Всегда ли виновата католическая церковь? Ч. 3

(Начало http://www.proza.ru/2014/03/11/965)
(Предыдущая часть http://www.proza.ru/2014/03/11/998)


    Но давайте вернемся к хронологии.
    Вскоре после высказывания Лютера, а именно в сентябре все того же 1539г., Ретик  написал своему бывшему учителю астрономии лютеранину Шонеру подробное письмо-отчет, в котором коротко, но ясно изложил суть новой теории Коперника.
    Письмо Шонеру было написано столь искусно, что легло в основу книги Ретика «Первое повествование» («П.п.»). Эта предвестница книги самого Коперника была написана научно – популярным языком, что сделало ее очень интересной и доступной для широких масс. Книга пользовалась большим успехом и спросом.



    «Первое повествование» Ретика увидело свет в начале весны 1540 г.     Рукопись книги самого Коперника была закончена в начале осени 1541г., и Ретик был в курсе того, как продвигалась над ней работа.
    Странно, не правда ли, что Ретик издает книгу о теории Коперника в то время, когда научный труд самого Коперника уже почти готов? К чему такая спешка?
    Ретик не понаслышке знал о повышенном интересе и сомнениях относительно новой теории, витавших в научных кругах. Поэтому бесспорно и неудивительно, что убедившись в ее верности, Ретик, будучи ученным, захотел поскорее объявить об этом во всеуслышание.
    Но почему Коперник, с особой щепетильностью относившийся к вопросу обнародования своей научной теории, позволил ему это сделать?
    Не секрет, что, практически, Ретик собрал и издал все «сливки» гениального открытия, оставив на долю Коперника скучные разъяснения. Неудивительно, что книга Ретика оказалась намного популярнее книги самого Коперника. Конечно, произошло все с согласия автора, и все же, почему Коперник, столько лет терпеливо отказывавшийся печатать свой труд, несмотря на убедительные просьбы, пошел на это, имея на руках уже почти законченную рукопись? Почему терпение подвело его в самый последний момент?
    Согласитесь, что для этого должна была быть очень серьезная причина.



    При отсутствии средств массовой информации, новости распространялись очень медленно. Однако до Фромборка весть о высказывании Лютера должна была добраться достаточно скоро. Многие поспешили бы поскорее донести ее до автора критикуемой теории, и до поверившего в нее послушника лютеранской церкви. Должны были узнать во Фромборке и о реакции, последовавшей  на это высказывание: видные протестанты Меланхтон и Кальвин поспешили сразу же признать правоту Лютера, ссылка на Библию не оставила равнодушными и некоторых католиков.
    Намек на противоречие теории Коперника Библии, естественно, порождал все большее число противников нового учения. Оба ученых сразу должны были понять, что над теорией гелиоцентризма нависла серьезная угроза, ее надо было срочно спасать: надо было как можно скорее остановить споры о гелиоцентризме, во время которых, зачастую, единственным аргументом использовалась только цитата из Библии. Сделать это можно было, только значительно пополнив ряды сторонников нового учения. А это было возможно в том случае, если бы ознакомление с новой теорией оказалось доступным для всех, кто этим вопросом интересовался. Для этого надо было как можно скорее распространить общие сведения о теории Коперника. Однако одного только «М.к.» было уже явно недостаточно. Зато для этой цели как нельзя лучше подходило письмо-отчет, написанное Ретиком Шонеру, вот почему оно и было, скорее всего, спешно преобразовано в книгу для массового распространения.
    Как было отмечено, книга Ретика «П.п.» имела огромный успех. Однако, к сожалению, с поставленной задачей она справилась только отчасти. Да, она способствовала популяризации теории Коперника и значительно пополнила ряды его сторонников, но вместе с тем, в сочетании с высказыванием Лютера, она стремительно умножала и число его врагов.



