Возвращение

Была глубокая ночь, и почти все посетители уже разошлись. В баре оставались всего несколько человек, они сидели, переговариваясь тихими голосами. Обычно в будние дни к полуночи в баре уже никого не оставалось, и можно было закрываться, но в этот день посетители засиделись допоздна. Официантка ещё раз обошла столики, спросив, не нужно ли клиентам чего-нибудь. Записав заказы в блокнот, девушка подошла к барной стойке и, положив поднос, устало вздохнула:
- Шкипер, ещё один апельсиновый сок за третий стол и два пива за пятый.
Бармен, пожилой коренастый человек со шрамом, пересекающем правую щёку, взял чистые стаканы и налил в них пиво. Пока он доставал сок, официантка посмотрела на часы.
- Поздно уже, - проговорила она, зевая. – Когда они разойдутся? Нам пора закрываться.   
Шкипер совсем не выглядел уставшим, он поставил полные стаканы на поднос и весело подмигнул официантке. Девушка вымученно улыбнулась и медленно двинулась к третьему столику. Бармен протирал бокалы и поглядывал на большие старинные часы, висевшие на стене. Официантка ещё раз окинула взглядом бар и вернулась к стойке. Она положила поднос и села на высокий стул.
- Устала? – Шкипер улыбнулся.
- Ещё как, - сказала девушка, зевая.
- Хочешь кофе?
- Не откажусь. – Девушка поставила локти на стойку и с улыбкой следила за ловкими движениями своего шефа, который то и дело поглядывал на часы.
Шкипер поставил перед девушкой чашку с горячим ароматным напитком и снова бросил взгляд на часы.
- Ничего, скоро они уйдут, и можно будет закрываться, - сказал девушка, подув на кофе.
- Да, уже скоро, - рассеянно проговорил Шкипер.
- Вы кого-то ждёте?
- Да, жду.
Девушка пожала плечами и отпила из чашки. Шкипер был человеком со странностями, это все знали. К нему часто приходили какие-то необычные люди, они садились за стойку и вели с барменом разговоры на темы, которых никто не понимал. Да и сам Шкипер был весьма загадочным – о нём никто ничего не знал (за исключением, может быть, его странных знакомых), зато он, казалось, знал всё и обо всех. И при этом никогда не задавал вопросов. Когда девушка пришла устраиваться на работу, он сказал, что она ему подходит, только взглянув на неё. А ещё он всегда говорил, что в баре не бывает случайных посетителей, что все они приходят сюда не просто так. Поэтому здесь никогда не случалось ссор и драк.
- Допила? Иди, отнеси им счёт, – голос Шкипера вывел официантку из раздумий. – Господа, бар закрывается!
Посетители, весело бормоча что-то, расплатились и по одному вышли из бара.
- Всё, можешь идти, - сказал Шкипер своей помощнице. - Вызови такси.
- А вы?
Шкипер нахмурил брови и строго посмотрел на официантку. Девушка пожала плечами и пошла переодеваться. Когда она вышла, чтобы попрощаться со Шкипером, он по-прежнему протирал бокалы.
- Спокойной ночи, - сказала девушка, положив на стойку ключи от подсобки.
- До завтра, - Шкипер слегка улыбнулся и убрал ключи.
В этот момент дверь открылась и на пороге появился молодой человек. Он нерешительно шагнул вперёд и тихим голом сказал:
- Здравствуйте. Здесь открыто?
Официантка открыла рот, чтобы ответить, но Шкипер её опередил:
- Да, входите. – Он вопросительно глянул на девушку и кивком указал на дверь.
Молодой человек прошёл и сел за стойку. Он снял капюшон, и пригладил белоснежные волосы. Парень выглядел уставшим, был очень бледен, под глазами залегли тени. Официантка окинула его любопытным взглядом, но, увидев сердитое лицо Шкипера, поспешила к выходу.  Когда дверь за ней закрылась, Шкипер спросил ровным голосом:
- Что будете заказывать?
