Возмездие или воздаяние 1

               
               
                ВОЗМЕЗДИЕ ИЛИ ВОЗДАЯНИЕ
               
                1

                АРСЕНИЙ ВОЛЖАНИН

А Я говорю вам, что всякий, кто

смотрит на женщину с вожделением, уже
 
прелюбодействовал с нею в сердце своем

 Евангелие от Матфея, 5:28
 

В окнах большого старинного дома в центре приволжского городка вторую

ночь горят свечи. В этом доме живёт врач Арсений со своей женой

Наталией, матерью Иларией и бабушкой Екатериной. Четыре года тому

назад, в 1851 году, Арсений окончил Императорскую Санкт-Петербургскую

медико-хирургическую академию(основана 29 декабря 1798 года). Во время

учёбы  познакомился с Наталией, которая училась в Императорском

Петроградском родовспомогательном заведении, открытого в 1835 году.

История создания этого заведения относится к 1797 году. Именно в этом 

году по инициативе императрицы Марии Фёдоровны был учреждён

Собственный Её Императорского Величества Повивальный институт со

школой акушерок. Во время обучения в школе ученицы посменно ухаживали

за беременными женщинами в соседнем со школой родильном доме. По

окончании учёбы и успешной сдачи экзамена ученицы получали

свидетельство об окончании акушерской школы, на основании которого выдавалась

лицензия для работы.

После кончины Марии Фёдоровны с 1828 года институт стал называться

Императорским под покровительством великой княгини Елены Павловны

Романовой. В 1835 году из родильного отделения Санкт-Петербургского

воспитательного дома выделилось самостоятельное учреждение под

названием Императорское Петроградское родовспомогательное заведение,
 
где и училась Наталия. Арсений уехал из Санкт-Петербурга в 1851 году, а

Наталии до окончания учёбы оставался ещё год.

 Арсений неоднократно приезжал к Наталии в Санкт-Петербург. Провожая

сына, мать предостерегала его от необдуманных поступков по отношении

девушке. «Сынок, бойся переступить грань в отношениях, - говорила мать,

 --- подчиняй свои стихийные, телесные страсти рассудку. Всякая страсть

имеет своё начало и свой конец. Только истинная любовь вечна».

Вот, примерно, такие разговоры вела Илария с  сыном перед его поездкой в

Санкт-Петербург. Она считала своим материнским долгом, подготовить

сына к будущей семейной жизни: ведь семья – малая Церковь. И делала это с

самого дня его рождения. Сидя у колыбельки, молила Господа, чтобы он

вырос и стал хорошим мужем, заботливым отцом и, конечно, любящим

сыном. Она рано овдовела: её муж, отец Арсения, спасал зимой тонущего

ребёнка, ребёнок выжил, а муж простудился и умер. Илария понимала, что

основа характера закладывается в детстве, поэтому стремилась развить в

ребёнке стремление совершенствованию, стремлению разбираться в своих

чувствах, найти объяснения поступкам людей. По мере взросления сына

знакомила его с разными сторонами жизни. И, наконец, пришло время

коснуться щепетильной темы: отношений между юношей и девушкой. 

Илария понимала, что эти отношения должны зиждиться на

порядочности, целомудрии и серьёзном намерении. Любовь - одна из важных

тем библейского благовестия. Церковная семейная этика предполагает

чистоту отношений до вступления в брак: для христианина любое

внебрачное сожительство является грехом. Именно такое понимание она

пыталась внести  в сердце сына.

Илария приводила конкретные примеры из жизни молодых людей их же

городка.  Некоторые юноши под влиянием телесной страсти совершали

пагубные для них же самих поступки: демоническая стихия нашёптывала,

что он встретил ту единственную, с которой проживёт всю свою жизнь,

всеми способами убеждал и себя, и свою избранницу в этом. Девушки,

впервые влюблённые, впервые слушающие признания в любви, принимают

желаемое за действительное, соглашаются на всё, желая подтвердить

этим свою любовь. Юноша, добившись близости, через некоторое

охладевает, приходит к нему не жалость к девушке и не стыд, а полное

разочарование.

Затем он видит другую девушку, которая и умнее, и привлекательнее, а

потом всё повторяется, и так до бесконечности. Приходит пора жениться

тут вступает в свои права прагматизм: образованна ли, обеспеченна ли,

целомудренна ли -  это особенно важно. Сердце такого юноши, когда-

полное любви, разбросало это святое чувство, и мечется он, недоволен всем,

нет сострадания ни к кому. Живёт такой муж, потом отец, серой,

безрадостной жизнью, и чтобы почувствовать вкус той, самой первой

любви, ищет её опять в девушках, женщинах.
 
Неоценимую помощь в воспитании сына оказывали  книги. В семье много

читали, в том числе и сентиментальные произведения. Как правило,

 прочитанное обсуждалось всей семьёй. Сентиментальная повесть Николая

Михайловича Карамзина «Бедная Лиза», опубликованная в 1792 году,

раскрыла причину происшедшей трагедии. Молодой дворянин Эраст

влюбился в юную девушку Лизу. Влюблённые проводят вместе все вечера,

разделяют постель. Однако с потерей невинности, Лиза потеряла для

Эраста и свою привлекательность.

Горячо обсуждался в семье сентиментальный роман «Страдания юного

 Вертера» Иоганна  Гёте. Первое издание романа вышло осенью 1774 года.

