Возмездие или воздаяние-предисловие

               
                РАИСА БЕЗРОДНАЯ


                ВОЗМЕЗДИЕ или ВОЗДАЯНИЕ

                роман


     Светлой памяти
    моих дорогих родителей               
    с любовью и благодарностью
          посвящаю 
               
                ОТ АВТОРА

                Господи, благослови!
 
                В книге «Возмездие или Воздаяние» я сделала

                попытку раскрыть смысл, сказанного
 
                Господом в Нагорной Проповеди:

 «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но
 
меч. Ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью её, и

невестку со свекровью её»  (Евангелие от Матфея 10: 34-35).

  Значат ли эти слова, что Христос желает войн в мире, вражды в семьях?

 Конечно, нет! Учение Христа -  самое мирное: ибо в основе Его лежит Закон

Любви!

Любовь руководит всеми действиями Бога по отношению к человеку, и Он ждёт от

человека ответной любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею

 душею твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь.

 Вторая же, подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя»  (Евангелие

 от Матфея,22: 37 – 39).

   Однако не все соглашаются принять Его Учение, поэтому Оно становится

источником агрессивных войн и источником раздора  в лоне семьи.  Любовь

естественная сила, данная человеку при сотворении. В человеке заложены

Богокачества, которые присущи самому Творцу. «И сотворил Бог человека по образу

Своему, по образу Божию сотворил его, мужчину и женщину сотворил их»  (Первая

книга Моисеева. Бытие,  1:27). И наделил Бог нашего прародителя многими

добродетелями, главной из которых является любовь.
 
         Но образ Божий в человеке был искажен грехопадением прародителей.

 «Вместо Бога человек сам себя возлюбил бесконечною любовью…» (Св. Феофан

 Затворник).
 
Грех прародителей, так называемый первородный грех, - это восстание против

Бога, страстное желание иметь власть над миром независимо от Бога, Его воли,
 
это гордыня, искажённое и несоизмеримое представление о самом себе,

неуёмное желание жить не по заповедям Божиим, а «по своим похотям…» (Послание
 
Иуды 1:16). Грешник ставит себя выше Бога и превыше всех взаимоотношений с

окружающими его людьми.
 
     Первородный грех прародителей передаётся потомству. Все мы, потомки Адама,

зачинаемся в грехах, склонность к греху заложена в самой природе человека.

 Библия повествует о том, что люди не совершенны, от рождения грешны. «Се бо в

беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя» (Псалтирь, 50:7).  Мы

становимся причастны греху прародителей, когда отвергаем свою зависимость от

Творца и высшим авторитетом, руководящим нашей жизнью, признаём  лишь

собственное «я». «Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня

(Книга пророка Исайи, 1:2). Но! Любовь Божия никогда не лишала человека

милости, помощи, благодати: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего

Единородного, дабы всякий,  верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную»

(Евангелие от Иоанна, 3:16).  Христос на Кресте уничтожил грех. Бог говорит:

«свет пришёл в мир…» (Евангелие от Иоанна,3:19), придите и примите жизнь вечную.

   Благодать Божия даётся в Святом Крещении - это самый главный дар

Бога человеку. Святое Крещение смывает скверну первородного греха, но не

уничтожает его последствия: повреждённости человеческой природы. Христианину

прощаются все грехи, но от человека зависит, как он воспользуется этой

Благодатью. Чтобы крестившийся человек стал чадом Божиим, необходимо

свободно выбрать один из двух путей: быть с Богом, или быть против Него,
 
третьего не дано. «Кто не со Мною, тот против Меня»
 
                (Евангелие от Матфея, 12:30).
 
    Милость Божия проявляется и в таинстве покаяния. Таинство покаяния

было установлено Церковью в глубокой древности. Призыв к покаянию был первым
 
призывом, первой проповедью Христа: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство
 
Божие» (Евангелие от Матфея, 4: 17). Оно для того существует, чтобы вывести на

 свет то, что препятствует соединению с Богом, что препятствует человеку

жить по Заповедям Божиим, но от человека зависит, как он воспользуется этой

Милостью. «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит

нам грехи наши…» (Первое  послание от Иоанна, 1:9).
 
