О чём сказал метеорит

                Кто бы что ни говорил, а я, как родившаяся в Челябинске, решила сама своими глазами посмотреть, что же там метеорит натворил.   Вот и поехала навестить свой город.                Поезд  уже прошёл  мимо Уральской гряды, уже позади столб с указателем   «Европа- Азия», вот  и  Челябинская  область…Все пассажиры вглядывались  в окна, спрашивали друг у друга: «А мимо Чебаркульского озера мы будем проезжать?», «А ту дырку в озере мы увидим?». « А шо там можно увидать!»… 
  На вокзале меня встретила сестра . На ней чёрные очки. А на дворе ещё только март, солнце не очень яркое… Не успела я  задать свой  вопрос, как она  сказала:
- Когда вспышка была, я  у окна стояла и смотрела, что там летит. Свет был такой, что получила ожог роговицы . .. Думали, что СУ*-шка падает,  у нас же недалеко авиаполк разместили…
           Итак, первая информация  была получена.
По приезду обзвонила всех, с кем  хотела бы повидаться.
Насколько мне было интересно встретиться с ними, а заодно узнать, как они падение метеорита пережили, настолько им было интересно узнать всё о моей жизни.
           И вот уже слушала  истории.
    Рассказы начались   в тот же вечер в доме сестры.
   Сразу после рабочего дня прибежала племянница. К ужину  подошёл её муж.
   О моих делах вопросов меньше всего. Весь разговор крутился  вокруг метеорита. Рассказывали взахлёб, кто  что вспомнил.
              - Мой стол возле самого окна, -  рассказывала  племянница,-  на уровне с подоконником.
На подоконнике кактус в горшке стоял. И вдруг этот горшок сам по себе ко мне на стол переехал. А наш сотрудник, что стоял напротив окна, отлетел в сторону двери и удачно приземлился. Всё бы ничего, да только глаза его от удивления сильно расширены были. И я на тот горшок смотрю, ничего сообразить не могу. Это ударная волна от взрыва. Ослепительный свет  и звук взрыва. Говорим, что Су*- шка прямо над нами, близко разорвалась. Наш  начальник  вбегает, бледный, растерянный и говорит, чтоб мы все в подвальный этаж спустились. Одна сотрудница стала отпрашиваться, мол надо в детсад сбегать, посмотреть, не случилось ли какой беды… У неё там сынишка в младшей группе. Тогда он тут же говорит:
        - Все бегите домой, посмотрите, как там . ..Что случилось, не знаю. Ни информации, ни сигналов тревоги нет. Все телефоны отключены.
         А все мобильники, электричество, техника - всё отключилось. Информационный вакуум. Спускаемся по лестнице. Из других отделов тоже люди к выходу бегут. Вдруг одна наша сотрудница круто разворачивается  и назад бежит. Начальник:« Куда?» А она: «Я же не оделась. Я шубу новую сегодня первый раз одела. Она там осталась.» На улице зима ещё не кончилась: мороз, снег…
         Я  прибежала домой. Открываю дверь и сразу в глаза чёрный цвет кухни. Дом-то старый. За пятьдесят лет, наверно, ни разу вентиляцию не чистили. А тут от ударной волны вырвало вентиляционную решётку, и всё то, что в трубе было- сажа, грязь, голубинные перья и голубинный  помёт… всё- на кухне. Отмывала два дня. Стёкла наши целые. А в других квартирах, где старые рамы стоят, стёкла из окон  вылетели…
      Эстафету рассказов принял её супруг. Он работает в сталеплавильном цехе металлургического комбината.
               -  Когда грохнуло, все от печи  сразу побежали к выходу. В нашем цехе всё нормально. Решили, что что-то случилось на  второй печи. «Летим»  к ней. А от неё, по направлению к нам  уже тоже рабочие бегут. Встретились,  и теперь решили, что это что-то произошло на третьей печи.