- Я… не знаю, - пробормотал молодой человек, рассеянно оглядываясь.
Шкипер поставил перед ним чашку кофе. Посетитель отрешённо взял чашку и ещё раз обвёл помещение блуждающим взглядом. Шкипер молча протирал бокал и поглядывал на сидящего напротив человека. Тот всё ещё крутил головой, осматривая бар. Потом он повернулся к Шкиперу и поставил чашку.
- Ну, как вам у нас? – спросил Шкипер.
- Хорошо, - молодой человек одобрительно кивнул. Он посмотрел на Шкипера, слегка прищурив глаза. – Вы меня ждали, не так ли?
- Верно.
- Вы знали, что я приду. Вы знаете, кто я, - молодой человек теперь говорил  чётко и уверенно. – Вам также известно, откуда я пришёл, куда я направляюсь, и что собираюсь сделать.
- Всё так. А ещё я знаю, что вы ищете.
Молодой человек вопросительно посмотрел на Шкипера.
- По-вашему, я что-то ищу? И что же?
- Ответ на вопрос.
- И вы мне его скажете? – Посетитель усмехнулся.
- Да. Но ответ не имеет смысла, пока не задан вопрос. - Шкипер смотрел на собеседника в упор. – Десять-пятнадцать минут ничего не решат, верно? Этого времени достаточно, чтобы вы озвучили свой вопрос.
- Ну хорошо. Слушайте.
***
С самого детства я считал себя особенным, не таким, как все – довольно распространённое заблуждение, и, вместе с тем, распространённая истина. С одной стороны, каждый человек индивидуален, с другой – все одинаковые. Проблема в том, что каждый считает себя уникальным, а всех остальных – безликой серой массой. Так было и со мной.
Я всегда хотел быть героем. Не знаю, откуда это взялось – от воспитания или это было заложено в моей природе. Знаете, спасать мир, показывать людям истинный путь, помогать осознавать и исправлять ошибки, учить их жить правильно… В общем, я считал, что смогу стать этаким новым мессией, думал, что мне это вполне по силам. Наверное, многие в юности проходят этот этап, считая себя особенными. А ещё меня природа наградила яркой внешностью, и это прибавляло уверенности в свое исключительности. То самое ощущение, когда ты – избранный.
И мне повезло. Так я тогда считал. Меня выбрали. Это случилось, когда я учился в выпускном классе. Мы поехали на автобусную экскурсию в соседний маленький городок, провели там весь день – ходили по музеям, фотографировали памятники, глупо шутили. Домой возвращались уже вечером. Наш водитель уснул за рулём. Как потом выяснилось, он работал третьи сутки без отдыха. Больная жена, трое детей – обычная ситуация. В общем, наш автобус слетел в канаву и перевернулся. Помню, что ударился головой и отключился. Это длилось всего какое-то мгновение, но в эту секунду я понял, что меня избрали. Я пока не знал, кто меня избрал и для чего именно, но я был уверен, что скоро всё откроется, что моя миссия уже передо мной.
Я пришёл в себя. Я отлично помню, как наш автобус переворачивался, я видел это как в замедленной съёмке. И я оказался единственным, кто вообще не пострадал. Я как-то сразу понял, что нужно делать – сумел разбить стекло и помог выбраться своим одноклассникам. И при этом я был абсолютно спокоен, действовал так уверенно, как будто долго тренировался, готовясь к этому событию. Я вытаскивал людей, живых и уже нет, из того, что было экскурсионным автобусом, так, как будто готовил кофе к завтраку. И даже не волновался. Я знал, что делал.
Потом, конечно, приехали службы спасения, журналисты, благодарные родители. Собственно, к тому времени, когда прибыли спасатели и врачи, я уже всех вытащил. И вот – я стал героем. Мечта осуществилась. Волшебное чувство. Весь мир в твоих руках. Весь мир в моих руках. И я выбрал этот путь.
