25. Смерть Яакова

Голод давно закончился, но Яаков не спешит возвращаться домой, в Кенаан. «И жил Яаков в земле Египетской семнадцать лет». Яаков, который не хотел и боялся идти в Египет, вдруг, наслаждается отпущенными ему годами жизни и не помышляет сам и не побуждает сыновей своих возвратиться в Кенаан.
«И было дней Яакова, лет жизни его, сто сорок семь лет». И почувствовал Яаков приближение смерти (1).


                Смерть Яакова.


Яаков заболел. Считается, что это не просто первое упоминание в Торе о болезни, но и на самом деле Яаков был первым, с кем приключилась болезнь, по крайней мере, по линии праотцев еврейского народа.

Существует такое предание, что до Авраама все люди выглядели молодыми до самой смерти. И в этой связи возникала проблема: кому из присутствующих в определенном месте оказывать большие почести, если все выглядели по возрасту примерно одинаковыми. Тогда Авраам обратился к Богу и попросил Его внести возрастные отличия во внешность людей. Например, предложил Авраам, волосы пусть будут седыми, а на лице пусть будут морщины.

–Тогда будет понятно, – подвел итог Авраам, – кто отец, а кто сын.

– Пусть будет так, – согласился Всесильный с доводами Авраама, – но начну Я с тебя.

И в ту же минуту превратился Авраам в старика.

Как и его отец, обратился Ицхак с просьбой к Создателю.

– Если человек проживет жизнь так и не испытав страданий, то как бы не случилось так, что страдать ему придется в грядущем мире. Нельзя ли сделать так, чтобы страданиями своими человек как бы смягчал строгость Небесного суда, – привел Ицхак свои доводы Богу.

– Клянусь, ты попросил то, что нужно! – ответил ему Бог. – Но начну Я с тебя.

Ицхак в полной мере вкусил страдания и лежа на жертвеннике и прожив треть своей жизни слепым.

До Яакова было так, что люди умирали внезапно, и не было никаких признаков, по каким обычный человек мог бы знать, что наступили последние дни его жизни. Это создавало некоторые проблемы: человек не успевал отдать последние распоряжения и соответствующим образом подготовиться к уходу из жизни. Поэтому и Яаков также обратился к Создателю с просьбой.

– Владыка Мира, человек умирает так внезапно, что не может перед смертью привести в порядок свои дела. Хорошо бы было, если бы человека предупреждала о приближающейся смерти болезнь, – внес свое предложение Яаков.

– Пусть будет по слову твоему! – ответил ему Бог. – Но начну Я все-таки с тебя.

Вот так и случилось, что Яаков вдруг заболел (2) …

А почувствовав приближение смерти, призвал Яаков всех сыновей своих, чтобы благословить их. Мы остановимся только на благословении, полученном Йегудой.

– Йегуда! – обратился Яаков к сыну. – Тебя восхвалят братья твои. Рука твоя на хребте врагов твоих; поклонятся тебе сыны отца твоего. Молодой лев Йегуда, с добычи, сын мой, поднимается. Преклонился он, лег, как лев и как львица: кто поднимет его? Не отойдет скипетр от Йегуды и законодатель от чресл его, доколе не приидет Примиритель, и Ему покорность народов…
 
Попробуем разобраться с самой спорной частью этого благословения.

До тех пор царская власть будет у Йегуды, говорит Яаков, «пока не придет Шило». А что будет, когда этот Шило придет? Власть выпадет (или ее отнимут) из рук Йегуды? И у кого тогда будет власть? А есть и вторая часть стиха «и ему повиновение народов». Кому ему? Этому Шило или Йегуде? Да и предлагаемый перевод – один из возможных.

Этот стих из 49 главы книги Берешит вызвал и вызывает до сих пор жаркие и бескомпромиссные споры между христианами и иудеями. Христианские теологи увидели в этом стихе пророчество о мессии, которое блестяще подтвердилось и исполнилось с явлением Иисуса Христа. Иудейские мудрецы и комментаторы используют толкование этого стиха для доказательства несостоятельности притязаний христиан.
Чтобы разобраться, на чьей стороне правда, давайте попробуем понять, о чем говорится в этом стихе. Начнем с оригинального текста и его подстрочного перевода.