    Итак, Коперник завершил свою работу осенью 1541г. Обязательство по ее изданию взял на себя Ретик. Окрыленный триумфом своей книги и, по-видимому, тем, что никаких громких заявлений против нее со стороны лютеран не последовало, Ретик отправился прямо в Виттенберг, где и рассчитывал издать труд великого астронома. Однако все пошло не так, как он планировал.
    Отношение к Ретику сильно изменилось, причем не в лучшую сторону. Вскоре само пребывание в городе стало настолько невыносимым, что ему пришлось навсегда его покинуть. Нетрудно догадаться, что неприятности Ретика в основном были связаны с его преданностью теории Коперника.
    Перед самым отъездом Ретику удалось организовать издание только части учения, касающейся тригонометрии (май 1542г.), остальное он сдал уже в Нюрнберге издателю Петрею. Обратите внимание, что гениальный труд польского астронома бесполезно "провалялся" с осени 1541г. до лета 1542г.
    Ввиду того, что Ретику надо было спешить к месту нового назначения, он не мог осуществлять контроль над изданием книги и поэтому перепоручил это дело своему другу Осиандеру.



    Книгу Коперника ожидали с большим нетерпением. И вначале весны 1543г. книга «О вращении небесных сфер» наконец-то увидела свет. Однако сторонников гелиоцентризма постигло глубокое разочарование: размещенное в книге обращении к читателю призывало воспринимать предлагаемую Коперником систему всего лишь как некую надуманную модель, облегчающую вести вычисления движений планет. Этим отвергалось самое главное – открытие Коперником реального строения планетарной системы! Получилось, что никакого великого открытия вроде бы как и не было.
    Обращение было без подписи, и из-за его анонимности долгое время считалось, что его написал сам Коперник, хотя на самом деле это было не так, его автором был Осиандер.



    Поступок Осиандера конечно же наводит на размышления. А раз так, то нужно попробовать разобраться с этой странной историей. В основном все пытаются ответить на вопрос, КОГДА был совершен подлог, мне же более интересным кажется вопрос, а ПОЧЕМУ Осиандер поступил таким образом, однако его почему-то затрагивают только вскользь.


 
    Раз Ретик поручил Осиандеру столь серьезное дело, значит, он считал его человеком порядочным, каковым тот, скорее всего, и являлся на самом деле. Тогда с какой стати «надежный» друг Ретика совершил подлог?
    Давайте попробуем понять, что могло заставить первого проповедника лютеранства в Нюрнберге опуститься до столь неблаговидного поступка.
    Только давайте постараемся настроиться не на то, чтобы обвинять кого-то, а на то, чтобы попытаться войти в положение людей, которые, оказавшись в весьма сложной ситуации, вынуждены принимать серьезные решения. Тогда мы сможем позволить себе приблизиться к истине, никого не обижая.



    Начнем с наиболее распространенной версии, согласно которой, обсуждаемое нами обращение было написано для католической церкви, с целью усыпить ее бдительность. Многие считают, что именно благодаря ему, КЦ не сразу поняла, что к чему, а потому и не предъявляла к книге Коперника никаких претензий в течение довольно долгого времени.
    Наверное, в то время, когда считалось, что обращение к читателю было написано самим Коперником, эта версия имела право на существование, но ведь уже давно известно, что Коперник его не писал. Ну а если сам католик Коперник не считал нужным маскировать свою теорию в угоду КЦ, то с какой стати угодить КЦ возжелал бы лютеранин Осиандер?
    Да и вообще, дело в том, что накануне издания книги просвещенная и наиболее влиятельная часть КЦ во главе с самим папой приветствовала новое учение и тот факт, что его автором был католик. Епископа Вармии, к которой относился Фромборк, забрасывали письмами с вопросом, когда же, наконец, книга Коперника выйдет в свет.
    Мало того, много позже, когда возникшая после выпада Лютера проблема противоречия гелиоцентризма Библии станет уже очень актуальной и для КЦ, она еще долгое время не будет "хвататься за соломинку" - не будет признавать официально открытие Коперника всего лишь надуманной моделью для расчетов, хотя это могло бы избавить ее от многих проблем.
    В общем, на лицо все признаки того, что КЦ в данной оговорке не нуждалась, и, стало быть, это обращение предназначалось вовсе не ей! А это значит, что поиски истинной цели данного обращения придется продолжить.

(Продолжение http://www.proza.ru/2014/03/18/1262)


Рецензии