ухо Виктор Колосов.Этой новостью он поделился со мной после того,как я пригласил его и Павла в буфет,где нас ждала после спектакля уже буфетчица Николаева.
   -Что совсем,не пьет,-переспросил я Виктора.
   -Только пьет пиво,-ответил мне Виктор.-Мы с Павлом пойдем медленно.А ты дуй к Наталье.Пусть гонит для нас восемь кружек пива.
   -Восемь кружек,-подумал я,отходя от них-Не много ли будет жидкости на троих?Размышляя про себя о странном заказе Виктора,я подошел к буфетной стойки,которую давила огромная толпа мужиков,страждущих тоже пива.Увидев меня в этой разноликой толпе,Наталья подняла голову,посмотрела в мою сторону.Я показал на раках ей восемь пальцев.
   Когда Заливин и Колосов подошли к буфетной стойки,то восемь кружек пива уже стояли для нас наготове на прилавке буфета.Плотная толпа мужиков,расступилась,приглашая нашу троицу вперед. Театральная публика по-прежнему любила Павла Заливина.Все с горечью смотрели,как пододвинув к себе своих шесть кружек пива из восьми,он не торопясь достал воронку,похожую на ту,что применяют домохозяйки в быту,чтобы перелить молоко в бутылки,сунул ее за воротник рубахи и стал сливать пиво из пивных кружек в эту воронку.Было жалко и дико все это видеть.Видя эту нелепую картину,толпа замерла в изумлении,даже горькие пьяницы съежились при виде этого действа последнего спектакля,которое сейчас демонстрировал их великий артист,прежняя слава театра драмы Северо-Казахстанской области.Многие воочию убеждались сейчас в толпе фанатов на фигуре Павла Заливина в том,что делает с человеком водка и болезнь-рак горла.

