Поэма о Втором Отряде

Если в первые минуты и часы движения Второго Отряда девочки разбегались из его рядов куда глаза глядят, то уже на третий день поездки в него было не попасть.
Метаморфоза произошла в поезде Качканар-Феодосия, двигавшемся через Свердловск, Челябинск, Волгоград, Керченский пролив четверо суток.
А кто придумал Второй Отряд, состоявший из одних только девчонок?
Не буду ложно скромничать, дорогой мой читатель!
Этот удивительный Отряд придумал Ваш покорный слуга!
Если углубляться в предысторию, то его происхождение тесно связано с идеями Ивана Васильевича Звягина, директора знаменитой школы номер Шесть города Качканара. Среди прочих его супер идей особняком стоит идея Шахматного Всеобуча, точнее идея включения шахмат в перечень обязательных к изучению в школе дисциплин. Сам Иван Васильевич был прекрасным математиком и преподавателем оной, а наряду с этим ещё и сильным любителем шахмат, игравшим на грани первого разряда и разряда кандидата в мастера. Он создал в школе специальный шахматный кабинет и привлек к работе с шахматистами еще одного преподавателя математики в своей школе - Геннадия Васильевича Некрасова. Класс делился пополам и мальчики шли на урок шахмат, а девочки на домоводство. Правда одной-двум из класса, желавшим играть, разрешалось идти с мальчиками на шахматное занятие. Но Иван Васильевич страстно желал обучать всех поголовно и потому ему требовался еще один шахматный тренер - на девичью половину класса. И тут он оказался в одном купе с моей мамой. Они познакомились и мама поведала ему о непристроенном на тот момент сыне, уволенном из школы за полную педагогическую несостоятельность. Он предложил ей прислать меня для личного знакомства в Качканар.
Собственно с этого и начинаются и Модульная Школа, и Мультиплетное Расписание, и Школа Старшеклассников, и частный колледж Сурмико. Но первое, что началось - это моя педагогическая состоятельность, обретённая в горниле тридцати шести одинаковых уроков в неделю с девичьими учебными группами. Цель была достигнута. Школу мы обучили полностью. А еще много-много детей из других школ города Качканара.
Занимаясь исключительно с девочками я постепенно разобрался с этим сложным ученическим материалом, и если летом 1985-го года девочки из второго отряда пионерлагеря "Чайка" буквально вили из меня верёвки и я наконец позорно бежал из отряда и лагеря в целом, то к лету 1986-го года я сам мог свободно вить верёвки из сколь угодно сложного девичьего коллектива. Позднее мне выпало еще раз поработать с чисто девичьим коллективом - академической группой "Ермак" в городе Урае. В "Ермаке" сошлись двадцать четыре девочки в выпускном классе Школы Старшеклассников. А вот в конце мая 1986-го года в выездном пионерлагере Качканара в одном отряде сошлись поначалу тридцать девять девочек из Качканара, Кушвы, Красноуральска и Нижнего Тагила.
Но сначала было собрание воспитателей пионерлагеря в профкоме Качканарского ГОКа, на котором составлялись списки формируемых отрядов. Точные цифры сейчас не вспомню, но смысл был таков, что число девочек по всему лагерю было на сорок человек больше числа мальчиков и было очень много девочек 1973-его года рождения, то есть представительниц самого взбалмошного школьного возраста. От седьмых и восьмых классов опытные педагоги школ всегда бегали. Уж очень трудный возраст. Девочки созревают раньше мальчиков и у них съезды начинаются раньше. Оттого группа тринадцатилетних девичьих излишков не вызывала энтузиазма ни у кого из присутствовавших. И тогда я предложил выход: "Давайте создадим второй отряд из одних девочек и включим в него всех этих сорок трудностей!"
- А вы справитесь, Алексей Алексеевич? - спросило руководство.
- Да я целый год с ними только и делал, что справлялся, - самоуверенно заявил я в ответ.
Так и возник мой великий Второй Отряд. Виртуально.
