Таро и герметизм продолжение 8

                I V - ИМПЕРАТОР

    Это еще один «потерянный» аркан, смысл его канул в Лету безвозвратно. В современной традиции изображает «Повелителя», поэтому все художники стараются прежде всего передать на карте именно величие персонажа.
    В стародавней трактовке оный изображается в виде фараона, восседающего на гранитном, кубическом (следовательно – очень устойчивом!) троне с определенными атрибутами власти; позади него каменная же стелла с выбитым текстом и изображением летящего орла с крестом «анх» в клюве. Заметим, что данный крест в древнеегипетской традиции  является  символом  жизни.
    Величественность данной композиции или даже ее колоссальность подчеркивается пейзажным фоном. Оказывается, горы, реки, леса, поля просто-таки крохотны у его босых ног! Любопытно, что на всех вариантах «ТАРО»  ноги  «Повелителя»  изображаются перекрещенными.
Что бы это значило ? Но и это еще не все. В сопровождающей аркан текстовке говорится, что через некоторое время черное ночное небо над головой «Повелителя» начинает розоветь, из-за горизонта появляется краешек Солнца, неведомо откуда взявшаяся молния ударяет в жезл царя и вся его фигура вкупе с троном и стеллой взрывается ослепительным светом и окутывается густым белым дымом; затем дым рассеивается и остается только скалистый пейзаж. По ходу описания персонаж называется «Повелитель», «Великий Облик», «Могучий Муж», но никак не «Император», очевидно, это уже слишком современно.
    Не понятна символика изображаемых элементов аркана. Фараон бос, в простом белом рубище. Правда, у него в руке знакомый нам жезл с диском и шаром на конце, символизирующий огонь. Есть у царя, как полагается, корона, которая также представляет собой загадку. Как утверждают современные египтологи, корона Египетского Царства была двойной. В честь финального и окончательного обьединения территорий Верхнего и Нижнего Египта в одно государство, она была скомпонована из двух корон и раскрашена в два цвета. На аркане «Повелитель» она составлена из трех разноцветных корон! Может быть, наши историки что-то проглядели в глубине веков? Или в данном случае художник подразумевал, что изображаемый персонаж не от мира сего, то бишь того мира, современного древним египтянам, и является представителем чего-то неведомого, может быть даже, не существующего в их обычной реальности?


                V - ПЕРВОСВЯЩЕННИК

    Еще одно название аркана – «Папа». Можно догадаться, кого чаще всего изображают на этой карте. Самый неясный из всех вариантов – следующий.
    На людной площади перед храмом, сидя в тенечке под балдахином Первосвященник (почему-то очень молодой парень лет 20-25) изрекает священные истины двум стоящим перед ним людям: красному и черному.
    Красный, одетый во все красное и в коричневую кожу и сам весь загорелый и с каштановыми волосами, внимает поучению с благоговением, сложив ладонями руки и склонившись вперед, боясь упустить хоть слово.
    Второй, с черными волосами, сам смуглый до черноты, одет во все черное и в железную кольчугу, стоит со связанными руками, полуотвернувшись, всем своим видом показывая, что в данный момент он не  собирается  никого  слушать.
    Чтобы окончательно добить читателя, можно упомянуть об очень загадочном завершении текстового описания аркана : во время показательного выступления юного «преосвященства» на краю площади его ожидает колесница с четверкой запряженных лошадей, а в порту – трирема  с  распущенными парусами.
    Как все это «впихивается» в маленькую картинку, и насколько оно важно для раскрытия аркана, можно только гадать. Остается признать свое  полное  бессилие в расшифровке этой  карты, хотя некоторые варианты, правда очень спорные,  в литературе о «ТАРО» существуют.
    К примеру, один из интерпретаторов предлагает называть аркан «Двойственность познания». Дескать на карте представлен процесс восприятия разумом какой либо истины. Молодость поучающего символизирует новизну, свежесть нового знания. Красный человек означает способность и желание интеллекта собирать и копить любое  знание, относясь к миру, как к совокупности обьектов, обладающих конкретными  исчерпывающими характеристиками, а следовательно сбор информации о них безусловно полезен. Черный человек олицетворяет тоже познание, но направленное внутрь себя, ему не нужны факты о внешнем мире, он им совершенно не доверяет, считая их фантомами, только путающими рассудок, а значит нужно слушать только свой здравый смысл и делать самостоятельные умозрительные заключения. В принципе, идея неплоха, но что означают связанные руки у черного человека ? И почему он именно черный, а второй именно красный ?


