Студентки

Женщинам,  которые смогли получить высшее образование, обучаясь на вечернем отделении, при этом имея семью, детей и работая по сменам, я бы вместе с дипломом вручала орден «За мужество».
 
Недавно вспоминали  с женой старшего брата, каково это было ей учиться в авиационном институте, а мне на химическом факультете университета. Было трудно. Не просто трудно, а невыносимо трудно.

 Ну, зачем я вышла так рано замуж, родила ребенка, имея намерения поступать в ВУЗ? Думала, поможет мама, свекровь, муж хотя бы оставаясь вечером с сыном. Сначала помогали, а потом отказались. У нас с мужем начались семейные проблемы из-за отсутствия жилья. А у меня семинары, зачеты, экзамены. Никого это не волновало. Работала в три смены на вредном химическом производстве, и чтобы не пропускать занятия, менялась на ночную смену, когда надо было идти на работу вечером. Спать и есть было некогда. Перекусывала на ходу. Засыпала в транспорте и на лекциях. При этом училась хорошо.

 Проучившись почти три года, я не выдержала. Пришлось переехать в другой город, где нам давали квартиру, а тут беременность, рождение второго ребенка.  В общем, не получился из меня ученый.
 
А вот моя сноха смогла окончить авиационный институт. Все-таки она была постарше меня, и работа у нее была дневная. И ребенка нашла с кем оставлять. Может, упорства больше.

Не знаю как теперь, но в наше время,  знания я получила глубокие. Преподаватели не делали скидку на семейные обстоятельства, требовали очень строго. Да мне и нравилось учиться. Когда подросли мои дети, я поступила на заочное отделение Нефтехимического техникума. Что удивительно, я помнила высшую математику, химию и другие предметы, которые  проходила в университете. Техникум окончила легко, не глядя, с отличием.

Все надо делать в свое время. Учиться, выходить замуж, рожать детей. Вроде все надо, но не одновременно. Не все герои и орден положен не всем.


Рецензии
По молодости нам трудности были не страшны.
Спасибо за отзыв.
Творческих успехов!

Михаил Захарович Шаповалов   21.05.2014 18:17     Заявить о нарушении
Надо все делать вовремя, не создавая трудности. Спасибо, Михаил, за комментарий! Удачи!

Нина Бочкарева   21.05.2014 21:02   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.