    С роли Антона начинается мое знакомство с творчеством и биографией Ярослава Гашека,с его литературными способностями.
   Спектакль"Без вины виноватые" был трудным в постановке,а режиссер Петр Константинов был слаб для него.Обратиться за помощью в драматический театр нашего города мы не могли,мешала наша гордость,да и он был нашим конкурентом в театральном мире.После долгих споров и размышлений дирекция Дома культуры железнодорожников пошла на поклон к бывшей участнице художественной самодеятельности,пенсионерки Вассе Филипповне Масловой.После долгих переговоров она согласилась поставить спектакль "Без вины виноватые",более того сыграть в нем роль старухи.На мой недоуменный вопрос по этому поводу,мои товарищи и партнеры по сцене,объясняя эту ситуацию,пояснили,что с Масловой нужно хороводиться,так как до ухода на пенсию она была лучшей актрисой Народного театра,ведь благодаря ее игре в спектаклях нашему театральному коллективу и присвоили это почетное звание-Народный театр.Когда-то Маслова играла лучше всех в стране Железнову в пьесе Максима Горького .И даром,что выступала в художественной самодеятельности,многие столичные театры города Москвы домогались заполучить ее в свои труппы артистов.Как-то на одной из моих неудачных репетиций,где я отрабатывал сцену"смерть АНТОНА",Васса Филипповна предложила проводить ее до дома,помочь поднести тяжелые сумки с продуктами.Жила она недалеко от Дворца культуры железнодорожников,на улице Буденновской,названной в честь героических красных конников,которые действуя в составе 5-ой армии Восточного фронта,в годы Гражданской войны лихо освободили Петропавловск от колчаковцев.Дом,куда мы подошли через несколько минут,был старый-престарый с подслеповатыми окнами,имел три больших комнаты,русскую печь и у него была историческая ценность.В этом доме в 1905-1907 годах была подпольная явка партии РСДРП,которую организовали Иван Маслов-муж Вассы Филипповны и известный революционер,большевик Валерьян Куйбышев.Ваша Филипповна в то вечер нашего знакомства познакомила меня со свои сыном Иваном,который был уже мне знаком по афишам театра драмы,где он работал артистом.Иван был  старше меня и уже хлебнул прелестей жизни.
   Учился Иван немного в военно-морском училище откуда был очислен за участие в бунте моряков,побывал в окопах на атомном испытательном полигоне,когда проверяли ученые  и начальники из военного ведомства на бойцах еще первую советскую атомную бомбу,ее взрывали в воздухе.Иван,вместе с товарищами лежали в окопе,отделанным бетоном,под открытым небом,в специальных скафандрах.Скафандры были громоздки по конструкции,в них при атаках можно было бежать не более 3 метров,а когда солдат падал в нем на землю,требовалось для его подъема четыре человека.Они стоили при изготовлении очень дорого.А потому военное командование сразу подсчитало,что солдата надо одеть просто в традиционное обмундирование.Гимнастерка удобней для солдата!?Как писал один замечательный советский поэт:"махнем не глядя,как на фронте говорят"...
   Даже при взрыве атомной бомбы в воздухе земля враз накатилась на бойцов,как будто это был семибальный шторм,а перед глазами аргонной вспышкой пламени вспыхнуло небо,возникло сразу ощущение,что каждый солдат-это песчинка,которую уже сносит с земной поверхности в тар-тарары. После этого взрыва атомной еще первой в СССР бомбы в зоне ее действия,поселки,животные просто испарились,земляная поверхность и стальные танки превратились в обыкновенные сопли.
   Когда началась в Китае революция в 1949 году Иван Маслов был зачислен в школу разведки.Отбор в школу был тщательный,из каждой 1000 бойцов в нее попал лишь один.После окончания этой ускоренного курса военной школы,разведчик и топограф Иван Маслов был зачислен в состав воздушной армии,которой командовал трижды Герой Советского Союза,летчик,участник Курской битвы Иван Кожедуб.
   Мы встретились с Иваном Масловым первый раз в жизни в то время,когда он уже был артистом Северо-Казахстанского драматического театра,играл в спектакле роль командира Красной армии в пьесе Константина Тренева"Любовь Яровая"Он то и помог мне в подготовке,репетиции роли Антона,научил ,как надо "умирать" на сцене комсомольцу Антону,то-есть мне артисту в его роли.Своему дальнейшему успеху в спектаклях Бориса Горбатова"Юность отцов","Без вины виноватые","Иван Рыбаков" я обязан помощи Ивана Ивановича Маслова.Он стал мне до конца своей короткой,но яркой своей жизни моим учителем,добрым другом,старшим братом.Был он чутким к товарищам,решительным в деле,готов был идти напролом во имя справедливости.Он был среднего роста,коренастый,сильный физически\мог согнуть двумя пальцами своей руки медный советский пятак\,разносторонним спортсменом,прекрасным акробатом и танцором.Он был талантливым самородком-художником и скульптором.Он внешним образом был похож на друга своего отца по революционной молодости Владимира Ульянова-Ленина.,по восточному красив,как могут быть в своей красоте сибиряки и азиаты.Многое,что он делал,получалось быстро.Он заражал своей искрометностью жизни,дела многих.
   Мы поставили с ним по заданию комсомола на том месте,где стоял в годы гражданской войны бывший военный комендант нашего города,чешский писатель Ярослав Гашек,скульптуру комсомольца-чекиста Василия Павловича Соляника.Соляник был зверски убит во время кулацкого восстания в нашем уезде в 1921 году.Он был по профессии телеграфистом,ему удалось внедриться в банду врагов,стать даже адъютантом главаря мятежников ,полковника Подкорытова.Однако его опознала бывшая его одноклассница по учебе в гимназии,она была любовницей этого полковника.Отцу Ивана Маслова,другом разведчику Федору Рузаеву удалось утащить из логова врага,истерзанное пытками тело разведчика Василия Соляника.  и доставить его партизанам.
   Работы самодеятельного,талантливого скульптора Ивана Маслова,ныне украшают многие площади моего родного города,где я родился и трудился многие годы,где был часто секретарем многих комсомольских организаций трудовых и творческих коллективов,заместителем председателя идеологической комиссии Северо-Казахстанского обкома комсомола.
   Работая в областном управлении культуры в должности старшего инспектора,я помог Ивану Маслову не только в изготовлении,отливке скульптуры,памятника Насте Прокофичевой,но и установке этого творения скульптора Маслова на площади возле телестудии города Петропавловска.Прокофичева Анастасия Михайловна в свои 18 лет уже была секретарем Петропавловского Совдепа.Принимала активное участи в работе реквизиционной комиссии.Агитатор.Член Совдепа от РСДРП.30 МАЯ 1918 года застрелила белогвардейского офицера Пересыпкина.Арестована 1 июня 1918 года.Расстреляна на рассвете 10 июня 1918 году в Пятом логу.Согласно легенде по дороге к месту казни Настя через знакомого конвоира передала матери букетик незабудок и записку:"Погибаю за светлое будущее.Смерть встречу без страха".Моделью для ваяния этой скульптуры послужила для нас с Иваном его жена Маслова Руфина Федоровна,которая работала на телестудии в то время.Этот памятник героини стоит до сих пор в сквере на Октябрьской площади города Петропавловска.Стоит Настя,закованная в цепи,с букетом цветов незабудок на бетонном подстаменте.
   Памятник этот мы соорудили с Иваном Масловым в 1967 году.В 2010  ему сделали реставрацию работники ООО"АРХСТРОЯ" города Петропавловска,на безвозмездной основе.Среди них были архитекторы,скульпторы,художники,дизайнеры.Основную работу выполняли--это Светлана Брютова,Константин Чайка,Олег Волченко и внук Ивана Маслова,Антон Ковалев.Внук по творческой линии пошел по стопам своего деда,тем более о нем есть еще информации,что он является ныне автором многих других творческих проектов в Казахстане,лауреатом многих премий.Яблоко от яблони,как видим,недалеко падает.
   Иван также сделал памятник национального казахского акэна Джамбула Джабаева и установил его на проспекте Абая.Масло обнаружил в моем лице,в фигуре схожесть с Валерьяном Куйбышевым,революционером,другом своего отца.И потому мне пришлось быть моделью,позировать при создании скульптуры Валерьяну Куйбышеву.Памятник заказала скульптору Ивану Маслову его родная сестра Елена Владимировна Куйбышева для историко-мемориального музея в Кокчетаве имени Куйбышева.Когда Иван Маслов передавал в музей свою работу,Елена Владимировна,как директор музея,сказала ,что эта скульптура лучшая в стране.
   Мы многое сделали с Масловым для своего родного города Петропавловска,в числе этих добрых дел было открытие студии телевидения,правда я сделал только немногое,только разгружал и переносил тяжелые ящики с оборудованием,да еще играл роли в первых телепередачах этой студии.На студии телевидения Иван Маслов некоторое время работал главным режиссером.Главным моментом в его биографии было еще то,что он открыл для меня писателя Ярослава Гашека,чешского писателя,любимого читателями его произведений во всем мире.