                VI - СВАДЬБА

   Данный аркан эксплуатируется в нескольких различных по смыслу сюжетах, в зависимости от предпочтений и продвинутости самого  художника-изготовителя.
    В сюжете «Свадьба» юноша посредине изображается, как жених, девушка справа – как невеста в белом платье, а левая фигура рисуется в виде священника, который сочетает молодых браком. При этом вся идиллия осеняется ангелом с крылышками, как бы благословляющим данное богоугодное дело, предельно емко определяемое директивой: «Плодитесь и размножайтесь!»
    Есть вариант «Любовь». Тогда левая фигура – это мать одного из влюбленных, а голова наверху с луком и крыльями есть Амур, то бишь Купидон, который стреляет волшебными стрелами в юношу и девушку, попадает им прямо в сердца и тем самым вызывает у них любовь друг к другу.  Остальные   варианты   не  менее   приторно-сладкие,  являющиеся бездумными лубочными поделками, которым от силы не более двухсот лет и поэтому они без малейшего следа древнего эзотеризма.
    Но вот один вариант сильно привлек к себе внимание казалось бы излишним обилием мелочей и только после прорисовки «продавился» его прямо таки глубочайший смысл.
    Вообще, после скурпулезного, капитального изучения изображений колоды «ТАРО» становится ясно, что нельзя их воспринимать, как конкретные рисунки какой-то реальности. Как правило, они обозначают некую идею, иероглиф, который нужно правильно прочитать.
    Женщины на данной карте означают совсем не женщин, как таковых, а представляют определенные варианты основных жизненных принципов, один из которых должен выбрать индивидуум, означенный в виде юноши посредине. Уже само изображение реки, расходящейся в развилке на два рукава намекает на «развилку» в судьбе этого юноши. Извечно течение реки символизировало течение времени и вот оно подошло к пункту, где придется сделать выбор – как строить свою жизнь дальше? Если юноша выберет правую (глядя на карту) сторону реки, то его жизнь потечет спокойно возле тихих, зеленых полей, без страстей и приключений. Вдоль левой стороны реки его ждут обрывистые, темные скалы и стремительное течение, т.е. в будущей жизни надо будет «держать ухо востро» и «хорошо крутиться», чтобы уцелеть. Стоящая справа белоснежная юная девушка с белокурыми волосами есть простая, честная жизнь с маленькими удовольствиями, для достижения которых придется сильно потрудиться – не зря ведь девушка так целомудренно запакована в глухое платье, да еще перевязана розовым поясом стыдливости. И, наоборот, слева юношу ожидает умудренная опытом откровенная, жаркая брюнетка, означающая жизнь среди максимально доступных удовольствий и в богатстве, которое символизируют драгоценности предельно обнаженной смуглянки. Ясно, что в этом варианте у юноши при довольно рисковой жизни будет «дом-полная чаша», в отличие от варианта первого, где жизнь придется провести «в честной бедности».
    Можно отметить, что «честная бедность» в аркане показана довольно привлекательно. Образом нежной, девственно-чистой юной блондинки доводится до сознания мысль, что прожить честную, тихую, бедную жизнь тоже прекрасно! Мало того, недвусмысленно намекается, что правый вариант предпочтительней. А именно: наверху, над головой юноши изображены слева - темная, мрачная туча и справа - яркое солнце, которые борются друг с другом, кто кого затмит, олицетворяя душевную борьбу  в  сознании  юноши.
    А что же он? Вроде бы повернулся к целомудренной девушке, а головой так и тянется в сторону страстной брюнетки. Девушка пытается нежно увести его от соблазна, но женщина властно положила ему руку на плечо и  всей  своей  позой показывает уверенность.  Юноша  просто таки разрывается на части от необходимости выбирать. Поэтому для этого аркана напрашивается название - «Выбор» или даже – «Тяжкий выбор». Ведь юноше жаль лишиться какого либо варианта, а придется. Белая голова с крыльями вверху карты очень похожа на самого юношу и является его ангелом-хранителем, олицетворяющим его судьбу. Как только молодой человек сделает свой выбор, ангел пристрелит отринутый вариант, тем самым сделав «откат»(возврат к пересмотру) невозможным. Ситуация усугубляется тем, что ангел держит на мушке одновременно тот и тот вариант, т.е. если юноша еще промедлит, они будут уничтожены оба и он не получит ничего! В общем, парню не позавидуешь – в спешке принять «судьбоносное» решение и потом всю жизнь его расхлебывать.
    А время, в виде реки, потечет дальше по только что выбранному пути до следующей развилки, до следующего выбора и …так всю жизнь, как по рельсам, от одной железнодорожной стрелки до другой.
    Красивая идея – жизненный путь человека в руках неба, но выбор конкретного направления все же делает он, а небо этот выбор утверждает, а если за всю жизнь так и не представился нужный, долгожданный вариант, следовательно человек не угадал на каком либо развилке и этот вариант просто затерялся где то сзади в хитросплетениях путей и возврата  к  нему  уже  нет. Что ж,  значит  не  судьба…

