Мой дед

         
   Детством пахнуло, временем, когда жизнь еще не сделала из меня постоянно настороженного, никому не верящего зубастого зверя. Но никто не пишет о наших дедушках; попробую исправить "несправедливость"  Дед мой по-материнской линии родился так давно, что порой и не верится, а именно в 1870 году, т.е. ровесник Ленина. При росте около ста семидесяти сантиметров он обладал большой физической силой. Руками мог разогнуть подкову и много еще чего мне про него рассказывали, но опустим. Многодетная крестьянская семья, в которой он рос, работала от зари до зари, женили его рано, слепили ему из соломы и глины домик и стал он жить отдельно. Сам пахал и сеял, сажал табак и гнал самогон. Зимой валял валенки, все, что зарабатывал пропивал. Жена не могла никак родить и он пьяный, а это значит каждый день, нещадно ее колотил чем не попадя. В результате такого скотского отношения она умерла. Он запил еще сильнее, видимо пытался усыпить совесть, и может быть так и помер бы под забором от самогона, но тут у царя случилась очередная войнушка в Крыму с турками и англосами и деда забрили в кавалерию. Воевал он со всей отчаянностью русского человека, любящего царя и Отечество. Писать-читать не умел, что было не редкостью, и поэтому дома о нем ничего не знали. Вернулся неожиданно с двумя крестами на груди весь в шрамах, но годным совершенно к продолжению крестьянской жизни. Женился снова, опять запил, дети умирали от болезней один за другим, и жену он прогнал. А тут как раз и японская подоспела, и погнали кавалериста на Дальний восток. Как и что там с ним было, как он на коне бился с японскими эскадрами история умалчивает, но в шестом году он прибыл домой еще с одним крестом и снова начал пить и драться со всеми окружающими подряд. В десятом году ему приглянулась шестнадцатилетняя девушка с одного из соседних хуторов и он поехал свататься к ее отцу. Сорокалетний жених....с ума сойти...понятно отец девушки дал ему отлуп, на что дед его клятвенно заверил, что сожжет хутор до тла если ее не отдадут. Бабское население хутора взвыло в голос, надавило на отца Танечки, быстро собрали приданное, на телегу, Танечку сверху барахла и, в силу обоюдной нищеты, вся свадьба. Так вот Танечка-моя бабушка, которую я видел только на фото. Она умерла в декабре 41-го и похоронена вместе с румынскими и немецкими солдатами, а также расстрелянными местными жителями в одной общей воронке от авиабомбы. Я не смог найти это место. А что же дед? Да его опять призвали на сборы в 14-м году и всю Первую Мировую он честно рубил головы таких же крестьян, только говорящих на другом языке. Вернулся в 17-м с четвертым крестом и даже получал некоторое время какую-то пенсию за полного Георгия, которую благополучно пропивал. В 18-м родился мой дядя Костя со слов которого я все это и знаю. В 24-м родилась моя мама, кристальной чистоты женщина. Пришли советы и деда раскулачили, забрали последнюю корову в колхоз. А детей было двенадцать, Танечка рожала каждый год. А дед снова запил. Как они пережили войну-отдельный разговор. Деда я видел один раз, в 60-м году, мальчишкой, но до сих пор помню запах его самосада. В 61-м году дед избил соседа, факт не укладывается в голове, ему было 91 год, соседу 40 лет. Дед всегда спал на сеновале на тулупе, и ночью сосед прокрался туда и проткнул деда вилами сонного. Мои родители ездили на похороны. Вот такие тоже были люди. Все написано по рассказам моих дядей, тетей и мамы.
   
   


Рецензии