Глава 11. Казнённые на болоте

ТАЙНЫ БОЛОТНОГО КОРОЛЕВСТВА (Повесть-сказка)
ГЛАВА 11
КАЗНЁННЫЕ НА БОЛОТЕ
(Начало см. на авторской странице)


В ветвях раскидистого дуба ребята устроили себе временное жилище: не такое роскошное, как у Тарзана, но всё же и отдохнуть, и даже поспать, пристроив под голову мешок, здесь было можно. 
Проснулись они, когда Санины часы показывали одиннадцать утра. Но в королевстве вечной ночи было всё так же непроглядно-темно и тихо, как и в любое другое время суток. Ребята спрыгнули с дерева, чтобы поискать в траве хоть какой-нибудь еды, и вскоре нашли множество черники, потом обнаружили дикую яблоню с очень кислыми, но вполне съедобными яблоками, и кое-как утолили голод.
Заметили поблизости следы присутствия  бяк: трава была изрядно примята и потоптана. Как видно, беглецов усердно искали, но не нашли. Ясное дело, бяки по верхам не глядят. Да и что они увидят в чёрной пустоте своего неба: здесь даже звёзд нет, а луна светит тускло и скучно.
Сидя под дубом и похрустывая яблоками, ребята решали, куда двинуться дальше.
- Давайте, я на разведку пойду, - предложил неугомонный Димка. – Постараюсь узнать, куда они дели непутёвого Стаську. Может, всё-таки мы сумеем его выручить? А ещё я посмотрю, много ли в городе фонарей.
- Не просто посмотри, а посчитай, - посоветовал Саня. – Нам нужно точно знать, хватит ли у нас спиц, и сколько бяк – бывших людей, мы должны уговорить нам помочь.
- Ладно, я побежал. Отдыхайте пока, - сказал Димка и пружинисто встал с травы.
Отсутствовал он часа два. Вернулся хмурый и злой. Присел рядом с ребятами, досадливо махнул рукой и сказал:
- Никогда нам не разбить эти фонари: их там тридцать штук на улице, по одному в маленьких домах и по три – в больших. А в королевском дворце, в школе – вообще уйма.  Всего больше ста фонарей. Как их разобьёшь одновременно? Где найдёшь столько помощников?
- Посчитаем спицы, - предложил Саня.
Серебряных спиц оказалось ровно сто двадцать – должно хватить на все светильники. А вот с помощниками – задачка не из лёгких. Надо думать и думать.
- Дим, а про Стаську узнал? – робко спросила Светланка. – Где он сейчас?
Димка вздохнул и сообщил невесело:
- Я подслушал разговор. Стаську сначала допрашивали, а потом запели в темницу  – вместе со стражником, который спал на посту в пещере. Завтра на площади их будут казнить.
- Как? По-настоящему? – ахнула Светланка.
- А ты думала по-игрушечному, что ли? У бяк всё творится взаправду.
- Как считаешь, Стаську можно спасти? – озабоченно спросил Саня Димку.
- Из тюрьмы – нет. Она здорово охраняется. И у тюремных стражников вовсе не плётки в лапах, а настоящие острые сабли. К этим головорезам не сунешься. Но вот когда Стаську на площадь поведут – может, как-нибудь отобьём…
- Ладно, посмотрим. Когда назначена казнь? – спросил Саня глухо.
- Завтра в полдень.