Мотивом трагического исхода любовной истории, суицида, явились

страдания от любви к замужней женщине. В некоторой степени роман

носит автобиографический характер: Иоганн Гёте рассказал о своей

 платонической любви к замужней женщине.

Не менее поучительной является жизнь Вальтера Скотта: неразделённая

любовь для молодого Вальтера стала сильнейшим ударом. Друзья Вальтера

имели все основания опасаться, как бы он не помешался от горя. Любовная

горячка, правда, вскоре миновала, но память о первой любви преследовала его

всю жизнь, что отразилось на его романе «Редгонтлет». Конечно, такие

истории  помогали правильному нравственному воспитанию Арсения.

                2               

                НАТАЛИЯ

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу

Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и 

размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…»

Первая книга Моисеевая. Бытие, 1: 27 – 28

 Блажен,  кто живёт с женою разумною…

Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова, 25:11


В дом Волжаниных приехала Наталия два года тому назад. Илария, мама

Арсения,  его бабушка Екатерина ждали её, волновались. Стол накрыт: сам

Арсений позаботился, чтобы на столе было всё, что любит Наталия.

Распахнулась дверь, Арсений подвёл невесту сначала к бабушке, потом к

матери: «Вот, моя Наталия, а это моя бабушка Екатерина и моя мама

Илария». Наталия поклонилась женщинам, на некоторое время лицо

побледнело, а потом зарделось нежным румянцем. С этого дня в дом

Волжаниных вошёл новый человек  - молодая жена сына.

Взаимоотношения свекрови и невестки испокон веков считается извечной

проблемой, сложной и неоднозначной. Разногласия давно стали пищей для

анекдотов и пословиц. Свекровь и невестка  - это сплошь героини

драматических и трагических жанров. Нередко отношения превращаются в

бесконечные войны, лишающие семью покоя и мира, в которой нет

победителей, а есть только терпящие бедствия. 

С древних времён пришла к нам пословица: «Ночная кукушка дневную

перекукует». Смысл в том, что жёны научились манипулировать мужьями

с помощью ночных любовных утех. Именно ночью, как ночная кукушка,

жена, стремясь полностью завладеть мужем, нашёптывает всякую

гнусность о его матери, слёзно жалуется о несправедливом отношении к

ней, выдумывая всё новые и новые небылицы. Муж в порыве страсти

полностью соглашается во всем, что говорит жена. Причина неуважения,

даже ненависти, со стороны невестки к свекрови до банальности проста:

властолюбие, ревность, эгоизм, что является первым признаком

нравственного невежества.

В то же время нравственной является надежда матери, что и после

женитьбы сын  будет относиться к ней с любовью и заботой. Из десяти

Божиих Заповедей есть Заповедь о почитании родителей, тогда благодать

будет во все дни жизни детей. Благодать Божия соединяет людей, делает

их родными, и эта родственность особенно чувствуется между матерью и

ребёнком. Бог изначально заложил огромную любовь в сердце, в душу ребёнка

к матери: в утробе он пуповиной был связан с ней, до родов фактически это

было одно существо.   Казалось бы, что после рождения ребёнка

 пуповина разорвана -  появились два человека, живущие отдельно друг от

друга. Но нет! Незримая пуповина, духовная, остаётся! Далее, в первые дни

жизни, ребёнок питается молоком матери, питается её молоком месяцы, и

опять через него в каждую клеточку входит любовь к матери. Первые свои

шаги ребёнок делает под любовным её взором. И ещё долгие годы для него

никто не нужен был, кроме матери: он горько плакал, когда она уходила

куда-то, он непередаваемо радовался, когда она возвращалась. Любовь и

счастье заключалось для него в слове: «мама».   

Но Бог сотворил человека так, что он не должен замкнуть свою любовь

только на матери. Придёт любовь к женщине, детям, к друзьям, полюбит

он всё, что создал для него Господь. Но навсегда в сердце человека Бог

оставляет любовь к матери, а значит, к Творцу. И горе той, которая, став

женой, попытается властолюбием, клеветой посеять в душе сына

непочтение, неблагодарность, отчуждение по отношению к матери.

Жажда властвовать и любовь вместе не уживаются. На две части

разорвать сердце никому и никогда ещё не удавалось, иначе – смерть. Надо

помнить, если сын забудет мать, уйдёт от него и его жены Божия

Благодать, а в качестве возмездия покинет Благодать и  их потомков.

Секрет правильного отношения невестки к свекрови – это уважение. Этому

учит Библия: «Перед лицом седого вставай и почитай лицо старца…»

(Третья книга Моисеева. Левит, 19:32). Надо воспитывать  так  сына,

чтобы он  не позволял своей жене поливать грязью мать.

В то же время безнравственным является вмешательство матери в 

семейную жизнь сына. Критика, которая обрушиваеся на голову невестки,

происходит в основном из-за ревности. Мать всеми силами пытается

повысить свою самооценку и показать, что именно она заботится о сыне.

Вывод: мать обязана вести себя мудро, идти на компромиссы, не

навязывать свою точку зрения, не командовать невесткой.

Тема взаимоотношений невестки и свекрови настолько важная, что нашла

место в Библии. Есть в Ветхом Завете книга, которая представляет нам

прекрасные образцы, как должна жить свекровь со своими невестками и как

невестки должны относиться к своей свекрови. Книга эта известна под

названием «Книга Руфи». В ней явлена Божественная Благодать, передан

драгоценный духовный  опыт – заветы, как относиться к близким и родным.

