Печальная история о современных Пигмалионах

Не видя, не любя, не внемля, не жалея,
Погружена в себя и в свой бездушный сон,—
Она — из мрамора немая Галатея,
А я — страдающий, любя, Пигмалион.
С. Я. Надсон

Пора приступить к взятым повышенным искусствоведческим обязательствам. Признаюсь, к работе приступаю с некой опаской. Судить сразу несколько десятков творцов и выражать при этом глубокомыслие непривычно.  Но дело того стоит как говорил Г.Гейне: - «Да, тело женское есть песнь». Так вот начинаю «акынить»…. 
 
Когда
Глубокий взор вперив на камень,
Художник нимфу в нем прозрел,
И пробежал по жилам пламень,
И к ней он сердцем полетел
Евгений Баратынский

Вообще - то конкурс хоть и дело занятное, но в целом неблагодарное, как впрочем, и литературное поприще. Начну с того что подвергну критике устроителей этой олимпиады. И буду опираться на свой опыт проведения выставок и конкурсов разного уровня. Первое чтобы я советовал; проводить конкурс в два тура, из массы работ стоит сразу выбрать «высшую лигу» причём из работ, а не авторов. Признаюсь я так и сделал. Буду писать о тринадцати работах десяти авторов. И если первую десятку, пятнашку, выбирает некое «общёство тайных каменщиков», то чемпионов должно выбирать всё вече. Ну и второе, а с притоком соискателей тоже важное, это введение номинаций по жанрам. Ну и третье; конкурс не должен быть внезапным. Вообще желательно сделать его регулярным с фиксированной датой. А за год можно и Галатею изваять.
Иногда возникающие моралистические сентенции, опровергать, комментировать не буду. Тема эротики и даже порнографии давно перестала быть табуированной. Последний термин скорее применим, и стал синонимом дурной некачественной работы в разных областях жизни. "Непристойна не нагота, а подделка", — говорил Д. Дидро 
Когда я смотрю на два обнявшиеся тела, мне интересны не мужчина и женщина сами по себе, а та новая, третья субстанция, которая порождается этим взаимоотношением двоих и которая без их контакта возникнуть не может.
Огюст Роден. «Любовь»
Женский образ всегда будоражил воображение художников и зрителей и всегда отражался в скульптуре, скульптурном искусстве. Чувственность – это неотъемлемая часть искусства. Художник, поэт в душе, всегда стремится выразить в своих произведениях самые нежные, самые романтичные свои настроения, и это можно найти практически у любого автора, у любого скульптора. У Микеланджело это «Утро» и «Ночь». У Родена его необыкновенно эротичные «Поцелуй», «Весна». Даже в скульптурах социалистической эпохи можно найти чувственные и необыкновенно притягательные образы тех же пловчих и девушек с веслом.  Обнаженное тело позволяет многое сказать своей открытостью и незащищенностью..
Сразу признаюсь, избежать определённой сумбурности своего изложения не удастся потому, что изображаемое мастерами тоже достаточно хаотично.  С другой стороны: - «женское тело, даже изображенное в сколь угодно формалистической манере, все же вызывает дрожь восторга при первом взгляде на него. Кеннет Кларк. «НАГОТА В ИСКУССТВЕ»
Но надо сказать несколько слов о критериях своего отбора. Первое и, наверное, главное, я достаточно консервативный созерцатель. Как писал И.И. Винкельман, - « классическая красота зависит от совершенной простоты переходов от одной ясной формы к другой». Второе, круглую скульптуру предпочитаю рельефу.
Правда, как писал наш современник, выдающийся резчик «головорез» из Минска, которому по силам не только дерево, но и искусственный камень и «рога и копыта» ;. Обнажённое женское тело можно передать только с помощью звонкой бронзы. Я с этим утверждением не согласен. Просто у каждого материала свои возможности и он подчиняется своим внутренним пластическим законам.
Сложно вывести какой-то определённый стандартный канон красоты, идеал женского тела. Их нет, либо они переменчивы и рождаются тогда, когда они соответствуют духу той или иной эпохи. К примеру, идеал античной Афродиты – Венеры весьма далёк от своих древнегреческих современниц.