Стольких бяк одновременно ребята ещё никогда не видели. Площадь кишела мохнатыми уродцами. Они приплясывали, похрюкивали, толкались и гоготали в ожидании редкого зрелища -  казни у стен королевского дворца. За ночь на площади был возведён деревянный помост, сделанный кое-как, но, конечно же, соответствующий своему зловещему предназначению.
Саня, Димка и Светланка прятались на краю площади за широким раскидистым кустом, отлично скрывающим их от посторонних глаз.
- Саш, - шепнула Светланка взволнованно. – Как же мы сможем выручить Стаську, если кругом одни бяки? Нам даже и показываться нельзя. Изловят.
- Не печалься раньше времени, - ответил Саня, хотя прекрасно понимал, что девочка права.
Наверное, всё-таки зря пришли они сюда. Мало что ли страхов и слёз досталось им на острове беспросветного зла?
Гулко забили барабаны. Толпа бяк расступилась, и десять стражников с обнажёнными клинками прошествовали к помосту, окружив плотным кольцом двух пленников  – жалкого маленького мальчишку с заплаканными глазами и взъерошенного, еле переставляющего ноги бяку, который не казался почему-то ни уродливым, ни противным. Пленников грубо втолкнули на помост, и все замерли в ожидании выхода короля Бабура Удалого. Вскоре тот появился на высоком крыльце своего дворца с длинным манускриптом в руках.
- Господа бяки! – начал он торжественно. – Я рад приветствовать вас в этот знаменательный день казни двух государственных преступников.
Затем король заглянул в манускрипт и стал читать, водя хоботком по строчкам: «Наш скорый суд признал обоих виновными. Человека – в том, что он украл из вечной и неприкосновенной сокровищницы  изрядную толику золота и драгоценностей и хотел убежать прочь из королевства. Но болото не пропустило его! Бяка-часовой виновен в том, что спал на посту и не сумел достойно защитить богатства короля и его подданных. Приговор не может быть иным – только смерть!».
- Ура!!! – неистово и возбуждённо заверещала толпа.
- Вам отрубят головы моей личной саблей, - важно сообщил несчастным король. – Это почётная казнь. И очень зрелищная. Правда ведь, господа бяки?
- Да!!!– заревели «шерстяные» уродцы, глаза их засверкали холодными, злыми искрами.
На помост поднялся палач с длинной сверкающей саблей в лапах. Он зловеще усмехнулся и громко сообщил толпе:
- Сейчас я покажу вам, господа, искусство рубки с налёту. Мой меч – их повинные головы с плеч. С кого начнём? С мальчишки?
Стаська сжался в комок, вдавил голову в плечи, хотел было прикрыть шею руками, но не стал – бесполезно. Светланке подумалось, что он сейчас бросится к королю и начнёт умолять его о помиловании. Но ничего такого не произошло. Стаська молчал, только слёзы катились по его впалым щекам. 
Палач, поигрывая саблей, начал примериваться. Вот сейчас и не станет Стаськи. Этого непослушного, своевольного, упрямого, но всё-таки доброго мальчишки, который не раз помогал ребятам волшебными заклинаниями. Сейчас он казался до боли своим, родным, как будто бы младшим братишкой. Его бы учить да учить, чтобы стал хорошим человеком. Не выучили, не успели…
- Саня! Димка! – почти вскрикнула Светланка. – Ну сделайте же что-нибудь! Помогите!
- А что тут сделаешь? – бросил Димка отчаянно. Потом быстро нагнулся, схватил с земли большую еловую шишку, размахнулся и с силой швырнул её над толпой бяк – в короля Бабура Удалого. Шишка попала прямо в хоботок правителя. Он хрюкнул от неожиданности, поднял голову вверх, будто выискивая что-то в чёрном беззвёздном небе своей страны, а потом резко приказал:
- Отставить!
И пояснил притихшей толпе:
- Болотный Дух подал мне знак. Он не желает почётной казни на площади. Слишком много чести для государственных преступников. Они будут казнены на болоте и умрут в муках. Мы бросим их в трясину. Они медленно-медленно будут погружаться, крича и захлёбываясь, пока зловонная жижа не сомкнётся над их головами. Никто и ничто не поможет им! Да будет так! Вы согласны со мной?
Толпа загомонила вразнобой. Кто-то был разочарован, кто-то веселился, потому что сможет посмотреть, как несчастные будут барахтаться в трясине и звать на помощь. Но никто не вытащит их. В Королевстве болотных бяк не найдётся такого, кто посочувствовал бы, помог, вызволил из беды двух живых существ, чей удел теперь – только гибель.
- Мы спасём Стаську! – торжественно прошептала Светланка и крепко сжала руки друзей.
- Конечно, спасём, - откликнулся Саня.
Тем временем толпа ринулась к помосту, смела охранников, невзирая на их грозное оружие, подхватила приговорённых и потащила прямиком к болоту. Напрасно Бабур Удалой взывал к своим подданным:
- Подождите! Всё должно быть по обычаю, по древнему обряду…
Бяки, гогоча, волокли несчастных туда, где булькала и всхлипывала бездонная трясина, за которой – где-то в дальнем далеке – светило солнышко и благоухал цветами другой, добрый мир – мир Светланки и её друзей.
Четверо самых здоровых бяк схватили приговорённых за руки, за ноги, как следует раскачали и кинули далеко от берега, туда, где среди осоки проглядывала чёрная бездонная топь. «Плюх», - это два тела окунулись в болотную тину, забарахтались, пытаясь хот как-то спастись, удержаться на поверхности. Но не кричали, не звали на помощь. Знали точно, что бесполезно.
Толпа гомонила и приплясывала на берегу.
- Что, если они не уйдут? – испуганно спросила Светланка. – Будут ждать, пока их жертвы утонут.
- Уйдут, наверное, - успокоил её Саня. – Сразу-то болото не затягивает, часа два пройти должно, пока… всё случится. Бякам скучно станет ждать.
- А как мы Стаську спасать будем? – спросил Димка. – До него же не добраться. Сами провалимся.
- Надо посмотреть, нет ли вон в том лесочке сухих упавших деревьев,  - предложил Саня.
Ребята бесшумно двинулись к лесу и очень скоро обнаружили тонкий сухой ствол, лежащий на земле. Они подхватили его и потащили к болоту. Толпа бяк, действительно, уже разошлась. На болоте слышалось шевеление и всхлипы, значит, несчастные были ещё живы. Но на самом краю сухой почвы стоял часовой с саблей наизготовку.
- Надо его отвлечь, - возбуждённо зашептал Димка. – У меня уже опыт есть. Я попробую. А вы тем временем Стаську вытаскивайте.
Димка нарочито громко зашуршал травой, закашлял, а потом крикнул часовому не очень громко, но ехидно:
- Эй ты! Шерстяной хоботок с саблей! Слабо тебе меня поймать?
Бяка подскочил от неожиданности, обернулся на голос, сжал в лапах саблю и бросился вперёд. Быстроногий Димка улепётывал по направлению к леску, бяка неуклюже гнался за ним. Вскоре они скрылись из виду.
Саня со Светланкой подошли к краю болота, и девочка негромко позвала:
- Стасик, ты живой?
- Живой, - глухо отвечал мальчишка.
- Сейчас мы протянем тебе палку, ты хватайся за неё покрепче и выбирайся из трясины. Вытянем, не бойся.
- Давайте, - всхлипнул Стаська, кажется, ещё не поверивший до конца, что спасение близко.
Ребята протянули ствол, однако длины его не хватило. Стаська не мог дотянуться совсем чуть-чуть…
- Стасенька, - умоляла Светланка, – ты тянись сильнее, достанешь.
- Никак! Не выходит! – он, кажется, начал захлёбываться.
И тогда послышался жёсткий Санин голос:
- Стаська, вспомни-ка: если очень-очень захотеть чего-то, можно горы свернуть, чудо совершить. Индусы по горячим угольям босиком ходят, под водой не дышат часами. И хоть бы что! А тебе ведь нужно только рвануться и достать ствол. Ну, прикажи себе. Ты же не хочешь умирать?
- Нет!
- Тогда давай! Собери все силы! Ну!
Стаська глубоко вздохнул, рванулся всем телом, болото чуть-чуть раздалось, отпустило, и он вцепился мёртвой хваткой в спасительную палку. Ребята потащили. Послышалось ужасное чавканье, и тело мальчишки, освобождаясь от липкой грязи и ила, поползло вместе со стволом к берегу.
Когда Стаська оказался на сухой траве, он не мог шевельнуть ни рукой, ни ногой, только вздыхал и всхлипывал. А потом сказал:
- Я уж не надеялся. Думал, Бог наказал меня за то, что я – предатель, вор и жадина. Но я, честное слово, исправлюсь. Спасибо вам, ребята. Вы жизнь мне спасли! Теперь я всегда, всегда буду с вами. Помогать, выручать…
- Ну вот и хорошо, - улыбнулась Светланка, обтирая Стаськино грязное лицо листом лопуха. - Мы тебя почистим, отмоем…
В это время на берегу показался запыхавшийся, но весёлый Димка.
- Вытащили? Ура! – обрадовался он. – А я стражника в такую даль увёл, что он не скоро сюда вернётся. А может, и вовсе заблудится. Пойдёмте-ка скорее отсюда на наше дерево.
- А бяку мы разве не будем вытаскивать? – спросила Светланка.
- Это ещё зачем? – удивился Димка. – Пускай себе тонет. Одним бякой на свете меньше будет.
- Но так нельзя, - сказала девочка. – Он же живой. Неужели мы его погибать оставим?
- Вытащите и его, - тихонько попросил Стаська. – Знаете, как жутко тонуть в болоте. Страшнее ужаса и не придумаешь.
Ребята протянули ствол бяке и велели цепляться за него лапами. Вскоре жалкое лохматое существо, с головы до ног испачканное в тине, сидело на берегу рядом со Стаськой и моргало глазами, не произнося ни слова. Светланка наклонилась и спросила:
- Ты кто?
- Я Ваня, - глухо ответил бяка.

(Продолжение следует)

 


Рецензии