 Теперь уже вместе бежим к ней. А от неё уже тоже народ бежит. Подбегаем к входу. А оттуда вылетает  молоденькая   оператор с испуганными глазами, подбегает к начальнику цеха и докладывает: « Печь работает в нормальном режиме.» 
         Так что не все поддались панике!  Ведь  у печи, практически, она одна осталась. Все после взрыва бросились выяснять, где и какая авария случилась, а она  за всех – на посту!
       
         Сестра, проработавшая много лет  на  металлургическом комбинате, тут же, смеясь, добавила:
       - Вчера по телевиденью на первом канале в новостях рассказывали, что в Челябинске находят обломки от взорвавшегося метеорита. Теперь  на каждом километре на дорогах мужики стоят, кусочки метеорита продают . А эти кусочки , точь - в-  точь, как  кусочки из отработанного кокса. У нас в коксовом цехе много таких. Их берут для  подсыпки вместе с гравием на дороги. Теперь находят и продают. И верят им, и покупают!
          Назавтра встретилась я  со своим бывшим однокурсником. И сразу же попросила  рассказать, как он момент падения метеорита пережил. Работает он заместителем руководителя большого предприятия .
- Да ничего,- говорит,- я был на планёрке занят. Там страсти производственные кипели. Только вот вышел  из конторы на улицу и вижу- машина стоит ко мне задом, а впереди такой свет сильный сияет. Думаю, кто это в светлое время суток фары включает в стоящей машине. Тут ко мне   сотрудник из цеха бежит и кричит, что стекло из  крыши цеха - фонаря выпало. А это как раз вспышка от взрыва была.  и, падая, ребром прошлось по  спине   одной работницы: рана большая и кровь хлыщет. В больницу увезли, швы пришлось накладывать…
       Вечером получаем  информацию, что погибла женщина : вышла из квартиры   и попала под падающий шкаф, что на лестничной клетке стоял. Соседи переезжали, приготовили мебель к выносу на погрузку в машину.  А тут такое случилось…
     Через пару дней  поехала  я на посёлок, где выросла. Путь через весь город. Разрушенные стены  корпуса одного из цехов цинкового завода, почти напротив –стены лакокрасочного завода с облетевшими кусками штукатурки, во многих окнах вместо стёкол –фанера. И многие стены домов  с осыпавшейся покраской выглядят убого и сиротливо…
       Встретилась  и с давней подругой, теперь живущей в Чебаркуле. Спросила, как жители города отреагировали на падение метеорита, ведь было сообщение, что метеорит упал в их  озеро Чебаркуль. Смеялась моя подруга, что ничего не почувствовали. А там, где отмечено падение, вообще только небольшая  лунка…
           Прошло более полгода. В октябре упавший   кусок метеорита  всё-таки был извлечён со дна озера  и отправлен в  краеведческий музей  в Челябинске.
    Я  же тогда, по  пути домой, и долго по возвращении, перебирала в памяти всё услышанное и увиденное, а в голове одна только мысль крутилась: о чём предупредило нас небо.
     …В моей памяти сохранилось много  эпизодов, связанных с какими-то необъяснимыми совпадениями в жизненных ситуациях. В таких случаях говорят о приметах. Наверно, народные приметы в том или ином случае и возникали именно из многих совпадений, которые откладывались в народной памяти.
        Говорят в народе: услышишь, что птичка постучит в окно, жди беды. По-разному люди относятся к приметам, - кто верит, кто не верит. Лучше, наверно, не верить, но на всякий случай помолиться,  да перекреститься. Господь услышит, да убережёт.
        Так вот, в конце лета 2012 года, это немногим больше полугода  до падения  метеорита, получившего название «Чебаркульского», пригласил меня на свою дачу за яблоками мой бывший коллега, да сообщил, что у него есть интересная находка, которую хочет мне показать.