         Самый одержимый житейскими страстями, самый испорченный человек

искренне покаяться и получить прощение: «Блудника и разбойника кающаяся приял

еси, Спасе…» (Канон покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу). Но человек

свободен -  он может отказаться, отвергнуть или проигнорировать Божий дар. В

этом трагедия и ужас человеческого противления. В покаянии нуждаются все. «Если
 
говорим, что не имеем греха,  -  обманываем самих себя, и истины нет в нас»

(Первое послание от Иоанна, 1: 8). «Нет человека праведного на земле, который

делал бы добро, и не грешил бы…» (Екклесиаст, 7: 20).

    Безгрешен только Господь! «Воскресение Христово видевше, поклонимся Святому
 
Господу Иисусу, ЕДИНОМУ БЕЗГРЕШНОМУ…» (Воскресная песнь «Воскресение Христово

 видевше»).

        «Покаяние всегда прилично всем грешникам и праведникам…» (преподобный
 
Исаак Сириянин). Со слезами покаяния шли все те, кого Церковь почитает святыми

праведниками. И лишь идя этим путём, «узким» и «тесным», путём нищеты

духовной и глубочайшего покаяния, возможно спасение души. «Чем выше

нравственно, тем сильнее в нём сознание своего недостоинства и тем обильнее
 
покаянные слёзы…» (Архимандрит Сергий).

 Но, может быть, усиленное покаяние нужно лишь большим грешникам, а не для нас?
 
В Евангелии есть на первый взгляд, загадочная фраза: «Я пришёл призвать не

праведников, но грешников к покаянию» (Евангелие от Матфея, 9:13).

И Его часто обвиняли в том, что Он более имел дело с грешниками- блудницами и

мытарями, и менее с теми, кто строго исполнял закон Моисеев,  - книжниками и

фарисеями. Почему Господь не хотел иметь дело с «праведниками»?

Потому что те, кто почитали себя «праведниками», не имеющими  нужды в

покаянии, на самом деле пребывали в самообольщении, были гордецами, то

совершали грех, наиболее ненавистный Богу, были душевно неизлечимы из-за полного
 
отсутствия сознания своей греховности. Как таковых «праведников» вообще нет на
 
земле.

Пророк Давид говорил: «Все уклонились, сделались равно непотребными; нет ни

одного (Псалом 1, 13:3).

    А один старец (имя его осталось неизвестным) так говорил своему ученику:
 
«Однако ведай, сын, что не только я и ты, мнимые монахи, нуждаемся в
 
непрестанном трезвении и плаче, но и великие подвижники нуждаются в них

Услышь следующее духовное рассуждение: ложь от диавола; страстное воззрение на

женщину вменено Богом в любодеяние. ;  гнев на ближнего причислен к убийству; за
 
каждое праздное слово обетовано воздаяние. Кто же такой человек,  и где его
 
найти, который бы не ведал лжи, не был искушен вожделением, никогда не

прогневался на ближнего напрасно, в котором бы не нашлось празднословия,
 
который не нуждался бы в покаянии? (Святитель  Игнатий (Брянчанинов),

«Отечник», «Изречение старцев, преимущественно египетских, особливо же
 
старцев Скита, которых имена не дошли до нас», 49).

 К сожалению,  и сегодня среди нас есть люди, которые считают себя праведниками,
 
безгрешными, не нуждающимися в покаянии. Это самодовольные гордецы,
 
властолюбцы и себялюбцы, наиболее ненавистные Господу.
 
   Библия полна наставлениями, предостережениями, предупреждениями,

увещеваниями: «Уклоняйся от зла, и делай добро, и будешь жить вовек» (Псалтирь,

37:27). «Скорбь и теснота всякой душе человека, делающего злое… Слава же и честь
 
и мир - каждому делающему доброе…» (Послание к Римлянам, 2: 9 – 10). «Ибо
 
приидет  Сын Человеческий во славе Отца Своего с Ангелами Своими; и
 
воздаст каждому по делам его» (Евангелие от Матфея, 16: 27). «Соблюдение

правосудия - радость для праведника и страх для делающих зло» (Притчи, 21:15).

    Законы возмездия и воздаяния действуют в каждой стране, в жизни людей всех

поколений. За любовь к Богу, любовь и заботу о ближнем воздаётся человеку благо;
 
сеющий зло получает возмездие не только сам, но передаёт его и собственным
 
потомкам: «… беззаконные будут извержены, и потомство нечестивых
 
истребится» (Псалтирь, 37: 28). Возмездие готовится руками самих грешников. Не

Бог-мститель явится с бичом для воздаяния, а сам грех обрушится на преступника.
 