49,10 "ло йасур шевет мигуда умехокек миббен раглав ад ки йаво шило вело иккэг;ат аммим"

49:10 «Не отойдет скипетр (3) от Йегуды и законодатель (4) из междуножья его, пока не придет "шило" и ему "иккегат" народов».

Все слова в этом стихе понятны, кроме двух: "шило" и "иккегат". Со словом "иккегат" как-нибудь в другой раз, а сейчас попробуем разобраться, что означает слово "шило".

Перевод семидесяти толковников на греческий Септуагинта, перевод на сирийский Пешитта и Церковнославянская Библия толкуют "шило"  как искаженное "шело", где – "ше"  редуцированное "ашер" – «который, которая», "ло" – «ему». Тогда "ад ки йаво шило" можно понять как «пока не придет Тот, кому (этот скипетр) принадлежит». И этот Тот – никто иной как Мессия.

Самое интересное, что понимание слова "шило" как указание на мессию не христианское изобретение (5). Перешедший в иудаизм римлянин, по преданию племянник императора Тита, Онкелос перевел Пятикнижие на разговорный арамейский язык. Разбираемый стих в Таргуме Онкелоса звучит так:

«Не отойдет творящий власть от дома Йегуды и книжник от сынов его сыновей вовеки, пока не придет мессия, которого царство, и ему будут послушны народы».

И в Таргуме, ложно приписываемом рабби Йонатану бен Узиэлю, составленному еще до Онкелоса, в этом стихе также присутствует мессия:

«Не прекратятся цари и властители от дома Йегуды и книжники, обучающие Писанию, от семени его до времени, когда придет царь-мессия, младший из его сыновей, и пред ним растают народы».

Но самое убедительное свидетельство содержится в Вавилонском Талмуде, в трактате Сангедрин (лист 98б):

«Сказал Рав: «Мир был сотворен только ради достоинства Давида», а Шмуэль сказал: «Ради Моше», а рабби Йоханан сказал «Ради мессии». [Спрашивали:] как ему имя? В школе рабби Шелы говорили: Шило имя ему, как сказано «доколе не придет Шило».

Так о чем же тогда споры, спросит мой внимательный читатель? Яаков предсказал, что царская власть будет у колена Йегуды, до тех пор, пока не придет Машиах (Мессия). А из этого следует, что если власть больше не принадлежит Йегуде, то Машиах уже пришел. Когда рухнул Второй Храм (6), прекратились Богослужения и еврейское государство кануло в лету, христиане увидели в этих фактах подтверждение пророчества Яакова, и что Иисус и есть Христос.

Евреи согласиться с этим не могли и стали перед дилеммой: либо пророчество Яакова о Машиахе из колена Йегуды ложное и Яакову доверять нельзя, либо надо искать другое объяснение историческим фактам и самому пророчеству.

Слабую и неубедительную попытку предпринял Рашбам (7). Посмотрите на карту. В двадцати километрах к югу от Шхема на территории колена Эфраима есть город Шило (8). Именно в этом городе евреи под руководством Йегошуа бин Нуна бросали жребий и делили Эрец Исраэль между коленами. В этом городе долгое время находился «Дом Божий» – Мишкан (Скиния) с Ковчегом Завета в нем. Вот об этом городе посчитал Рашбам и идет речь в этом стихе. А кто должен прийти в него? Реховам сын царя Шломо и собрание колен Исраэля. И случилось так, что десять колен ушли от него и избрали себе своего царя Йаровама. Только вот беда, согласно Торе, события эти происходили в городе Шхеме. Но Рашбама этот факт не смутил. Шило и Шхем – это одно и то же, заявил он. Сейчас никто версию Рашбама всерьез не рассматривает, однако в классическом переводе Торы «Сончино» так и написано: «пока не придет в Шило».
 