Это очень маленькая по объёму книга, но в ней содержатся великие уроки

семейной жизни. Книга очень актуальна, потому что именно в наше время,

социально и нравственно тяжёлое время, многие из нас сталкиваемся с

теми же проблемами. В Священном тексте современные семьи обретут для

себя много важных наставлений. Если все семьи будут следовать этим

Божественным наставлениям, то любовь и мир воцарится в них.

Наталия с первых дней жизни в семье Волжаниных ощутила на себе

искреннюю заботу и любовь. Бабушка Арсения Екатерина и его  мама

Илария души не чаяли в Наташе - так ласково они называли Наталию.

  Чтобы не было плохих отношений в семье, нужно молиться. Если человек

молится, всякий разлад прекращается – Господь помогает. Сама Наталия

не только с уважением и почтением, но с нескрываемой любовью

относилась и к бабушке, и к матери Арсения. И не было на свете более

счастливого человека, чем Арсений. Он никогда не задумывался над тем, кого

он больше любит из троих. В его сердце горела неугасимым, Божественным

пламенем любовь к матери, к бабушке, к жене. Иногда в шутку он говорил

Наталии: «Я смотрю, ты больше любишь мою маму, чем меня». В ответ

Наталия счастливо улыбалась. А иногда он говорил маме: «Ты любишь

Наталию больше, чем меня». В ответ мама радостно улыбалась.

И вот, вторую ночь в доме Арсения горят перед Святыми Образами свечи,

вторую ночь продолжаются роды у Наталии. На улице, в сумерках ночи,

пройдёт молодая женщина, у которой Наталия принимала роды,

«Помоги, Матушка Царица Небесная, рабе Божией Наталии», - ещё

маленько постоит и пойдёт, сокрушенно покачивая головой.

У изголовья Наталии неотлучно сидит свекровь, бережно, с непередаваемой

любовью, раз за разом вытирает капельки пота на лице невестки,

прикладывает к пересохшим губам влажный комочек. Если бы могла,

бы эти предродовые муки на себя: «Покричи, милая, покричи, голубушка,

может, немного легче станет». Невестка смотрит с благодарностью на

свекровь, отрицательно качает головой: «Идите, мама, отдохните».

Заходит бабушка, прикладывает ухо к огромному животу роженицы

смотрит внимательно в глаза, тихонько говорит: «Терпи, страдалица моя,

терпи, сокровище наше», - и уходит.  Понимает Наталия, что ещё не

пришло время рожать. А схватки всё сильнее, всё длительнее, кусает и до

того искусанные до крови губы: только бы не закричать, знает, что за

дверью - её Арсений. Вместе с ним пришлось принимать роды у всех, кто

рожал в этом городе, за два года совместной работы.

 По-разному рожали женщины: одни, вместе с отходившими водами, легко.

Другие рожали «насухо», то есть сначала отходили воды, а потом и

начиналось самое неблагоприятное: долго приходилось мучиться

роженицам, трудно было младенцу выйти из утробы матери в этот мир. В

народе бытует мнение - если роды трудные и рождается мальчик, очень

счастливой будет мать. Став взрослым, окружит сын огромной заботой до

самого последнего дня её жизни, что жить она будет с ним, и именно он

закроет её глаза по смерти её.

Арсений, не переставая, ходил по длинному коридору дома, иногда заходил в

ту или иную комнату, зажигал новые свечи. В голове вертелась одна и та же

фраза из Библии: «Жене сказал: умножая  умножу скорбь твою в

беременности твоей; в болезни будешь рождать детей…»

                Первая книга Моисеева. Бытие, 3:16


 Он думал, что родится мальчик, а так как роды трудные, Господь за

страдания подарит любящего, заботливого сына Наталие и, конечно, ему.

Он был уверен, что родится именно сын, хотя бабушка всегда с каким-то

особенным взглядом смотрела на него, говоря: «Ну, ну…» Сколько прошло

рожениц через его руки, Арсений ни разу не ошибся: сказал  -   девочка, так и

есть; сказал -   мальчик, так и было.  Вспоминает, как смеялась Наталия,

когда после очередных родов она говорила ему: «Ты так сегодня объяснялся в

любви, такие ласковые слова говорил роженице, что таких слов я, твоя

жена, не слышала». Они были счастливы счастьем других.

 Опять бабушка вошла в комнату, она слыла в городе хорошей повитухой.

Арсений стал напротив двери, прислушался, затаив дыхание,

тишина.…Вдруг он услышал крик, нет – это не крик Наталии! Это крик

неземной, особенный, как будто из другого мира! Арсений почти задохнулся,

всё закружилось, запело, непослушной рукой открыл дверь. Бабушка

передавала родившегося ребёнка Наталии. Арсений подошёл, протянул руки,

 слёзы застилали глаза: «Вот ты, мой сыночек, мой родненький, ты пришел

 ко мне... к нам».

  ДА, В ЭТОТ МИР МЫ ПРИХОДИМ ИЗ ТАЙНЫ И УХОДИМ В ТАЙНУ.

«Сыночек? Зиновия нынче родилась, касатик ты мой, Арсеньюшка, не верил

мне, что родится девочка». Арсению было всё равно: с благодарностью, с

безграничной любовью смотрел он на Наталию; став на колени, целовал её

руки. Головка ребёнка была обрамлена чёрными, как воронье крыло, густыми,

торчащими в разные стороны влажными волосиками. Девочка смешно

чмокала губами. Волосы на головке постепенно улеглись, но были настолько

длинные, что Арсений подумал: «Их можно хоть сейчас подстригать».

