Очерк. Трезвость - почтой

Время показало, что сухой закон или иные запретительные меры правительства относительно алкогольных напитков и их потребителей, не что иное, как наивное понимание улучшения мира. Не исключение, увы, и печально известное антиалкогольное постановление, запущенное в свет при Горбачёве. К тому же самые острые его стрелы попали в тех, кто ни до, ни после его выхода в свет не злоупотреблял. Те же, кто пил, «норму» свою и во времена самых жестоких ограничений умудряются выбирать. И здесь уместно вспомнить дореволюционный опыт.
При гигантских тиражах, дешевизне и доступности почтовая открытка широко использовалась для пропаганды трезвого образа жизни среди самых широких слоёв населения. На ней, в частности, изображались храмы, чайные, сады общества трезвости, где желающий мог бесплатно получить доброе наставление, куда он мог уйти от суеты и спокойно подумать о своих проблемах.
Сейчас, например, только филокартисты знают, что церковь у Варшавского вокзала принадлежала именно этому обществу, а Троицкий храм, на месте которого отстроена баня с пивбаром (угол Марата и Стремянной), - обществу нравственно-религиозного просвещения Петрограда. И в те времена открытка с подобной информацией могла оказаться в руках любого человека. Равно как и почтовая карточка с репродукцией картины, обличающей пьянство.
С помощью почтовых карточек давалась реклама наркологических кабинетов и врачей, пользовавших желающих избавиться от пагубной привычки. На одной из них изображена столь несимпатичная, запустившая себя, но колоритная личность, что невольно запоминается и время приёма, и адрес, где «бесплатно дают советы, навсегда помогают» избавиться «от запоя и пьянства».
Выступая издателями, общества трезвости порой заказывали художникам серии антиалкогольных открыток. Так, создавший в 1903 году целую юмористическую галерею добродушных пьяниц-ратников, П. Апсит, спустя двенадцать лет, выступил автором остросатирической серии образных художественных воплощений суррогатов, употреблявшихся взамен водки: «Древесный спирт»,  «Безалкогольное вино», «Денатурат», «Киндербальзам», «Одеколон», «Политура» и другие, не менее экзотические.
Достойна внимания и целенаправленная деятельность киевлян. Прежде всего, это «Пьяная серия», выполненная по заказу художественного издательства «Рассвет» оригинальным рисовальщиком и карикатуристом В. Кадулиным. Поступившая в продажу в 1915 году и имевшая большой общественный резонанс, благодаря мастерству художника и его глубокому знанию киевского «дна», серия эта теперь известна разве что узкому кругу коллекционеров, собирающих открытки антиалкогольной тематики. В. Кадулин собрал своими рисунками, кажется, всё мрачное, что несёт порочное злоупотребление алкоголем, мастерски показал всю его пагубность. Тут и продажа ханжи в ходячем ресторане, и размышления философа-алкоголика: «пить или не пить», и изготовление аптекарских рецептов на спиртосодержащие лекарства подпольным «медиком» и другие, составляющие галерею опустившихся типов.
Иные чувства вызывают почтовые карточки, выполненные по рисункам С. Ващенко. Художник создал галерею человеческих трагедий, в основе которых пьянство. На открытке «Утро 21-го числа», например, жена в ночной сорочке встречает своего мужа-чиновника, явившегося домой после получки. Одежда на нём в беспорядке, карманы вывернуты и пьян он бесконечно. Не надо особого воображения, чтобы понять, что все деньги «кормилец» оставил в трактире, и семью ждут трудные времена. В моей коллекции ещё семь открыток-сюжетов: «Приятели» - два солдата, один из которых валяется на мостовой, другой обнимает фонарный столб; «Суровое вымогательство» - пьяный сын избивает мать-старуху, отнимая у неё деньги на выпивку; «Облегчение от лишнего груза» - проститутки «чистят» карманы пьяных клиентов; «Дно жизни» - уличная драка пьяных женщин и другие, не менее колоритные и трагичные.
Александро-Невское общество трезвости в Петербурге заказало графику Животовскому две серии, каждая по шестнадцать открыток. Выполненные в стиле лубка и снабжённые незатейливыми стихами, они рисуют две жизни человека: праведную и неправедную. Порой сюжеты их наивны, иногда вызывают улыбку. Но продукция эта, сработанная в литографии П. Петша, шла бесплатным приложением к весьма недорогому и весьма полезному в хозяйстве журналу «Трезвая жизнь», выходившему в 1910 году в Петербурге. И, прежде всего, она попадала тому, кому и была адресована – селянину, мастеровому. И наверняка делала свою незаметную и полезную работу: отвращая людей от рюмки.
Здесь можно ещё упомянуть серию антиалкогольных юмористических открыток художника Востокова, которых в коллекции набралось одиннадцать. Все они рисуют неловкие ситуации, в которые попадает пьяный человек. Особенно запоминается открытка, герой которой пьяный купчик в поддёвке и грубых сапогах, разбивает зеркало бутылкой в дорогом ресторане, приговаривая: «Что хочу, расколочу, за всё денежки плачу».
И конечно, перечень  будет неполным, если не сказать о большой серии антиалкогольных сатирических открыток, выпущенных киевским издателем Д. Марковым (Крещатик, дом 41). Герои всех – не очень ловкие и простоватые селяне-малороссы, непомерные любители зелёного змия. На выходе в 1913 году успех их был таков, что серию расширили и повторили киевские издатели «Рассвета».
Да, всё так, и тем не менее, до 1914 года винные и водочные заводы работали на полную мощность и, если верить рекламе, оформленной, кстати, открыткой: «Французское вино «Сен-Рафаэль»  превосходно на вкус, укрепляет организм, способствует пищеварению, согревает и восстанавливает силы, Продаётся везде»,  то не только, надо полагать, это вино продавалось везде, а другие французские спиртные напитки. Равно как и английские, итальянские, немецкие, испанские и вообще из любой части земного шара.
В этой ситуации благотворительные учреждения, сеть которых была широко развита в стране, пользовались добровольными взносами производителей спиртного и доходами от рекламы их продукции.
Способов получения их было много. Существовал, среди прочих, доход от закрытых писем с объявлениями, шедших под грифом «благотворительные». Согласно приписке на одном из них, размером в восемь почтовых карточек, «чистый доход поступает в пользу детских приютов ведомства учреждений Императрицы Марии».
Попавшее мне в руки подобное письмо было оформлено тридцатью тремя объявлениями, треть из которых рекламировала спиртные напитки, производившиеся в Петербурге, Риге, Тифлисе, Гамбурге и других городах.
Подобная реклама на почтовой продукции не призывала к пьянству и, надо надеяться, не способствовала его развитию, равно как и поздравительные открытки, на которых, особенно на новогодних, через одну – звон бокалов, а воспитывала, предоставляя человеку право осознанного выбора.
И человек разумный делал его – при этом, согласно исследованиям профессора И. Х. Озерова, проведённым в те же годы, и опубликованным в седьмом выпуске  "Атласа диаграмм по экономическим вопросам", наша великая держава по потреблению крепких напитков занимала лишь десятое место в мире. В этом виде деятельности Россию опережали Швейцария, США, Франция, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Германия, Австро-Венгрия и Дания. Последняя на протяжении ряда лет прочно удерживала "почётное" первое место. А уж тем более, употребляли меньше, чем в Советском Союзе, где подобных открыток нет.

Газета «Зеленогорский вестник», 1989 г.


Рецензии