«Вот, нечестивый зачал неправду, был чреват злобою… Рыл ров, и выкопал его, и

упал в яму, которую приготовил. Злоба его обратится на его голову, и злодейство
 
его упадёт на его темя» (Псалтирь 7:15 – 17).

  Сколь велика любовь Бога к людям, столь велики ослепление и злоба грешников на

земле.   Мы, живущие «в конце времён», являемся свидетелями ожесточённой


борьбы между Божественной Любовью и сатанинской ненавистью, между добром

злом, как в мире, так и в отдельных семьях.

   Конкретные исторические события, происходящие в мире, реальные события,
 
происходящие в семьях, подтверждают эту истину.
 
      Мир- дар Божий!  Великое отступление от заповедей Божиих приводит к

войнам.
 
В основе войн лежит стремление властвовать. Развязывающие агрессивные войны 

пересекают грани добра и зла.
 
   В книге раскрываются  причины тяжёлых оборонительных войн, которые

пережила Россия в XIX и в XX веках. Именно эти войны явились духовными вехами в

 её истории, во многом определили её дальнейшее развитие вплоть до сегодняшних

дней.

     Надеюсь, что интересны будут для читателей объективные повествования об

оказании помощи со стороны Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери в

справедливых освободительных войнах нашего Отечества против захватчиков

разных мастей.
 
    В то же время предупреждением для будущих поколений являются события,
 
происшедшие в Крымской (1853 – 1856) и Русско-японской (1904 – 1905 ) войнах.

 Непослушание Гласу Божиему привело к роковым последствиям в этих войнах,  к

суровому, но праведному наказанию за неверие, нравственную и духовную

распущенность.

 Властолюбие, эгоизм одних  против тех членов семьи, которые живут по

Законам Божией Любви, приводит к вражде в семьях. Сатанинская тёмная сила в лице

 Марго,Евфры и других персонажей сконцентрировала все свои силы, ополчилась на

силы добра. Эти персонажи вызовут отрицательные эмоции даже у самых равнодушных
 
читателей.

   На фоне этих  служащих дьяволу лиц ещё прекраснее предстают светлые лица

Волжаниных, православного адмирала Макарова, монаха Григория.  В центре – образ
 
Зиновии. Пройдя через неимоверные испытания, она не растратила сострадания,
 
душевного тепла, Божией Любви.  Есть в книге и те, кто оказался зомбирован


дьявольскими силами, например, Иван, поднявший руку на свою мать.
 
 С рождения даруется человеку жизнь, таланты и свобода воли, то-есть  свобода
 
выбора пути: добра или зла. ДА! ТРУДНЫЙ ВЫБОР!  Есть только два полюса: Бог и
 
сатана. Идёт непримиримая борьба между добром и злом, между сатаной и

человеком, душой и телом. Несмотря на  торжество во многих случаях зла, книга


полна оптимизма: поднимаются  во всём былом великолепии поруганные святыни,

молодые люди идут служить в Божии храмы.
 
    Конечно, силы зла ещё сильны: убиты на Пасху иеромонах Василий, инок

Ферапонт, инок Трофим в Оптиной Пустыни; убит по дороге в храм Александр Мень;

архимандрит Пётр в Форосском храме…

     Да, Божия Любовь утверждается в беспощадной борьбе со злом.  Надеждой на

конечное преображение мира, окончательную победу добра над злом живёт

христианская Православная Церковь. Конечная цель истории -  полное торжество

Божественной Любви.


                БЛАГОСЛОВЕНИЕ

        настоятеля  храма св. Иоанна Златоустого г.Ялты

                протоиерея Владислава Шмидта

   Книга Раисы Безродной «Возмездие или Воздаяние»  не единственная в своем роде

 попытка осознать историю нашего Отечества через семейную летопись. И это

радует. Мы все -  наследники наших предков. В жизни каждого из нас они

присутствуют не только в зримых образах и воспоминаниях, но и в памяти крови, в

том, что стоит за нашими мыслями, мечтами, поступками.

  Осуществленная идея человека, как образа Божия,  формируется через нашу

свободную волю и свободу выбора, когда мы избираем добро и отвергаем зло.

  Автор последовательно и твердо отстаивает в тексте своего романа  главную

мысль -  настоящая свобода возможна только в том случае, если человек

освобождается от рабства греха. Такому человеку уже не страшны ни внешние, ни

 внутренние искушения и соблазны.