Обычно видел новорождённых или совсем безволосыми, или с пушком каким-

то, а тут – целая копна.


                3

                ДЕТСТВО ЗИНОВИИ

Дочь для отца - тайная
постоянная забота, и попечение о
ней отгоняет сон…
              Премудрости Иисуса,
              сына Сирахова,42:9


Девочку назвали Зиновией. Она родилась 30 октября 1855 года в день памяти

святой мученицы за Христа Зиновии. Традиция давать имена в честь

святых появилась в первые века христианства. Уже тогда считалось, что

присвоение ребёнку имени святого делает его причастным святости.

Обычай имянаречения по именам святых и мучеников официально был

узаконен в шестом  веке Папой Григорием первым, прозванным Великим.

Отныне имя давалось человеку в тот момент, когда он становился

христианином, то-есть во время обряда крещения. Даруя родителям ребёнка

и устанавливая день его рождения, Господь тем самым указывает на его

имя.

На Руси традиция давать имена в честь святых появилась вместе с

принятием православия. Летом 988 года произошло официальное Крещение

Руси князем Владимиром.  Сам креститель Руси – равноапостольный князь

Владимир  -  в святом крещении получил христианское имя Василий, а

святая княгиня Ольга крестилась под именем Елена. Имя становилось

проводником, нитью, связующей христианина со святым, который мог

 заступиться за человека перед Богом, хранить от всякого зла, от разных

несчастий и помогать делать добро.

Время неудержимо шло своим чередом, его невозможно было ни остановить,

ни обратить вспять. В основном в семье Волжаниных ничего не изменилось.

Созданная до рождения девочки Церковь ещё более окрепла. Она созидалась

на взаимной любви в далёкие предшествующие годы, а может, и столетия, а

может, возносится к первым годам Крещения Руси.
               
С самого раннего возраста дети всех поколений воспитывались в вере отцов.

Любовь, уважение, забота друг о друге, оказание помощи любому

страждущему человеку  оставались незыблемыми ценностями с рождения

Зиновии. Где любовь, там Бог, а где Бог, там всё доброе – это земной рай.  С

любовью в доме был мир и спокойствие: ведь любовь долготерпит и всё

покрывает, не допускает человека раздражаться, сердиться, быть

эгоистом, обижаться или обижать кого-то словом или делом.

Вечерами, стоя на коленях у колыбельки малышки, с первых дней её жизни 

взрослые возносили молитвы Господу, изливали Всемогущему благодарность

за прожитый день. Прабабушка Екатерина когда-то пела в церковном хоре,

знала наизусть многие церковные песнопения. Этими песнями она

убаюкивала девочку. И прабабушка Екатерина, и бабушка Илария, и мама

Наталия, и Арсений думали одинаково: пришло в их дом Царство Небесное.

До рождения Зиновии посещение храма всей семьёй в воскресные и

праздничные дни было непреложным. Как только заметила Екатерина в

глазёнках малышки блеск возникающего сознания, она стала подносить её к
 
иконам, освещённым тихо мерцающими лучами горящих лампадок. Всей

семьёй шли в храм Божий, как только раздавался бархатистый звон

церковного благовеста.

Девочка рано стала сама переворачиваться со спинки на животик и

обратно. В четыре месяца от роду самостоятельно сидела в своей

колыбельке. Беспокоясь, Арсений говорил: «Не давайте ей так долго сидеть,

да подушечку потвёрже кладите под спинку». Однажды вошла бабушка в

детскую комнату посмотреть, спит ли ещё внучка, и увидела её стоящей в

колыбельке. Девочка никогда не ползала, как другие дети. При исполнении 10

месяцев сама пошла, смешно размахивая ручками, как крылышками, чтобы

никто не мешал ей  идти.

При встрече с новым, каким бы то ни было предметом, или человеком, или

животным, широко от удивления раскрывала глаза, потом переводила их на

рядом оказавшегося родного человека, чаще всего бабушку, потом опять на

впервые увиденное, как бы спрашивая: «Кто, или что это?»

Пошел второй год жизни, а девочка не произнесла ещё ни единого слова,

даже ни единого слога, наподобие «па, ма, ба», как обычно начинают свою

речь дети. Родители вначале волновались, но потом успокоились: по

рассказам Екатерины, её дед по материнской линии не разговаривал до двух

лет, а  потом стал произносить не отдельные слова, а целые предложения,

причём чисто и по-взрослому. Так случилось и с Зиновией: однажды, за два

месяца до двух лет, она вошла в кабинет отца и сказала: «Пойдём в храм». В

это время как раз раздавался призывный звук церковного колокола.

С первым предложением посыпались как из рога изобилия вопросы:

«Куда уходит солнышко ночью?»; «Почему у меня нет дедушки, а у Гришутки (сын

местного священника, большой приятель девочки. Прим. авт.) есть?», «Гришутка

блудник? Он вчера заблудился и плакал?».  С каждым днём ум и сердце стали

занимать более серьёзные вопросы: «Что такое смерть?», «Что такое молитва?», 

«Где живёт  Бог, Ангелы?» Наталия, мама Зиновии, часто прибегала к помощи

бабушки Екатерины, та обычно глубоко задумывалась, подбирала такие слова,

которые были бы и понятны ребёнку, и в то же время не искажали сути. Со

временем девочка сама могла ответить на когда-то интересующие её вопросы:

«Молитва  -  это беседа, разговор с Богом. Сердце человека маленькое, но в нём

вмещаются и Бог, и Ангелы».

