Обэриуты кинематографии

Главный приз жюри II-ого Всероссийского фестиваля «Полный Артхаус» получил экспериментальный фильм-инсталляция «Бирмингемский орнамент-2», снятый двумя режиссёрами: Андреем Сильвестровым и Юрием Лейдерманом.

Название не столько отражает содержание фильма, сколько его форму. Орнамент – это узор, основанный на повторении и чередовании составляющих его элементов. В этом смысле, картина, сотканная из генетически идентичных, повторяющихся фрагментов, несомненно, орнамент. Бирмингемский же – потому что начал сниматься в городе Бирмингем – одном из самых многонациональных городов мира, в котором проблема соседства разных общин решена чрезвычайно удачно. Фильм Сильвестрова и Лейдермана, как и город в Англии – соединяет несоединимое. Съёмки велись в Москве, Канске, в Грузии, Японии, Финляндии и на острове Крит.

– Мы работали как археологи, осторожно расчищая рисунок, пришедший из далёких времён – то ли из прошлого, то ли из будущего, –говорит Андрей Сильвестров. – Постепенно он начинал проявляться. На сегодняшний день явлено более двухсот фрагментов, шестьдесят из которых вошли в фильм, представленный вашему вниманию. Фрагменты не большие – не более трёх минут. Однако каждый из них может считаться законченным произведением.

– Мы – исследователи, – продолжает Андрей Сильвестров, – изобретатели. – Исследуем технологии современного искусства и пытаемся предсказать технологии будущего. Что из того, что сейчас считается авангардом, в скором времени станет доступно массовому сознанию? Какие технологии останутся и закрепятся? И можно ли приёмы других форм искусств использовать в кино? Например, если сравнивать с литературой, то почти весь отечественный кинематограф носит форму романа, мы же сняли картину, стилистически напоминающую хокку. Не зря часть съёмок проходила в Японии. Работать с японцами неимоверно сложно: у них совсем иной менталитет. Японец не может сказать тебе: «нет», он просто замолкает. Театр в Японии – не профессия, а духовный путь. Поэтому поиски актёров для фильма привели нас не в театр, а к знакомству с авангардной, фри-джазовой группой. Музыкант стал актёром.

– Далёкое будущее мы снимали в местах, где каждый камень помнит далёкое прошлое, – продолжает режиссёр. – На острове Крит временные потоки схлестнулись…

– Необычным оказался эксперимент и в финансовом плане. В процессе съёмок-исследований мы пришли к выводу, что денег не существует. Если посмотреть фильм, то видно, что он достаточно финансово затратный, но мы сняли его практически без средств. Приезжали в Японию – и нам помогали японцы, приезжали в Финляндию – и финны шли навстречу… Наверное, главное, чтобы идея была достойной…

– Хочу сказать несколько слов о том, – продолжает Андрей Сильвестров, – как смотреть этот фильм. – Не надо искать в нём иносказаний, двойных смыслов, метафор; точно также не стоит искать строгих нарративных историй с завязкой, кульминацией, развязкой. Их там нет, как нет ничего, кроме того, что есть.

– Ещё совсем недавно, – продолжает режиссёр, – кино показывали с помощью кинопроектора. – Он был устроен так, что 24 раза в секунду, незаметно для глаза, делал кадр тёмным. То есть половину времени зритель находится в полной темноте. Отсюда сравнения кино со сном, иллюзией, волшебством. С приходом цифровых технологий, это таинство исчезло. Исчезло пространство, в котором зритель додумывает, дорисовывает, достраивает кадр. Мы вернули это пространство. Им стала речь. Все тексты фильма написаны Юрием Лейдерманом, и их нельзя назвать простыми. Мы не показываем кино, мы его рассказываем. Но делаем это так, что зритель с необходимостью становится соавтором…

В ноябре 2013-го года фильм «Бирмингемский орнамент-2» получил специальный приз жюри Римского кинофестиваля. О том, какое впечатление он произвёл на жюри фестиваля «Полный Артхаус», мы спросили киноведа, доцента кафедры истории и теории искусств Ольгу Конфедерат:

– «Бирмингемский орнамент-2» – идеальный артхаус, – отметила Ольга Владимировна. – Это кино свободное от сюжета, от истории, экспериментирующее с техникой, с кино-языком, и в то же время, уже прошедшее стадию первоначального эксперимента и ставшее, если так можно выразиться, мейнстримом кино-авангарда. А мейнстрим заслуживает самого широкого зрителя…

– Во всём происходящем на экране, – продолжает Ольга Конфедерат, – я вижу одну мысль: как прекрасно и свободно жить в искусстве, где все соратники и друзья, где все тебя понимают. Режиссёры «Бирмингемского орнамента» – большие мастера. Своего рода, обэриуты в кинематографии. А обэриуты, как известно, работали с чистым языком.

– Интересно, что фильм снят, не на видео-, а на фото-камеру. Такой подход требует совершенно нового, безупречного отношения к визуальному образу. Постфактум, смотреть на то, что получилось – огромное эстетическое удовольствие. Авторы не грузят зрителя задачами понимания, и это прекрасно, ибо искусство, – утверждает Ольга Конфедерат, – это не форма философствования или коммуникации, искусство – это форма бытия.

                Наталья Летаева


Рецензии