Утром в день отъезда возле дверей Дворца Культуры в центре города развивалась трагикомедия.
У меня много всяких комплексов, но с детства доминирует главный - я сам себе решительно не нравлюсь и убеждён, что ни один нормальный человек не пожелает оставаться со мной рядом при первом поверхностном знакомстве. Ибо я произвожу отталкивающее впечатление. Неопрятен, уродлив, несвеж. Некрасивое искривлённое лицо, непричёсанный вид, не смотрящаяся одежда. В общем - ужас. Конечно это не ужас! ужас! ужас! но всё же Ужас, как поётся в одном старом добром анекдоте.
И вот  этот механизм отталкивания тем утром заработал на полную катушку. Родители и отправляемые в лагерь девочки приближались ко мне, несколько  мгновений озирали это чудо отечественной педагогики и быстренько бежали к директору лагеря, шептались с ним и записывались в другие отряды. Из сорока человек к моменту посадки в вагоны у меня с трудом набралось двадцать шесть испуганных девочек, которым просто некуда было уже деваться. Родители, как я понимал, уже жалели о том, что отправили ребенка в лагерь, в котором обретался такой урод.
Уверен - мысли об отказе от меня у директора лагеря были. Но воля Ивана Васильевича Звягина была непреклонна и перечить ему не решался в городе никто. Непререкаемый авторитет - вот что он положил на чашу весов, отстаивая мою кандидатуру. был и еще один фактор: в тот год Чернобыльской катастрофы в Крым никто особо не рвался и это и был мой крошечный шанс, каковым я и воспользовался в полной мере.
Но я уже был не тот робкий начинающий воспитатель, каковым уезжал в "Чайку" год назад. О, нет! Я уже превратился в монстра. Правда в силу частичного бегства из моего отряда детей другие воспитатели успели ещё вырвать себе одно удобство за мой счет - в четырех вагонах все размещались целыми отрядами в одном вагоне а моих двадцать шесть девочек разбросали по отдельным купе по всем четырем вагонам.
Но именно это я использовал не как недостаток, а как гигантское преимущество и когда в Феодосии мы выгружались, мой отряд солидно "распух" и я уже не брал в него новых детей, хотя от желающих ко мне попасть не было отбоя!
Секрет успеха был прост! Мы с девочками организовали внутриотрядную "Почту"! И межвагонная переписка внутри отряда началась! И развивалась бурными темпами. В Феодосии директор лагеря сказал мне:
"Уважаю! Это гениальное изобретение, Алексей Алексеевич!"
Такое внутриоотрядное сплочение было достигнуто потому, что:
во-первых - единый возраст и полное взаимопонимание на почве общности интересов и общего развития;
во-вторых - характерное для этого возраста стремление к интенсивному общению;
в-третьих - наличие подходящего материального субстрата и в целом позитивная к активности такого рода обстановка.
Девочки писали друг другу письма и письма пачками передавались из вагона в вагон, а я просто выполнял свою любимую с детства работу письмоносца  и доставщика телеграмм.
Всё это я дополнял морем микроигр с каждой группой девчонок в вагонах. Все остальные ехали вместе и переписываться было не так интересно, а вот разбросанность по составу создавала идеальные условия для этой "опоясывающей сказки". Так называют сказки, внутри которых обретается много малых сказок. Например "Тысяча и одна ночь" или "Декамерон". И наша межвагонная "Почта" стала той опоясывающей сказкой в которой девочки почувствовали сами себя малыми прекрасными сказками. И с этой сказкой Второго Отряда они не захотели расставаться даже через год после пионерлагеря. И Второй отряд еще раз собрался в Качканаре летом 1987-го года. Не все смогли приехать, но связи девочки между собой не теряли. А потом началась трансформация и Второй Отряд растаял в ней как прекрасный фрегат исчезает в утреннем тумане.
А мне мой Второй Отряд снится все эти годы. Ему уже двадцать восемь лет, а эта суперсказка не отпускает меня и я все стараюсь выкроить время, чтобы описать эту сказку сказок моей жизни.


Рецензии