Я вёл блог в Интернете. До случая с автобусом ко мне редко кто заглядывал, только друзья и одноклассники, а после того, как меня показали во всех новостях, количество читателей моей странички выросло в сотни раз. Подписчики, так называемые друзья в социальных сетях – все они выражали восхищение моим поступком, комментировали и цитировали мои записи. Вероятно, многие тогда думали, что это не надолго – что моя слава рассеется так же быстро, как и появилась. Но я знал, что это не так.
Мне стали задавать вопросы, просить совета. И я никогда не отвечал этим людям бездумно – я вникал в суть каждой описанной ими проблемы. Я всегда знал, как нужно им ответить, чем помочь. Правильные слова находились сами собой.
Со временем люди стали воспринимать меня чуть ли не как ясновидящего, собственно, я им был. Мне даже предложили написать книгу, что я, конечно, и сделал. Книга стала бестселлером, и моя популярность ещё больше возросла. Кроме последователей появились и разоблачители. Было забавно наблюдать, как эти люди, которые ровным счётом ничего обо мне не знали, пытались выставить меня фокусником, обманщиком или мошенником. Я не отвечал – мне просто нравилось наблюдать за этими людьми, зная о них и их проблемах больше, чем они сами. Я мог бы помочь каждому, сделать их жизнь лёгкой и правильной, и они стали бы мне поклоняться. Но ведь они не просили о помощи – зачем менять свою жизнь? Это такой тип людей – они пытаются возвысить себя, унижая других. Смешно. С другой стороны, мог растоптать их всех. Но не стал. Я смотрел на них как на клоунов в цирке.
Сначала я думал, что мои недоброжелатели просто не знают, кто я такой, что они не понимают моего дара и искреннего желания помогать тем, кто в этом нуждается. А потом я пришёл к выводу, что они всё прекрасно видели, просто боялись меня. Боялись и завидовали. А потому ненавидели.
Помимо славы я получал неплохие деньги, их у меня было даже больше, чем мне требовалось. Я легко относился к деньгам – сколько себя помню, мне всегда было остаточно того, что я имел, я не превращал свою жизнь в коллекционирование монет или наращивание нулей на банковском счёте. Когда мой доход увеличился, я стал заниматься благотворительностью – делал пожертвования в фонды помощи больным детям и малоимущим семьям. Я воспринимал деньги как средство помощи людям, отдавая почти всё.
Я много ездил по стране. Устраивал семинары, встречи с людьми. Мои выступления собирали полные залы, ко мне приходили толпами. Они задавали вопросы, рассказывали о трудностях, просили совета. Мне нравилось им помогать. До определённого момента.
Всё чаще я стал замечать, что люди рассказывают мне об одних и тех же проблемах. Больше того, они просили, чтобы я решил их проблемы за них. То есть сами они не хотели и пальцем пошевелить, считали, что мир им должен, что жизнь несправедлива. И при этом они были уверены, что сами ничем никому не обязаны. А когда я пытался объяснить, что преодолевать препятствия нужно самостоятельно, что я могу только указать путь, от меня просто отворачивались. Обвиняли в шарлатанстве.
Многие из тех, кто приходил ко мне, сами являлись причинами своих неприятностей. Однажды ко мне пришла молодая мама, у неё рёбёнок родился с тяжёлым заболеванием. Я был готов оплатить операцию, но было очевидно, что это она, и только она виновата во всём, что случилось. Она не знала толком, кто отец ребёнка, хотела сделать аборт, но не успела, во время беременности ходила по вечеринкам, курила и на спор выпивала литры пива. А теперь пришла ко мне просить помощи. Я сказал, что дам денег при условии, что она признает свои ошибки и больше никогда их не повторит. Но эта дамочка не поняла ни слова. Ей казалось, что такая жизнь вполне нормальна, и подобное поведение – в порядке вещей. А проблема с ребёнком появилась оттого, что её кто-то сглазил. И экология плохая. Всё же я оплатил операцию малыша, заранее зная, что это бесполезно – мамаша найдёт способ исковеркать его жизнь. А потом будет обвинять всех вокруг. Но я попытался помочь маленькому человеку.