И все же большинство еврейских комментаторов Торы говорят, что Шило в этом стихе – это все-таки одно из имен Машиаха. Но в пику христианам утверждают, что скипетр царской власти не отошел от Йегуды после разрушения Храма. Он остался в руках главы диаспоры в Вавилоне. А «законодатель из среды потомков его» – это потомки Гиллеля, обучающие Израиль Торе. И сам Гиллель происходил из потомков Давида. Примерно такой точки зрения придерживался Раши. Ко времени его жизни (XI век) никаких потомков Гиллеля не было и в помине, но глава диаспоры в Вавилоне еще существовал.

Рамбан же прокомментировал в том смысле, что не важно, сколько будет сохраняться царская власть у потомков Давида, но важно то, что никогда и ни у кого из потомков других колен Исраэля такой власти не будет. Предвещено Яаковом, считает Рамбан, что возможна такая ситуация, когда еврейский народ будет в изгнании и очень долго не будет у него царя. И все же, когда царь, наконец, придет, то будет он обязательно из потомков Йегуды и Дома Давида, потому что царство всегда возвращается к Йегуде. И будет этот царь – Машиах.

Рав Гирш, комментируя разбираемый стих, писал: «Здесь говорится об одряхлении человечества, о расслаблении, наступающем с возрастом. Таким образом: придет время, когда еврейский дух окажется близок к смерти (9); и тогда человечество, постаревшее и одряхлевшее, все испробовавшее и испытавшее, почувствует, что нуждается в новом, возрождающем духе. И этот обновленный дух явит человечеству последний потомок Йегуды».

Какое объяснение более приемлемо и имеет меньше натяжек – христианское или иудейское – решать моему читателю….

«И когда окончил Яаков завещать сыновьям своим, подобрал он ноги свои в постель, и скончался, и был приобщен к народу своему».

А случилось это в 2255 году от сотворения мира (в 1505 г. до н.э.). Яакову было 147 лет.

Его тщательно забальзамировали, обрабатывая в течение сорока дней специальными маслами и специями. Йосеф приказал, чтобы тело Яакова поместили на ложе из слоновой кости, покрытое золотом, инкрустированное драгоценными камнями и задрапированное виссоном и пурпуром. Благоухающие вина были разлиты по сторонам, и ароматические специи сжигались вокруг него. На голову Яакову Йосеф надел золотую корону, а в руку вложил золотой жезл – предметы царской власти. Весь Египет оплакивал Яакова семьдесят дней.

Для восхождения в Кенаан собралась великая процессия. Гроб должны были нести сыновья Яакова в порядке, который он сообщил им перед смертью. Йосеф должен был возглавлять процессию, обязанностью Леви будет носить Ковчег Завета, поэтому он не должен касаться гроба Яакова. Впереди гроб несли Йегуда, Иссахар и Звулун, с правой стороны – Реувен, Шимон и Гад, с левой – Дан, Ашер и Нафтали, а сзади – Эфраим, Менаше и Биньямин. За гробом шли все прочие родственники Яакова, вся знать Египта и простые люди.

В Кенаане к процессии присоединились местные цари. Прибыли также знатные ишмаэлиты и лично Эйсав со своими сыновьями.

Наконец, процессия подошла к пещере Махпела с намерением разместить гроб с телом Яакова рядом с Леей. Но тут вход в пещеру преградил Эйсав.

     – Оставшееся место – мое! – заявил он. – А на свое место Яаков положил Лею.

Завязалась небольшая потасовка. Глухонемой сын Дана по имени Хушим (10), обладавший от рождения невероятной силой, взял дубинку и так хватил Эйсава по голове, что голова его отлетела, а глаза выскочили из орбит и упали прямо на колени мертвого Яакова. И кому-то привиделось, что будто открыл Яаков свои глаза при этом и улыбнулся. А голова Эйсава закатилась вглубь пещеры Махпела. Говорят, что и до сего дня она покоится где-то там в глубине. Бездыханное и безголовое тело Эйсава унесли родственники на гору Сеир.

