Галопом по Европам 5

               
                Дальше продолжаю в стиле репортажа (если получится), потому что  стиль нашей поездки – галопом по Европам – подсказывает и жанр. Когда  галоп, чего ожидать? Я – учитель, мне нужно вернуться   к началу занятий. Денису – тоже, а уже побежали двадцатые числа месяца.
                Между Каунасом и Клайпедой, куда мы стремимся,  куча населенных пунктов,  но   почти нет лесов, так что с ночевкой проблема. То хутор оказывался под боком, то пастбище огороженное, то промышленные объекты.  А мы уже привыкли ночевать в полном одиночестве, да в лесах.
                Наконец  с  трудом  находим малюсенькую  березовую рощу. Если бы кто-то посмотрел на наше убежище с высоты вертолета,  например, то увидел бы такую картину:  клочок  леса с нашей палаткой  –  с краю, впереди нас поле,  а на нем стога с сеном.  Дорога вьётся  вокруг рощи, а по ней едут телеги с хуторянами, которые нас с любопытством оглядывают… Несколько раз проезжали, пока мы разбивали  стоянку.
                Интересно,  это поле колхозное,  или  мы влезли в личное хозяйство?  Правда, деваться    все равно некуда.
                Спали мы плохо. Мне почему-то было страшно. Странно – почему бы?  Даже в этом  почти прозрачном березовом лесочке ночью много  таинственных звуков. Слышался шорох  непонятного происхождения… Какая-то животина мелкая  выходила на охоту и, наверное, удивлялась: что за странный объект расположился в их  родном пространстве?
                Встали в 8.30, а выехали в десять часов.
                И снова  пошли  густо натыканные  села – большие и маленькие,  то на равнине, то на крутых холмах… Кругом коровки пасутся, аисты разгуливают по лугам, что-то ищут в траве. Идиллия!
                – Лепота! – повторяет Денис  с папиными интонациями.
                Словечко это, однажды сказанное Витей, привязалось и само собой выскакивает из наших уст.
                Я не успеваю  списывать названия с указателей.  Мы все пялимся в окна, кроме Вити, но дорога такая шикарная, что можно расслабиться и ему.
                Проезжаем большое селение.
                – Кальтиненай, – читаю я. – Или Кальтинекай… Давайте выйдем! Смотрите, какой костел!
                Подъезжаем к костелу.
                – Останови!
                Костел оказывается деревянным,  и до чего же красив! Полюбовались и отправились искать магазин. Нашли небольшой, купили мармелад, арахисовую халву. В общем, размяли ноги.
                По дороге нам попался еще один костел, и снова  – необычайной красоты. Белоснежный, с высокими башенками, острыми шпилями. Мне нравится это стремление ввысь, чтобы поближе к Богу…Чудо какое!
                Записываю в дневнике название местечка – Ретавас. На всякий случай. А вдруг когда-нибудь вернемся?
На обочине дороги – выставлены на высоких стойках бидоны с молоком, творог, а продавцов – нет! Машина колхозная (?)  едет и забирает их. Это же надо!
                –  У нас бы давно сперли, – удивляется Витя такому отношению к народному добру.
                Литовцы – потрясающий народ, ей Богу!
                – Ой, останови, –  опять прошу я,  – смотри, ставок! Пардон, пруд. Интересно, как по-литовски «пруд»?
                Витя послушно тормозит.  Подошли поближе, встали на мостике ,   подивились: рыба прямо под рукой  плавает, можно хватать – и на сковородку! Это скорее похоже на огромный аквариум, где рыбка  доверчиво  берет корм из  опущенной в воду руки. Чудеса!
                А над нами в небе журавли парят…
                – Клайпеда, – радостно читает Ната. – Ну что, остановимся?
                Не получилось. Вернее – не захотелось выходить, потому что ехали через микрорайон, и ничего в сердце не дрогнуло. Я даже дневник закрыла.
                Едем дальше. Паланга. Красиво звучит, но останавливаться некогда. Ведь впереди еще Латвия и Эстония! Мы просто не успеваем все осмотреть. Так что решаем медленно проехать вдоль моря – по набережной, с одной стороны которой тянутся дома.
                Славный городок, тихий и уютный. Каждый дом имеет свою физиономию – в стиле ретро. Много зелени, люди по набережной ходят  босиком и полуголые, как на пляже.
                Подошли к морю… Какое оно серое, холодное, безликое!  А ведь лето! Сразу вспомнилось наше, Черное море,  синющее и праздничное в хорошую погоду.
                Проехали несколько пунктов населенных,  я их тоже не записывала. Но в городе  Плунге пришлось  остановиться для заправки.
                Удивительный город! Пока мы с Натой  поджидали возле универмага наших «мальчиков», которые, оказывается, заблудились, пока искали заправку, мимо нас  прошло множество  каких-то типов – вдрызг пьяных.  Прямо какая-то демонстрация из алкашей!
                Едем дальше. Время бежит, скоро стемнеет, но ничего подходящего для стойбища не попадается. Сплошь населенные пункты, которые перемежаются  группами деревьев – на виду у трассы.
                – Куршенай, – читает Денис на  указателе.
                Впервые нам везет!  Гостиница сама попалась на глаза.  Вошли. Явно не люкс, а нам и не нужно!  Нам бы выспаться! 
                – Есть номер на троих, возьмете? – спрашивает вежливо на русском языке  пожилая женщина за стойкой с телефоном, оглядывая нашу компанию из четырех человек.
                На наш  радостный хор:  «Да!» – добавляет:
                – Туалет в конце коридора,   душ там же, но воды горячей нет.
                Прелестно. И что же теперь – разводить примус? А как же мечта искупаться?
                Вот тебе и Европа…
Все-таки мы приспособились к кочевым условиям,  нас уже ничем не испугаешь. Так что выспались нормально. Денис у постелили на полу, надули  матрац, по-походному. Белье  постельное на кроватях оказалось чистым и даже накрахмаленным. Нет, таки Европа!
                Кое-как помылись под холодной водичкой в душевой. Бр-р-р!
                Утро…  23 августа.
Спали сладко!  Проснулись и ведем себя   по-буржуйски:  долго валяемся,  завтракаем поздно  (кофе растворимый и бутерброды),  короче – расслабляемся.    И в результате выезжаем около полудня.  Ничего себе!