Мелочность моих посетителей доводила меня до отчаяния. Они спрашивали, какую купить машину, куда лучше поехать в отпуск, какая будет погода, куда вложить деньги, они требовали моих прогнозов относительно цен на акции, курса валют, и так далее. Последней каплей стал визит силиконовой девицы, которая показала мне три фотографии разных ухажёров и спросила, за кого из них ей выйти замуж.
Во мне стала расти ненависть к людям. Пришёл день, когда я перестал принимать посетителей. Раньше мне казалось, что я смогу помочь им сделать себя и мир вокруг лучше, а они просили всего лишь о материальных благах для себя любимых. Требовали, чтобы я им их дал. Им было лень даже протянуть руку и взять, не говоря уже о том, чтобы подняться с дивана и приложить к усилия. Я не был к этому готов. Я очень устал.
Знаете, говорят, что от любви до ненависти один шаг. Это не совсем так. От любви никуда не уйти, как бы не хотелось. А вот от поклонения и обожания до ненависти дойти легко. И это не просто шаг, это секунда, даже меньше - импульс. Из героя я очень быстро превратился в изгоя. Я перестал давать людям желаемое, когда они уже привыкли это получать по первому требованию, и они меня возненавидели. Так просто.
И тогда я пожалел о том, что меня выбрали. Я всё чаще стал думать о том, как хорошо было бы оставаться обычным подростком с романтическими мечтами. Пусть я был бы заурядным, всего лишь единицей в толпе, но жил бы спокойно, зная, что ничего никому не должен. Ведь жизнь избранного – это вечное служение другим. От этого никуда не уйти.
***
- А я хочу уйти, понимаете? – усталый молодой человек, сидевший на высоком стуле у барной стойки, говорил надрывающимся шёпотом, глядя в глаза Шкиперу. – Я так больше не могу.
- Но ты ведь сам просил…
- Знаю, - молодой человек резко перебил Шкипера и закрыл руками лицо. – Я не справился. Я это признаю.
- Почему бы тебе не попросить ещё раз? – спокойно спросил Шкипер. – Если одно твоё желание исполнилось, возможно, исполнится и другое. В конце концов, ты заслужил второй шанс.
- Это не просто, - вздохнул посетитель. – Нельзя вот так взять и отказаться. Быть мессией – это на всю жизнь, это значит – идти до конца, что бы ни случилось. И я пойду до конца… - Молодой человек замолчал, глядя в одну точку.
- Если я правильно понимаю, - медленно начал бармен, - ты решил этот конец приблизить, не так ли?
Посетитель не ответил, только слабо улыбнулся.
- Чего ты хочешь? – прямо спросил Шкипер.
- То есть?
- Ты хочешь, чтобы всё закончилось? Чтобы всё совсем закончилось? – Шкипер сделал ударение на слове «совсем».
- Пожалуй, что так, - тихо произнёс молодой человек.
- Или ты хочешь перестать быть тем, кто ты есть?
Молодой человек непонимающе посмотрел на бармена.
- Ты ведь понимаешь, - проговорил Шкипер, - что просто так пророками не становятся. Не каждый может стать избранным. Выбирают только тех, кто этого достоин, тех, кто справится.
- Я не справился, - прошептал молодой человек. – А неудачников, забирают. Туда. – Он посмотрел вверх.
- Во-первых, забирают не тех, кто отказался или потерпел неудачу, напротив, отзывают тех, кто завершил свою миссию. А ты пытался это сделать? – Шкипер подался вперёд. – Тебе не кажется, что ты сам стал похож на тех людей, от которых ты отвернулся? Ты пасуешь перед трудностями, даже не стараясь их преодолеть.
- Как я вообще могу их преодолеть? Это невозможно.