  Любила Зиновия слушать церковные песни. К четырехлетнему возрасту, девочка

знала наизусть многие из них.

Любимыми были  Вечерняя песнь Сыну Божию: «Свете Тихий Святыя  славы

Безсмертнаго Отца Небеснаго, Святаго, Блаженнаго, Иисусе Христе!..»,  Песнь

Пресвятой Богородице: «Богородице,  Дево, радуйся,  Благодатная Марие, Господь с
 
Тобою…», Воскресная песнь по  Евангелии: «Воскресение Христово видевше,

поклонимся Святому Господу Иисусу, единому безгрешному…».  Бывало, сидит

Зиновия на коленях Екатерины и тоненьким голосочком подпевает: «Воскресение

Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех…»

         В семье взрослые читали вслух Евангелие и другие священные книги.

Излюбленным чтением служило синодальное издание 1759 года Четьи-миней

Димитрия Ростовского  -  12-томный свод жития святых, охватывающий весь

годовой круг. Повествования о жизни святых подвижников и исповедников

вызывали в маленьком сердечке девочки искреннюю к ним любовь и благоговение.

  Глубоко в душу ребёнка запал рассказ о благоверном князе Петре и благоверной

княгине Февронии, Муромских чудотворцах. На Руси от царей до простолюдинов

издавна любимым чтением была «Повесть о Петре и Февронии Муромских».

   «В славном граде Муроме, - так начинала свой рассказ прабабушка

Екатерина,  - жил князь Пётр. Однажды в Муроме появился враг рода

человеческого - злой дух -   в образе «огненного змия-оборотня». Князь победил

змия, но от ядовитых капель крови змеиной Пётр заболел. Спасла его дева Феврония

 из деревни Ласково (под Рязанью). Князь обвенчался с нею в Муроме. Но

горделивые бояре и завистливые их жёны не желали иметь княгиней простолюдинку и

потребовали выгнать Февронию.

  Тогда Пётр покинул Муром со своей Богом данной женой. Вскоре град Муром

постиг гнев Божий: в междоусобной войне бояр погибло несметное количество

людей, и народ потребовал возврата законных правителей. Князь и княгиня

вернулись, жили в любви и согласии, а главное, праведно управляли подданными.
 
      25 июня 1228 года в один день и в один час благоверные преставились:
 
окончилась их земная жизнь. С тех пор и поныне святые Пётр и Феврония
 
почитаются православным людом, им молятся о благополучии в семье».

 В трёхлетнем возрасте Зиновию стали интересовать книги. Она могла часами

держать в руках ту или иную книгу, рассматривать странички, сосредоточенно,
 
не по-детски, о чём-то думать. Всё чаще можно было видеть её в рабочем

кабинете родителей. Огромное количество книг приводило её в восторг. В три года

и шесть месяцев она часами могла листать  Библию с иллюстрациями. В

четырёхлетнем возрасте девочка самостоятельно прочитала «Повесть о Петре и

Февронии Муромских».

       Путь к чтению был необычен: как-то Зиновия  попросила отца написать и

прочитать ей некоторые слова: «папа», « мама», «бабушка», «Екатерина»,
 
«Гришутка», «котик». Арсений удивился такой просьбе, но стал писать одно
 
слово, произносить его, ребёнок смотрел на написанное и тоже медленно
 
произносил. Потом Арсений писал второе слово -  всё повторялось. Это  походило
 
на игру, но понятную только ей.  Через несколько дней  попросила показать эти

слова в книгах и  прочитать молитву «Отче наш». Арсений открыл

«Молитвослов» и медленно читал, девочка пальчиком следила за  каждым словом и
 
произносила его. Знакомые слова она сама стала отыскивать  в церковных песнях,
 
сказках Пушкина, баснях Крылова и других произведениях. Зиновия не учила буквы,
 
слоги, а запоминала написание и прочтение целых  слов.

    Однажды попросила она маму рассказать ей о святой Зиновии, в честь

которой ей дали имя при крещении. Теплится еле-еле в углу лампадка, освещая Лик

Пресвятой Богородицы, тихо льётся голос Наталии: « Священномученик  Зиновий, 

епископ  Эгейский,  и  сестра его мученица  Зиновия претерпели изуверскую смерть

30 октября 285 года. Родились они в семье благочестивых родителей, которые рано

умерли, оставив детям большое наследство. Зиновия отказалась от наследства в

пользу брата. Замуж решила не выходить: посвятить себя Богу.  Брат раздал

богатство нищим ради Христа. За благотворительность и святую жизнь Господь 

наградил Зиновия даром исцеления различных болезней, вскоре он был избран

епископом христианской общины в Киликии. Пребывая в святительском сане,

Зиновий ревностно распространял веру христианскую среди язычников.  Но

нечестивый император Диоклетиан (284- 305) устроил гонения на христиан,

требовал отказаться от Христа и принести жертву языческим богам.

   За отказ сначала бит был брат, а потом, обнажив догола, били сестру. Но

никакие муки не смогли заставить  святых отказаться от Христа. Тогда обоих

положили на раскалённый одр  и обезглавили. После таких мучений святые

оставили землю и переселились на небеса»,  - так закончила свой рассказ Наталия.

Дом Волжаниных находился в центре города неподалёку от храма Рождества

Христова, в котором настоятелем был батюшка Николай Пригожин. 