Не то чтобы эсквилинская (Эсквилинский холм, один из семи Римских холмов, где была найдена скульптура Венеры (Venus Esquilina) примечание СК) девушка являет собой воплощение женской красоты. Она невелика ростом и коренаста, с высоким тазом и маленькими грудями, далеко отстоящими друг от друга, приземистая крестьяночка, какую и по сей день можно найти в любой средиземноморской деревушке…. Ее элегантные сестры посмеялись бы над ее полными лодыжками и широкой талией. Однако она желанна, компактна, пропорциональна; в действительности ее пропорции были рассчитаны по простой математической шкале. Единица измерения - голова. Ее рост составляет семь голов, расстояние между грудями, от груди до пупка и от пупка до межножья - одна голова….Со временем. груди станут полнее, талии тоньше, бедра будут описывать более благородную дугу, но в основе своей это та архитектура тела, которой будут подчинены наблюдения классически мыслящих художников до конца XIX века …
Кеннет Кларк. «НАГОТА В ИСКУССТВЕ» 
Ну, пора перенестись в галерею: http://rezbaderevo.ru/tender/35296
Начну с тех работ, которые к моему удивлению не попали в топ.
Сергей Чеченов: - «Утро»
Добротная, грамотная работа, удачно стилизованна. С моей точки зрения Сергея подвела заготовка, изначально плоская она задала и весь сплющенный рельефный алгоритм произведения.
Примерно та же беда и у «Натурщицы» Виктора Суднова. Понятно, что редкий кусок экзота очень ограничивал возможности общей композиции, плюс текстура махагона, впрочем, неплохо выявленная авторской техникой, но работа уже не нова, что конечно повлияло на общий рейтинг.
(- ) Александра Волчкова, во всём хороша кроме непонятного названия, мне лично очень по душе и интересно снято.
Кстати умение давать непонятные названия и плохо фотографировать экспонируемое это ещё одна черта конкурса…
«Вальпургиева ночь»  - Ирина Криницина. Работа смела, но безобразно залита лаком, да и столярка весьма проигрывает живому дереву. Правда такая брутальность оправдывается хтонической мощью произведения, где тесно переплелись живая природа и труд человеческих рук.  Надо отметить, что весьма интересно изучать затейливый женский взгляд на глубину природы вещей. Если обнаженная женщина символизирует Tellus Mater (Мать-Землю), Госпожу Природу, то любовно обработанный  фантастический нарост можно отнести к приапическому символу патриотизма.
Олег Смирнов: - «Свеча».
В работе видны элементы компиляции от разных авторов, что впрочем, не умаляет творческой попытки переработать полученный опыт. Фестоны воска гармонично сливаются с токарным плинтом, неплоха отделка (хоть и есть подозрение, что сделана впопыхах). Но вот впечатление от того что все как-то угловато растопырено не покидает меня. Чувствуется, что работа выполнялась с перерывами, и мысль автора ускользала от него самого.
Странные сексуальные эксперименты провёл в своей работе «Двое в прибое»
Игорь Ивченко. Видно он сильно смутил публику, потому даже не вошёл в десятку. Но народ в данном случае был не прав. Наличие эротики, как и вторичные половые признаки явно присутствуют. Да и сама работа сделана с любовью как липе так и теме. Просто публика как мне видится мало знакома с современными направлениями и тенденциями в искусстве, всякими m;;g;  и нentai.
Вот я приблизился к топ пятёрке лидеров конкурса.

Владимир Цепляев: - «Афродита»
Очень милая камерная работа, немного наивная, немного архаичная совсем в духе античности. Чем-то напоминающая статуэтки из Танагры. Владимир отошёл от своего фирменного стилизованно - юмористического стиля. Но Афродита получилась уж больно девственной непорочной. Если заменить дельфина на оленёнка  получится Артемида. А если  совсем убрать (я лично считаю его лишним), то получится Дафна или дриада.
«Богиню можно лепить с женщины, которая дважды рожала. С девушки лепят только нимфу» (утверждение древнегреческих скульпторов)

Владислав Мосцевой, как я понимаю, получил четвёртое место за большой вклад в изображение обнажённой женской плоти в дереве. Этот фрагмент для сауны трудно оценивать по достоинству. Любовь к зрелому сформировавшемуся женскому телу мне тоже близка, а про прелесть ямочек на щеках я уже как-то писал.
Тройка лидеров показывает всю сущность мужчин сайта, их тайное сладострастие  приверженность к традиционным сексуальным ценностям и женским прелестям.
Ведь каждый нормальный мужчина уверен, что он-то прекрасно разбирается в трёх вещах. Войне и политике, в спортивных игрищах и женской красоте.