Иллюстрация: полотно итальянского живописца Джованни Франческо Барбьери (Giovanni Francesco Barbieri, Guercino 1591 - 1666), прозванного Гверчино (косоглазый) «Яаков, Эфраим и Менаше» (Jacob, Ephraim, and Manasseh).



(1) Сказано дословно: «И приблизились дни Исраэля к смерти». Считается, что человек должен опасаться смерти в течение пяти лет до или после возраста смерти его родителя. Ицхак прожил 180 лет. Но жизнь Яакова была сокращена на 33 года либо из-за его жалобы, либо, по другому варианту, из-за того, что он легкомысленно проклял укравшего у Лавана терафим, в результате чего Рахель умерла раньше времени.
(2) У этой удивительной и красивой истории есть продолжение. По преданию, до времени царя Хизкиягу не было случая, чтобы человек, заболев смертельной болезнью, вдруг излечился. Тогда обратился Хизкиягу с молитвой к Создателю и просил: «Владыка Вселенной, дай шанс смертельно больному человеку: пусть он выздоровеет, если искренне раскается и совершит тшуву». «Клянусь, ты попросил то, что нужно! – ответил на его молитву Бог. – И Я начну с тебя!».
(3) "Шевет" не только жезл или скипетр – символ власти, но и розга. Тогда пророчество получает неожиданный смысл: во все времена либо у Йег;уды будет власть, либо он будет находиться в состоянии бичевания (розги).
(4) Дословно: тот, кто высекает надписи.
(5) Гематрия выражения "йаво шило"  равна гематрии слова Машиах  = 358.
(6) Скипетр царской власти еще задолго до этого выпал из рук Йег;уды и оказался вначале у Хасмонеев из колена Леви, а потом вообще у потомков Эйсава в лице династии Иродов.
(7) Рав Шмуэль бар Меир (Рашбам) – внук Раши, родился и жил во Франции в 11-12 веках, комментатор Танаха и Талмуда.
(8) Город Шило долгое время (эпоха Судей) был столицей Израиля, до тех пор, пока Ковчег Завета не был перенесен в отстроенный Храм в Иерусалиме. Город был разрушен ассирийцами при Саргоне II (в 721г. до н.э.) и никогда уже не был восстановлен.
(9) Рав Гирш предположил, что слово "шило " образовано от "шол" «самый дальний, нижний край, конец». Называя это последнее поколение "шило", пишет рав Гирш, Яаков хочет сказать: «Придет время, когда царство Дома Давида познает упадок, когда появится Йегуда, который не будет сильным, как лев, а по-женски мягким; и покажется всем, что он умирает».
(10) По другой версии голову Эйсаву отрубил мечом Йегуда.


Рецензии
Процитирую полностью самый интересный момент в этом историческом расследовании:

«И все же большинство еврейских комментаторов Торы говорят, что Шило в этом стихе – это все-таки одно из имен Машиаха. Но в пику христианам утверждают, что скипетр царской власти не отошел от Йегуды после разрушения Храма. Он остался в руках главы диаспоры в Вавилоне. А «законодатель из среды потомков его» – это потомки Гиллеля, обучающие Израиль Торе. И сам Гиллель происходил из потомков Давида. Примерно такой точки зрения придерживался Раши. Ко времени его жизни (XI век) никаких потомков Гиллеля не было и в помине, но глава диаспоры в Вавилоне еще существовал.»

Если принять это за истину, то объясняется почему иранские евреи не едут в Израиль. Они, согласно пророчеству, ждут того, кто «пока не придет Шило», и он должен появиться в их диаспоре, на земле нынешнего проживания.

Даная Дан   09.08.2018 11:56     Заявить о нарушении
http://www.proza.ru/2014/06/08/1846

И очень любопытное благословение Яакова, которое получили сыновья Йосефа Эфраим и Менаше.