                12.10. Шауляй. О, вот это город!  Публика не нагишом, как на побережье, а одетая по моде.  Ходим по рынку, рядом универмаг. Товары такие, как везде в Литве – близнецы-братья! Никакого разнообразия.
                Только костелы – каждый со своим лицом. Красиво и величественно.
                После Клайпеды  пошли места совсем неинтересные: мелкие леса,  плоские степи. Жарко. На погоду нам повезло – ни одного дождя за последние дни! А еще говорили, что в Прибалтике  солнышко – редкость!
                Жагаре.  Не поймешь – городок ли это маленький или поселок. Но красота неописуемая: вдоль дороги высоченные ели и дубы столетние. На этом фоне – какое-то старинное здание из красного кирпича. Почему-то меня  такие постройки (именно из красного кирпича)  волнуют. Словно когда-то с ними были связаны особенные воспоминания… В такие минуты  я начинаю думать, что «сказочка» о  неумирающей душе – не выдумка. Может, моя душа жила  когда-то (когда?)  в таком вот доме?
                – Смотрите! – не выдерживаю я при виде  костела из белоснежного камня. – Притормози, Витя!
                Выходим.  Немножко пугающе выглядит на светлом  фоне стены разукрашенная фигура распятого Христа.  Красные пятна крови кажутся  натуральными.
                Нет уж, куда приятнее смотреть на мельницу – старую, но в работе. Она прямо на выезде из Жагаре. В ней – сама жизнь. Несправедливая смерть осталась позади.
                А вот и большой стенд – ЛАТВИЯ! 
!6.35.Незаметно для себя мы свернули с трассы  и попали на дорогу местного значения. О!  Наши тела сразу почувствовали неладное!  «Боливар» наш скакал по  ухабам  яко козел, у которого снесло крышу ухабах яко козел, у которого снесло крышу.  Мы только ойкали. Камни летели из-под колес, пылюка стояла за окнами – стекла пришлось срочно опустить.
 Зато окрестность  была  сказочная – с деревьями-великанами  и замками, издали похожими на театральную декорацию. Очевидно, это останки разрушенных  старинных усадеб.
                Наконец-то вырулили на трассу!  Теперь уже ничего не мешает разглядывать пейзажи Латвии. Они богаче, чем в Литве.  Пробегают мимо хутора, мельницы… Крыши домов – высокие, как на иллюстрациях к сказкам Андерсена. И все дома не кирпичные, как у нас в Украине, а сложены из камня. Даже амбары – длинные и солидные на каждом подворье хуторов.
                Литва выглядит скромнее.  Правда, много ли мы увидели в Литве? Ведь главное всегда остается в глубинке, а мы эту глубинку  практически и не видели. Одна бабка с яблоками у колодца запомнилась… Как жаль!.
                – Так, остановимся. – решает Витя. – Видите, какое-то озеро впереди? Надо машину помыть.
                – Вот хорошо! – радуется Ната. – Заезжать в столицу с такой грязной машиной – стыд.
                Наша чистюля  Наталья готова купать Боливара каждые полчаса.
                Озеро оказалось даже не прудом, а болотом. Еле наши место, где можно пристроиться для мытья и ночевки.  Если не найдем в Риге гостиницу, будем ехать дальше ночью, так и не увидев Риги.
                – Как тут можно ночевать?! – возмущается Денис, отбиваясь от удивительно крупных комаров.
                Это не комар, а летающее животное! Еще и  гудит, а не пищит, как ему положено.
                – Есть один вариант, – говорит задумчиво  Витя. – Гарик и Рута.
                – Кто это? – любопытствует сын.
                – Когда-то  приезжал на  наш завод  из Риги некий  Гарик, фамилии не помню. Адрес у меня записан.  Мы обменялись телефонами. И когда ездили с мамой в Прибалтику, останавливались у них – у  Гарика и Руты.
                – И было это до твоего рождения, сынок.  Сто лет назад. Ты их хоть узнаешь?  А они нас? – засомневалась я. – Хотя они нас очень хорошо приняли! Ригу показывали,  в Домский собор сводили. Очень приятные люди! И живут в центре. Но одно дело приехать вдвоем, другое – завалиться вчетвером, ночью. Свинством сие зовется.
                – У меня память на лица плохая. Я их точно не узнаю, – признается Витя.
                В Ригу  приехали в половине восьмого вечера.  Мечемся по городу – ищем ночлег.  Глухо. Гостиницы  забиты под завязку.
                – Остается  последний вариант – Рита и Гарик, – вздыхаю я.– Открывай записную книжку.   Их еще найти надо…
Нашли быстро. Оказалось, что улицу запомнили, дом тоже. Телефона не нашли. Пришлось звонить в дверь.
                Думаю, что огорошили Руту  и Гарика своим явлением. Стоим, мужественно улыбаемся. Изображаем скромных родственников из провинции, свалившихся на голову столичных жителей.
                – Здравствуйте, – пытаясь быть бодрым,  говорит мой супруг под аккомпанемент нашего хора их трех голосов. – Помните, мы с Люсей приезжали к вам несколько лет назад? Я – Витя, из Днепропетровска.
                Лица у наших рижан  озарились слабыми улыбками старательного узнавания.
                – А-а, Люся и Витя, как же, помним, помним! – первой откликается  Рита.
                Вне этого порога я бы ее не узнала. Ни за что!
Догадываюсь, что они нас тоже не узнали, но спасибо, что хоть не прогнали! Гарик, правда, буркнул какую-то условную любезность и тут же исчез.
                Мы были готовы провалиться  от стыда, но куда? Пришлось  объяснять  ситуацию.  Рита теперь смотрела сострадающе, затем повела нас в комнату, где мы когда-то с Витей спали (детскую).
                Вели мы себя тихо-тихо, чем, наверное, тронули сердце хозяина: он появился на пороге нашей комнаты и предложил машину оставить в гараже, у них не положено бросать  личный транспорт на улице. Витя с Гариком ушли,  а Рута кинулась готовить  что-нибудь  к чаю.  Я выложила на стол все, что у нас было заготовлено для ужина.
                – Вы не обращайте внимания на Гарика. Он сейчас все время такой – мрачный.  Мы разводимся. Настроение такое, сами понимаете…
                – Боже, как мы не вовремя!
                – Ничего, это даже  хорошо, когда в доме посторонние.
                За чаем уже казалось, что их развод – шутка или недоразумение. Они вели себя как близкие люди, понимающие друг друга с полуслова. Мы даже засиделись допоздна, вспоминая наш прежний приезд.
Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/16/2459