       Собрали яблоки, присела отдохнуть. А он  баночку принёс, крышечку снял и рассказывает:
- Представляешь, 21 июля ночью слышу сквозь сон, как камень ударился в стекло, проскользнул по нему и упал под стеной. Посмотрел на часы - полвторого. Жена в соседней комнате тоже услышала, заходит ко мне. Удивляемся, что бы это могло быть. Камней у нас на участках нигде нет, бросать в окно кому-либо,  да и зачем, вроде бы, тоже ни к чему. Утром вышли, пошли искать и нашли вот этот кумушек. Сразу понял, что это кусочек метеорита. Отвёз в  промлабораторию к своему знакомому. Он обследовал его и подтвердил, что это внеземного происхождения: слишком много железа и калия. Определил удельный вес: для такого маленького кусочка слишком велик. Вот теперь думаю, может его куда-нибудь отправить для исследований…
        Честно сознаюсь, что слушала его  и почувствовала, как  появилось у меня в тот момент  в  душе какое-то смятение. В памяти
несколько горестных событий, связанных со стуком в окно, и не связанных  с конкретным человеком или событием, а именно, с  чем-то необъяснимым: неожиданный стук форточки при закрытых ставнях, птичка в окно клювом постучала… И все, как - будто, о чём-то предупреждали…
        А предупреждения  эти заканчивались горестным сообщением или событием.
        Тогда  я о том ничего не сказала коллеге.
        Приехав с дачи, включила интернет, чтобы  узнать  что-либо о метеоритных дождях. Оказалось,  что метеоритные дожди в летнее время явление довольно частое. И я успокоилась.
        Прошло около трёх месяцев. Как-то разговорились с сестрой, вспомнили покойную маму, и  она мне рассказала, что перед  маминой  смертью птичка в окно постучала. Снова я вспомнила про незваного небесного гостя к моему коллеге. Решила позвонить ему, мол,  хочу узнать, как дела.
        Трубку подняла его супруга. С огромной горечью тут же мне рассказала, что только что пережили большое горе: скоропостижно скончалась их сорокатрёхлетняя дочь. Вышла из дома, остановилась возле подъезда, осела…  Пока скорая помощь приехала,  дочь их  уже не дышала- остановилось сердце. Плача, женщина причитала :
   - Говорила я ему,  чтоб тот камень в доме не держал, выбросил. Так нет же - метеорит к нему свалился!..
       Конечно, хочется думать, что это было лишь случайным  совпадением.
       А через  полгода   над Челябинском метеорит разорвался! И мелкие осколки сыпались повсюду: на дороги, крыши, в ветви деревьев, ударялись в окна.
       Тунгусский метеорит, упавший в 1908 году, не оставил после себя осколков. Это было ядро небольшой кометы, взорвавшейся при вхождении в плотные слои атмосферы. И всё-таки ещё долго люди задавались вопросом, о чём он предупреждал землян, а через три года началась первая мировая война.
     Позади век.  Теперь мои оппоненты могут сказать в мой адрес:
      -  Не каркай!
      А душа-то болит!
      Чебаркульский  метеорит оставил после себя множество обнаруженных осколков. Не прошло и года, а на нашем континенте, в Украине, стало неспокойно. И тому, кто разжигает вражду между людьми, городами, нациями, только власть подавай, а дела им до детей да матерей, стариков  нет. Вот и думай, чем дело кончится…   А боль в сердце оттого, что из-за глупости и жадности, желания власти и жестокости  кровь добрых людей прольётся.  Не  предупреждало  ли нас небо…
       Лежит под большим прозрачным колпаком в музее Челябинска огромный тяжёлый кусок небесного  «пришельца». Приводят к нему школьников и рассказывают о взрыве метеорита высоко над землёй.               
   А я, сейчас, живя в Белоруссии,  никак  не могу  забыть о том взрыве, и не думать  о том, что взорвался мир в Украине, здесь рядом, на Земле.  Может быть, я неправа?.. Может быть.
   Март 2014       

*) СУ-шка – военный самолёт - истребитель


Рецензии