"Ангел, избавляющий меня от всякого зла, да благословит этих отроков. И наречется в них имя мое и имя моих отцов, Авраама и Ицхака! И подобно рыбам умножатся они на земле!".
Это очень таинственное благословение. Если Яакову было открыто будущее, он не мог не знать, что случится с коленами Эфраима и Менаше. Они уйдут из Святой земли и затеряются где-то в веках истории. Так как же Эфраим станет многочисленнейшим из народов (Яаков: "меньший брат его будет больше его, и потомство его будет многочисленнейшим из народов"; другое прочтение: "И его потомство наполнит народы")? Где они потомки Эфраима? И почему размножатся как рыбы?

Думаю, потомки Йосефа (Эфраима) сильно умножатся, но будут, подобно рыбам под поверхностью воды, скрыты среди других народов до поры до времени. Сказано, что «потомство его наполнит народы». Зачем? Чтобы нести народам мира славу и величие Творца. Таков замысел Бога.
ЯЗ.

Кот Базилио 2   10.08.2018 09:51   Заявить о нарушении
Дорогой Яков, так ли важно, что случилось с коленами Эфраима и Меньше, что они ушли из Святой земли и затерялись где-то в веках истории? Видимо предназначение
потомков Йосефа (Эфраима) и было в этом (с чем вы согласны), что приумножаясь сильно и будучи подобно рыбам под поверхностью воды, то есть скрыты среди других народов, будут нести народам мира знания, и за счет своих интеллектуальных особенностей создавать здоровую конкуренцию среди государств. «Потомство его наполнит народы» - то есть речь идет о пополнении собой всего человечества. А скрыты ли они до поры или навсегда - не имеет значения для главного пророчества, о приходе Машиаха. И условия его прихода сохраняются. Для начала вернемся к истокам:
1. В заслугу того, что Йегуда избавил братьев от убийства, его потомки удостоились основать царскую династию Давида.
2. Из 12 колен сохранилось два колена - Йегуды и Биньямина.
3. И скипетр царской власти не отошел от Йегуды после разрушения Храма. Потомки Йегуды хранят Тору, а Тора сохраняет их.
4. Машиах - помазанник - потомок царя Давида, из колена Йегуды.
5. В настоящее время идентифицированы лишь коэны и левиты, и потому, что их происхождение дает им особый статус в Еврейском Законе. Это получение трумот и десятин, вызов к чтению Торы на первом месте (для коэна, за ним вызывается левит), что заставляло семью помнить о происхождении отца и передавать традицию детям. Касаемо потоков остальных колен, точно никто не знает кто к какому из них принадлежит, за исключением редких семей, которые точно знают, что их отец происходит по мужской линии от царя Давида. Следует предположить, что такая осведомленность есть в ортодоксальных семьях, и по понятным причинам эта информация передавалась от отца к сыну, соответственно, эти люди знают, что происходят из колена Йегуды.
5. Значит тот, кто «пока не придет Шило» - Машиах, будет знать о своем происхождении - всю родословную от царя Давида.
И, в общем, в нашей истории совсем неважно и то, что главным критерием прихода Машиаха является пророчество Исайи, который указывает, что дни пришествия Машиаха будут эпохой межнациональных и социальных перемен. Неважно, потому как если сохраняются условия прихода мессии, пророчеству быть.

Даная Дан   10.08.2018 15:32   Заявить о нарушении
Простите, - Эфраима и Менаше. Автоматический редактор исправляет по своему.

Даная Дан   10.08.2018 15:34   Заявить о нарушении
Время есть, поэтому добавлю к написанному измышления.

Почему 10 Израилевых колен исчезли с исторической сцены после падения созданного ими в 928 г. до н. э. Израильского царства? Очевидно, что они, находясь в ассирийском пленении, не сохранили свою религию. Расселенные по всей империи, ассимилировались и растворялись в среде местного населения. Лишь немногие из них продолжали хранить традиции еврейского народа и их потомки после обнародования декрета Кира примкнули к иудеям, возжелавшим возвратиться на родину из вавилонского пленения. Не потому ли, при торжественном освящении Второго Храма в качестве очистительной жертвы были принесены в жертву 12 козлов - по числу колен Израиля? То есть евреи из 10 колен, пусть в небольшом количестве, но вернулись домой.

Даная Дан   10.08.2018 19:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.