   Особо ярко и выпукло мы видим раскрытие этой мысли в хронологическом

контексте исторических событий XIX и  ХХ веков, когда,  по слову Александра

Блока в поэме «Возмездие»:
               
                Ещё страшнее жизни мгла.
                (Ещё чернее и огромней               
                Тень Люцеферова крыла).
               
Противостоять этой тьме было возможно только светом Божественных заповедей,

 чистотой своих мыслей, благородством поступков.
 
   Главная тема романа,  как и главная тема любого достойного литературного

произведения, умение жить с Богом, история отношений между людьми и Господом.

 Как говорит великий святой Исаак Сирин: «Помирись с собой, и с тобой помирится

 земля и небо».

  Стяжание этого мира - задача всех нас,  и персонажей романа, и читающих его

 строки.  Временная жизнь, как краткий миг между рождением и смертью, дана

для того, чтобы,  будучи испытанными, предстать пред очами Того, кто Один только

 имеет власть совершать воздаяние.

   Страшная историческая трагедия, описанная в романе и отразившаяся в судьбе

всех ее героев, это поучительная притча о том, как важно для человека отыскать и

 сохранить высокие жизненные ориентиры, ту нетленную систему ценностей, которые

возвышают всех нас над природным хаосом и духовным распадом.  Да благословит

Господь Бог настоящий труд и труд боголюбивых читателей, для которых он послужит

добрым уроком.






 
               
               
                Краткое содержание
               
 
               
               
                В романе "Возмездие или Воздаяние"

                раскрываются причины тяжёлых оборонительных

                войн, которые пережила Россия.

                Мир-это Дар Божий. Но стремление властвовать

одной страны над другой приводит к войнам. Нет ни одной страны в мире, которая
 
бы испытала столько нашествий, как наша Русь. От седой старины Святая Русь в

трудных, трагических  и безнадёжных ситуациях, выпавших на её долю, ощущала

незримый Покров Божией Матери, поэтому её называли «Домом Пресвятой

Богородицы». Периодически русский люд отступал от Бога, столь же закономерно

за этим следовало свыше вразумление. Всеобщее молитвенное покаяние спасало

Святую Русь, когда весь народ с плачем возносил свои молитвы перед

чудотворными иконами Божией Матери. В романе читатели познакомятся,
 
погибали в этих войнах главные герои книги, как воспринимали их гибель матери,

дети, жёны.

Нарушение Заповеди Божией: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя»

становится источником раздора в лоне семьи. Властолюбие, эгоизм одних –

против тех членов, которые живут по Законам Божией Любви, приводит к
 
вражде.

Тем, кому нравятся произведения о любви, найдут в романе достаточно

страничек об этом светлом чувстве.

Эпиграфом романа являются слова Блаженного Августина: «Господи, ты создал

нас для Себя, и мятется душа наша, доколе не успокоится в Тебе».  Бог создал

человека, чтобы он шёл к Нему, и только в Нём человек найдёт покой. Мы, дети

земли, мы творение Божие, идём, а иногда слепо бредём, пока не перейдем в

вечность. И необходимо сегодня, сейчас, задуматься, какими мы предстанем пред

Ним. Всмотритесь в картину гениального Голландского художника Рембрандта

«Возвращение блудного сына», в ней отражена знаменитая притча Иисуса

Христа о блудном сыне. Эта притча – рассказ о грехе, о покаянии, о

вероотступничестве от Бога. Смысл, что люди хотят жить по своим похотям, а

не по Божиим Заповедям. Они хотят быть себе, как боги. Грех – это отступление

от Творца, это служение дьяволу, это состояние безумия. Обращение души от
 
греха к Богу - это воскресение от смерти к жизни. Именно эту притчу так

гениально отобразил в своей картине Рембрандт. Это картина о каждом из нас: о

завершении всех земных  путей, где будет  встреча с милосердным Отцом. К этой
 
встрече мы сегодня, здесь  на земле, должны непрестанно  готовиться.

                P.S.

               Исправленное и дополненное в августе 2023год

      
      
               
               

   
               

 


      

 
   


         
 
               















               


Рецензии
К сожалению, нет времени прочитать все, но то что прочитал понравилось.

Владимир Шарик   29.08.2014 23:10     Заявить о нарушении
Володя!!! СПАСИБО ВАМ!!!

Раиса Безродная   11.09.2014 21:43   Заявить о нарушении