Рецензии
Как жаль, что не успели толком осмотреть Клайпеду. Эх...
Знаменитая Гора Крестов вроде где-то близ Шяуляя? Говорят, очень интересное место.

Рига в советские времена считалась столицей советской Прибалтики. Почти всё население говорит по-русски. Языкового барьера, как в том же Каунасе, нет.
Ну и , на мой вкус, Рига культурно и архитектурно разнообразнее Вильнюса. Тут тебе и средневековье,и модерн, знаменитый рижский югенд-стиль. И современная архитектура тех лет стремилась к европейской. А уж сервис в рижских кафе для советского человека...
Удивительно, что мест в гостинице не было. Но, наверное, примета времени. Да и лето как-никак.
Интересно, Дом Черноголовых был восстановлен уже тогда, или позже? Хоть и новодел, а восстановили очень красиво.

Сергей Соломонов   19.01.2020 13:47     Заявить о нарушении
Для жизни я бы выбрала Ригу, которая мне нравится своей архитектурой и владением двумя языками. Но самое большое впечатление какой-то сказочности на меня произвел Таллинн. Правда, я была в нем не один раз и дольше. Все остальные мелкие города и села, а также пейзажи стоят картинками перед глазами.

Людмила Волкова   21.01.2020 13:32   Заявить о нарушении
Таллинн великолепен.
Бываю ежегодно, и неплохо его знаю. Особенно, старый город.
Если туристу интересно средневековье, то лучшего места в Прибалтике не найти.
Древняя, аутентичная архитектура лучше всего сохранилась там.

Сергей Соломонов   21.01.2020 17:51   Заявить о нарушении
В Таллинне мы с мужем жили у одной дальней знакомой. Она показала нам все-все. Даже сводила в ресторан, и там произошел курьез.Мы думали - там еда разная, пришли голодные, и когда заказали что-то незнакомое, а нам принесли в крошечных полых розетках из хлеба это что-то с палочками, чем бы и кошка не наелась, на нас напал такой смех -до слез! Хорошо, что действо происходило в темноте, освещались только столики, символических. Кофе тоже подали в чашечках кукольных, пирожное не нужно было кусать - хватало на один кус. Ушли голодные, зато посмотрели на сцене почти стриптиз (впервые в жизни).

Людмила Волкова   21.01.2020 18:32   Заявить о нарушении
Да, я только что прочитал шестую главу. Отозвался.

Сергей Соломонов   21.01.2020 18:46   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.