Волжанины занимались врачебной практикой. Лечили людей от физической

немощи, славились далеко за пределами своего городка.
               
     Пригожины издавна  были служителями Божиими при храмах и монастырях,

излечивали  Божиих чад от духовной немощи. Семья Волжаниных и семья

Пригожиных находились в тесной дружбе.
 
 В семье батюшки Николая Пригожина родился мальчик в тот же год, что и

Зиновия, только не в один месяц. Зиновия родилась 30 октября 1855 года в день

памяти мученицы Зиновии, а мальчик родился 25 января 1855 года в день памяти

святителя Григория Богослова, поэтому при крещении нарекли его Григорием. 

Батюшка Николай имел большое потомство: пять девочек и двух мальчиков.

Гостеприимно принимал дом Волжаниных детей батюшки: за воскресным,

праздничным,  а то и в будничным обеденным столом можно было видеть всю

семью батюшки.

      Обе семьи старались окружить детей разнообразными игрушками, чтобы

через игрушки дети познавали мир. История игрушек имеет такую же длинную

летопись, как история человека.  Самая древнейшая из игрушек - это кукла.

Возраст «прабабушки» этой игрушки  - 30-35 тысяч лет. Зиновия и девочки

батюшки Пригожина любили играть в куклы, им нравилось возиться с ними.

Куклы ели, спали, капризничали, их убаюкивали.  Дети создавали свой мир, свои

истории, учились дружить. Детские игрушки   - это жизнь в миниатюре. С ранних

лет мальчики и девочки  любили играть в шахматы. Они с удовольствием

проводили досуг за этой настольной игрой. Шахматы - древняя

игра в истории человечества,  насчитывающая не менее полутора тысячи лет, а

возможно и более.  Она сочетает в себе элементы  спорта, науки и искусства.

Шахматы порождают настоящих гениев, превращают маленьких  мальчиков и

девочек в настоящих эрудитов. На Руси шахматы появились приблизительно в 820

году. История игр, особенно настольных, богатейшая.

        Родители понимали, что  игра  - основа детской жизни и естественная для

ребёнка форма обучения. В игре ребёнок познавал мир, учился  правильному 

взаимоотношению со сверстниками, учился выполнять правила, подчиняться им.

Игры способствовали живому общению и были основным средством физического

развития, основой которого является движения, и чем они разнообразнее,  тем

здоровее ребёнок.  Вот почему придавалось  большое значение подвижным играм на

открытом воздухе.  Подвижные игры отличались огромным разнообразием. Игра

«Хлопанье» начиналась на улице,  как только появлялись первые листья на

деревьях. Игру «Рыбка» дети затевали преимущественно осенью. Перед

интересно проходила игра «Терять». Мальчики обожали старинную игру в

«Лошадки». Зиновия и девочки водили  традиционную народную игру «Ручеёк».  И

мальчикам и девочкам нравились игры, которые давали возможность побегать от

души, проявить свою находчивость.  Многие игры уходят в седую древность.

Самыми популярными и любимыми из народных игр были: игра – забава «Петушки

и курочки», игра – потеха «Бой петухов», игра – забава «У медведя в бору», игра

  - развлечение «Утки - гуси».  Дети радовались самому игровому процессу, в

играх содержатся  незамысловатые сюжеты, там действуют знакомые персонажи,

дети с интересом  перевоплощались в них. Музыка и танцы также занимали

большое место в их жизни.

    Гришутка любил пропадать на реке, Волга захватывала его, манила вдаль к

морям, океанам. Он любил слушать рассказы о далёких, загадочных странах; с

детских лет мечтал путешествовать, быть мореплавателем, открывать новые

страны. В роду батюшки Николая испокон веков были священники, монахи,

монахини, и не мог припомнить он, что кто-то из предков был мореплавателем.

Увлечения сына про себя не одобрял, но и не запрещал, не навязывал ему своей

 воли. «Всё в руках Божиих», -  так решил батюшка.

     Зиновия и Григорий были, как говорят в народе, не разлей вода. Ни мальчик,

ни девочка не пытались верховодить. Когда Гришу спрашивали о чём-либо, он

отвечал: «Я? Как скажет Зиновия».  Когда спрашивали девочку, она отвечала:

«Как скажет Гриша».  Научившись к четырём годам читать, Зиновия решила

научить этому и своего приятеля. Методика, выработанная ею, как наиболее

быстрый и успешный путь к чтению, не подошла Грише: пришлось сначала

научиться распознавать буквы, читать слоги, а потом слова. Зато мальчик с

восхищением слушал, как она читает! Ему казалось, что он никогда не сможет

  читать так, как его маленькая подруга.

           Как только дети научились читать, обе семьи, объединившись, стали

преподавать основы наук. Батюшка Николай, естественно,  Закон Божий. Арсений

проводил  уроки по математике и другим точным наукам.  Наталия знакомила

детей с литературой и историей.  Илария  - с различными видами искусств.

Екатерина -  с основами лечения,  в основном  травами.   Матушка батюшки

Николая   - учила и девочек, и мальчиков рукоделию, приготовлению разнообразных

блюд - в итоге, дети получили неплохие знания во многих областях.
               
         Шли годы.  Григорий перечитал  множество  книг о путешественниках,

мореплавателях. О каждом из них мог рассказывать часами, а Зиновия могла с

нескрываемым интересом слушать эти рассказы. Вместе удили рыбу, вместе

купались в Волге; катались на коньках, когда застывала река; вместе любили жечь

костры, любуясь закатами солнца.   Однажды Гриша заявил, что  решил стать 

капитаном сначала маленького судна, а потом…. «А я буду матросом на твоём

корабле. Состригу волосы и буду всегда с тобой», -  прервав его, сказала

Зиновия.