                VII - ПОБЕДИТЕЛЬ

   «Победитель», еще – «Колесница Гермеса». Что бы мог означать сюжет этого аркана ?
    Зигзагообразная дорога из района грозовой бури на солнечное поле должна  символизировать  какую  то  идею.  Какую ?
    Победитель, одетый в сверкающие медные доспехи, с мечом и  замысловатым жезлом в руках, едет по дороге в колеснице, оставив за собой груды поверженных врагов на обочинах, очевидно намекая на неодолимость зашифрованного на рисунке явления. Может быть, это понятие  гравитации ?
    В колесницу запряжены два сфинкса – белый и черный. Со времен Древнего Египта сфинкс означает глубокую, дремучую тайну. Значит, движущая сила данного явления есть не одна великая тайна, а сразу две, к тому же противоположные друг другу.
    Ободья   колесницы   усыпаны   глазами  ( колеса   сами   контролируют
свой путь ?), а над кузовом установлен балдахин с занавесками, изнутри голубого цвета, сверху – фиолетового, сзади – черного, с нарисованными на них на внутренней стороне пятиугольными и на наружной -  шестиугольными звездами. Можно добавить, что пятиугольные звезды обычно символизируют мир человеческий, а шестиугольные – мир  космический.
    Сам возница выглядит довольно круто – в возрасте, с окладистой черной бородой, атлетически сложен, смотрит пронзительно, жестко и в упор. На плечах доспехов прицеплены полумесяцы, очевидно, стареющий и растущий, голову венчает огромная корона, а прямо изо лба сквозят три луча. Вдобавок ко всему, на шее у него ожерелье с символами, похожими на планеты Солнечной системы.
    Не хочется думать, что такая живописная карта изображает всего лишь наше Солнце. Слишком это было бы банально просто и никчемно перегружено. Хватило бы короны на голове и ожерелья на груди у основного персонажа, стоящего посреди поля. Скорее всего, символика этого аркана уже давно и прочно забыта, и какой-нибудь средневековый малюванец, решив хоть как-то «пристроить» бесхозную картинку, пририсовал на ней понятные даже простому ребенку атрибуты нашего дневного светила…

                (продолжение следует...)


Рецензии