- Ты же не пробовал, откуда тебе знать? – Шкипер вздохнул. – Ты должен кое-что понять. Люди разные. И у всех свои проблемы. Тебе может показаться, что они заняты пустяками, но часто от этих пустяков зависит их жизнь и счастье. И не только их. Всё взаимосвязано. Вот ты говорил про их вопросы. Кто-то тебя спрашивает, ехать ли ему в отпуск, а тебе это кажется маловажным, и ты отмахиваешься от него. И, допустим, он едет в жаркую страну. А там эпидемия. А он не знал и не сделал прививку. И он привозит вирус домой. И эпидемия уже распространяется не только на одну страну. Понимаешь, о чём я?
Молодой человек медленно кивнул.
- Пустяков не бывает, - добавил Шкипер. – Случайностей тоже.
Молодой человек молчал, глядя в одну точку. Шкипер методично протирал стаканы. Время от времени он поглядывал то на часы, то куда-то за спину посетителя, в дальний тёмный угол бара, где чернела странная тень. Длинная стрелка старых настенных часов перешла на цифру 12. Тень шевельнулась. Шкипер быстро глянул в угол и, обращаясь к посетителю, произнёс:
- Скоро рассветёт. До восхода солнца ты должен озвучить свой вопрос.
- А если я этого не сделаю? – тихо спросил молодой человек.
- Лучше сделай. Я оставлю тебя ненадолго, чтобы ты мог подумать, - сказал Шкипер и скрылся в подсобке.
Молодой человек сидел, не двигаясь, и смотрел прямо перед собой. Спустя двадцать минут за стойкой снова возник Шкипер.
- Итак? – Бармен вопросительно смотрел на посетителя.
- Я решил, - твёрдо сказал молодой человек. – Это будет просьба. Я хочу вернуться.
Шкипер снова глянул в угол бара. Тень шевельнулась. Шкипер перевёл взгляд на молодого человека и произнёс:
- Да будет так.
***
Авария произошла на шоссе в нескольких километрах от города, поэтому спасатели прибыли на место не так быстро, как могли бы.
Спасатели оперативно присоединились к тем, кто уже начал вытаскивать людей из перевернувшегося автобуса. Внутри были подростки, совсем ещё дети. Плачущая женщина средних лет, прижимая к лицу окровавленный носовой платок, рассказывала врачу, что она учительница, а в автобусе – её ученики, выпускной класс. Они возвращались с экскурсии, когда автобус вдруг потерял управление и упал в канаву. Почти все спали, и никто толком не успел понять, что случилось. Одни пострадали больше, другие меньше. Кому-то помощь уже не требовалась.
Вызволять подростков было непросто – автобус перевернулся несколько раз и сильно деформировался, спасателям приходилось разрезать металл, чтобы добраться до тех, кто всё ещё находился внутри. Вся операция заняла несколько часов, и когда вытащили почти всех, небо уже начало светлеть. Последним из искорёженной груды металла извлекли худенького парнишку. Он едва дышал, пряди его белоснежных волос окрасились в алый.
***
Шкипер смотрел на настенные часы. Их стрелки крутились в обратном направлении. Тень в углу бара приобрела очертания человека. На нём был костюм необычного покроя – такие были в моде в позапрошлом веке. Человек медленно поднялся, взял со стола шляпу-котелок и направился к стойке. Шкипер коротко кивнул ему и снова посмотрел на часы. Стрелки вращались всё медленнее. Человек в странном костюме положил шляпу на стойку и достал из кармана круглые часы на цепочке. Он открыл их и, сдвинув брови, посмотрел на циферблат, стрелки которого также двигались в обратную сторону. Несколько раз человек переводил взгляд со своих круглых часов на настенные, как будто сверяя их показания.
- И… - произнёс странный человек, - стоп.
Стрелки на обоих часах замерли.
В этот момент из-за горизонта показался первый луч солнца.


Рецензии