 «Нет, нет, ты будешь капитаном, а я матросом  и добавил: «Только мне твоих

волос жалко».

          Ранней весной, летом и даже осенью обе семьи занимались сбором трав:

каждую травку надо было собирать в своё время. Волжанины испокон веков лечили

больных в основном травами,  их настаивали, замораживали, сушили. В семье

хранились дневниковые записи рецептов приготовления лекарств,   мазей,

составленных сто, двести, а то и более лет тому назад.  Каждый из членов семьи

знал, что подорожник, как и столетник, хорошо снимает боль и быстро

заживляет раны при порезах, им же вылечивается лишай; шалфей снимает

зубную боль, так же, как и ромашка, ещё шалфей применяется при болях в горле.

Зверобой залечивает воспалительные процессы в лёгких. Чистотел уничтожает

бородавки. Плоды боярышника применяются при болезни сердца и  расстройстве

нервной системы. Корневище с корнями валерианы – при бессоннице, мигрени,

бронхиальной астме, неврозах, а корневище с корнями крапивы – при сахарном

диабете. Как приготовить каждую травку для наилучшего её использования, как её

хранить – всё это бережно передавалось из поколения в поколение Волжанинами.


                4

                ЮНОСТЬ ЗИНОВИИ

 Любовь есть источник Божественного
огня в сердце.
  Преподобный Иоанн Лествичник
               
                Время мчалось, как и подобает времени, с неумолимой скоростью. 
                25 января 1874 года Григорию исполнилось 19 лет.

По-прежнему, как в  ушедшие детские годы, он часто

проводил время с Зиновией. Вместе ходили в храм, вместе

читали книги, любили бродить по бескрайним просторам щедрой приволжской

земли.  На купленном Григорием кораблике-паруснике доплывали почти до моря,

поздним  вечером высаживались на полюбившийся им берег, жгли костры.

    С каждым днём Зиновия превращалась в  черноволосую красавицу,

Григорий – в стройного, светловолосого юношу, в тёмно-бирюзовых глазах

которого отражалась Волга в час её тишины и покоя. Зиновия не представляла

себе жизни без Гриши. Он был её братом, другом, надёжным и, как ей казалось,

самым любимым человеком на свете. Она  даже представляла его князем Петром,

а себя княгиней Февронией.
               
     Григорий же всё больше и больше любил её, но не как сестру: нечаянное

прикосновение даже к её руке вызывало у него щемящее радостное чувство,

переполняло так, что иногда ему казалось, что он задохнётся.  Он боялся

смотреть на неё во время купания. Ушло беззаботное детство, то детское

отношение к ней, когда они могли рядышком лежать на песке, играть в реке,

кувыркаясь,  обрызгивая друг друга хрустальными капельками прохладной воды.

       Обе семьи были счастливы,  надеялись, что совсем-совсем скоро зазвучит в

храме свадебная песня в честь Григория и Зиновии. В июне месяце 1874 года

Григорий уехал  на своём паруснике вместе с братом в монастырь. В монастыре на

берегу Волги в нескольких километрах  от их городка монашествовал  родной дядя.

Хотела и Зиновия поехать с ними, но брат Григория отговорил её: всего-то две

ночи проведут они в монастыре и – назад. Зиновия на прощанье перекрестила их и

долго-долго стояла на берегу, провожая глазами парусник.

      Вечером того же дня, как обычно, стояла Зиновия в храме на вечерней

службе, ни на кого не глядя, возносила с благоговением молитвы Господу. Вдруг    

  интуитивно почувствовала на себе чей-то взгляд.  Повернув голову, увидела, что

на том месте, где обычно во время службы стоял Григорий, стоит незнакомец.

Взгляды их встретились. Зиновия пыталась усиленно молиться, но его взгляд не

отпускал её. Она плохо помнит окончание службы.  Дома, что бы ни делала,

видела этот взгляд.

На следующий день Зиновия встретила незнакомца в больнице.

Оказывается, он был родным племянником их больной пациентки Марии.   Когда-

то весёлая девушка Мария, выйдя замуж весёлого, жизнерадостного Кирилла,

владельца крупной приволжской строительной пароходной компании, покинула

родной город -  Санкт-Петербург. Кирилл рано умер. Овдовев, Мария тихо и

незаметно доживала свои последние дни в городке, где испытала и счастье с

Кириллом, и горе от неожиданной смерти его.

Владимир -  так звали племянника - приехал в город по просьбе тёти, чтобы

уладить какие-то нотариальные бумаги. Из больницы к дому Зиновии шли вместе,

остановились у старого раскидистого дуба, что рос напротив окна комнаты

Зиновии. На одно мгновение Владимир прикоснулся к  волосам  Зиновии. Она

почувствовала еле-еле уловимое его дыхание, как будто тёплый ласковый ветерок

пролетел над головой. Волнение, никогда раннее не испытанное волнение, охватило

её.  Владимир уехал на следующее утро.

       После его отъезда Зиновия изменилась: всё чаще предпочитала находиться в

своей комнате одна. Здесь никто ей не мешал вновь и вновь переноситься в тот

вечер у дуба. Воспоминания приводили её к пережитому: томительно, беспокойно

билось сердце, и вновь приходило непонятное сладостное чувство. Она с радостью

воскрешала то мгновение удивительного счастья. Да, это было счастье, неведомое

доселе счастье!