Евгений Ш. и его «номерки» ;.
Пристрастие к нумерологии говорит либо о стеснительности и не желании придумывать пышные имена своим работам, либо несёт скрытый сакральный смысл. Нечто вроде нумерации псалмов, ведь женское тело есть песнь, как было сказано выше. Мне нравится номерок "нумер пять", "шестой" скорее проходной, "седьмой" это уже новый этап в творчестве. В этой вальяжной даме сохранился стиль автора, увы, сохранились и трудности в моделировании головы и лица.

Владимир Макаров.
Творчество Владимира очень радует глаз и мужскую душу, я бы решительно отдал ему пальму первенства в конкурсе. «Пене» явно не хватает мраморного плинта. А вот за то, как снята «Пенелопа» в ярости готов растоптать ту поганую мыльницу. А что за фон? Розовые обои в цветочек! Корень символизирующий «древо познания» и подставка уничижают эту прекрасную работу. Она напоминает мне Сезарию Эвору из Кабо-Верде, в молодости конечно. Так и думаешь, сейчас накинет свой балахон и запоёт песню фаду или модинью. 

Ну и лидер по числу голосов Владимир Завершинский.
Я уже писал под этой работой на странице Владимира. Скульптура она вымучена, но не замучена автором. Он обстоятельно подошёл к процессу её создания, лепил, переводил по клеточкам, чем совершенно потряс меня и подверг в священный трепет ;. Вроде всё хорошо кроме дурацкого названия. Работа несёт все себе то, что за морем называют sex appeal – сексуальная привлекательность. Правда, такая привлекательность была в журнале Playboy до эры силикона и повальной эпиляции. Но ведь есть и вечные ценности ;. Отсюда следует вывод: – Средний возраст принимавших участие в голосовании перевалил за пятьдесят лет. И это хорошо товарищи! Любовь к женскому телу говорит о мужском здоровье, в частности и желании, жить в целом.

Вот и всё коллеги, теперь о названии. Ведь нужно же понять, что имел в виду рецензент, именуя свой обзор.
История будет не полной без грустной ноты. Увы, даже физически я не смог упомянуть всех резчиков. Приношу им свои извинения. Замечу, что и моя писанина может кому-то не понравится. Как писал Оскар Уальд: -
«Over the piano was printed anotice: „Please do not shoot the pianist. He is doing his best“», —дословно это звучит примерно так: «Не стреляйте в пианиста, он играет наилучшим образом из того, на что он вообще способен»

Каждый, кто осмеливается ваять обнажённое женское тело, подобен древнему Пигмалиону. Ведь мужчина по своему духу есть создатель, стремящийся к вечному идеалу. Может современный резчик и не сможет вырезать свою Галатею, но он точно вкладывает свою душу и сердце. Порой не хватает ремесла, времени, но всегда есть любовь к женщине!
С наступающим праздником милые и любимые дамы!!!
Думиничи, март 2014

...а тут картинки:
http://rezbaderevo.ru/ratatuyka?page=3


Рецензии
Сергей Иванович, добрый день!

Приятно встретить на просторах Прозы.ру своего человека из rezbaderevo.

Я здесь недавно,зашла случайно, но, кажется, приживаюсь.
Хотя еще не вполне освоилась. Кого-то почитала. С иными пообщалась. Что-то нравится, что-то категорически - нет. Однако затягивает.

Была бы рада видеть вас на своей странице. Заходите в гости. Мне весьма интересно ваше мнение о моем небольшом творчестве.

С уважением,
Ирина Антипина

Ирина Антипина   24.04.2014 16:26     Заявить о нарушении