   Знакомство мое с паном Гашеком началось с того дня,как я посмотрел спектакль в театре драмы"Похождения бравого солдата Швейка",где Иван Маслов исполнял роль Швейка,причем так чудесно,что я запомнил это явление на всю жизнь.Швейк открыл мне способы,как выходить из трудных ситуаций в личной жизни,пРинимать в них правильные решения.

   1962 год.Липецкий горком комсомола направляет меня по путевке на строительство доменной печи №3 Ново-Липецкого металлургического комбината.Здесь я получил работу в управлении строительства"Металлургстрой",в одном из его подразделений-строительно-монтажном управлении "810,которое возглавлял тогда Михаил Васильевич Терехов.Вместе с работой плотника-бетонщика в бригаде,где было 70 молодых парней и девчат и еще бригадира Сергеева,умного,но совершенно безвольного человека,мне еще досталась должность секретаря комсомольской организации этого СМУ,а также мне вменили общественную обязанность-это быть заместителем начальника комсомольского штаба всей стройки.Так что учитывая все это,да и то обстоятельство,что я к тому времени уже был женат и мы с ней имели двухгодовалого сыны,то дел было много.Своего сына мы назвали в честь друга моего отца-героя гражданской войны,маршала Советского Союза Климента Ефремовича Ворошилова,Климентом.

   Не имея постоянного своего жилья мы с женой Валентиной,в девичестве Каменевой,мотались по частным квартирам,потому что владельцам частных домов города Липецка не нравилась молодая пара,у которой был маленький,да еще плачущий ребенок,за которым еще надо было присматривать,мест в детсадах не было,мы оба работали целыми днями.Жена Валентина работала помощником начальника отделения связи в военном городке летчиков,где пропадала на службе целыми днями.Жили мы трудно,неспокойно,не хватало продуктов питания-страна переходила на голодный паек,который был меньше военной нормы,которую получали мы в детстве с моими братьями и сестрами,даже находясь в глубоком тылу страны.

   В воздухе пахло анархией и военным переворотом.На стенах домов,в людных местах города появились воззвания к народу,которые порочили правительство эпохи Никиты Хрущева.Возле Дома культуры металлургов один из смельчаков-подпольщиков ночью выставил громадных размеров,живописное панно.На картине был изображен генеральный секретарь КПСС Никита Сергеевич Хрущев с пьяной мордой,в рваной майке.Он играл на разбитой балалайке и пел песню.Ее текст был написан на панно:"Последний нынешний денечек гуляю с вами я,друзья."
   Полуголодные строители Всесоюзной ударной комсомольской стройки-Липецкая Магнитка спешили с утра по улицам,спрятав свои носы в воротники промысленных,забрызганными раствором бетона или штукатурки спецовок,пересмеивались между собой,а органы правопорядка шныряли по домам и общежитиям в поисках этих подпольных революционеров.Однако до открытого бунта,мятежа против режима"батьки Хруща" дело у липчан пока не доходило.
           ( Продолжение следует.Начало №1-4)


Рецензии