    Григорий, влюблённый, любящий и счастливый, трепетно ожидающий октября

месяца, когда Зиновии исполнится 19 лет, и он сможет попросить её руки, не

замечал изменений в отношениях Зиновии к нему. А она, чувствуя непонятную для

неё самой вину перед Григорием, пыталась всё реже встречаться с ним, тем более

один на один.

Месяц спустя после отъезда Владимира на имя Зиновии из Санкт-

Петербурга пришло письмо. В письме Владимир писал, что жизнь без неё потеряла

всякий смысл, что он живёт только воспоминаниями о тех мгновениях, которые

были подарены ему встречей с ней. Просил простить его за дерзкое письмо и

написать ему, хотя бы несколько слов.

Читая письмо, Зиновия чувствовала, что вот-вот потеряет сознание:

руки дрожали, слова прыгали, слёзы  полились сами собой. Здесь было всё:

неземная радость, непонятное волнение и смятение. Боясь, что кто-то увидит её

в таком состоянии, Зиновия выскочила из больницы, держа в руках письмо, никого

не замечая. Платок соскользнул с головы, волочится по земле, как волочит

перебитое крыло птица.

Она не заметила идущего к ней навстречу радостно улыбающегося

Григория, пробежала мимо него. Вбежав в свою комнату, Зиновия лихорадочно

закрыла ключом дверь, упала на кровать и долго-долго судорожно рыдала. Три дня

не выходила Зиновия из комнаты, на беспокойные вопросы домочадцев отвечала

ласково и приветливо, что с ней ничего не случилось, что она здорова и

счастлива.

Несколько раз пыталась написать письмо Владимиру, но всякий раз рвала

написанное.

В конце августа Мария, тётя Владимира, вновь попала в больницу.

Зиновия почти неотступно с любовью ухаживала за ней. Она смотрела на

больную, и ей казалось, что Владимир видит её, помнит о ней, сама Зиновия ни на

минуту не забывала Владимира. Целый месяц прошёл  в борьбе за жизнь Марии.

  Наконец пришло время покинуть ей этот мир, и первой поняла это Зиновия.

Горестным был  приговор собравшихся врачей: надо немедленно вызывать

родственников. У Марии была только одна сестра -  Маргарита, мать Владимира,

которая жила в Санкт-Петербурге.

Маргарита  не приехала, ссылаясь на нездоровье, -  а приехал Владимир. 

Он часами сидел у постели больной, спал  тут же в больнице. На это время его

заменяла Зиновия.   Горе ещё сильнее сблизило Владимира и Зиновию. В последние

часы  жизни Марии около её постели они  находились вместе. До последней

минуты сознание не покидало Марию. Она ласково гладила руки дорогих ей детей,

как она их называла, просила заботиться друг о друге, никогда не разлучаться.

Эти слова из её уст звучали как благословение. Спустя неделю после приезда

Владимира, тётя умерла. Здесь же, в больнице, Зиновия и Владимир омыли тело

усопшей, чтобы она в чистоте предстала пред лице Божие по воскресении. После

омовения  тело  одели в новые светлые одежды. В течение трёх дней по усопшей

Владимир и Зиновия попеременно  читали Псалтирь. После отпевания в храме

похоронили Марию на семейном кладбище Волжаниных.
               
Прошёл  третий, девятый, сороковой день поминальные дни. Владимир

продал дом тёти. Большую часть полученных денег отдал в храм на навечный помин

 души усопшей, её вещи  раздал людям. Пора бы и уезжать, да что-то не отпускает

 его. В очередной раз пришел на кладбище, долго сидел, разговаривая про себя с

тётей.   В это время как будто птичка пролетела. Он стал взглядом искать её

вдруг – увидел Зиновию. Какая-то неземная сила сорвала Владимира с места

бросила навстречу Зиновии. Он горько-горько, как маленький ребёнок, заплакал.

Зиновия целовала его заплаканные, такие родные глаза. Уже не существовало его

отдельно от неё, а её отдельно от него.

    31 октября 1874 года в четверг, на второй день после исполнения 

девятнадцати лет  Зиновии, состоялось венчание Владимира и Зиновии.

     Осиротели обе семьи: семья Волжаниных и семья Пригожиных.  Не

сбылись их чаяния о родстве, о совместном продолжении рода. Григорий держался

спокойно, даже, казалось, радостно. Да, он действительно радовался
 
любимого, самого дорогого для него человека на свете. Он видел огонь в глазах

Зиновии, когда она смотрела на Владимира, такой огонь Божественной Любви, какого

 никогда не видел в отношении себя.

   Через месяц после отъезда молодожёнов Григорий уехал к дяде в монастырь.

                P.S.

              ИСПРАВЛЕННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ в августе 2023 года


Рецензии
Больших творческих успехов Вам в вашем нелегком труде на духовном поприще. Сейчас это особенно актуально. Сейчас нужно единство в духе людей, понимающих куда катится сейчас мир и как его спасти.

Алекс Иванов 4   28.04.2015 11:32     Заявить о нарушении
Алекс! Прочитала все Ваши произведения, жду, очень жду продолжения: не ленитесь, шутка...

Раиса Безродная   29.04.2015 13:33   Заявить о нарушении
Спасибо за интерес к моему творчеству. Буду стараться.

Алекс Иванов 4   29.04.2015 23:35   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.